Martin B-57 Canberra

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
B-57 Canberra
B-57A над Чесапикским заливом, МэрилендB-57A над Чесапикским заливом, Мэриленд
Тип бомбардировщик
Производитель Martin
Первый полёт 20 июля 1953
Начало эксплуатации 1954
Статус снят с вооружения
(2 используются в НАСА)
Эксплуатанты ВВС США
ВВС Пакистана
ВВС Тайваня
Единиц произведено 403
Стоимость единицы US$1,26 миллиона (B-57B)[1]
Базовая модель English Electric Canberra

Мартин B-57 «Канберра»[2] (англ. Martin B-57 Canberra) — американский тактический бомбардировщик и разведчик, лицензионная[3] и доработанная версия британского бомбардировщика Инглиш Электрик «Канберра».

Совершил первый полёт 20 июля 1953 года. Серийно производился в 19541957 гг. (построено 403 самолёта). Поставлялся на экспорт в Пакистан и на Тайвань. Применялся во Вьетнамской войне.

Эксплуатанты

 Пакистан
 США
  • ВВС США
  • НАСА (Три самолёта модификации WB-57 используются в научных целях)
 Китайская Республика
Операторы English Electric Canberra (синий) и WB-57 (голубой)[4]

Боевое применение

B-57 применялся во Вьетнамской войне для оказания непосредственной авиационной поддержки наземным подразделениям в Южном Вьетнаме, а также в операциях над «тропой Хо Ши Мина» в Лаосе.

Во второй половине 50-х — начале 60-х годов разведывательная модификация RB-57D, отличавшаяся крылом увеличенного на 12 м размаха, использовалась для высотной разведки над территорией СССР, Китая и стран Варшавского договора. Потолок в 17—18 км обеспечивал низкую уязвимость для ПВО того времени, хотя и в меньшей степени чем у разведчиков U-2.

Радикальная модификация RB-57F, с крылом размахом 37,2 м и четырьмя двигателями (2 двухконтурных TF-33, плюс 2 вспомогательных J-9 на пилонах под крылом), имела потолок в 22 860 м и дальность полёта 6000 км. По характеристикам самолёт был близок к U-2, но был тяжелее и мог брать больше оборудования. Однако, доработка модификации затянулась и поступать в строевые части она начала только во второй половине 60-х, когда уже было ясно, что ракетные комплексы ПВО успешно справляются с высотными целями. В строю остался U-2, так как в силу меньших размеров он отличался меньшей заметностью для радаров, а разведывательные «Канберры» быстро сошли со сцены.

Сбитый 7 октября 1959 года вблизи Пекина комплексом С-75 на высоте 20 600 м RB-57D тайваньских ВВС стал первым самолётом в мире, уничтоженным ЗУР[5]. В целях секретности официально было объявлено, что тот был сбит самолётом-перехватчиком.

Модификации

Тип Описание Единиц построено Изображение
B-57A Первая серия самолётов. Передача заказчику началась с 20 августа 1953 года. Все машины использовались для проведения исследований и испытаний, в строевые части не передавались.[3] 8
Martin B-57A USAF 52-1418.jpg
RB-57A Самолёт разведчик. От бомбардировочной версии отличался расположенной в задней части бомбоотсека фотоаппаратурой позволявшей вести как дневную так и ночную съёмку, при этом была возможность демонтажа аппаратуры для использования самолёта как бомбардировщика. Для ночной съёмки были предусмотрено оснащение осветительными бомбами.[3]
Martin RB-57A Canberra formation 061026-F-1234P-003.jpg
EB-57A Самолёт радиоэлектронной борьбы. Предназначался для обучения операторов систем ПВО и пилотов истребительной авиации работе в условиях активного радиоэлектронного противодействия. Машины были получены в результате переделки RB-57A, которая заключалась в установке аппаратуры РЭБ в бомбоотсеке, модернизации энергосистемы в связи с увеличением мощности энергопотребления и оборудованием рабочего места оператора РЭБ на месте штурмана. Подкрыльевые подвесные баки были заменены на блоки постановки пассивных помех.[3] 12
Martin EB-57A Canberra side view (originally RB-57A SN 52-1461) 061026-F-1234P-008.jpg

Тактико-технические характеристики B-57B

Источник: Loftin, LK, Jr. Quest for performance: The evolution of modern aircraft

Технические характеристики

Martin B57.png

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пушечное вооружение: 4× 20 мм пушки M39, боезапас — 290 сн./ствол
  • Боевая нагрузка: 2000 кг во внутреннем отсеке, 1300 кг на внешней подвеске

См. также

Примечания

  1. Knaack, Marcelle Size (1988). Post-World War II bombers, 1945-1973. Office of Air Force History. ISBN 0-16-002260-6.
  2. «Мартин» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 327. — ISBN 5-85270-086-X.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Мартин В-57.
  4. Jones, Barry. A Nice Little Earner (неопр.) // Aeroplane. — 2006. — October (т. 34, № 10). — С. 93—97.
  5. Первое боевое применение ЗРК С-75. Дата обращения: 1 марта 2013. Архивировано 17 июля 2012 года.

Ссылки