Pasažieru vilciens

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Pasažieru vilciens
Тип государственное акционерное общество
Основание 2001
Расположение Латвия Рига, Латвия
Отрасль железнодорожный транспорт (МСОК491)
Продукция пригородные и междугородние пассажирские железнодорожные перевозки
Число сотрудников 1136
Сайт pv.lv
Электропоезд ЭР2Т производства RVR

Pasažieru vilciens (в переводе — «Пассажирский поезд», сокращённо PV) — единственная компания в Латвии, занимающаяся перевозками пассажиров по ширококолейной железной дороге. Обслуживает 12 маршрутов, 4 из которых электрифицированы. На 2006 год в компании работало 1136 человек.[1]

История

Компания основана 2 ноября 2001 года путём выделения из компании «Латвийская железная дорога» с уставным капиталом 25 тыс. латов. Изначально она дотировалась за счёт грузовых перевозок. При подготовке вступления Латвии в ЕС перекрёстные субсидии были запрещены, и дотации пассажирских перевозок взял на себя государственный бюджет страны. С 2002-го по 2008 год они выросли с 200 тысяч до 30,866 млн. латов[2].

При этом пригородное сообщение в рижском железнодорожном узле в начале 2000-х годов росло: в 2004 году «Pasažieru vilciens» перевёз 23,5 млн пассажиров, в 2005-м — 25,5 млн, в 2006-м — 27 млн[2].

К 2008 году подписанный акционерный капитал «Pasažieru vilciens» возрос с 25 тысяч до 14, 7 млн латов, ежегодно предприятие платило в бюджет свыше 2 млн евро налогов. Текущий ремонт подвижного состава осуществлял вагоноремонтный центр АО «VRC Zasulauks», что обходилось в 2005 году в 6,8 млн латов и обеспечивало бывшему депо Прибалтийской железной дороги 87 % годового оборота, составляя пятую часть текущих расходов «Pasažieru vilciens»[2].

С учётом запрета перекрёстных субсидий в железнодорожном транспорте и большого объёма дотаций из госбюджета в 2008 году было решено преобразовать «Pasažieru vilciens» в государственное акционерное общество, исключив его из концерна «Latvijas dzelzceļš». Акции АО «VRC Zasulauks» остались во владении «Pasažieru vilciens»[2].

После экономического кризиса 2009 года железнодорожные пассажирские перевозки теряли своё значение: в 2019 году количество перевезённых пассажиров составило всего 17 млн. Основные потоки ушли на автобусы: в первом полугодии 2020 года ими было перевезено 42 млн пассажиров против 6 млн поездами.[источник не указан 1115 дней]

Маршруты

Электрифицированные линии
(Рига-Юрмала, Рига-Елгава)
Рижский центральный вокзал
река Даугава
Торнякалнс
Атгазене
Туриба
Тирайне
Баложи
Яунолайне
Олайне
Далбе
Цена
Озолниеки
Цукурфабрика
река Лиелупе
Елгава
Засулаукс
в Болдерая
Депо
Золитуде
Иманта
Бабите
Приедайне
река Лиелупе
Лиелупе
Булдури
Дзинтари
Майори
Дубулты
Яундубулты
Пумпури
Меллужи
Асари
Вайвари
Слока
Кудра
Кемери
Смарде
Милзкалне
Тукумс I
Тукумс II
Электрифицированные линии
(Рига-Скулте, Рига-Айзкрауле)
Рижский центральный вокзал
Земитаны
Браса
Саркандаугава
Мангали
Зиемельблазма
Вецдаугава
Вецаки
Калнгале
Гарциемс
Гарупе
Царникава
река Гауя
Гауя
Лиласте
Инчупе
Пабажи
Саулкрасты
Кишупе
Звейниекциемс
Скулте
Вагону паркс
Яняварты
Даугмале
Шкиротава
Доле
Саласпилс
Саулкалне
Икшкиле
Яуногре
Огре
река Огре
Парогре
Циемупе
Кегумс
Лиелварде
Кайбала
Юмправа
Дендрарий
Скривери
Мулдакменс
Айзкраукле
Неэлектрифицированная линия
(Елгава-Лиепая)
Елгава
Виестури
Глуда
Добеле
Биксты
Броцены
Салдус
Скрунда
Калвене
Илмая
Торе
Лиепая


Латвийские электрифицированные железные дороги — самые протяжённые в Прибалтике, общая их протяжённость — 249 км (ещё 12 км не используются). На сегодня имеются 4 электрифицированные линии:

Железная дорога
Рига — Лиепая
Рига — Елгава
Рига — Айзкраукле
Рига — Плявиняс
Рига — Гулбене
Рига — Крустпилс
Рига — Даугавпилс
Рига — Резекне
Рига — Зилупе
Рига — Скулте
Рига — Валга
Рига — Сигулда
Гулбене — Алуксне

Подвижной состав

Подвижной состав состоит из поездов и вагонов Рижского вагоностроительного завода[3]. В распоряжении предприятия были 121 вагон дизель-поездов со средним возрастом 25 лет и 203 вагона электропоездов со средним возрастом 27–28 лет[2].

Поскольку к моменту создания компании срок их эксплуатации истёк или истекал, по предложению министра сообщения Айнара Шлесерса на Рижском вагоностроительном заводе была начата модернизация поездов с привлечением средств европейского фонда регионального развития ERAF[2].

В 2003 году 51 электропоезд был капитально отремонтирован на 3,1 млн латов из госбюджета Латвии[2].

В первый после вступления Латвии в ЕС период планирования (2004—2006 гг) из фонда ERAF было выделено финансирование в размере 10 769 560 латов, общая сумма заказа с привлечением бюджетных средств составила 17 024 734 лата (около 20 млн евро). На эту сумму на РВЗ был модернизирован 91 вагон электропоездов, в том числе 68 вагонов полностью и в 23 были модернизированы кабины машинистов. При модернизации был полностью обновлён интерьер салонов с установкой мягких сидений, установлены новые окна, система кондиционирования и отопления[2].

В 2006 году в Фонде выравнивания ЕС было зарезервировано 19 млн евро на приобретение новых дизель-поездов, а на период планирования 2007—2013 гг . было запланировано 112,4 млн евро на приобретение новых электропоездов для модернизации Рижского пригородного железнодорожного сообщения[2].

31 декабря 2014 года был подписан договор о модернизации 19 вагонов дизель-поездов с объединением, включающим «VRC Zasulauks», Даугавпилсский локомотиворемонтный завод и Рижский вагоностроительный завод в соответствии с объявленным 22 августа 2013 года конкурсом. В результате на линию в середине 2016 года должны были выйти 5 трёхвагонных состава и один четырёхвагонный[4].

Класс Тип Кол-во Год постройки
ЭР2 Электропоезд 108 1962 — 1984
ЭР2Т Электропоезд 23 1987 — 1996, 2003
ДР1А Дизель-поезд 31 1973
ДР1АМ Дизель-поезд 10 1973
ДР1AC Дизель-поезд 7 2015

Зоновые тарифы

Компания Pasažieru vilciens с 01.04.2016 ввела тарифы оплаты проезда в пригородных поездах по зонам. Внутри зоны стоимость проезда — 0.80€, проезд до остановки следующей зоны прибавит к цене билета по 0.50€ для каждой зоны, исключением является цена проезда между зонами A и B, которая составляет 1.40€ (0.80+0.60=1.40). Также есть пригородный межзонный тариф, составляющий 0.90€/1.00€.

  • Айзкрауклеская линия
    • A : Рига — Вагону Паркс — Яняварты — Даугмале — Шкиротава — Гайсма — Румбула — Дарзини
    • B : Доле — Саласпилс — Саулкалне — Икшкиле — Яуногре — Огре — Парогре
    • C : Циемупе — Кегумс — Лиелварде — Кайбала
    • D : Юмправа — Дендрарий — Скривери
    • E : Мулдакменс — Айзкраукле
  • Тукумская линия
    • A : Рига — Торнякалнс — Засулаукс — Депо — Золитуде — Иманта — Бабите
    • B : Приедайне — Лиелупе — Булдури — Дзинтари — Майори — Дубулты — Яундубулты — Пумпури — Меллужи — Асари — Вайвари
    • C : Слока — Кудра — Кемери — Смарде
    • D : Милзкалне — Тукумс I — Тукумс II
  • Скултская линия
    • A : Рига — Земитаны — Браса — Саркандаугава — Мангали — Зиемельблазма — Вецдаугава — Вецаки
    • B : Калнгале — Гарциемс — Гарупе — Царникава — Гауя — Лиласте
    • C : Инчупе — Пабажи — Саулкрасты — Кишупе — Звейниекциемс — Скулте
  • Сигулдская линия
    • A : Рига — Земитаны — Чиекуркалнс — Югла
    • B : Балтэзерс — Гаркалне — Криевупе — Вангажи
    • C : Инчукалнс — Эгльупе — Силциемс — Сигулда
  • Елгавская линия
    • A : Рига — Торнякалнс — Атгазене — Туриба — Тирайне — Баложи
    • B : Яунолайне — Олайне — Далбе — Цена
    • C : Озолниеки — Цукурфабрика — Елгава

Инциденты

1 июня 2022 года на сайт компании была совершена кибератака[5], в результате которой была прервана онлайн-продажа билетов на сайте компании и в мобильном приложении[6]. Ответственность за атаку взяла на себя хакерская группировка NoName057(16).

Литература

  1. Employees. Pasažieru Vilciens. Дата обращения: 17 июня 2007. Архивировано 7 октября 2007 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Шлесерс, Айнарс. Par dzelzceļa pasažieru pārvadājumu nodrošināšanu…. Об обеспечении пассажирских железнодорожных перевозок. Сообщение министра на заседании правительства 10 июня 2008 года (латыш.). www.vestnesis.lv. Latvijas Vēstnesis №98 (27 июня 2008). Дата обращения: 5 апреля 2021. Архивировано 30 мая 2020 года.
  3. Rolling stock. Rail Fan Europe. Дата обращения: 17 июня 2007. Архивировано 6 июля 2010 года.
  4. Dīzeļvilcienu modernizācijas projekts. Проект модернизации дизель-поездов. AS Pasažieru vilciens (31 декабря 2014). Дата обращения: 5 апреля 2021. Архивировано 9 мая 2021 года.
  5. https://twitter.com/pvilciens/status/1531961580841320448. Twitter. Дата обращения: 18 августа 2022.
  6. DDoS-атака нарушила торговлю билетами на сайте Pasažieru vilciens. lz.lv. Дата обращения: 18 августа 2022.

Ссылки