Musica poetica

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Титульная страница трактата «Musica poetica» Иоахима Бурмейстера

Musica poetica (с латинского буквально — «творческая музыка», «созидательная музыка»), в немецкой музыкальной теории XVI — XVII веков — практическое учение о музыкальной композиции, а также само искусство (техника) музыкальной композиции.

Прилагательноe poetica в описываемом термине обозначало не поэзию (искусство стиха), а др.-греч. ποίησις в прямом смысле — творчество, созидание. Впервые термин появился в учебнике Николая Листения «Основы музыки» (1533)[1]. Концепция musica poetica получила широкое распространение в немецкой музыкальной науке барокко. Значительные труды, посвящённые теории и/или технике сочинения музыки, создали Генрих Фабер (1548), Галл Дресслер (1563), Зет Кальвизий («Мелопея», 1592), Иоахим Бурмейстер (1606), Иоахим Тюрингский (1624), Иоганн Андреас Хербст (1643), Афанасий Кирхер (1650), Вольфганг Каспар Принц (1676) и др.

В ряде трудов musica poetica подразделялась на «сортизацию» (лат. sortisatio) и «композицию» (лат. compositio)[2]. В то время как сортизация ориентируется на известный светский жанр (например, вилланеллу), в рамках которого «на лету» совершается импровизация, композиция предлагает созданную «по правилу» и записанную в нотах музыку. В барочных трактатах, посвящённых musica poetica, большое место отводится музыкальной риторике.

Примечания

  1. Наряду с musica poetica Листений употреблял словосочетание musica fabricativa (от лат. fabricare — производить, изготавливать), которое однако не приобрело статус термина.
  2. См., например, Herbst J. A. Musica poetica <...> Nürnberg, 1643.

Литература

  • Braun W. Deutsche Musiktheorie des 15. bis 17. Jahrhundert // Geschichte der Musiktheorie. Bd. 8/2. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1994.
  • Bartel D. Handbuch der musikalischen Figurenlehre. Regensburg: Laaber, 1985; англ. дополненный перевод — Musica Poetica. Lincoln: University of Nebraska Press, 1997.
  • Eggebrecht H.H. Terminologie der musikalischen Komposition. Wiesbaden: Steiner, 1996, ISBN 3515070044.
  • Loesch H. von. Der Werkbegriff in der protestantischen Musiktheorie des 16. und 17. Jahrhunderts. Ein Mißverständnis. Hildesheim: Olms, 2001, ISBN 3487114461.
  • Loesch H. von. Musica – Musica practica – Musica poetica // Geschichte der Musiktheorie. Bd. 8/1. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2003. S. 99–264.
  • Groote, Inga Mai; Hakelberg, Dietrich. Circulating musical knowledge in early seventeenth-century Germany: Musica poetica of Johann Hermann Schein and Michael Altenburg in the library of Johann Caspar Trost // Early Music History 35 (2016), pp. 131-201.