Malaysia Airlines

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Malaysia Airlines (MAS)
Penerbangan Malaysia
马来西亚航空公司
மலேசிய வான்வழி
Malaysia Airlines Logo.svg
ИАТА
MH
ИКАО
MAS
Позывной
MALAYSIAN
Дата основания 1 мая 1947
Базовые аэропорты Аэропорт имени султана Шах-Абдул-Азиза
Субанг (Селангор, Малайзия)
Хабы
Дополнительные хабы
Альянс oneworld
Бонусная программа
Слоган Going Beyond Expectations,
"MH" is Malaysian Hospitality
Размер флота 83 (на август 2021 года) [1]
Пунктов назначения 55
Материнская компания Penerbangan Malaysia Berhad
(государственная холдинговая компания)
Дочерние компании
Штаб-квартира Малайзия Субанг, Малайзия
Руководство Азмил Захрутдин (CEO)
Сайт malaysiaairlines.com

Malaysia Airlines (MAS) (малайск. Sistem Penerbangan Malaysia; там. மலேசிய வான்வழி; кит. 马来西亚航空公司; Шаблон:Myx) — национальная государственная авиакомпания Малайзии со штаб-квартирой в Аэропорту имени султана Шах-Абдул-Азиза (Субанг, Селангор), выполняющая регулярные коммерческие перевозки по 85 пунктам назначения на шести континентах мира[1].

Главным транзитным узлом (хабом) авиаперевозчика является Международный аэропорт Куала-Лумпур, в качестве вторичных хабов используются Международный аэропорт Кота-Кинабалу и Международный аэропорт Кучинг[1].

Общие сведения

Со своим дочерним перевозчиком Maswings авиакомпания Malaysian Airlines выполняет рейсы по 85 пунктам назначения, работая на рынке пассажирских перевозок в странах Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Среднего Востока и на трансконтинентальных маршрутах между Европой и Австралией. До октября 2009 года MAS выполняла регулярные трансатлантические рейсы из Куала-Лумпура в Ньюарк с промежуточной посадкой в Стокгольме. Маршрутная сеть авиакомпании также включает в себя регулярные дальнемагистральные рейсы между Куала-Лумпуром и Лос-Анджелесом с посадкой в Тайбее. В 1997 году Boeing 777-200ER авиакомпании совершил самый дальний в истории гражданской авиации беспосадочный полёт из Сиэтла в Куала-Лумпур, маршрут которого проходил над европейским и африканским континентами. Этот рекорд был побит спустя восемь лет демонстрационным полётом Boeing 777-200LR из Лондона в Гонконг[2].

Помимо основной деятельности в области коммерческих авиаперевозок, компания через свои филиалы занимается техническим обслуживанием, текущим и капитальным ремонтом воздушных судов[3]. Malaysia Airlines имеет четыре дочерние авиакомпании Firefly, MASwings, MASkargo и MASCharter, первая из которых выполняет регулярные пассажирские рейсы на региональных направлениях из базового Международного аэропорта Пинанг, а вторая специализуется на пассажирских и грузовых авиаперевозках между аэропортами острова Калимантан. Третья дочерняя компания «MASkargo» работает в области грузовых воздушных перевозок, а «MASCharter» — на чартерных рейсах по всему региону, используя при этом самолёты из флота материнской авиакомпании[4]. После проведения масштабных финансовой и операционной реструктуризаций Malaysia Airlines в настоящее время успешно приобретает небольшие авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона, интегрируя их как в собственную маршрутную сеть, так и в сферы деятельности своих дочерних предприятий[5].

С разделения в 1973 году авиакомпании Malayan Airways на два независимых перевозчика к настоящему времени Malaysia Airlines приобрела заслуженную репутацию одной из лучших авиакомпаний мира по уровню обслуживания пассажиров и уровню авиационной безопасности[6], что подтверждается многочисленными ежегодными премиями и наградами международных организаций, специализирующих в области изучения и анализа рынка коммерческих авиаперевозок. Malaysia Airlines является одной из шести авиакомпаний мира (наряду с южнокорейской Asiana Airlines, гонконгской Cathay Pacific, катарской Qatar Airways, сингапурской Singapore Airlines и индийской Kingfisher Airlines), имеющей высший пятизвёздочный рейтинг по оценке компании Skytrax[7], и одной из четырёх авиакомпаний мира (вместе с Asiana Airlines, Kingfisher Airlines и Qatar Airways), так же носящей пятизвёздочный рейтинг Skytrax в области контроля качества и сервиса обслуживания авиапассажиров[8][9][10].

История

Airspeed Consul — первый тип самолётов, эксплуатировавшийся в авиакомпании Malayan Airways

История Malaysia Airlines восходит к созданию в 1937 году частной коммерческой авиакомпании Malayan Airways. После получения Малайзией статуса независимого государства в 1957 году, компания была переименована в «Malaysian Airways». В 1966 году на базе перевозчика была создана совместная сингапуро-малайзийская авиакомпания Malaysia-Singapore Airlines, собственность которой распределялась в равных долях между правительствами двух стран. В 1972 году компания разделилась на два независимых авиаперевозчика Malaysia Airline System и Singapore Airlines, первый из которых в 1987 году очередной раз изменил собственное название на существующее в настоящее время Malaysia Airlines.

До Второй мировой войны

Первые полёты коммерческой авиации в Малайе начались в 1937 году и состояли в выполнении регулярных перевозок между Сингапуром, Куала-Лумпуром и Пинангом самолётами местной компании «Wearne’s Air Service» (WAS), которая была создана двумя братьями — выходцами из Австралии Теодором и Чарльзом Уорнерами[11]. Самый первый рейс «WAS» из Сингапура в Пинанг был совершён 28 июня 1937 года на восьмиместном de Havilland Dragon Rapide DH.89A, став, помимо прочего, ещё и первым коммерческим рейсом из открытого 12 июня того же года нового сингапурского аэропорта «Калланг»[12][13]. Позднее флот перевозчика пополнился вторым самолётом той же модели, что позволило ввести новый маршрут в Ипох и увеличить частоту полётов с трёх раз в неделю до ежедневных рейсов. С началом Второй мировой войны и последовавшей японской оккупацией территории вся деятельность «WAS» была полностью заморожена.

Начало деятельности

12 октября 1937 года в Сингапуре по инициативе совладельца крупнейшей британской транспортной корпорации Ocean Steamship Company Альфреда Холта[14] в партнертстве с фирмами Straits Steamship Company[15] и Imperial Airways была образована совместная авиакомпания Malayan Airways Limited (MAL), в задачи которой ставилось выполнение регулярных пассажирских и почтовых перевозок на британской территории Стрейтс-Сетлментс. В силу ряда причин первого своего пассажира авиакомпания перевезла только спустя десять лет, в 1947 году. После окончания Второй мировой войны структура собственников MAL претерпела изменения и из владельцев компании остались только британские фирмы Straits Steamship и Ocean Steamship[16].

Свой первый коммерческий полёт Malayan Airways Limited выполнила 2 апреля 1947 года, совершив чартерный рейс из британского Сингапура в Куала-Лумпур на двухмоторном самолёте Airspeed Consul[17]. На первом маршруте было перевезено пять пассажиров, сам рейс выполнялся из сингапурского аэропорта «Калланг» в Аэропорт Куала-Лумпура «Сунгаи-Беси». С 1 мая 1947 года компания запустила еженедельные регулярные рейсы из Сингапура в Куала-Лумпур, Пенанг и Ипох на том же самолёте. В течение 1940-50-х годов Malayan Airways Limited постепенно расширяла собственный воздушный флот и увеличивала маршрутную сеть в регионе, а в середине 1950-х при поддержке авиакомпаний Содружества наций (таких, как BOAC и Qantas Empire Airways) вступила в Международную ассоциацию воздушного транспорта[18].

В 1955 году парк самолётов Malayan Airways Limited пополнился самолётами Douglas DC-3, всего же за первые два десятилетия функционирования авиакомпании в её флоте работали лайнеры Douglas DC-4 Skymaster, Vickers Viscount, Lockheed Constellation, Bristol Britannia, de Havilland Comet 4 и Fokker F27. 12 апреля 1960 года MAS открыла новые международные маршруты из Сингапура в Гонконг и из Куала-Лумпура в Бангкок с промежуточной посадкой в Пепанге, регулярные рейсы на которых выполнялись самолётами Douglas DC-3, Vickers Viscount и Lockheed Constellation. Несколько месяцев спустя авиакомпания расширила собственную маршрутную сеть из Сингапура в аэропорты Северного Борнео, включая города Брунея, Джесселтон (ныне — Кота-Кинабалу), Кучинг, Сандакан и Сибу.

В 1957 году MAS стала акционерной компанией, основная доля собственности которой находилась у государства. Сразу же после объединения Малаи, Сингапура, Сабаи и Сараваки в 1963 году авиакомпания сменила собственное название на Malaysia Airlines и в том же году присоединила небольшого местного авиаперевозчика Borneo Airways. В 1966 году Сингапур вышел из состава федерации, что повлекло за собой очередную смену названия авиакомпании на Malaysia-Singapore Airlines (MSA). Со следующего года в деятельности национального перевозчика появились признаки существенного экстенсивного развития: большими темпами начала расширяться маршрутная сеть авиакомпании, в воздушный флот поступили реактивные пассажирские лайнеры Boeing 707 и следом Boeing 737, завершено строительство высотного здания в Сингапуре, которое стало главной штаб-квартирой MSA.

Реструктуризация и разделение

Fokker 50 авиакомпании. Ранее использовались Malaysia Airlines на региональных и местных маршрутах
Boeing 747—400 авиакомпании Malaysia Airlines
Boeing 777-200ER Malaysia Airlines
Boeing 747—400 авиакомпании Malaysia Airlines в заходе на посадку в лондонском аэропорту Хитроу
Два Boeing 737 авиакомпаний AirAsia и Malaysia Airlines у гейтов терминала Международного аэропорта Куала-Лумпур
Посадка Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines в аэропорту Окленда

После выхода Сингапура из состава федерации векторы планов по дальнейшему развитию авиакомпании у основных её учредителей — правительства Малайзии и правительства Сингапура — разошлись в противоположных направлениях. Сингапурский учредитель намеревался продвигать авиаперевозчика в сторону развития международных маршрутов в то время, как перед правительством Малайзии на первом месте стояла задача организации сети пассажирских перевозок регионального и местного значения внутри страны. Неустранимые противоречия в направлении дальнейшего развития спустя шесть лет после распада федерации привели к разделению авиакомпании MSA, которая прекратила операционную деятельность в 1972 году. Активы авиакомпании были разделены между двумя новыми перевозчиками: Malaysian Airlines System (MAS) и Singapore Airlines.

Сингапурская авиакомпания получила в собственный воздушный флот семь самолётов Boeing 707 и пять Boeing 737, на которых предполагалось развитие и обслуживание региональных и дальнемагистральных международных рейсов, тем более, что большинство рейсов за рубеж бывшей авиакомпании MSA осуществлялись из аэропорта Сингапура и после разделения авиакомпании оказались под контролем Singapore Airlines.

Инициалы распавшейся авиакомпании (MSA) к тому времени были хорошо известны на рынке коммерческих авиаперевозок, поэтому обе компании пытались сохранить за собой право их использования. В конечном итоге малайзийская авиакомпания ввела собственную аббревиатуру «MAS», являвшуюся созвучной прежнему сокращению и получившуюся из неё путём перестановки двух букв, а сингапурский перевозчик сначала использовал сокращение «MSA», однако затем отказался от неё и ввёл собственный новый бренд «SIA». В дальнейшем пассажирские авиакомпании мира прекратили практику массового использования аббревиатур в качестве собственных торговых марок, поэтому данный вопрос с течением времени потерял свою актуальность.

Рост авиакомпании

После распада MAS образовавшаяся новая авиакомпания Malaysian Airline System (MAS) получила в собственность парк пассажирских самолётов Fokker F27, а также все маршруты внутри страны и все международные маршруты из малайзийских аэропортов. Операционная деятельность MAS началась 1 октября 1972 года. Авиакомпания быстро расширяла собственную маршрутную сеть на внутренних авиалиниях, а также ввела международный дальнемагистральный рейс из Куала-Лумпура в Лондон.

К концу 1972 года сеть регулярных пассажирских перевозок авиакомпании насчитывала 34 региональных направления и 6 международных рейсов. В 1976 году воздушный флот MAS пополнился широкофюзеляжным лайнером Douglas DC-10-30, на котором компания открыла регулярные маршруты из Куала-Лумпура в крупнейшие европейские аэропорты Амстердама, Парижа и Франкфурта.

Бурный экономический рост в Малайзии в 1980-х годах стал причиной резкого увеличения объёма коммерческих авиаперевозок в стране и за её пределами, что логичным образом привело к расширению маршрутной сети Malaysia Airlines и её парка воздушных судов. К концу десятилетия авиакомпания работала на 47 регулярных зарубежных направлениях, включая 8 европейских стран, 7 стран в Океании, аэропорты Гонолулу и Лос-Анджелеса. В 1993 году MAS получила новые дальнемагистральные лайнеры Boeing 747 и ввела регулярные рейсы в Буэнос-Айрес (Аргентина), став первой авиакомпанией Юго-Восточной Азии, открывшей постоянные маршруты в Южную Америку. С 1994 по 1998 годы MAS обслуживала регулярный маршрут из Куала-Лумпура в Мехико с промежуточной посадкой в Лос-Анджелесе.

Первый кризис

В период азиатского финансового кризиса в 1997 году авиакомпания понесла убытки на сумму более чем 260 миллионов малайзийских ринггитов, в то время как за предыдущий финансовый год показала рекордно высокую прибыль в размере 319 млн ринггитов. К 1998/1999 финансовому году убытки перевозчика достигли 700 млн ринггитов, но к следующему году размер убытков удалось сократить до 259 миллионов. Тем не менее, дальнейшие финансовые периоды снова были закрыты с увеличением отрицательного сальдо, достигшего 417 миллионов ринггитов в 2000/2001 году и 836 миллионов ринггитов в 2001/2002 финансовом году. Malaysia Airline System была вынуждена закрыть множество убыточных регулярных рейсов, включая маршруты в Брюссель, Дарвин, Гонолулу, Мадрид, Мюнхен и Ванкувер.

Авиакомпания оправилась от затяжного кризиса только к 2003 году, закрыв 2002/2003 финансовый год с прибылью в 461 миллион малайзийских ринггитов.

Второй кризис

В 2005 году Malaysia Airlines сообщила о чистом убытке за прошедший финансовый год в размере 1,3 млрд ринггитов. При этом выручка в отчётном периоде увеличилась на 10,3 % до 826,9 млн ринггитов, а количество перевезённых пассажиров выросло на 10,2 %. Выручка на международных линиях возросла на RM457,6 (+8,4 %) и составила RM5,9 млрд, в то время, как доход от грузовых перевозок снизился на RM64,1 млн (-4,2 %) до 1,5 млрд ринггитов. Расходы авиакомпании в отчётном периоде возросли на RM2,3 млрд (+28,8 %) до 10,3 млрд ринггитов, при этом основную долю роста расходов перевозчика составило существенное увеличение мировых цен на топливо[19].

Расходы на горючее в 2005 году увеличились на 40,4 % и составили 3,5 млрд ринггитов; на RM977,8 миллионов выросли затрата вследствие мирового роста цен и на RM157,6 миллионов — по причине увеличения числа выполняемых рейсов. В одном только третьем квартале отчётного года затраты на топливо составили 1,26 млрд ринггитов по сравнению с 1,01 млрд ринггитов в аналогичном периоде 2004 года.[19]

1 декабря 2005 года правительством Малайзии на должность генерального директора авиакомпании назначен Идрис Джал. Новый топ-менеджер определил ряд упущений и недостатков в деятельности перевозчика, приведших к почти к полуторамиллиардному убытку в 2004 финансовом году. В их число вошли низкая загруженность самолётов на регулярных рейсах и, как следствие, низкая доходность по показателю перевезённых пассажиров на километр дистанции, рост цен на топливо, увеличение расходов на ремонт и техническое обслуживание воздушных судов, рост зарплат персонала авиакомпании, а также крайне низкая эффективность её маршрутной сети регулярных перевозок. В 2006 году под руководством Идриса Джала Malaysia Airlines приступила к реализации антикризисной программы, осуществлявшейся по согласованию и при общей координации правительственных структур[19].

Другим немаловажным фактором убытков авиакомпании стал большом объём расходов по эксплуатации её воздушного флота и наземной инфраструктуры. Malaysia Airlines существенным образом отставала в развитии от своих прямых конкурентов как по причине более слабого экономического положения городов (в сравнении, например, с Сингапуром), так и вследствие неэффективного ценообразования, управления доходами и расходами, слабой рекламной кампании по продвижению торговой марки авиаперевозчика на внешних рынках и отсутствия партнёрских соглашений с другими авиакомпаниями мира[20]. В 2004 году Malaysia Airlines имела один из самых низких в мире показателей расходов на персонал, рассчитываемый исходя из объёма пассажирских перевозок на километр дистанции. Данный показатель MAS составлял 0,41 долларов США в то время, как у Cathay Pacific и Singapore Airlines тот же коэффициент составлял 0,59 и 0,60 долларов США соответственно[20]. Однако, несмотря на низкий уровень расходов на персонал, отношение дохода (в миллионах пассажирокилометров) к общим затратам в Malaysia Airlines составил всего 2,8 единиц, в то время, как в Singapore Airlines тот же коэффициент был равен 5,0[20].

Выход из кризиса

Реализация антикризисной программы привела к существенному снижению расходов Malaysia Airlines и выводу финансовой деятельности авиакомпании в прибыль в период между 2006 и 2007 финансовыми годами. К моменту завершения антикризисного плана в 2007 году в отчёте перевозчика был зафиксирован рекордный уровень прибыли в 851 млн ринггитов (265 млн долларов США), который превысил плановый показатель программы на 300 млн ринггитов или на 184 %[21].

Авиакомпания провела полную реструктуризацию собственной маршрутной сети, уменьшив число регулярных пассажирских рейсов внутри страны со 114 до 22 маршрутов, а также отменила заведомо убыточные международные рейсы такие, как Куала-Лумпур — Манчестер (точка безубыточности на котором достигалась в том случае, если пассажирские салоны были бы заполнены на 140 процентов). Кроме этого, авиакомпания полностью перестроила модель стыковок рейсов, развернула в крупнейших аэропортах главные транзитные узлы (хабы) и передвинула по суточному времени регулярные рейсы таким образом, чтобы вся маршрутная сеть работала по принципу подвоза и развоза пассажиров в крупные хабы для стыковок с магистральными рейсами из тех же аэропортов.

Образовавшийся избыток наличных денежных средств в размере 5,3 млрд ринггит Malaysia Airlines направила на приобретение 55 новых узкофюзеляжных и 55 широкофюзеляжных самолётов[22].

Несмотря на очевидные успехи, авиакомпания продолжала подвергаться критике со стороны авиационных экспертов, констатировавших факт отставания Malaysia Airlines от своих конкурентов в регионе. Одной из главных причин специалисты называли отсутствие значительных инвестиций в сервисную сферу обслуживания пассажиров, особенно на фоне крупных капиталовложений в данном направлении тайской авиакомпанией Thai Airways International и сингапурским перевозчиком Singapore Airlines.

22 декабря 2009 года Malaysia Airlines объявила о заказе 15 новых самолётов Airbus A330 и опционе на ещё 10 лайнеров того же типа. Поставки A330 будут осуществляться в период между 2011 и 2016 годами, а сами самолёты постепенно будут вводиться на средне- и дальнемагистральные маршруты в страны Восточной Азии, Ближнего Востока и Австралии. В планах авиакомпании также введение в эксплуатацию с 2012 года на дальнемагистральные маршруты самолёты Airbus A380, на среднемагистральные — Airbus A330 и на короткие дистанции — Boeing 737[23].

Ренационализация

Даже перед крушением Рейса 17 многие аналитики и СМИ предполагали, что Malaysia Airlines потребуется сменить бренд и исправить репутацию и/или обратиться за помощью государства для возвращения к рентабельности[24][25][26][27][28]. 8 августа 2014 года торги акциями компании были временно приостановлены, когда Khazanah Nasional - главный акционер компании (69,37%) и суверенный инвестиционный фонд под управлением правительства Малайзии - потребовала у Совета директоров компании провести выборочное сокращение капитала (обратный выкуп и аннулирование акций других акционеров); Khazanah объявила о том, что потратит 1,38 млрд ринггитов (431 млн долларов США; 0,27 ринггита за акцию) для выкупа акций миноритарных акционеров (премия в размере 12,5% к цене закрытия акций 7 августа 2014 года).[29][30][31]

29 августа 2014 года суверенный фонд Малайзии Khazanah выпустил отчет - Rebuilding a National Icon: The MAS Recovery Plan [32]- где был описан план по реструктуризации Malaysia Airlines и процесс полного поглощения компании фондом Khazanah. Около 6 000 рабочих мест (примерно 30% рабочей силы компании) будут сокращены, а маршрутная сеть будет уменьшена для того, чтобы сфокусироваться на региональных направлениях вместо неприбыльных дальних перевозок[33].

31 декабря 2014 года прошел делистинг акций Malaysia Airlines с бирж Сингапура и Малайзии. Торговля акциями была остановлена 15 декабря в связи с процедурой их выкупа суверенным фондом Малайзии Khazanah Nasional [34].

1 сентября 2015 года все активы компании были переведены на новое юридическое лицо - Malaysia Airlines Berhad - вместе с полным ребрендингом бизнеса [35].

Корпоративная деятельность

Акции Malaysia Airlines торговались на Малайзийской фондовой бирже под официальным названием «Malaysian Airline System Berhad»[36][37], однако их обращение было прекращено 31 декабря 2014 г. в связи с ренационализацией компании [34].

В течение долгого периода авиакомпания несла большие убытки вследствие плохого менеджмента и постоянного роста цен на топливо. В 2002 году в результате проведённой реструктуризации деятельности Malaysia Airlines была передана в управление компании «Penerbangan Malaysia Berhad»[19], которая в первую очередь занялась снижением объёма долгосрочных кредитных займов. 1 декабря 2005 года правительство Малайзии назначило генеральным директором авиакомпании бизнесмена Идриса Джалу, основными задачами у которого стали реструктуризация операционной деятельности перевозчика и создание его корпоративной культуры. Под руководством Джалы Malaysia Airlines разработала и в феврале 2006 года утвердила антикризисную программу, в которой основной акцент делался на ликвидации низкой доходности перевозчика, реорганизации сложившейся маршрутной сети и сокращении чрезмерно раздутой штатной численности авиакомпании. В начале 2007 года было продано здание штаб-квартиры в центре Куала-Лумпура, управление Malaysia Airlines переселилось в более скромный офис на территории Аэропорт имени султана Шах-Абдул-Азиза в Субанге (Селангор).

Дочерние компании

Авиакомпания Malaysia Airlines владеет более чем двадцатью дочерними предприятиями, каждое из которых занимается отдельным видом деятельности, смежных друг с другом в области авиационных перевозок: техническое обслуживание, ремонт и сдача в аренду воздушных судов, чартерные перевозки, наземное обеспечение пассажирских и грузовых авиаперевозок, кейтеринг и другие. 13 из 20 дочерних предприятий полностью принадлежат самой авиакомпании[38].

Компания Тип Основная область
деятельности
Штаб-квартира Доля собственности
у Malaysia Airlines
Malaysia Airlines Cargo Sdn. Bhd дочерняя грузоперевозки Малайзия 100 %
GE Engine Services Malaysia совместное предприятие ремонт и капитальный
ремонт двигателей
Малайзия 30 %
MASWings Sdn. Bhd. дочерняя авиаперевозчик Малайзия 100 %
Firefly Sdn. Bhd. дочерняя авиаперевозчик Малайзия 100 %
MAS Aerotechnologies Sdn Bhd дочерняя ремонт и техобслуживание
воздушных судов
Малайзия 100 %
MAS Golden Holidays Sdn Bhd дочерняя туроператор Малайзия 100 %
Malaysian Aerospace Engineering Sdn Bhd дочерняя инженерная служба Малайзия 100 %
MAS Academy Sdn Bhd дочерняя лётная школа Малайзия 100 %
Abacus Distribution Systems (Малайзия) Sdn Bhd дочерняя система бронирования Малайзия 80 %
Taj Madras Air Catering Limited ассоциированная
(смежная)
кейтеринг Индия 20 %
MAS Catering (Саравак) Sdn Bhd дочерняя кейтеринг Саравак 60 %
LSG Sky Chefs ассоциированная
(смежная)
холдинговая компания Малайзия 30 %
MAS Engineering Training Centre дочерняя центр подготовки и
переподготовки пилотов
Малайзия 100 %

Финансовые показатели

Крупнейший в своей истории убыток в 1,25 миллиарда малайзийских ринггитов авиакомпания Malaysia Airlines понесла по итогам 2005 финансового года. В 2006 году стартовала программа по выводу авиакомпании из кризиса, а уже следующий финансовый год Malaysia Airlines закрыла с чистой прибылью в размере 851 млн ринггитов в сравнении с 134 миллионами чистого убытка в 2006-м финансовом году. Данный результат был признан лучшим показателем среди коммерческих авиакомпаний в 2007 году, что было отмечено наградой «Феникс» известного в области авиационной индустрии ежемесячного журнала Penton Media’s Air Transport World[39].

Финансовые показатели Malaysia Airlines[40]
Финансовый год Доходы
тыс ринггитов
Расходы
тыс ринггитов
Прибыль/убыток
тыс ринггитов
Капитализация акций
тыс ринггитов
Прибыль на акцию
(центов)
31 декабря 2002 8 864 385 8 872 391 336 531 2 562 841 38,7
31 декабря 2003 8 780 820 8 591 157 461 143 3 023 984 36,8
31 декабря 2004 11 364 309 11 046 764 326 070 3 318 732 26,0
31 декабря 2005 9 181 338 10 434 634 1 251 603 2 009 857 100,20
31 декабря 2006 13 489 549 13 841 607 133 737 1 873 452 10,90
31 декабря 2007 15 288 640 14 460 299 852 743 3 934 893 58,05
31 декабря 2008 15 503 714 15 259 027 245 697 4 186 000 14,62
31 декабря 2009 12 782 086 12 288 980 493 106 747 596 28,64
30 июня 2010 6 521 913 6 734 253 212 340 3 154 791 7,18

Корпоративный имидж

Стюардесса Malaysia Airlines

В отличие от большинства других крупных авиакомпаний мира, которые в собственной рекламе делают основной упор на современных самолётах, их комфортабельности, удобстве стыковок и широко разветвлённых маршрутных сетях, внимание авиакомпании Malaysia Airlines главным образом сосредоточено вокруг развития и рекламирования бренда качества обслуживания пассажиров[41]. Стратегия компании заключается в обеспечении максимального комфорта своих клиентов и предоставлении широкого спектра услуг в собственных бизнес-залах аэропортов, внимательном и индивидуальном обслуживании пассажиров на борту самолёта[42].

Претенденты на работу в качестве стюардов и стюардесс проходят жёсткий отбор авиакомпанией: из каждой тысячи кандидатов к учебной программе подготовке кабинного экипажа допускаются только 50-60 человек[42].

1 марта 1986 года Malaysia Airlines ввела новую форму для стюардесс «Саронг-Кебайя», разработанную школой моды в Технологическом университете Мары (малайск. Universiti Teknologi Mara) на основе национальной женской одежды кебайя[43]. Повторяющийся рисунок форменной одежды содержит смесь изображений малайзийской флоры (цветы семпаки, жасмина и листья гибискуса) на фоне переплетающихся стеблей бамбука. 1 января 1993 года в дополнение к уже используемой форме были введены ещё несколько моделей одежды для стюардесс и новая форма для стюардов. Примечательно, что в настоящее время форменная одежда кабинных экипажей авиакомпаний Malaysia Airlines и Singapore Airlines имеют весьма много схожего между собой[41].

Цветовые гаммы форменной одежды стюардесс
  • Саронг-Кебайя с жёлтыми цветами на красном фоне — стюардессы-контролёры (инструкторы);
  • Саронг-Кебайя с розовыми цветами — стюардессы, стюардессы-бригадиры и старшие бортпроводники;
  • Саронг-Кебайя с пурпурными цветами — персонал наземного обслуживания.
Цветовые гаммы форменной одежды стюардов
  • Чёрное пальто и красный галстук — стюарды-контролёры (инструкторы);
  • Тёмный костюм — стюарды, стюарды-бригадиры и старшие бортпроводники;
  • Светлый костюм — персонал наземного обслуживания.

Маршрутная сеть

Boeing 777 Malaysia Airlines у гейта аэропорта Аделаиды
Два Boeing 777 — садится Emirates Airline, ожидает на полосе Malaysia Airlines

В настоящее время маршрутная сеть Malaysia Airlines наряду с авиакомпаниями Air France/KLM, British Airways, Delta Air Lines, Emirates Airline, Korean Air, Qantas, Qatar Airways, Singapore Airlines, South African Airways и United Airlines включает в себя пункты назначения на всех шести обитаемых континентах мира.

До введения программы антикризисного управления в 2006 году Malaysia Airlines выполняла регулярные пассажирские рейсы по 114 международным направлениям[20], в 2011 году число международных регулярных маршрутов составило 87 пунктов. Главным транзитным узлом (хабом) авиакомпании является Международный аэропорт Куала-Лумпура, который позиционирован как один из крупнейших коммерческих авиаузлов в Юго-Восточной Азии. Malaysia Airlines вместе со своими дочерними перевозчиками MASWings и Firefly выполняет ежедневные рейсы из Куала-Лумпура практически по всем аэропортам острова Борнео. Кроме того, перевозчик занимает одну из ключевых позиций в так называемых кенгуриных маршрутах, обеспечивая максимум в течение пяти часов в Куала-Лумпуре стыковки между рейсами из Европы с беспосадочными рейсами в Австралию. Malaysia Airlines также работает на транстихоокеанских маршрутах, выполняя регулярные рейсы из Куала-Лумпура в Международный аэропорт Лос-Анджелес, и до октября 2009 года работала на трансатлантическом направлении с маршрутом Куала-Лумпур — Международный аэропорт Ньюарк Либерти с промежуточной посадкой в стокгольмском аэропорту Арланда. Рейс в Ньюарк был исключён из маршрутной сети авиакомпании в связи с недостаточной коммерческой нагрузкой на данном направлении[44].

Malaysia Airlines стала первой авиакомпанией, соединившей регулярными рейсами регион Юго-Восточной Азии с Южной Африкой и Южной Америкой, введя длинный транзитный маршрут из Куала-Лумпура в Буэнос-Айрес с промежуточном посадкой в Кейптауне. Следом за ней на рынок Южной Америки вышла авиакомпания Singapore Airlines, запустив регулярный рейс из Сингапура в Международный аэропорт Сан-Паулу Гуарульос с посадкой в Международном аэропорту Барселоны. В связи с кризисной ситуацией в 2006 году авиакомпания была вынуждена ликвидировать регулярные маршруты из Куала-Лумпура в Манчестер, Вену, Фукуоку, Чэнду, Нагою, Сиань, Каир, Калькутту, Ахмедабад и Цюрих.

В 2008 году Malaysia Airlines открыла новые рейсы в Макао и Джокьякарту, в 2009-м — возобновила сезонные маршруты в Дарвин, а 10 марта того же года китайские средства массовой информации сообщили о прекращении рейса Куала-Лумпур — Макао, сославшись при этом на неназванного сотрудника представительства авиакомпании в Гонконге.

15 ноября 2010 года Malaysia Airlines подала заявку на три еженедельных рейса из Кота-Кинабалу в токийский аэропорт Ханеда. После получения разрешения авиакомпания стала выполнять регулярные пассажирские рейсы в оба крупнейших аэропорта Токио: из Куала-Лумпура в Международный аэропорт Нарита и из Кота-Кинабалу в Международный аэропорт Ханеда.

Партнёрские соглашения

В 2011 году в рамках партнёрских и код-шеринговых соглашений Malaysia Airlines работала с 31 авиакомпанией мира. Четыре авиакомпании-партнёра входят в глобальный авиационный альянс пассажирских перевозок SkyTeam, две — в альянс oneworld и десять — в крупнейший мировой альянс Star Alliance[45].

В 2006 году Malaysia Airlines подавала заявку на вступление в альянс SkyTeam[46], однако каких-либо сдвигов в ходе рассмотрения её заявки не наблюдается. В следующем году авиакомпания подписала код-шеринговые соглашения с членами SkyTeam итальянской Alitalia и китайской China Southern Airlines[47]. По причине отсутствия положительных сдвигов в переговорах по вступлению в SkyTeam в январе 2009 года авиакомпания объявила о новом плане создания собственного регионального альянса пассажирских перевозок, получившего название «MOSAIC»[48]. 6 июня 2011 года альянс oneworld одобрил заявку на вступление авиакомпании Malaysia Airlines по рекомендации Qantas.[49] Malaysia Airlines 1 февраля стала полноправным членом альянса oneworld, в которую входит и российская авиакомпания S7 Airlines.[50]

Список авиакомпаний, с которыми по состоянию на июль 2010 года у Malaysia Airlines были заключены код-шеринговые соглашения. Знаком «*» указаны авиакомпании — члены глобального авиационного альянса пассажирских перевозок Star Alliance:

Флот

Boeing 747-400 (регистрационный номер 9M-MPB) авиакомпании Malaysia Airlines в специальной ливрее на старте с взлётно-посадочной полосы 34L Сиднейского аэропорта (Австралия)
Буксировка Boeing 737 (регистрационный номер 9M-MMU) авиакомпании Malaysia Airlines в Международном аэропорту Кучинг

В августе 2021 года флот Malaysia Airlines состоял из 83 самолетов, средний возраст которых 9 лет:[57]

Тип самолёта В эксплуатации Заказано Пассажирских мест Примечания
F C Y Всего
Airbus A330-200 5 0 19 268 287
Airbus A330-300 15 0 44 250 294
0 36 247 283
Airbus A350-900 6 4 35 247 286
Airbus A380-800 6 8 54 420 508
Boeing 737-800 47 0 16 150 166
0 16 144 150
Всего 83 0 Средний возраст флота 9 лет

Сервисное обслуживание

Эмблема бонусной программы «Enrich» поощрения частолетающих пассажиров авиакомпании Malaysia Airlines
Зал повышенной комфортности «Golden Lounge»
Салон нового бизнес-класса авиакомпании Malaisya Airlines
Интерьер салона экономического класса Airbus A330 авиакомпании Malaysia Airlines (рейс Гонконг- Куала-Лумпур)

Malaysia Airlines эксплуатирует парк самолётов, пассажирские салоны которых сконфигурированы в двух- и трёхсалонной компоновках. Лайнеры Boeing 737-200, Airbus A330-200, Airbus A330-300 и Boeing 737—400 авиакомпании имеют двухклассную компоновку с салонами бизнес- («Golden Club Class») и экономического классов. Boeing 747-400 представляет трёхклассную конфигурацию с салоном Первого класса (First Class). Оснащение и интерьеры бизнес- и экономического классов Malaysia Airlines неоднократно отмечались наградами за выдающиеся достижения в сфере сервиса пассажирских авиаперевозок[58].

Наземное обслуживание

Регистрация на рейсы

Регистрация пассажиров на рейс Malaysia Airlines доступна в период с 2-х до 48 часов до отправления самолёта в зонах регистрации аэропортов. Пассажиры также могут зарегистрироваться в залах повышенной комфортности «Golden Lounge». В Международном аэропорту Куала-Лумпур работают киоски самообслуживания для электронной регистрации на рейсы авиакомпании.

Кроме этого, пассажиры имеют возможность пройти регистрацию на Центральной железнодорожной станции Куала-Лумпура, по телефону, либо удалённо на веб-сайте авиакомпании, самостоятельно распечатав посадочный талон. Пассажиры с короткой датой возврата в пункт вылета могут сразу зарегистрироваться на оба рейса «туда» и «обратно».

Залы ожидания

Для пассажиров Первого и бизнес- классов, а также для участников бонусной программы поощрения часто летающих пассажиров, имеющих статусы золотого и платинового уровней, авиакомпания Malaysian Airlines предлагает воспользоваться услугами собственных залов повышенной комфортности «Golden Lounge» с бесплатными напитками и закусками. Залы «Golden Lounge» авиакомпании работают в десяти аэропортах по всему миру, в том числе на территории аналогичных заведений авиакомпаний-партнёров. К услугам пассажиров предлагается сервис бизнес-центров, бесплатное питание, детские уголки и спальные комнаты[59].

Залы повышенной комфортности «Golden Lounge» расположены в следующих аэропортах:

В апреле 2008 года Malaysia Airlines ввела в действие новый зал ожидания для привилегированных пассажиров в Международном аэропорту Куала-Лумпура, предназначенный для обслуживания региональных рейсов. В настоящее время в этом аэропорте действуют три зала повышенной комфортности авиакомпании: «Satellite Golden Lounge» (международный), «Domestic Golden Lounge» (внутренний) и «Regional Golden Lounge» (региональный).

Пассажирские салоны

Первый класс

Новый дизайн салонов первого класса Malaysia Airlines ввела в 2005 году на самолётах Boeing 747—400. Кабина первого класса рассчитана на 12 пассажирских мест, каждое сиденье раскладывается на 180 градусов в полное горизонтальное положения. Расстояние между креслами составляет 80 дюймов (200 сантиметров), ширина каждого кресла 28 дюймов (71 сантиметр). Регулировка положения сиденья осуществляется пассажиром при помощи специальной кнопки в подлокотнике.

Бизнес-класс

Бизнес-класс (ранее носивший название «Golden Club Class») доступен на всех самолётах Malaysia Airlines. Сервис так называемого «Нового» бизнес-класса предлагается авиакомпанией с 2005 года на лайнерах Boeing 747—400 и Boeing 777—200, салоны в которых рассчитаны 41 и 35 пассажирских мест соответственно.

Кроме этого, самолёты Airbus A330 авиакомпании имеют салон регионального бизнес-класса, пассажирские сиденья в котором расположены по схеме 2-2-2, откидываются в удобное для отдыха положение и снабжены специальными подставками для ног, а также розетками электропитания и разъёмами для USB-устройств. Пассажирам бизнес-класса предлагаются персональные портативные медиа-плееры «Select 3000-i» с сенсорными дисплеями размером в 15,4 дюймов. Первый самолёт с региональным бизнес-классом запущен авиакомпанией 20 апреля 2011 года на регулярный маршрут Куала-Лумпур — Брисбен[60][61].

Экономический класс

Экономическим классом комплектуются все без исключения пассажирские самолёты Malaysia Airlines. Расстояние между сиденьями в экономическом классе составляет 33-34 дюйма, ширина каждого кресла 17-17,25 дюймов. Пассажирские сидения на всех лайнерах авиакомпании, кроме Boeing 747—400, оснащены подставками для ног. В экономическом классе на самолётах Boeing 747—400, Boeing 777—200 и Airbus A330-200 каждое впередистоящее кресло оборудовано видеодисплеем, на лайнерах Airbus A330-300 персональных экранов нет, вместо них видеотрансляция осуществляется на большие мониторы над проходами между рядами кресел.

В 2010 году дизайн экономического класса авиакомпании Malaysia Airlines был признан лучшим в мире по версии британской консалтинговой компании Skytrax[62].

Авиапроисшествия и несчастные случаи

  • 4 декабря 1977 года. Boeing 737—200 (регистрационный номер 9M-MBD), выполнявший регулярный рейс 653 из Пинанга в Сингапур с промежуточной посадкой в Куала-Лумпуре, был захвачен террористом. При выполнении процедуры снижения преступник застрелил обоих пилотов. Лайнер потерял управление и рухнул на болотистую местность в районе Танджунг-Купанг (Джохор), погибли все 100 человек из находившихся на борту самолёта.
  • 18 декабря 1983 года. Самолёт Airbus A300B4 (регистрационный номер OY-KAA, в лизинге из скандинавской авиакомпании Scandinavian Airlines System), выполнявший рейс 684 Субанг — Сингапур, потерпел крушение в двух километрах от взлётно-посадочной полосы аэропорта назначения. Лайнер получил серьёзные повреждения, однако человеческих жертв удалось избежать[63].
  • 15 сентября 1995 года. Fokker 50 (регистрационный номер 9M-MGH), следовавший регулярным рейсом 2133 Кота-Кинабалу — Тавау, при выполнении процедуры посадки в аэропорту назначения попытался уйти на второй круг, задел поверхность в пятистах метрах перед полосой и врезался в ветхие постройки близ аэропорта. Погибли 34 человека из 54 находившихся на борту самолёта[64].
  • 15 марта 2000 года. Рейс 85 Куала-Лумпур — Пекин, лайнер Airbus A330-300 (регистрационный номер 9M-MKB). При выгрузке самолёта в аэропорту Пекина из канистры произошла утечка оксалилхлорида, в значительной степени повредившая его фюзеляж. В результате инцидента спущенный с конвейера пять лет назад самолёт был списан[65].
  • 8 марта 2014 года. Boeing 777-200ER (регистрационный номер 9M-MRO), следовавший рейсом MH370 из Куала-Лумпура в Пекин с 239 пассажирами на борту, исчез с радаров диспетчеров. Расследование причин исчезновения до сих пор не дало никаких результатов, неизвестно даже предположительное место падения самолёта.
  • 17 июля 2014 года. Boeing 777-200ER (регистрационный номер 9M-MRD), выполнявший рейс MH17 Амстердам — Куала-Лумпур, упал на территории Украины в районе села Грабово недалеко от города Тореза[66]. Погибли все 298 человек, находившиеся на борту. Самолёт упал в районе вооружённого противостояния на востоке Украины. Начато расследование, предварительно названная причина катастрофы ракетная атака (поражение управляемой ракетой класса «земля–воздух»).

Примечания

  1. 1,0 1,1 «Press Release Sep 2007 Архивная копия от 1 сентября 2018 на Wayback Machine.» Malaysia Airlines. Retrieved on 27 September 2009.
  2. Boeing 777 Breaks Speed and Distance World Records, Boeing (2 апреля 1997). Архивировано 24 января 2010 года.
  3. Qantas Signs Joint Venture MOU with MAS Aerospace Engineering, Qantas Press Room (19 декабря 2007).
  4. Government keen to sell stake in Malaysia Airlines, says CEO, The Associate Press (18 февраля 2008). Архивировано 30 апреля 2008 года.
  5. Aviation Week's Top Performing Companies (PDF), Aviation Week (12 августа 2008). Архивировано 2 октября 2008 года.
  6. Malaysia Airlines: High Standards of Service, FlightMapping.com (2 марта 2008). Архивировано 11 июля 2011 года.
  7. Malaysia Airlines' Awards, Malaysia Airlines (22 марта 2008). Архивировано 22 сентября 2007 года. Дата обращения 8 мая 2011.
  8. Malaysia Airlines IATA Operations Safety Audit Profile, IATA (22 марта 2008). Архивировано 14 марта 2012 года.
  9. The World's Official 5-Star Airlines™ (недоступная ссылка). Airlinequality.com. Дата обращения: 17 января 2011. Архивировано 30 июля 2012 года.
  10. SKYTRAX Quality Approved Airlines (недоступная ссылка). Airlinequality.com. Дата обращения: 17 января 2011. Архивировано 30 июля 2012 года.
  11. The Founders (недоступная ссылка). Wearnes (WBL Corporation). Дата обращения: 25 июня 2009. Архивировано 30 июля 2012 года.
  12. Mail takes flight (недоступная ссылка). SPM Singapore. Дата обращения: 4 мая 2010. Архивировано 1 мая 2004 года.
  13. Flight into fantasy (недоступная ссылка). ALPAS Singapore. Дата обращения: 4 мая 2010. Архивировано 30 июля 2012 года.
  14. Malaysia Airlines - Our Story (недоступная ссылка). Malaysia Airlines. Дата обращения: 11 февраля 2011. Архивировано 30 июля 2012 года.
  15. Straits Steamship Company (недоступная ссылка). National Library Singapore. Дата обращения: 25 июня 2009. Архивировано 30 июля 2012 года.
  16. Telekom Malaysia and Malaysia Airlines Synergise Business Relationship (недоступная ссылка). Telekom Malaysia[en] Berhad. Дата обращения: 3 сентября 2007. Архивировано 12 октября 2007 года.
  17. Flight Into Fantasy (недоступная ссылка). Airline Pilots Association Singapore. Дата обращения: 25 июня 2009. Архивировано 30 июля 2012 года.
  18. The Creation of Singapore Airlines (недоступная ссылка). Singapore Airlines. Дата обращения: 1 июля 2007. Архивировано 9 июля 2009 года.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 Malaysia Airlines reports end of year losses. (PDF) (недоступная ссылка — история ). Malaysia Airlines. Дата обращения: 23 марта 2008. (недоступная ссылка)
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 Malaysia Airlines Business Turnaround Plan (PDF) (недоступная ссылка). Malaysia Airlines. Дата обращения: 11 февраля 2011. Архивировано 30 июля 2012 года.
  21. Malaysia Airlines back in the black with record profit. Channel News Asia. Дата обращения: 23 марта 2008. Архивировано 31 марта 2008 года.
  22. Malaysian Airline returns to profit in 2007, exceeds financial targets (недоступная ссылка). Forbes. Дата обращения: 23 марта 2008. Архивировано 29 сентября 2008 года.
  23. MAS orders 15 A330s Архивная копия от 25 декабря 2009 на Wayback Machine // flightglobal.com
  24. Malaysia Airlines Could Go Private (2 July 2014). Архивировано 10 октября 2014 года. Дата обращения 9 августа 2014.
  25. Malaysia Air faces new, serious threat as company (18 July 2014). Архивировано 5 марта 2016 года. Дата обращения 9 августа 2014. «Analysts said it may take a government rescue to save the company from financial disaster.».
  26. Malaysia Airlines considers tie-up with Etihad Airways as restructuring process slowly begins. centreforaviation.com. Centre for Aviation (17 June 2014). Дата обращения: 9 августа 2014. Архивировано 10 августа 2014 года.
  27. Exclusive: State fund plans to take Malaysia Airlines private for restructuring: sources (2 July 2014). Архивировано 5 июля 2014 года. Дата обращения 9 августа 2014.
  28. Zhang, Benjamin How Malaysia Airlines Can Be Saved From Financial And Reputational Ruin. Business Insider. Дата обращения: 23 июля 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
  29. Malaysia Steps In to Save Its Reeling National Airline, New York Times (8 August 2014). Архивировано 9 июля 2017 года. Дата обращения 9 августа 2014.
  30. Malaysia Airlines in $460m bid to clear air, The Australian (9 August 2014). Дата обращения 9 августа 2014.
  31. State fund to take over Malaysia Airlines, plans 'complete overhaul', Reuters.com (8 August 2014). Архивировано 9 августа 2014 года. Дата обращения 9 августа 2014.
  32. Khazanah announces 12 - point MAS Recovery Plan (недоступная ссылка). Khazanah (29 August 2014). Дата обращения: 30 августа 2014. Архивировано 12 сентября 2014 года.
  33. Malaysia Airlines slashes jobs, routes in overhaul (29 August 2014). Архивировано 11 июля 2017 года. Дата обращения 30 августа 2014.
  34. 34,0 34,1 MAS shares to be delisted from Bursa Malaysia on Dec 31. Дата обращения: 17 февраля 2016. Архивировано 24 февраля 2016 года.
  35. New Beginnings at Malaysia Airlines Berhad. Дата обращения: 17 февраля 2016. Архивировано 9 марта 2016 года.
  36. Malaysia Airlines stakeholders. (недоступная ссылка). Malaysia Airlines. Дата обращения: 23 марта 2008. Архивировано 8 апреля 2008 года.
  37. Malaysia Airlines stakeholders. (недоступная ссылка). PMB. Дата обращения: 23 марта 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  38. Malaysia Airlines Subsidiaries (недоступная ссылка). Malaysia Airlines. Дата обращения: 23 марта 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  39. Malaysia Airlines Gets ATW's Phoenix Award (недоступная ссылка). Bernama Malaysia. Дата обращения: 29 января 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  40. Malaysia Airlines Investors Relations:Financial Performance (недоступная ссылка). Malaysia Airlines. Дата обращения: 25 марта 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  41. 41,0 41,1 Airline makes better use of its MH code, The Star (1 февраля 2008). Архивировано 26 июля 2014 года. Дата обращения 15 марта 2022.
  42. 42,0 42,1 Welcome ‘home’ - to an aeroplane, The Star (24 февраля 2008). Архивировано 30 апреля 2008 года.
  43. Golden assets, The Star (18 декабря 2007). Архивировано 5 января 2009 года.
  44. Bangkok, Malaysia airlines to suspend Macao flights, People's Daily Online (10/3/09). Дата обращения 24 августа 2010.
  45. Malaysia Airlines Codeshare Partners (недоступная ссылка). Malaysia Airlines. Дата обращения: 28 марта 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  46. Malaysia Airlines start talks with SkyTeam (недоступная ссылка). The Star. Дата обращения: 28 марта 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  47. Malaysia Airlines and China Southern Airlines establish strategic partnership through codeshare agreement (недоступная ссылка). Routes Online. Дата обращения: 28 марта 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  48. Malaysia Airlines Business Transformation Plan: Project Mosaic (недоступная ссылка). Malaysia Airlines. Дата обращения: 28 марта 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  49. oneworld site (недоступная ссылка). oneworld. Дата обращения: 6 июня 2011. Архивировано 30 июля 2012 года.
  50. S7 airlines (недоступная ссылка). oneworld. Дата обращения: 6 июня 2011. Архивировано 3 февраля 2013 года.
  51. MAS & Egyptair Offer 3 Weekly KL-Cairo Flights (недоступная ссылка). Bernama. Дата обращения: 28 марта 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  52. MAS And Etihad Target Code Sharing In July 2008 (недоступная ссылка). Bernama. Дата обращения: 28 марта 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  53. Govindasamy, Siva. Garuda to ink SkyTeam agreement next week, Flight Global (19/11/10). Архивировано 24 ноября 2010 года. Дата обращения 23 ноября 2010.
  54. Royal Jordanian, Malaysia Airline sign code-share agreement | Royal Jordanian | AMEinfo.com Архивировано 1 ноября 2010 года.
  55. Malaysia Airlines Begins Codesharing With South African Airways (недоступная ссылка). The Star. Дата обращения: 28 марта 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  56. Virgin Australia and Malaysia Airlines sign Interline Agreement (недоступная ссылка). Peanuts.aero. Дата обращения: 28 марта 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  57. Malaysia Airlines Fleet Details and History. www.planespotters.net. Дата обращения: 14 августа 2021. Архивировано 14 августа 2021 года.
  58. World Airline Awards (недоступная ссылка). Skytrax. Дата обращения: 29 марта 2008. Архивировано 30 июля 2012 года.
  59. Malaysia Airlines Golden Lounge (недоступная ссылка). Malaysia Airlines. Дата обращения: 29 марта 2008. Архивировано 22 сентября 2007 года.
  60. Malaysia Airlines unveils new A330-300, Business Traveller.com (15 апреля 2011). Архивировано 21 июня 2011 года. Дата обращения 8 мая 2011.
  61. Malaysia Airlines Launch New A330-300 to Brisbane with Business Class, SkyClub.com (26 апреля 2011). Архивировано 7 апреля 2016 года. Дата обращения 8 мая 2011.
  62. Malaysia Airlines wins award for the World's Best Economy Class at the 2010 World Airline Awards, Skytrax. Архивировано 2 декабря 2010 года. Дата обращения 20 октября 2010.
  63. Accident description (недоступная ссылка). Aviation Safety Network. Дата обращения: 10 марта 2011. Архивировано 30 июля 2012 года.
  64. Accident description (недоступная ссылка). Aviation Safety Network. Дата обращения: 10 марта 2011. Архивировано 30 июля 2012 года.
  65. Accident description. Aviation Safety Network. Дата обращения: 10 марта 2011. Архивировано 11 января 2012 года.
  66. Boeing с 295 пассажирами упал на границе России и Украины. Газета.Ru (17.07.2014). Дата обращения: 17 июля 2014. Архивировано 20 июля 2014 года.

Ссылки