Shenyang J-8

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
J-8 / F-8
Shenyang J-8II, вооружённый УРВВ и бомбами, 2001 год.Shenyang J-8II, вооружённый УРВВ и бомбами, 2001 год.
Тип истребитель-перехватчик
Разработчик Китай SAC
Производитель Китай SAC
Главный конструктор Е. Женда
Вант Натшоу (с 1966)
Гу Сонфен (J-8II)
Первый полёт 5 июля 1969 года
Начало эксплуатации 1980 год
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты ВВС КНР
ВМС КНР
Единиц произведено 380[1]
Стоимость единицы ~$12,5 млн (2006 год)[2]

Шэньян J-8 (кит. трад. 殲撃八型, упр. 歼撃八型, пиньинь Jiān jī bā xíng, палл. Цзянь цзи ба син или 歼-8, Jiān-8, J-8, буквально Истребитель модель 8, Код НАТО: Finback) — одноместный истребитель-перехватчик, разработанный Авиастроительной корпорацией в г. Шэньяне.

Самолёт является дальнейшим развитием конструкции производившегося по лицензии МиГ-21, однако китайский истребитель больше по размерам и имеет два двигателя. Первоначально истребитель имел лобовой воздухозаборник, который в дальнейшем был заменён двумя боковыми воздухозаборниками, что позволило разместить более мощную БРЛС. Аэродинамическая схема самолёта напоминает экспериментальные истребители-перехватчики МиГ Е-152А (у модификации J-8I) или Су-15 (у модификации J-8II).

На вооружении НОАК находится более 300 истребителей данного типа. В ВВС КНР самолёт в перспективе будет заменён истребителями J-10 и J-11.

История создания

Модификации

J-8 (Finback-A)

J-8 в Пекинском военном музее.
J-8I 24 авиадивизии. Обратите внимание на увеличенный носовой конус.
J-8
Первый полёт совершил 5 июля 1969 года под управлением лётчика-испытателя Юн Юхуана. Дневной истребитель, похожий на увеличенный МиГ-21. Самолёт был оснащён двумя ТРДФ WP-7A и радиодальномером SR-4. Вооружён истребитель был двумя 30 мм пушками Type 30-I по 200 снарядов на ствол и двумя ракетами «воздух-воздух» ближнего радиуса действия PL-2 с инфракрасным наведением. Выпущен ограниченной серией. Самолёт был принят на вооружение 2 марта 1980 года.[3]
J-8I
Первый полёт совершил 24 апреля 1981 года. Улучшенный всепогодный вариант с РЛС SL-7A (дальность действия 40 км), двухствольной 23 мм пушкой Type 23-III. Самолёт имел четыре узла подвески для ракет и бомб. Выпущен ограниченной серией. Принят на вооружение 27 июля 1985 года.
J-8E
Вариант J-8I с усовершенствованной авионикой. На самолёт установили новую РЛС, оптические датчики SL-8, картографический радар Type 204 и систему предупреждения Type 903. Истребитель получил также новые ИЛС и систему опознавания «свой-чужой». Переоборудованные самолёты начали поступать на вооружение с 1990 года.
JZ-8 (J-8R)
Разведывательный вариант J-8I.
J-8ACT
Первый полёт 24 июня 1990, экспериментальный самолёт с ЭДСУ.

J-8II (Finback-B)

Шэньян J-8B в авиамузее
Defense.gov News Photo 010124-D-0000X-001.jpg
J-8II (Finback-B)
Первый полёт совершил 12 июня 1984 года под управлением лётчика-испытателя Цю Сюэжэня. Усовершенствованный J-8I с перепроектированной носовой частью фюзеляжа. Лобовой воздухозаборник был заменён конусообразной носовой частью с моноимпульсной РЛС SL-4A (Type 208) (дальность действия 40 км) и боковыми воздухозаборниками, аналогичными воздухозаборникам истребителя МиГ-23. В конце 1970-х годов Китай получил несколько МиГ-23 из Египта, таким образом, складной подфюзеляжный киль и боковые воздухозаборники могли появиться на J-8II с помощью реверс-инжиниринга. Китайские инженеры фактически повторили процесс разработки перехватчика Су-15 на базе меньшего по размерам самолёта Т-5. Экспериментальный самолёт МиГ-23ПД также имеет много общих черт с китайским J-8II.
J-8II Блок 02 (J-8IIB)
Первый полёт совершил в ноябре 1989. Самолёт имел усовершенствованный радар SL-8A с дальностью действия 70 км. Истребитель получил улучшенные двигатели WP-13AII. Вооружение включало двухствольную 23 мм пушку Type 23-III (копия ГШ-23Л) и до четырёх ракет «воздух-воздух» PL-5 или PL-8.
Peace Pearl J-8 (J-8II)
Во время китайско-американского сотрудничества около 50 J-8II были отправлены в США для переоборудования. На самолёты планировалось установить новые РЛС AN/APG-66 и систему управления огнём. Программа оценивалась в 500 млн долларов. До того, как программа была закрыта, успели переоборудовать 24 самолёта.[4]
J-8IIACT (J-8II-BW2)
Первый полёт совершил в 1988. Экспериментальный самолёт с ЭДСУ.
J-8IID (J-8D)
Первый полёт совершил 21 ноября 1990 года, модифицированный J-8B с системой дозаправки в воздухе и навигационной системой TACAN.
J-8IIM (F-8IIM)
Представленная на авиашоу в Чжухае в 1996 году экспортная модификация с российской РЛС Жук-8II (дальность действия 70 км), вооружённая ракетами «воздух-воздух» Р-27Р1 (AA-10) и противокорабельными ракетами Х-31А (AS-17). Самолёт заказов не получил.
J-8III (J-8C)
Усовершенствованный J-8II с двумя ТРДФ WP-14. В отличие от предыдущей модификации J-8II модификация J-8C имел электронную дистанционную систему управления (ЭДСУ) и новый многофункциональны импульсный доплеровский радар, разработанный на базе израильской РЛС Elta EL/M 2035. Самолёт также получил цифровую систему управления огнём и новую кабину пилота, оборудованную многофункциональными дисплеями (МФД). Разработка модификации J-8C началась в 1991 году, первый полёт новый самолёт совершил в 1993 году. Несмотря на то, что эта программа имела высший приоритет, самолёт использовался для тестов разрабатываемого радара Type 1471 (KLJ-1) и авиационных систем, взаимодействующих с ЭДСУ. Начиная с этой версии истребители J-8II могут использовать подвесные контейнеры РЭБ BM/KG300G и KZ900, а также контейнеры с системами целеуказания и навигации Blue Sky и FILAT.
J-8IIH (J-8H)
Первый полёт совершил в декабре 1998 года. Самолёт имеет новую кабину, оснащённую МФД, два двигателя WP-13B, РЛС Type 1471 (KLJ-1) (дальность действия 75 км). Истребитель может быть вооружён ракетами «воздух-воздух» средней дальности Р-27 (AA-10) и PL-11 и противорадиолокационной ракетой YJ-91.
J-8IIF (J-8F)
Первый полёт совершил в 2000 году. Самолёт оснащён двумя двигателями WP-13BII, системой дозаправки в воздухе и РЛС Type 1492. В 2004 году с самолёта были проведены успешные пуски ракеты «В-В» PL-12/SD-10.[5]

Тактико-технические характеристики

Схема J-8
ТТХ J-8 различных модификаций
J-8 J-8I J-8II
(J-8B)
J-8IIA
(J-8D)
J-8IIM J-8III
(J-8C)
Первый полёт 1969 1981 1984 1996 1996 1993
Технические характеристики
Экипаж 1 (пилот)
Длина, м 21,52 21,59 21,39 21,60
Размах крыла, м 9,34 9,344 9,34 9,25
Высота, м 5,41
Площадь крыла, м² 42,0 42,2
Масса пустого, кг 9285 н/д 9830 10 200
Масса снаряжённого, кг 13 700 13 850 14 300 15 288 15 200
Масса максимальная взлётная, кг 16 580 17 800 н/д 18 879 н/д
Объём топлива, л 4600 5400 н/д 5400 н/д
Двигатель ТРДФ Liyang Wopen
7A (Р-11Ф) 13А II (Р-13-300) 13В 14 Kun Lun
Тяга максимальная, кН 2×43,15 2×42,66 н/д н/д
Тяга на форсаже, кН 2×58,8 2×65,9 2×68,6 2×7500 кгс
Лётные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 2322 2300 2200
Крейсерская скорость, км/ч 850 н/д
Боевой радиус, км 800[6] 800[6] / 1200 (с дозаправкой)
Практическая дальность, км 1500 1900
Перегоночная дальность, км 2000 2200
Практический потолок, м 20 800 19 000 18 000 19 000
Скороподъёмность, м/с 163 200
Длина разбега, м н/д 800
Длина пробега, м н/д 1000
Тяговооружённость н/д / 0,89[7] 0,65 / 0,98[7] н/д
Нагрузка на крыло, кг/м² н/д 341 н/д
Максимальная эксплуатационная
перегрузка
, +g
4 4,83 8 6,9 8
Вооружение
Пушечное 2×30 мм НР-30 1×23 мм Type 23-3 (ГШ-23Л) с 200 снарядами
Точки подвески 5 7
Боевая нагрузка, кг 4500
УР «воздух-воздух» PL-2B, PL-5B PL-2B, PL-5B/C/E, PL-8
Р-27Р1, PL-11, PL-12
УР «воздух-поверхность» нет Х-31A нет
Другое 12×57 мм или 7×90 мм НУРС, бомбы

На вооружении

 Китай:

Инциденты

См. также

Аналоги
Списки

Примечания

  1. "Capabilities of the Chinese People's Liberation Army to Carry Out Military Action in the Event of Regional Military Conflict" Архивировано 13 августа 2011 года.
  2. J-8II Specifications на сайте SinoDefence.com Архивировано 7 июля 2008 года.
  3. J-8 Fighter Aircraft — SinoDefence.com Архивировано 26 мая 2006 года.
  4. J-8II Fighter Aircraft — SinoDefence.com Архивировано 16 июля 2006 года.
  5. アーカイブされたコピー (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2008. Архивировано 7 января 2007 года.
  6. 6,0 6,1 С 2×800 л и 1×1400 л ПТБ
  7. 7,0 7,1 В числителе значение при максимальной тяге, в знаменателе на форсаже.
  8. The Military Balance 2017,p.284
  9. The Military Balance 2017,p.283

Литература

  • Владимиров М. «Гром из Китая». Об истребителе J-8 // Крылья Родины. — М., 1999. — № 2. — С. 20-22. — ISSN 0130-2701.

Ссылки