SERT-1

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
SERT-1
Space Electric Propulsion Test
SERT-1SERT-1
Заказчик Соединённые Штаты Америки NASA
Производитель Соединённые Штаты Америки Исследовательский центр им. Гленна
Оператор Соединённые Штаты Америки NASA
Задачи технологическая
Стартовая площадка Соединённые Штаты Америки Уоллопс
Ракета-носитель Скаут Х-4
Запуск 20 июля 1964 год 10:53 UTC
Длительность полёта 50 мин
Технические характеристики
Масса 1404 кг
Срок активного существования 31 мин
Элементы орбиты
Тип орбиты суборбитальный полёт
Целевая аппаратура
ионный двигатель ртутный двигатель Кауфмана

SERT-1 (Space Electric Propulsion Test)космический аппарат NASA, созданный для испытания первого электрического ионного двигателя. Зонд совершил суборбитальный полёт 20 июля 1964 года. Аппарат был запущен с помощью ракеты-носителя «Скаут» с космодрома Уоллопс.[1]

История

Аппарат был создан в исследовательском центре NASA им. Льюиса (ныне имени Дж. Гленна). Для первого испытания ионных двигателей были разработаны два их варианта — ртутный ионный двигатель разработки Гарольда Кауфмана и цезиевый контактный ионный двигатель[2]. Созданием последнего занимался подрядчик — фирма «Хьюз Аэркрафт»[3].

После запуска аппарат проработал в общей сложности 31 минуту 16 секунд. Из двух разных типов ионных двигателей испытание удалось провести только у одного — двигателя Кауфмана. Включение и выключение двигателя проводилось около 300 раз. Второй тип двигателей запустить не удалось из-за отказа системы, вызванной, вероятно, коротким замыканием[3].

Второе испытание двигателей Кауфмана произвели на аппарате SERT-II 3 февраля 1970 года уже в орбитальном полёте[4], а следующее и первое успешное испытание цезиевого произошло 3 апреля 1965 года на спутнике SNAP-10A[5].

Конструкция

Цезиевый контактно-ионный двигатель имел диаметр 8 см, расчетную тягу 5,6 мН и удельный импульс 8050 с. Поток цезия контролировался бойлером и пористым вольфрамовым электродом.

Ртутный двигатель Кауфмана весил 5,3 кг и имел расчетные мощность 1,4 кВт, тягу 28 мН и удельный импульс около 4900 с. В качестве катода использовалась нагретая танталовая проволока, а поток ионов контролировался с помощью пробки из пористой нержавеющей стали. Реальная тяга определялась по показаниям акселерометра и изменению положения аппарата, фиксировавшемся с помощью солнечных датчиков. Отклонение от расчетных показателей было небольшим, в пределах 5 %[6][7].

Примечания

  1. Encyclopedia Astronautica Index: 1 (англ.) (недоступная ссылка). www.astronautix.com. Дата обращения: 6 сентября 2020. Архивировано 25 октября 2010 года.
  2. NASA Content Administrator. Glenn Contributions to Deep Space 1 (англ.). NASA (14 апреля 2015). Дата обращения: 6 сентября 2020. Архивировано 10 декабря 2004 года.
  3. 3,0 3,1 NASA Technical Reports Server (NTRS) Development of the SERT-1 Spacecraft, Summary Report (англ.). ntrs.nasa.gov. Дата обращения: 6 сентября 2020. Архивировано 9 марта 2022 года.
  4. David DeFelice. NASA - Space Electric Propulsion Test (англ.). www.nasa.gov. Дата обращения: 6 сентября 2020. Архивировано 26 января 2021 года.
  5. Морозов А. И., Шубин А. П. Космические электро-реактивные двигатели. — Знание, 1975. — С. 45.
  6. SERT 1 (англ.). Gunter's Space Page. Дата обращения: 6 сентября 2020. Архивировано 16 июля 2019 года.
  7. W.C.Nieberding R.R. Lovell. NASA Technical Reports Server (NTRS) THRUST MEASUREMENT OF SERT I ION THRUSTORS (англ.). ntrs.nasa.gov. Дата обращения: 6 сентября 2020.