Suzuki

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Suzuki Motor Corporation
スズキ株式会社
Suzuki logo ArtWW.svg

Suzuki logo.svg
Тип Публичная компания
Листинг на бирже TYO: 7269
Основание 1909; 115 лет назад (1909)
Основатели Митио Судзуки[1]
Расположение  Япония: Хамамацу, префектура Сидзуока
Ключевые фигуры Тосихиро Судзуки (председатель совета директоров и президент)
Рио Кавамура (CEO)[2]
Отрасль автомобильная промышленность (МСОК2910)
Продукция Легковые автомобили
Мотоциклы
Собственный капитал 1,878 трлн иен
($16,3 млрд, 2022)[2]
Оборот 3,568 трлн иен
($31,0 млрд, 2022)[2]
Затраты на НИОКР 160,7 млрд иен
($1,40 млрд, 2022)[2]
Операционная прибыль 183,77 млрд иен
($1,60 млрд, 2022)[2]
Чистая прибыль 160,35 млрд иен
($1,39 млрд, 2022)[2]
Активы 4,155 трлн иен
($36,1 млрд, 2022)[2]
Капитализация 2,27 трлн иен
($15,9 млрд, 29.09.2022)[2]
Число сотрудников 68 739 (2021)[3]
Аудитор KPMG

Suzuki Motor Corporation (яп. スズキ株式会社 судзуки кабусикигайся) — японская машиностроительная компания. Штаб-квартира — в городе Хамамацу, префектура Сидзуока. В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 за 2022 год Suzuki Motor заняла 560-е место[4].

История

Компания была основана в 1909 году Митио Судзуки под названием Suzuki Loom Works[1]; первоначально занималась производством ткацких станков, мотовелосипедов и мотоциклов. В 1930-х годах в Японии резко поднялся спрос на автомобили, и в 1937 году сотрудники Митио Судзуки начали реализацию проекта создания малолитражных автомобилей. После создания нескольких прототипов программа была свёрнута из-за начала Второй мировой войны[5].

Suzuki Suzulight, 1956

После Второй мировой войны текстильная отрасль Японии находилась в упадке, и компании пришлось осваивать другие виды деятельности, в частности производство моторов к мопедам. В 1952 году был создан мотовелосипед Suzuki Power Free, особенностью которого стало наличие двух приводных звёздочек, благодаря которым двигаться можно было не только за счёт двигателя, но и при помощи педалей или используя одновременно оба типа привода[5].

В 1954 году компания была переименована в Suzuki Motor Co., Ltd., в это время она производила порядка 6000 мотоциклов и мопедов в месяц. Спустя год в производство пошла переднеприводная малолитражка Suzulight с независимыми передней и задней подвеской. В 1962 году заводская команда впервые стала победителем мотоциклетных гонок Isle of Man TT. Не имея возможности конкурировать на равных на внутреннем рынке с Toyota, Honda и Nissan компания начала осваивать соседние страны и другие виды продукции: в 1965 году начался выпуск навесных моторов для лодок и электрогенераторов, в 1967 году был открыт завод в Таиланде, всоре за ним последовали заводы в Индонезии, на Филиппинах и Тайване. В 1982 году Suzuki Motor начала деятельность в Пакистане и Индии, где было создано совместное предприятие Maruti Udyog, на 2008 год занимавшее 50 % местного рынка автомобилей[5][6].

Suzuki Jimny LJ20-1, 1972

В 1967 году концерн начал производство первого поколения семейства малолитражек Fronte, Alto, Cervo, в 1983 году появляется модель классом выше — Swift/Cultus. В 1982 году концерн выпустил первый в мире мотовездеход — модель QuadRunner LT125. В 1988 году началось производство кроссовера Vitara.

Экспорт автомобилей в США начался в середине 1970-х годов, а в 1981 году было создано партнёрство с General Motors. В 1986 году было создано совместное предприятие в Канаде и открыт завод в Великобритании. Также в 1986 году начался экспорт в США внедорожников Suzuki Samurai, уже в следующем году его продажи превысили 80 тыс., но в 1988 году журнал Consumer Reports назвал его небезопасным (из-за высокого центра тяжести он мог переворачивается на поворотах) и продажи резко упали[5].

С 1990 года компания стала называться Suzuki Motor Corporation. В 1991 году был построен завод в Венгрии Magyar Suzuki, в который было вложено 230 млн долларов. В 1993 году было создано совместное предприятие в КНР. В 1994 году на японский рынок был представлен минифургон Alto van, ставший самым недорогим автомобилем страны (5 тыс. долларов). В 1998 году General Motors увеличила долю в Suzuki до 10 %, японская компания стала фактически подразделением небольших автомобилей американского концерна, продукция которого была ориентирована на Азию, Восточную Европу (Венгрия, Польша) и Латинскую Америку (Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Аргентина), также значительная часть продаж приходилась на США. В 2008 года General Motors продала свою долю в Suzuki[5].

В декабре 2009 года Suzuki вступила в альянс с немецкой Volkswagen Group, обменявшись с последней пакетами акций и анонсировав совместную разработку экологичных автомобилей. Менее чем через два года, в сентябре 2011 года, было объявлено о распаде данного альянса[7]. В ноябре 2012 года Suzuki прекратила продажу автомобилей в США, максимум продаж пришёлся на 2007 год, но затем они начали быстро падать[8].

В 2017 году началось партнёрство с Toyota.

Собственники и руководство

Крупнейшими акционерами по состоянию на 2021 год были The Master Trust Bank of Japan (10,8 %), Custody Bank of Japan (5,0 %), Toyota Motor Corporation (4,9 %), Tokio Marine & Nichido Fire Insurance (3,7 %), MUFG Bank (3,3 %)[3].

  • Тосихиро Судзуки (Toshihiro Suzuki) — председатель совета директоров и президент с 2021 года.
  • Рио Кавамура (Ryo Kawamura) — главный исполнительный директор.

Деятельность

Компания известна как производитель легковых (в том числе внедорожников) и грузовых автомобилей, мотоциклов, лодочных моторов под маркой Suzuki.

Подразделения компании по состоянию на 2021/22 финансовый год[9]:

  • Автомобили — 90 % выручки;
  • Мотоциклы — 7 % выручки;
  • Лодочные моторы — 3 % выручки;
  • Прочая деятельность — моторизированные инвалидные кресла, солнечная энергетика, недвижимость, 0,3 % выручки.

Основными рынками являются Япония и Индия, 30 % и 33 % выручки соответственно, на страны Европы приходится 10 % выручки[9]. Компания лидирует на рынках автомобилей Индии (доля 40 %), Пакистана (51 %), Мьянмы, Непала, Бутана, Барбадоса, Боливии, Кот-д’Ивуара, а также Венгрии в категории легковых автомобилей[3].

Продажи автомобилей в 2020/21 финансовом году составили 2,571 млн, из них 647 тыс. — в Японии. Продажи мотоциклов составили 1,535 млн (в Японии — 51 тыс.). Производственные мощности компании имеются в Японии (5 заводов), Индии (3 завода), Китае (3 завода), Мьянме (2 завода), Таиланде (2 завода), Пакистане, Индонезии, Вьетнаме, Камбодже, Филиппинах, Тайване, Египте, Венгрии, США и Колумбии[3].

Показатели деятельности в млрд иен[2][3]
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Оборот 2608 2512 2578 2938 3016 3181 3170 3757 3872 3488 3178 3568
Чистая прибыль 45,2 53,9 80,4 107,5 96,9 116,7 160,0 215,7 178,8 134,2 146,4 160,3
Активы 2224 2302 2488 2874 3253 2702 3116 3341 3402 3340 4036 4155
Собственный капитал 1107 1112 1299 1494 1701 1188 1387 1595 1716 1794 2032 1878

Примечание. Значения указаны на 31 марта каждого года, когда в Японии заканчивается финансовый год.

Suzuki Jimny, 2018

Suzuki в России

Suzuki VS 1400 Intruder
Suzuki Vitara S BoosterJet ALLGRIP 1.4

Официальным импортером Suzuki в России с 1999 года является универсальный торговый дом ITOCHU Corporation в лице ООО «Сузуки Мотор РУС» (ранее «АйТиСи Авто РУС»). С 2010 года 50 % акций российского импортера принадлежит компании Suzuki[10]. Главой «Сузуки Мотор РУС» является г-н Такахаси Юта[11].

В 2006 году в России было продано 16 118 машин Suzuki, в том числе 9161 Grand Vitara[12]. Продажи Suzuki в 2007 году составляли 28,6 тыс. автомобилей. За 11 месяцев 2010 года в России было продано 25,6 тыс. автомобилей Suzuki. В 2011 Suzuki планировали продать в России 42 тыс. автомобилей[13].

В июне 2007 года компания подписала с администрацией Санкт-Петербурга соглашение о строительстве автозавода в Шушарах. Ожидалось, что завод мощностью 30 тыс. автомобилей в год и стоимостью ориентировочно 3 млрд руб. будет выпускать модели SX4 и Grand Vitara[14][6]. Впрочем, в конце 2008 года руководители компании объявили о том, что этот проект будет отложен или отменён в связи с мировым экономическим кризисом[15]. В 2009 году Suzuki вернула властям города землю, выделенную под строительство предприятия[16].

Suzuki в Индии

Suzuki SX4

Индия — основной рынок сбыта продукции японской компании. На местном рынке совместно с Maruti компания — лидер продаж. Объём продаж в 2007 году в Индии составил 758 233 автомобиля.

Автомобили

  • Южноамериканские модели на базе Chevrolet

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 История компании Suzuki Архивировано 13 июня 2012 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 7269.T - Suzuki Motor Corp (англ.). Reuters. Дата обращения: 29 сентября 2022.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Annual Report 2021 (англ.). Suzuki Motor Corporation. Дата обращения: 30 сентября 2022.
  4. Suzuki Motor (англ.). Forbes. Дата обращения: 29 сентября 2022.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 History of Suzuki Motor Corporation – FundingUniverse (англ.). International Directory of Company Histories, Vol.59. St. James Press, 2004. Дата обращения: 29 сентября 2022.
  6. 6,0 6,1 Александр Губский. «Мы трезво оценивали свои возможности», — Тоисиро Судзуки, главный управляющий директор Suzuki Motor Архивировано 24 апреля 2008 года. // Ведомости, № 59 (2081), 2 апреля 2008
  7. Сергей Смирнов. Suzuki разрывает альянс с Volkswagen. // vedomosti.ru. Дата обращения: 13 сентября 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.
  8. Suzuki Motors to end US car sales amid growing struggle (англ.). BBC (6 ноября 2012). Дата обращения: 30 сентября 2022.
  9. 9,0 9,1 Financial Summary 2022 (англ.). Suzuki Motor Corporation. Дата обращения: 29 сентября 2022.
  10. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 апреля 2011. Архивировано 28 августа 2016 года. Компания SUZUKI MOTOR CORPORATION приобрела 50 % акций Российского импортера
  11. Сигэру Седзи: «Российский рынок на текущем этапе не готов платить большую цену за маленькие, но качественные автомобили» Архивная копия от 24 июля 2020 на Wayback Machine // Газета Континент-Сибирь от 20 апреля 2012 года
  12. Глеб Столяров. Suzuki за $10 000 Архивировано 8 сентября 2007 года. // Ведомости, № 166 (1940), 5 сентября 2007
  13. РБК, 12 января 2011 (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 апреля 2011. Архивировано 5 марта 2016 года.
  14. Анатолий Темкин, Глеб Столяров. Suzuki выбрала Питер (недоступная ссылка) // Ведомости, № 105 (1879), 9 июня 2007
  15. Глеб Столяров, Кирилл Хрипунов. Suzuki передумала Архивировано 25 февраля 2009 года. // Ведомости, № 246 (2268), 26 декабря 2008
  16. Александр Губский. Компания недели: Suzuki Motor Архивная копия от 14 января 2010 на Wayback Machine // Ведомости, № 180 (2450), 24 сентября 2009

Ссылки