Null object (шаблон проектирования)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

В объектно-ориентированном программировании Null Object — это объект с определенным нейтральным («null») поведением. Шаблон проектирования Null Object описывает использование таких объектов и их поведение (или отсутствие такового). Впервые опубликован в серии книг Pattern Languages of Program Design.[1]

Описание

В таких объектно-ориентированных языках как Java или C# объекты могут иметь значение NULL. Ссылки на такие объекты нуждаются в проверке на NULL-значение перед использованием, так как методы класса «нулевого» объекта, как правило, не могут вызываться.

Целью Null-object'а является инкапсулирование отсутствия объекта путём замещения его другим объектом, который ничего не делает.

Данный шаблон проектирования рекомендуется использовать, когда:

  • Объект требует взаимодействия с другими объектами. Null Object не устанавливает нового взаимодействия — он использует уже установленное взаимодействие.
  • Какие-то из взаимодействующих объектов должны бездействовать.
  • Требуется абстрагирование «общения» с объектами, имеющими NULL-значение.[2]

Структура

На диаграмме классов в языке UML шаблон проектирования представлен следующим образом:

Null Object.svg

Примеры

Пример на C#

Пример на PHP

Пример на Java

Пример на Python

Пример на Ruby

Примечания

  1. Woolf, Bobby. Pattern Languages of Program Design 3 (неопр.) / Martin, Robert; Riehle, Dirk; Buschmann, Frank. — Addison-Wesley, 1998.
  2. http://sourcemaking.com/design_patterns/null_object Архивная копия от 15 июня 2012 на Wayback Machine SourceMaking Tutorial

Ссылки