Let L-410 Turbolet

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
L-410
L-410UVP-E20 ВВС России на авиасалоне «МАКС-2012». Московская область, Жуковский, 22 мая 2012 года.L-410UVP-E20 ВВС России на авиасалоне «МАКС-2012». Московская область, Жуковский, 22 мая 2012 года.
Тип лёгкий многоцелевой самолёт
Разработчик Флаг Чехословакии Let Kunovice
Производитель

Флаг Чехословакии Let Kunovice
Флаг Чехии Aircraft Industries,

Флаг России АО «Уральский завод гражданской авиации» (Екатеринбург)
Первый полёт 16 апреля 1969 года
Начало эксплуатации 1971 год
Статус эксплуатируется, производится[1][2]
Эксплуатанты  Россия
 Ливия
 Чехия
смотрите эксплуатанты
Годы производства 1969н. в.
Единиц произведено 1207 самолётов
(на 31 мая 2021 года)[3]
Стоимость единицы 150 млн
(на 2011 год, в т. ч. НДС)[1],
400 млн
(на 2020 год, в том числе НДС 0 %)

Let L-410 «Turbolet» (другие названия: Л-410, Лет-410, «Турболёт», Элли[4]) — лёгкий многоцелевой двухмоторный самолёт для местных воздушных линий (МВЛ). Разработан в 1966—1967 годах[5] конструкторским бюро чехословацкого авиационного завода Let Kunovice (ныне — чешский завод Aircraft Industries). Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП. Способен перевезти до 19 пассажиров или 1800 кг груза на расстояние до 1500 км. Использует американские двигатели GE H80-200 (GE Aviation Czech s.r.o)[6][7], после завершения сертификации российского турбовинтового двигателя ВК-800 (АО «Уральский завод гражданской авиации» и АО «ОДК–Климов») предполагается устанавливать его[8].

Начиная с 1969 года было построено 1104 самолёта L-410 различных модификаций (наибольшая часть из них — L-410 UVP), 862 из них были поставлены в Советский Союз и активно использовались для перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. К началу 1992 года, после распада СССР, в Советском Союзе оставалось около 750 самолётов L-410, значительная часть которых осталась в аэропортах бывших союзных республик[5].

В конце 1980-х годов началось производство самолётов модификации L-410 UVP-E20, выпущенных с того времени в количестве около 200 единиц и поставленных более чем в 30 стран мира. В 2010 году началась разработка и в 2018 году стартовало серийное производство самолётов семейства L-410 последней модификации — L-410 NG[6].

По состоянию на 2012 год в мире эксплуатировалось более 400 самолётов L-410[9]. Российский коммерческий парк на 2017 год составлял шесть единиц L-410 UVP-E и двадцать семь единиц L-410 UVP-E20[10].

В ноябре 2018 года в России выпущен первый самолёт L-410, собранный на базе Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге. Сборочный цех УЗГА площадью 12,5 тыс. м² позволяет производить серийный выпуск L-410 до 20 самолётов в год[11][12][13][14][15].

История создания и производства

В 1960-х годах у гражданской авиации СССР возникла необходимость создания компактного ближнемагистрального пассажирского самолёта нового поколения, способного вмещать около двух десятков пассажиров и взлетать и приземляться на сельские аэродромы с грунтовой ВПП. Ставка делалась на высокую экономичность такого самолёта, поэтому в качестве силовых установок выбирались турбовинтовые двигатели. Такой самолёт был разработан в ОКБ Бериева и получил обозначение Бе-30. Однако работу над аналогичным самолётом поручили по линии СЭВ авиационным предприятиям ЧССР.

Разработка самолёта началась в 1966 году. Первый опытный образец, оснащённый ТВД Pratt & Whitney РТ6А-27 (2×715 л. с.), начал проходить лётные испытания 16 апреля 1969 года. Регулярную эксплуатацию самолётов L-410А в конце 1971 года первой открыла чехословацкая авиакомпания «Слов Эйр» из Братиславы, обслуживающая местные авиалинии — к началу 1974 года она получила 12 машин. Всего был построен 31 самолёт. Пять самолётов (зав. № 720103-06 и № 720201) L-410А с двигателями РТ 6А-27, построенных к концу 1972 года под обозначением L-410АС, в следующем году были переданы в СССР. Самолёты получили советские регистрационные номера с СССР-67251 по СССР-67255. Первый из них привёл на аэродром ГосНИИ ГА чешский лётчик-испытатель Франтишек Свинка.

В 1973 году начались лётные испытания самолёта L-410M, оснащённого чешскими ТВД Вальтер М601А. L-410M стал второй серийной модификацией «Турболёта». Всего до конца 1978 года для Министерства гражданской авиации СССР поступило 100 самолётов L-410М/МУ.

В 1977 году началась эксплуатация L-410 в условиях Крайнего Севера и советской части Арктики. По мнению Артура Чилингарова, в настоящее время L-410 — самый перспективный самолёт для работы в русской Арктике. В 2013 году были произведены испытания L-410 с посадкой на лыжи.

В 1979 году началось производство усовершенствованной модификации L-410UVP, которая стала основной серийной моделью. От предшествующих вариантов этот самолёт отличался удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и установкой ТВД Вальтер М601В (2×730 л. с.). Этот самолёт прошёл программу сертификации в СССР и был принят в эксплуатацию «Аэрофлотом». Дальнейшим развитием стал вариант L-410 UVP-E с более мощными ТВД М601Е. Первый полёт этого самолёта состоялся 30 декабря 1984 года. Он отличается улучшенными взлётно-посадочными характеристиками и уменьшенным уровнем шума в кабине. В марте 1986 года был сертифицирован в СССР. Разработана модификация L 420 с более мощными ТВД М601 °F (2×778 л. с.), увеличенной взлётной массой (6,8 т) и улучшенными лётными характеристиками (лётные испытания самолёта начались в ноябре 1993 года).

В 1990-х годах, после распада СССР и СЭВ, спрос на самолёты L-410 упал, и темп их производства снизился более чем в 10 раз (с 50 машин в год до 2—5). Ситуация значительно улучшилась с 2008 года, когда 51 % акций предприятия Let Kunovice (Aircraft Industries) купила принадлежащая российскому миллиардеру Искандеру Махмудову «Уральская горно-металлургическая компания». В 2010—2012 годах темп выпуска составил 8—10 машин в год, а за 2013 год выпущено 11 машин. Было заявлено о намерении довести темп выпуска до 16—18 машин в год[источник не указан 2905 дней]. Но это не было реализовано. В настоящий момент завод концентрируется на ремкомплектах и вторичном рынке, так как большая часть парка самолётов этого типа в очень плохом состоянии в силу их значительного возраста и длительного отсутствия снабжения запчастями и комплектующими.

По состоянию на 2013 год производится модификация L-410 UVP-E20, оборудованная цифровой или аналоговой авионикой (на выбор), автопилотом и системой предупреждения столкновения самолётов в воздухе. L-410 UVP-E20 имеет сертификат типа АР МАК[16].

В сентябре 2013 года «Уральская горно-металлургическая компания» («УГМК») приобрела оставшиеся 49 % акций компании Let Kunovice (Aircraft Industries). Таким образом, «УГМК» стала единственным собственником Aircraft Industries, доведя свой пакет акций до 100 %[17].

В 2016 году заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Богинский объявил о планах развернуть серийное производство L-410 на базе Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге[15]. В марте 2018 года на площадке УЗГА по лицензии чешской Aircraft Industries, принадлежащей Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву[18], началась сборка L-410[19]. В ноябре 2018 года выпущен первый локализованный в России L-410, всего в 2018 году выпущено 5 машин[11] на УЗГА. В 2019 году планируется произвести ещё 18 самолётов L-410[13].

Описание

Техническое описание дано применительно к модификации Л-410УВП-Э (источник: Документация УДК 629.735.33.014.16(100) «Конструкция и эксплуатация самолёта Л-410УВП с двигателями М-601Е». Учебное пособие. Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков. Краснодар: КВВАУЛ 2006 г.)

Общие сведения о самолёте

Л-410УВП — лёгкий пассажирский и транспортный самолёт, предназначенный для перевозки пассажиров или груза на расстояния в пределах одной тысячи км. Может использоваться в учебно-тренировочных целях.

Представляет собой двухдвигательный цельнометаллический высокоплан с однокилевым оперением и трёхстоечным шасси. Экипаж состоит (в военном варианте) из трёх человек: двух лётчиков и бортового техника. Кабина негерметичная, вентиляционного типа.

Силовая установка — два турбовинтовых двигателя чехословацкого (чешского) производства «Вальтер М-601Е», с пятилопастными воздушными винтами изменяемого шага В-510

Ресурсы и сроки службы

  • срок службы самолёта до первого капитального ремонта 16 лет
  • налёт самолёта до первого капитального ремонта 4000 часов или 8000 посадок

Лётно-технические характеристики и ограничения

  • дальность полёта с макс. полезной нагрузкой 1700 кг, на Н=4200 метров, без подвесных баков, с остатком топлива на 30 мин. полёта — 990 км
  • то же, с подвесными баками — 1390 км
  • длина разбега с бетонной ВПП и макс. допустимой взлётной массой 6400 кг — 400 м
  • длина пробега на бетонной ВПП с максимально допустимой посадочной массой 6200 кг — 300 м
  • диапазон предельных центровок — 17-28% САХ
  • максимально допустимые перегрузки:
    • положительная — 2 ед.
    • отрицательная — 0 ед.
  • максимально допустимая расчётная скорость полёта — 400 км/ч
  • минимально предельная скорость полёта — 140 км/ч
  • максимальная высота полёта при взлётной массе 6400 кг — 4200 м

Конструкция планера

Фюзеляж самолёта стрингерно-балочной конструкции. Силовой набор включает 27 шпангоутов, 32 стрингеров и три ряда продольных балок. Состоит из кабины лётчиков (шп. 1-8), грузовой кабины (шп.8-18) и хвостовой части фюзеляжа (шп. 18-27).

В передней части фюзеляжа расположены два рабочих места лётчиков с креслами, отсек аккумуляторных батарей, отсек электро и радиооборудования, ниша передней опоры шасси, передний багажник. Стенка по шпангоуту №7 является перегородкой между кабиной экипажа и грузовой кабиной. Справа между шпангоутами №5 и №8 находится дверь аварийного выхода, которая в грузовом варианте самолёта может использоваться как эксплуатационная.

В средней части фюзеляжа находится грузовая кабина. По правому борту кабины имеется 9 окон, по левому борту — семь (одна в двери). Слева между шпангоутами 15-18 находится главная входная дверь. В грузовой кабине могут быть установлены пассажирские кресла для 19 человек (одноместные слева и двухместные справа), или откидные лавки вдоль бортов в грузовом варианте самолёта.

Хвостовая часть фюзеляжа включает задний багажник, съёмный туалетный модуль, задний технический отсек радионавигационного оборудования и проводки управления.

Крыло свободнонесущее лонжеронное, цельнометаллическое, представляет собой единое неразъёмное изделие. Силовой набор состоит из двух лонжеронов и 63 нервюр, от 0-й в плоскости симметрии крыла, до 31-й вправо и влево. В плоскостях нервюр №3 крыло на четырёх узлах навески крепится к фюзеляжу. На нервюрах №8 и №10 установлены узлы крепления двигателей.

Механизация крыла и элементы управления полётом включают элероны, интерцепторы, щитки автоматического управления креном, двухщелевые двухсекционные закрылки.

  • элероны служат для управления по крену. Углы отклонения: вверх — 27°, вниз — 14°. На левом элероне установлен триммер с углами отклонения ± 20°.
  • интерцепторы служат для торможения, отклоняются только вверх на полный угол 72,5°
  • щитки автоматического управления креном (АУК) предназначены для парирования крена при отказе одного двигателя; отклоняются только вверх на полный угол 55°
  • закрылки служат для увеличения подъёмной силы крыла, отклоняются только вниз: на взлёте на 18°, на посадке на 42°.

Внутри крыла размещены 8 мягких топливных баков. На крыло навешиваются мотогондолы двигателей. На законцовки крыла можно подвесить два подвесных топливных бака. Размах крыла без подвесных баков 19,479 м, с подвесными баками 19,980 м. Угол установки крыла +2°, положительный угол V крыла +1°45′

Хвостовое оперение стреловидное и включает киль с рулём направления и стабилизатор с рулём высоты.

Стабилизатор представляет собой единое неразъёмное изделие. Силовой набор включает два лонжерона и пакет нервюр. К задней части крепится руль высоты из двух половин, соединённых меж собой элементами системы управления. Каждая половина руля высоты снабжена триммером. Углы отклонения РВ: вверх — 30°, вниз — 14°. Углы отклонения триммера РВ: вверх — 10°, вниз — 16°.

Силовой набор киля состоит из двух лонжеронов, стрингеров и нервюр. К задней части киля крепится руль направления со 100%-й весовой балансировкой и аэродинамической компенсацией. Углы отклонения РН: ± 17,5°. На РН установлен триммер, с углами отклонения ± 10°.

Под килем снизу фюзеляжа находится подфюзеляжный гребень, нижняя часть которого служит предохранительной пятой.

Шасси трёхопорное, убираемое в полёте. Передняя опора с однокамерным амортизатором, основные опоры с двухкамерными. Все амортизаторы газомасляные, заряжаются азотом под давлением, рабочая жидкость - масло АМГ-10. На основных опорах установлено по одному бескамерному колесу модели К-38-1100-7, на передней опоре — одно колесо К-39-1200-7. Давление зарядки сжатым воздухом - 4,2 кг/см2 во всех колёсах. Колёса основных опор оборудованы дисковыми тормозами с гидравлическим приводом и антиюзовым автоматом растормаживания, давление от основной системы редуцируется до 50 кг/см2. Давление в стояночном тормозе — 25 кг/см2, гидроаккумулятора хватает на 24 часа стоянки самолёта. Колесо передней опоры управляемое, имеет три режима: взлёт-посадка (полный угол разворота ± 4°30′), руление (± 50°) и режим самоориентирования.

Силовая установка

Два турбовинтовых двигателя М-601Е с пятилопастными воздушными винтами изменяемого шага.

Авиационный двигатель М-601Е является турбовинтовым двигателем со свободной турбиной и обратным потоком воздуха и газов и относится к классу турбовальных двигателей. Состоит из газогенератора и приводной части. Конструкция двигателя модульная, то есть состоит из функционально законченных сборочных единиц. Включает следующие модули:

  • входное устройство: воздухозаборник, две противопожарные перегородки, защитная сетка
  • компрессор с клапаном перепуска воздуха
  • кольцевая камера сгорания
  • осевая двухступенчатая турбина
  • выходное устройство
  • понижающий редуктор с измерителем крутящего момента
  • коробка приводов

Основные ТТХ двигателя «Вальтер М-601Е»:

  • максимальная эквивалентная мощность двигателя на чрезвычайном режиме работы (не более 2 мин) — 630 кВт
  • максимальная тяга двигателя — 1200кгс
  • степень повышения давления в компрессоре — 6,65
  • передаточное отношение редуктора — 14,2
  • максимальный расход топлива — 245кг/ч
  • применяемое топливо — ТС, РТ, Т-1
  • эксплуатационный расход масла — 0,1 л/ч
  • моторное масло — Б-3В (синтетическое)
  • общее количество масла в маслосистеме — 23 л
  • масса двигателя (без агрегатов систем топливопитания, ПОС винта, регулятора винта и проводки управления) — 200 кг
  • габаритные размеры:
    • длина 1,675 м
    • ширина (без выхлопных патрубков) 0,590 м
    • высота ) 0,650 м
  • диаметр винта — 2,3 м
  • срок службы двигателя 17 лет
  • наработка — 2000 часов

Двигатель М-601Е оборудован системой впрыска воды, для увеличения мощности при взлёте в условиях жаркого климата или пониженного давления, и имеет чрезвычайный режим работы для кратковременного увеличения мощности при продолжении взлёта с одним отказавшим двигателем (не более 2 мин. за весь ресурс).

Эксплуатационные ограничения: запуск двигателя при температуре ниже -20°С без подогрева запрещён.

Воздушный винт В-510В — пятилопастной винт изменяемого шага с системой флюгирования, реверсивный, правого вращения. Частота вращения воздушного винта в полёте поддерживается постоянной регулятором шага винта в пределах 1700...2080 об/мин, независимо от условий полёта и климатических условий, за счёт перестановки шага лопастей воздушного винта в диапазоне +14°...+36°. Максимальный диапазон углов установки винта составляет 103°30′, флюгерное положение — +79°30′, взлётное положение (первый промежуточный упор) — +14°, реверс — -24°.

Топливная система

Включает две конструктивно одинаковые подсистемы — левую и правую, каждая из которых питает свой двигатель. Топливная система одного двигателя состоит из четырёх мягких баков в межлонжеронном пространстве крыла, а при необходимости к концевым нервюрам могут подвешиваться по одному концевому (подвесному) баку; системы подкачки, системы перекачки, системы дренажа, системы кольцевания, системы слива топлива. Заправка баков топливом открытая (через заливные горловины). В качестве топлива применяется авиационный керосин марок Т-1, ТС-1, РТ. При температуре наружного воздуха +5 °С и ниже в топливо добавляется жидкость «И» (этилцеллозольв) или «ТГФ» (тетрагидрофурфуриловый спирт) в количестве 0,1 % по объёму для предотвращения образования кристаллов льда в топливе.

Полная заправка топливом составляет 1000 кг, с концевыми баками — 1320 кг.

Противопожарное оборудование

Включает противопожарное оборудование двигателей, переднего багажника и ручные переносные огнетушители.

В гондолах двигателей установлено по 9 датчиков противопожарной сигнализации системы ССП-2А. При срабатывании датчика (любого) в кабине экипажа включается световая и звуковая сигнализация о пожаре, при этом требуется нажатием кнопки активировать подачу огнегасящего состава — жидкий фреон марки 114В2 (тетрафтордибромэтан), которых находится в двух шарообразных баллонах ППЛ-8 с пироголовками. Ёмкость каждого баллона составляет 2 литра. Баллоны разряжаются в первую и вторую очереди пожаротушения (тушение «основное» и тушение «запасное»).

В переднем багажнике имеется фотоэлектрический дымосигнализатор ДС-3м2. При его срабатывании правый лётчик вручную приводит в действие затвор огнетушителя Т-7607, заряженного также фреоном 114В2.

Для тушения в других местах на борту самолёта имеется два переносных огнетушителя, заряженных водным раствором углекислого калия.

Противообледенительная система

ПОС крыла и хвостового оперения пневмомеханического типа, принцип действия которой основан на механическом воздействии на отложившийся на поверхности лёд за счёт периодического изменения формы поверхности, что приводит к разрушению корки льда и сбрасыванию его с поверхности самолёта набегающим потоком воздуха. С этой целью на передних кромках крыла и хвостового оперения закреплён резиновый протектор, образующий продольные эластичные камеры, в которые при необходимости подаётся под давлением горячий воздух (до 250°С) от компрессоров двигателей. Также горячий воздух подаётся на обогрев передней части воздухозаборников двигателей.

Лобовые стёкла кабины лётчиков, приёмники воздушного давления и передние кромки лопастей воздушных винтов имеют электрические нагревательные элементы.

Энергосистемы самолёта

Гидравлическая система состоит из основной системы и аварийной. Система предназначена для:

  • выпуска и уборки шасси
  • поворота переднего управляемого колеса
  • торможения колёс шасси
  • выпуска и уборки закрылков
  • выпуска и уборки интерцепторов
  • выпуска и уборки щитков АУК
  • привода стеклоочистителей обзорных стёкол лётчиков

Рабочая жидкость — гидравлическое масло АМГ-10, рабочее давление 150 кг/см2 создаётся двумя насосами переменной производительности, смонтированными на коробках приводов двигателей. Для снятия пульсаций в линии нагнетания и подпитки при провалах давления служат два гидроаккумулятора, заряжаемые азотом с давлением 50 кг/см2. Запас гидравлического масла в количестве 10 литров хранится в гидробаке. Для предотвращения вспенивания масла на высоте бак наддувается воздухом с давлением 1 кг/см2 от двигателей. При отказах в полёте может использоваться аварийная гидросистема, которая служит для принудительного выпуска шасси, закрылков и аварийного торможения колёс. Давление создаётся ручным поршневым насосом в кабине экипажа. На случай потери масла в основной системе аварийная система имеет свой гидробак с запасом масла в количестве 3,2 литра.

Электрическая система включает источники и потребители электроэнергии. Первичная сеть на самолёте постоянного тока на 28,5 вольт, питается от двух стартер-генераторов ЛУН 2132.02-8 на двигателях, с номинальным током нагрузки в полёте до 200 А на каждый (на земле ограничение не более 30 мин). Для питания бортсети на земле при неработающих двигателях, для запуска двигателей и в аварийных ситуациях служат две щелочные никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25, каждая ёмкостью 25 ампер-час.

Для питания электрообогрева лобовых стёкол и противообледенительной системы воздушных винтов на самолёте установлены два генератора переменного тока номинальной мощностью 3 кВА, приводимые от двигателей. Генератор левого двигателя является рабочим, к нему подключены все потребители. Генератор правого двигателя является резервным. Мощности одного генератора достаточно для питания всех потребителей.

Питание самолётных потребителей трёхфазным переменным током 36 В/400 Гц осуществляется от двух преобразователей ЛУН 2450 и одного преобразователя ЛУН 2456, который предназначен только для питания резервного авиагоризонта. Питание приборов однофазным переменным током 115 В/400 Гц обеспечивается двумя преобразователями ЛУН 2460. Все преобразователи питаются от самолётной системы постоянного тока напряжением 28 В.

Приборное, навигационное и радиоэлектронное оборудование самолёта

Также в кабине экипажа установлены два основных авиагоризонта и один резервный, анероидно-мембранные приборы индикации параметров полёта, другие указатели и сигнализаторы.

Модификации

  • L-410A — серийный вариант с двигателями Pratt & Whitney PT6A-27 и винтами Hartzell HC-B3TN-3D.
    • L-410AS — «салон», L-410A с улучшенными удобствами.
    • L-410AB — вариант L-410A с четырёхлопастными винтами Hartzell HC-B4TN-3.
    • L-410AG
    • L-410AF — самолёт аэрофотосъёмки на базе L-410A.
  • L-410M — вариант с двигателями Walter M601A и винтами Avia V508.
    • L-410MA — двигатели Walter M601B, винты Avia V508B.
    • L-410MU
  • L-410 UVP — вариант с сокращённым взлётно-посадочным расстоянием. Сокращение «УВП» означает «укороченная взлёт-посадка». Первый полёт состоялся в 1976 году[20]. Самолёт оснащён обычным комплексом авионики совместного советско-чехословацкого производства. От предшествующих вариантов этот отличается удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и более мощными двигателями[21].
    • L-410 UVP-S — «салон», L-410UVP с улучшенными удобствами.
    • L-410FG — самолёт аэрофотосъёмки на базе L-410UVP.
    • L-410T (также L-410UVP-T) — транспортный, десантный, санитарный вариант с увеличенной до 1,25×1,46 м дверью. Может вмещать до: 1 т груза в контейнерах, 12 парашютистов, 6 больных на носилках в сопровождении одного медработника.
    • L-410 UVP-E — двигатели Walter M601E, пятилопастные винты Avia V510, дополнительные топливные баки на законцовках крыла.
    • L-410 UVP-E9
    • L-410 UVP-E20
  • L-410LW — вариант со сниженной с 6,4 до 5,7 тонны максимальной взлётной массой.
  • L-420
  • L-420XXL
  • L-410NG — дальнейшее развитие L-410 UVP-E20, отличается наличием интегральных крыльевых баков, что увеличило ёмкость топливной системы почти в два раза и, соответственно, увеличилась дальность полёта. Установлены более мощные двигатели, увеличен объём переднего багажного отсека, кабина пилотов снабжена новой авионикой. Планируется запустить серийное производство к 2017 году.[22]

Технические характеристики

Модификация L-410M L-410 UVP L-410 UVP-E L-410 UVP-E20 L-410 UVP-E20
Экипаж 2 лётчика
Коммерческая нагрузка 17 пассажиров или 1430 кг груза 15 пассажиров или 1300 кг груза 17-19 пассажиров или 1710 кг груза 19 пассажиров или 1800 кг груза
Тип двигателя ТВД Walter M601A 2×ТВД Walter M601D 2×ТВД Walter M601E 2×ТВД GE H80-200
Взлётная мощность, л. с. 2×690 2×725 2×750 2×800
Тип воздушного винта 2×Avia V508B 2×Avia V508D 2×Avia V510 2×Avia AV-725
Количество лопастей 3 5
Диаметр винтов, м 2,5 2,3
Размах крыла, м 17,478 19,478 19,98
Длина самолёта, м 13,605 14,42
Высота самолёта, м 5,646 5,83
Площадь крыла, м² 32,5 34,86
Масса пустого самолёта, кг 3700 3850 4000 4050
Масса максимальная взлётная, кг 5700 5800 6400 6600
Масса топлива в основных баках, кг 1000
Масса топлива в концевых баках, кг 313,8
Максимальная скорость, км/ч ИС 300 320 335
Практическая дальность, км 990 1040 1380 1410 1500
Практический потолок, м 4000 4200 4250 4200

Эксплуатанты

Военные

Состоит на вооружении

 Россия — двадцать семь L-410, по состоянию на 2016 год[23]

 Бангладеш

 Болгария

 Гондурас

 Джибути

 Коморы

 Латвия

 Ливия

 Литва

  • ВВС Литвы — в 1991 году из ФРГ были получены два L-410UVP[32], по состоянию на 2012 год — один L-410UVP[33]

 Словакия

 Словения

 Тунис

 Чехия

 Эстония

Состоял на вооружении

 СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году

 Венгрия

 ГДР

 Германия

 Индонезия

 Кабо-Верде

 Колумбия

 Перу

 Чехословакия

 Эстония

Гражданские

Современные гражданские операторы

 Россия

 Казахстан

 Бразилия

 Венгрия

  • ABC Air Hungary — три Let L-410, по состоянию на 2006 год

 Гаити

  • Tortug' Air — три Let L-410, по состоянию на 2006 год

 Гватемала

 Гондурас

 Греция

  • Heli Air — семь Let L-410, по состоянию на 2006 год

 Грузия

 Дания

  • Benair — два Let L-410, по состоянию на 2006 год

 ДР Конго

  • Kin-Avia — пять Let L-410, по состоянию на 2006 год

 Кения

 Колумбия

  • SEARCA — девять Let L-410, по состоянию на 2006 год

 Коста-Рика

  • NatureAir — один L-410UVP-E20, по состоянию на 2016 год

 Литва

 Остров Мэн

  • Manx2 — три Let L-410, по состоянию на 2006 год

 Украина

 Филиппины

 Черногория

Бывшие гражданские операторы

 СССР

 Чехия

 Чехословакия

 Хорватия

 Венгрия

 Словения

 Словакия

 Бразилия

 Филиппины

 Франция

 Литва

Авиационные происшествия и катастрофы

По данным портала Aviation Safety Network, по состоянию на 12 сентября 2021 года в различных лётных происшествиях было потеряно 132 самолёта L-410[40]. Самолёт пытались угнать четыре раза, при этом погиб один человек[41]. Всего в этих происшествиях погибло 479 человек.

Дата Б/Н Место катастрофы Жертвы Краткое описание
н. д. Ливия 0931 Ливия н. д. н. д. Военный борт. Разбился.
н. д. Гондурас HR-ASF Гондурас Ла-Сейба н. д. Разбился.
1975 Чехословакия OK-DKD н. д. н. д. Уничтожен пожаром на стоянке.
07.07.1977 Чехословакия OK-162 Чехословакия Недаконице н. д. Третий прототип Л-410. Разбился при взлёте.
06.08.1977 Венгрия HA-YFA Венгрия озеро Балатон н. д. Упал в озеро.
18.01.1979 Союз Советских Социалистических Республик 67210 Союз Советских Социалистических Республик у Белгорода 3/3 Тренировочный полёт. Экипаж имитировал отказ двигателя и самолёт вошёл в глубокий крен.
03.08.1979 Союз Советских Социалистических Республик 67206 Союз Советских Социалистических Республик Ржевка 10/14 Отказ двигателя на подлёте к аэродрому, разбился.
18.02.1981 Союз Советских Социалистических Республик 67273 Союз Советских Социалистических Республик н. д. н. д. Возгорание в кабине лётчиков на стоянке, уничтожен огнём.
07.01.1982 Союз Советских Социалистических Республик 67290 Союз Советских Социалистических Республик у Геленджика 18/18 Врезался в гору.
10.02.1982 Союз Советских Социалистических Республик 67237 Союз Советских Социалистических Республик Якутск 0/0 Повреждён на стоянке — в Л-410 врезался Ан-2 СССР-70349.
14.08.1982 Союз Советских Социалистических Республик 67191 Союз Советских Социалистических Республик Сухуми 11/11 Столкновение на ВПП со взлетавшим Ту-134 СССР-65836.
29.03.1983 Союз Советских Социалистических Республик 67190 Союз Советских Социалистических Республик Поти 6/18 При взлёте экипаж отключил правый двигатель, предположительно, из-за превышения предельно допустимых величин параметров контроля работы двигателя. Потеряв скорость и высоту, самолёт врезался в деревья
19.10.1983 Союз Советских Социалистических Республик 67315 Союз Советских Социалистических Республик Канск н. д. Выкатился с ВПП и столкнулся с препятствием.
04.07.1984 Союз Советских Социалистических Республик 67276 Союз Советских Социалистических Республик Чульман н. д. Серьёзно повреждён при посадке.
04.12.1984 Союз Советских Социалистических Республик 67225 Союз Советских Социалистических Республик у Костромы 10/10 Упал после взлёта из-за потери пространственной ориентировки лётчиками. Вероятно, были ошибочно отключены авиагоризонты (после включения вновь отключились из-за достижения предельного крена).
29.12.1984 Союз Советских Социалистических Республик 67140 Союз Советских Социалистических Республик у Астрахани н. д. Вынужденная посадка.
14.10.1985 Союз Советских Социалистических Республик 67264 Союз Советских Социалистических Республик Усть-Мая 19/19 После взлёта отказал левый двигатель, экипаж не смог парировать развившийся крен, самолёт упал в реку.
31.12.1986 Союз Советских Социалистических Республик 67428 Союз Советских Социалистических Республик Черненко 0/н. д. Повреждён, списан.
13.06.1987 Союз Советских Социалистических Республик 67239 Союз Советских Социалистических Республик н. д. н. д. Повреждён в результате столкновения с двумя Ан-2 на земле.
24.09.1987 Союз Советских Социалистических Республик 67249 Союз Советских Социалистических Республик Якутск 0/н. д. Прерванный взлёт.
18.10.1987 Союз Советских Социалистических Республик 67334 Союз Советских Социалистических Республик Саратов 0/н. д. Произвел посадку с убранными шасси.
19.04.1988 Союз Советских Социалистических Республик 67518 Союз Советских Социалистических Республик у Багдарина 17/17 Столкнулся с горой в сложных метеоусловиях.
19.04.1988 Союз Советских Социалистических Республик 67431 Союз Советских Социалистических Республик Улан-Удэ н. д. Разбился.
26.08.1988 Союз Советских Социалистических Республик 67235 Союз Советских Социалистических Республик Иркутск 4/4 Разбился при посадке в сложных метеоусловиях, неверно было выставлено давление на высотомерах.
07.12.1988 Союз Советских Социалистических Республик 67127 Союз Советских Социалистических Республик Кодинск 6/14 Столкнулся с зёмлей при заходе на посадку, ошибки экипажа.
28.08.1989 Союз Советских Социалистических Республик 67104 Союз Советских Социалистических Республик близ Лабинска н. д. Вынужденная посадка.
13.09.1989 Чехословакия OK-FDC Чехословакия Водоходы 0/н. д. Повреждён при посадке. Самолёт поставлен в музей.
12.10.1990 Союз Советских Социалистических Республик 67331 Союз Советских Социалистических Республик Одесса 0/15 Грубая посадка.
21.08.1991 Союз Советских Социалистических Республик 67091 Союз Советских Социалистических Республик Хабаровский край 0/15 Прерванный взлёт.
27.08.1991 Союз Советских Социалистических Республик 67099 Союз Советских Социалистических Республик близ Гурьева 0/6 Вынужденная посадка из-за отказа двигателя.
27.09.1991 Союз Советских Социалистических Республик 67538 Союз Советских Социалистических Республик Магадан 0/н. д. Преждевременная уборка шасси при взлёте.
15.10.1991 Союз Советских Социалистических Республик н. д. Союз Советских Социалистических Республик Петровск 3/3 Самолёт Балашовского военного лётного училища. Разбился при посадке в плохих метеоусловиях.
13.03.1992 Чехословакия OK-PDI Чехословакия Жилина 0/9 Повреждён при посадке.
04.04.1992 Союз Советских Социалистических Республик 67130 Россия Байково 1/12 Врезался в гору при посадке в сложных метеоусловиях.
26.08.1993 Россия 67656 Россия Алдан 24/24 Сваливание при посадке из-за выхода на закритические углы атаки вследствие перегруза.
04.1994 Союз Советских Социалистических Республик 67608 Россия Кызыл 0/0 Повреждён на стоянке — в Л-410 врезался Ан-2Р СССР-07308, у которого отказали тормоза.
14.07.1994 Россия 64670 Россия Благовещенск 0/14 Во время рулёжки левая стойка шасси попала в глубокий ров.
20.01.1995 Россия 64120 Россия у Красноярска 3/19 Отказ двигателя. Перегруженный самолёт задел деревья и упал.
23.01.1995 Украина 67115 Россия у Бухты Провидения 0/3 Самопроизвольное включение реверса левого двигателя на подлёте к аэродрому.
07.06.1995 Латвия 146 Латвия у Лиелварде 2/2 Борт ВВС Латвии. Потерял управление при выполнении «бочки».
18.05.1996 Индия VT-ETB Индия Канпур 0/19 Приземлился в середине ВПП, выкатился с неё и врезался в здание аэропорта.
11.07.1996 Индия VT-ETC Индия у Канды 9/9 Упал в лес на подлёте к аэропорту.
02.12.1996 Россия 67436 Россия Нягань 0/н. д. При посадке ударился крылом о землю.
03.03.1997 Гондурас HR-IAS Гондурас Ла-Сейба 0/21 Выкатился с ВПП при взлёте.
26.09.1996 Россия 67474 Россия близ Хабаровска 0/7 Неисправность топливной системы. Полностью исчерпал горючее и сел в аварийном порядке.
13.01.1998 Венесуэла YV-928CP Чехия близ Брно 2/2 Разбился при посадке в сложных метеоусловиях.
07.03.1998 Гондурас HR-AQG Гондурас Ла-Сейба 0/17 Отказ двигателя сразу после взлёта, разбился при возврате на аэродром вылета.
27.06.1998 Бангладеш S2-ADD Бангладеш Дакка 0/7 Во время полёта возникли технические неполадки с двигателем № 2, экипаж совершил вынужденную посадку в поле.
22.04.1999 Венесуэла YV-956C Франция около Клеси 0/3 Отказ двигателя в полёте, вынужденная посадка в поле, столкнулся с деревьями.
29.05.1999 Кения 5Y-LET Кения Ол'Киомбо 2/2 При взлёте оказались не выпущены закрылки.
26.07.1999 Танзания 5H-PAB Танзания Аруша 0/5 Тренировочный полёт, при посадке экипаж забыл выпустить шасси и самолёт сел на брюхо.
07.12.1999 Филиппины RP-C3883 Филиппины Барангай Кацебу 17/17 Пропал во время полёта.
15.01.2000 Коста-Рика YS-09-C Коста-Рика Сан-Хосе 5/18 Перегруженный самолёт не смог набрать высоту и врезался в жилой дом.
23.01.2001 Нигерия 9L-LCG Нигерия Майдугури 0/18 Аварийная посадка в условиях пыльной бури.
12.09.2001 Мексика XA-ACM Мексика у Чичен-Ица 19/19 Потерял управление во время разворота на курс. Отказ правого двигателя.
18.09.2001 Гватемала TG-CFE Гватемала Гватемала 8/13 Вошёл в раскачку при наборе высоты и упал. Нарушение развесовки.
27.11.2001 Мексика XA-SYJ Мексика Плая-дель-Кармен 0/4 Пожар двигателя, аварийная посадка.
27.11.2001 Уганда 5X-CNF Демократическая Республика Конго Гети 6/6 Возможно, разбился в сложных метеоусловиях, либо был сбит повстанцами.
16.12.2001 Колумбия HK-4175X Колумбия Сан-Антонио де Прадо 16/16 Разбился при наборе высоты в сложных метеоусловиях.
08.02.2002 Соединённые Штаты Америки 00-0292 Соединённые Штаты Америки Форт-Блисс н. д. Борт ВВС США. Разбился.
17.03.2002 Джибути J2-KBC Джибути Амбули 4/4 Упал в море на подлёте к аэропорту.
17.03.2002 Кения 5Y-UAS Кения Нгеренде 0/19 Выкатился с ВПП на взлёте, врезался в препятствие.
21.05.2002 Нигерия 9Q-CGX Нигерия близ Калабара 5/5 Отказ электрооборудования. Самолёт упал в болото.
28.11.2002 Кения 5Y-ONT Кения Интрепидс 1/20 Неисправность двигателя, аварийная посадка.
27.12.2002 Коморы 9XR-RB Коморы Анжуан 1/16 В самолёт попала молния, произошёл отказ приборов. Аварийно сел.
01.03.2003 Россия FLARF-01032 Россия Борки 11/25 Поднимал в воздух парашютистов. Нарушение центровки, правил пилотирования, самолёт развалился в воздухе и упал в заболоченную местность[42].
13.07.2003 Венесуэла YV-1060CP Венесуэла Сан-Кристобаль 4/10 Столкнулся с горой Чорро дель-Индио.
13.08.2003 Руанда 9XR-JT Судан Румбек 0/н. д. Выкатился с ВПП на пробеге.
24.08.2003 Республика Гаити HH-PRV Республика Гаити Кап-Аитьен 21/21 После взлёта открылся люк багажного отделения. Самолёт упал при возврате на аэродром вылета.
14.09.2003 9XR-AL Судан Лангкиен 0/н. д. На ВПП вышла корова, экипаж прервал взлёт. Самолёт выкатился с ВПП.
01.12.2003 Нигерия 5N-BFL Нигерия Амину Кано 0/0 Разрушен на стоянке хвостовым оперением Боинга-747 а/к «Kabo Air».
06.05.2004 9XR-EF Судан Джиэх 6/10 Грузовой рейс. Сразу после взлёта произошло смещение груза, самолёт разбился.
09.10.2004 Руанда 9XR-KL Демократическая Республика Конго н. д. 0/2 Преждевременно исчерпал горючее из-за утечки, вынужденная посадка.
17.11.2004 Танзания 5H-PAC Танзания Килиманджаро 0/2 Тренировочный полёт. Экипаж потерял управление во время имитации отказа двигателя.
27.01.2005 Венгрия HA-LAR Румыния близ Ясс 2/2 Столкнулся с землёй в сложных метеоусловиях.
26.04.2005 Колумбия HK-4146 Колумбия Провиденсия 9/14 На разбеге отказал двигатель, самолёт выкатился с ВПП и перевернулся.
28.04.2005 Перу EP-830 Перу около Писко 13/13 Сразу после взлёта отказал двигатель № 1, самолёт упал рядом с нефтеперегонным заводом.
02.06.2005 Гватемала TG-TAG Гватемала Сакапа 0/17 Разбился при возврате на аэродром вылета.
22.10.2005 Мексика XA-TAU Мексика Плая-дель-Кармен 0/0 Повреждён на стоянке ураганом «Уилма».
30.10.2005 Италия 9A-BTA Италия Бергамо 3/3 Разбился при наборе высоты в густом тумане.
31.03.2006 Бразилия PT-FSE Бразилия Риу-Бониту 19/19 Разбился при полёте в сложных метеоусловиях.
04.08.2006 YV-867CP Венесуэла у Пуэрто-Аякучо н. д. Самолёт выполнял полёт незаконно, был принуждён к посадке ВВС Колумбии и разбился.
09.11.2006 Демократическая Республика Конго 9Q-CBQ Демократическая Республика Конго около Валикале 0/4+1 Столкнулся с автомашинами при аварийной посадке на шоссе, вызванной отказом двигателя.
17.05.2007 Демократическая Республика Конго TN-AHE Демократическая Республика Конго около Валикале 3/3 Пожар двигателя сразу после взлёта, упал в лес при возврате на ВПП.
21.06.2007 Демократическая Республика Конго 9Q-CEU Демократическая Республика Конго около Камины 1/22 Рухнул в болото сразу после взлёта.
26.06.2007 Демократическая Республика Конго 9Q-CTM Республика Конго у Браззавиля 0/н. д. Экипаж потерял ориентировку, возможно сбой GPS.
18.07.2007 Демократическая Республика Конго 9Q-CIM Демократическая Республика Конго Бандунду 0/н. д. Столкнулся с птицами сразу после взлёта, аварийная посадка.
24.09.2007 Демократическая Республика Конго 9Q-CVL Демократическая Республика Конго Малемба Нкулу 1/7 Разбился при посадке.
26.04.2007 Колумбия HK-4055 Колумбия Кубарраль 18/18 Разбился при полёте над горами Серро-Браво.
10.12.2007 н. д. Гайана Корентайн 0/н. д. Был сожжён на нелегальном аэродроме, когда к нему приблизились войска Сил обороны Гайаны.
04.01.2008 Венесуэла YV-2081 Венесуэла Лос-Рокес 14/14 Отказ обоих двигателей, пилот перестал выходить на связь. Через пять лет обломки самолёта были найдены в море на глубине около 900 метров[43].
25.08.2010 Демократическая Республика Конго 9Q-CCN Демократическая Республика Конго Бандунду 20/21 Паника на борту в результате чего сместилась центровка самолёта[44].
21.10.2010 Демократическая Республика Конго 9Q-CUA Демократическая Республика Конго Bugulumisa 2/2 Отказ двигателя. Упал с эшелона.
14.02.2011 Гондурас HR-AUQ Гондурас Тегусигальпа 14/14 Исчез с экранов радаров при неблагоприятных погодных условиях.
13.07.2011 Бразилия PR-NOB Бразилия Ресифи 16/16 Разбился через 10 минут после взлёта. Незадолго до крушения пилот сообщил о неполадках на борту.
17.02.2012 Россия 01152 Россия Кемеровская область 0/0 Протаранил стойкой шасси кабину грузовика. В результате происшествия пострадали два человека.
10.06.2012 Украина UR-SKD Украина Бородянка 5/22 Жёсткая аварийная посадка из-за плохих погодных условий[45][46].
16.07.2012 Украина Украина Кировоград 0/0 Во время грозы и ураганного ветра перевернулось несколько самолётов на ВПП.
22.07.2012 Россия RF-00138 Россия Большое Грызлово 2/2 В результате жёсткой посадки у самолёта подломилось шасси, произошло выкатывание за пределы ВПП. Оба пилота скончались в больнице.
22.08.2012 Кения 5Y-UVP Кения Заповедник Масаи-Мара 4/13 Разбился при посадке.
23.08.2014 Демократическая Республика Конго 9Q-CXB Демократическая Республика Конго между аэропортом Bukavu-Kavumu и Kama 4/4 Совершал внутренний рейс с двумя пассажирами и 1500 кг на борту. Пропал с радаров, позже был обнаружен сожжённым на земле[47].
25.10.2014 Демократическая Республика Конго 9Q-COT Демократическая Республика Конго между аэропортом Bukavu-Kavumu и аэродромом Шабунде 0/2 Совершал внутренний грузовой рейс с 1500 кг на борту. В условиях низкой облачности упал и разломился пополам в 2-х км от аэропорта Шабунде провинция Южное Киву[48].
02.06.2015 Непал 9N-AKY Непал Непал аэропорт Покхара 0/18 Подломилась носовая стойка шасси во время посадки. Никто не пострадал[49][50][51].
20.08.2015 Словакия OM-SAB Словакия в районе Илава 3/19 Два борта столнулись при десантировании парашютистов[52].
Словакия OM-ODQ 4/19
02.01.2017 Демократическая Республика Конго 9Q-CZR Демократическая Республика Конго Аэропорт Шабунда 0/2 После посадки потерпел аварию и выкатился за пределы ВПП[53].
01.04.2017 Южный Судан 5X-EIV Южный Судан 0/20 Выкатился при взлёте. Пострадавших нет[54].
27.05.2017 Непал 9N-AKY Непал аэропорт имени Тенцинга и Хиллари 2/3 Потерпел аварию во время посадки[55].
16.08.2017 Гондурас FAH-322 Гондурас Комаягуа 1/3 Во время тренировочного полёта упал на здание
15.11.2017 Россия RA-67047 Россия вблизи посёлка Нелькан, Хабаровского края 6/7 Разбился при посадке[56].
24.06.2018 Гвинея н. д. Гвинея Сугета 4/4 Самолёт перевозил керосин. Разбился при посадке[57].
09.09.2018 Украина UR-TWO Южный Судан Йироль 20/23 Разбился при посадке[58].
14.04.2019 Непал 9N-AMH Непал Лукла 2+1/3 Борт авиакомпании Summit Air, сошёл с взлётно-посадочной полосы при попытке взлететь в аэропорту имени Тенцинга и Хиллари и столкнулся с двумя вертолётами[59].
27.10.2019 Южный Судан YI-BYO Южный Судан Бор 0/4 Потерпел катастрофу при посадке в плохих метеоусловиях. Самолёт разрушен, двое пассажиров получили многочисленные переломы[60].
13.08.2020 Демократическая Республика Конго 9S-GEN Демократическая Республика Конго Букаву 4/4 Грузовой борт. Разбился в 28 км от пункта назначения.
02.03.2021 Южный Судан HK-4274 Южный Судан Пиери 10/10 Разбился вскоре после взлёта из-за отказа двигателей.
19.06.2021 Россия RF-94603 Россия Журавлёво 5/19 Отказ двигателя. Разбился при жёсткой посадке[61].
12.09.2021 Россия RF-67042 Россия Казачинское 4/16 Совершил жёсткую посадку в лесистой местности и полностью разрушился.
10.10.2021 Россия RF-94591 Россия Мензелинск 16/22 Разбился вскоре после взлёта[62].
09.12.2021 Россия н. д. Россия Тигиль 0/4 При разбеге выкатился за ВПП и врезался в сугроб[63].

Сравнение с аналогами

Чехия Л 410 УВП-E20[64] Чехия Evektor EV-55 Outback[65] Россия Рысачок[66] Канада Twin Otter[67] Швейцария Do 228NG[68] Польша PZL M28[69] Китай Harbin Y-12[70] Соединённые Штаты Америки Beechcraft King Air 350i[71]
Внешний вид Russian Air Force Let L-410 Medvedev-1.jpg EV-55-Outback-01.jpg Рысачок на МАКС-2011.jpg Airkenya Twin Otter Avdeev-1.jpg Antwerp DLR Dornier Do228 02.jpg MM Bryza-1.jpg YJAV5.JPG Beechcraft b200 superkingair zk453 arp.jpg
Год первого полёта 1969 2011 2010 1965 1981 1993 1982 1972
Годы производства 1971- 2014 (план) 1965- 1981-1998 1993- 1985- 1974-
Экипаж 2 1-2 1-2 2 2 2 2 2
Пассажиры 19 9 10 20 19 19 17 13
Грузоподъёмность 1800 1824 1500 2340 2000
Размах крыла, м 19,478 16,10 18 19,8 16,97 22,06 17,24
Длина, м 14,424 14,35 12,44 15,77 16,56 13,1 18,86 13,34
Площадь крыла, м² 34,86 32,3 39 32 39,72 34,27 28,2
Вес пустого, т 4,05 2,626 2,77 3,363 3,739 4,1 2,84 3,52
Максимальный взлётный вес, т 6,6 4,6 6 5,67 6,6 7,5 5,3 5,67
Максимальная скорость, км/ч 405 408 400 338 433 355 328 545
Крейсерская скорость, км/ч 340 220 250 278 315 270 250 536
Максимальный потолок, м 8382 6000 8014 8535 7620 7000 10700

Тренажёры

В 2019 году предприятием ООО "ЭСВО" (г. Санкт-Петербург) осуществлена разработка комплексного тренажера экипажей самолета Л-410 УВП-Е20. Тренажёр предназначен для обучения навыкам работы экипажа самолёта Л-410УВП-Е20 по навигации, эксплуатации его бортовых систем и оборудования при выполнении таких задач, как проведение предполетной подготовки, включение и подготовка к полёту бортовых систем, запуск двигателя, руление по полосе, взлёт, набор высоты, крейсерский полёт по маршруту в том числе в условиях турбулентности, выполнение полёта по ПВП и ППП в дневных и ночных условиях, и т.д.

Тренажёр позволяет отрабатывать действия экипажа при отказах бортовых систем самолёта, предусмотренных РЛЭ, а также навыки взаимодействия экипажа при выполнении карты контрольных проверок.

Система визуализации тренажера представляет собой 4-канальное оптико-коллимационное устройство (ОКУ) отображения, обеспечивающее углы обзора не менее 84° по горизонтали и не мнее 28° по вертикали для каждого пилота, и систему генерации изображения закабинной обстановки.

Фотографии

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Блог Андрея Фомина. — Очередной Л-410 для ВВС РФ. (недоступная ссылка) Сайт национального аэрокосмического журнала «Взлёт» // take-off.ru (21 февраля 2012 года). Архивировано 9 августа 2012 года.
  2. Блог Андрея Фомина. — Новые L-410 для «Ямала» и «КрасАвиа». (недоступная ссылка) Сайт национального аэрокосмического журнала «Взлёт» // take-off.ru (18 июня 2012 года). Архивировано 24 октября 2013 года.
  3. Реестр воздушных судов (ВС). Самолёты Лет Л-410. Let L-410 «Turbolet». Архивная копия от 8 мая 2017 на Wayback Machine Сайт «Портал авторской авиационной фотографии» // russianplanes.net
  4. Логотип YouTube ВИДЕО. Программа «Вести-Хабаровск». Новый самолёт Л-410 . — В региональном Минтрансе планируют купить ещё один − уже четвёртый − чешский самолёт Л-410, который будет выполнять перевозки между населёнными пунктами края (продолжительность — 00:01:53). // youtube.com (пользователь — «VestiKhabarovsk»; 27 октября 2015 года). Дата обращения: 13 сентября 2021.
  5. 5,0 5,1 L-410 Turbolet. История создания и производства, модификации и другая информация о самолёте. Архивная копия от 31 декабря 2008 на Wayback Machine Сайт «Авиационная энциклопедия „Уголок неба“» // airwar.ru
  6. 6,0 6,1 L-410 (L-410 UVP-E20 и L-410 NG). — Информация о модификациях самолёта L-410 на сайте компании по его разработке, производству, продаже и обслуживанию. Архивная копия от 14 сентября 2021 на Wayback Machine (рус.) Официальный сайт авиационного завода Aircraft Industries (Чехия, Куновице) // let.cz. Дата обращения: 14 сентября 2021.
  7. L-410 − самый «проходимый» в своём классе. — Основные характеристики и конкурентные преимущества самолёта. Архивная копия от 14 сентября 2021 на Wayback Machine (рус.) Официальный сайт АО «Уральский завод гражданской авиации» (Россия, Екатеринбург) // uwca.ru. Дата обращения: 14 сентября 2021.
  8. Алексей Заквасин. «Решает вопрос санкционных рисков»: как продвигается разработка нового российского авиационного двигателя. — В 2020 году в России планируется сертифицировать самолёт с новейшим турбовальным двигателем ВК-800. Архивная копия от 28 апреля 2019 на Wayback Machine // russian.rt.com (9 марта 2019 года)
  9. Новые L-410 для России. — В феврале 2012 года в Россию с завода-изготовителя чешской компании Aircraft Industries (бывшая LET) прибыл очередной новый лёгкий пассажирский самолёт L-410UVP-E20, заказанный Минобороны РФ. // web.archive.org (архивная копия от 23 октября 2013 года страницы сайта rosozenka.ru от 9 апреля 2012 года). Дата обращения: 15 сентября 2012.
  10. Доклад «Прогноз развития и приоритеты импортозамещения парка самолётов российских авиакомпаний». Архивная копия от 27 мая 2019 на Wayback Machine Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА), Москва, 2017 год.
  11. 11,0 11,1 Что предлагает отечественная промышленность региональной авиации. — Доклад заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Олега Евгеньевича Бочарова на отраслевой конференции «Региональная авиация» в рамках прошедшей в Москве «Транспортной недели». Архивная копия от 2 февраля 2019 на Wayback Machine Сайт Содружества авиационных экспертов « Aviation Explorer» // aex.ru (30 ноября 2018 года)
  12. 19 декабря на территории аэропорта Уктус запущен новый цех по выпуску самолётов. — 19 декабря 2018 года на территории второй очереди особой экономической зоны «Титановая долина» (аэропорт Уктус) состоялось торжественное открытие цеха по выпуску самолётов региональной авиации L-410 и учебно-тренировочных самолётов Diamond DA 42T Уральского завода гражданской авиации. Архивная копия от 14 сентября 2021 на Wayback Machine (рус.) Официальный сайт АО «Уральский завод гражданской авиации» (Россия, Екатеринбург) // uwca.ru (20 декабря 2018 года). Дата обращения: 14 сентября 2021.
  13. 13,0 13,1 Авиация России: итоги 2018 года, планы на 2019 год. Архивная копия от 1 апреля 2019 на Wayback Machine Сайт «Авиация России» // aviation21.ru (7 января 2019 года)
  14. L-410: сделано в России. — Уральский завод гражданской авиации продолжает работы по локализации серийного выпуска лёгких многоцелевых турбовинтовых самолётов Л‑410УВП-Е20 на территории России Архивная копия от 14 сентября 2021 на Wayback Machine // Сайт национального аэрокосмического журнала «Взлёт» // take-off.ru (27 августа 2019 года). Дата обращения: 14 сентября 2021.
  15. 15,0 15,1 Производство самолёта Л-410 и создание «Титановой долины» обсудили в Екатеринбурге. Архивная копия от 11 августа 2016 на Wayback Machine ООО «и-Маш» (интернет-ресурс машиностроения) // i-mash.ru (21 июня 2016 года)
  16. TYPE CERTIFICATES FOR AIRCRAFT Архивировано 19 апреля 2012 года.
  17. Александр Поповский. Второе рождение Aircraft Industries. — Российская компания «Уральская горно-металлургическая компания» («УГМК») завершила сделку по покупке 49 % акций компании LET (Aircraft Industries). Таким образом, «УГМК» стала единственным собственником Aircraft Indistries, доведя свой пакет до 100 %. Архивная копия от 14 сентября 2021 на Wayback Machine (рус.) Сайт газеты «Пражский телеграф» (Чехия, Прага) // ptel.cz, 24 сентября 2013
  18. «Байкал» Чемезова пролетел мимо Архивная копия от 5 января 2022 на Wayback Machine, 30.12.2021
  19. Производство самолёта L-410 «Turbolet» локализовано в Екатеринбурге. — Производство самолёта L-410 налажено в Екатеринбурге, сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров в ходе заседания Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам в Кремле под председательством Владимира Путина. Официальный сайт телеканала «Звезда» // tvzvezda.ru (22 марта 2017). Дата обращения: 18 января 2019. Архивировано 19 января 2019 года.
  20. L-410UVP. История создания и производства и другая информация о самолёте. Архивная копия от 16 ноября 2007 на Wayback Machine Сайт «Авиационная энциклопедия „Уголок неба“» // airwar.ru
  21. Авиатехника. Л-410УВП. Пассажирский самолёт для местных авиалиний. Информация о самолёте. (недоступная ссылка). // dir.avia.ru. Архивировано 14 июля 2008 года.
  22. Взлетел модернизированный L-410NG // Взлёт. — М., 2015. — № 8—9. — С. 51.
  23. The Military Balance 2016, p. 195
  24. Order of Battle — Russia (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 сентября 2012. Архивировано 20 августа 2017 года.
  25. The Military Balance 2016, p. 236
  26. The Military Balance 2016, p. 83
  27. The Military Balance 2016, p. 402
  28. The Military Balance 2016, p. 442
  29. Order of Battle — Comoros (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 сентября 2012. Архивировано 26 апреля 2012 года.
  30. Order of Battle — Latvia (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 сентября 2012. Архивировано 26 апреля 2012 года.
  31. Order of Battle — Libya (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 сентября 2012. Архивировано 30 сентября 2013 года.
  32. Стоивший 6 млн литов ремонт военного самолёта вызвал подозрения Архивная копия от 23 октября 2013 на Wayback Machine // DELFI.LT от 23 марта 2012
  33. Order of Battle — Lithuania (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 сентября 2012. Архивировано 29 марта 2012 года.
  34. The Military Balance 2016, p. 137
  35. The Military Balance 2016, p. 138
  36. The Military Balance 2016, p. 356
  37. The Military Balance 2016, p. 88
  38. The Military Balance 2016, p. 117
  39. Государственный реестр гражданских воздушных судов Грузии.
  40. Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Type index > ASN Aviation Safety Database results. aviation-safety.net. Дата обращения: 11 ноября 2020. Архивировано 13 августа 2020 года.
  41. Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Let L-410 > Let L-410 Statistics. aviation-safety.net. Дата обращения: 11 ноября 2020. Архивировано 17 августа 2017 года.
  42. www.airdisaster.ru: Катастрофа Л-410УВП в районе аэродрома Борки. Дата обращения: 19 сентября 2018. Архивировано 28 июля 2020 года.
  43. Missing aircraft found. Дата обращения: 28 декабря 2014. Архивировано 28 декабря 2014 года.
  44. Лет Л-410УВП-Э Бортовой №: 9Q-CCN. Дата обращения: 16 января 2016. Архивировано 2 сентября 2015 года.
  45. Київська область: внаслідок негоди аварійну посадку здійснив літак з парашутистами. Є жертви. (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2012. Архивировано 16 июня 2012 года.
  46. АНАЛІЗ РІВНЯ БЕЗПЕКИ ПОЛЬОТІВ ТА ВИЯВЛЕННЯ ПОТЕНЦІЙНИХ ФАКТОРІВ АВАРІЙНОСТІ З ЦИВІЛЬНИМИ ПОВІТРЯНИМИ СУДНАМИ УКРАЇНИ ЗА 9 МІСЯЦІВ 2012 РОКУ Архивная копия от 23 октября 2013 на Wayback Machine (укр.) — Отчёт о состоянии авиационной безопасности на Украине за 9 месяцев 2012 года.
  47. Лет Л-410УВП Бортовой №: 9Q-CXB. Дата обращения: 30 августа 2014. Архивировано 4 сентября 2014 года.
  48. Лет Л-410УВП Бортовой №: 9Q-COT. Дата обращения: 31 октября 2014. Архивировано 5 ноября 2014 года.
  49. An aircraft of Goma Air made a successful emergency landing at Pokhara Airport after its nose gear failed to deploy due to a malfunction. Архивировано 6 июля 2015 года.
  50. Nepal’s Goma Air takes delivery of first Let 410. Дата обращения: 4 июня 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  51. Photo Detail L410UVP-E20. Дата обращения: 4 июня 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  52. Obrovská letecká tragédia: PRVÉ FOTO pilotov, ktorí zahynuli v troskách. Дата обращения: 20 августа 2015. Архивировано 22 августа 2015 года.
  53. CRASH D’UN AVION À SHABUNDA CENTRE HIER LUNDI 2/1/2017 (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 января 2017. Архивировано 16 января 2017 года.
  54. Лет Л-410УВП-Э10 Бортовой №: 5X-EIV. Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано 16 февраля 2019 года.
  55. Lukla air crash toll reaches 2 as co-pilot dies for want of treatment. Дата обращения: 30 мая 2017. Архивировано 24 сентября 2017 года.
  56. Воздушные суда МЧС России со спасателями приведены в готовность к убытию в Аяно-Майский район (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 ноября 2017. Архивировано 16 ноября 2017 года.
  57. ASN Aircraft accident Let L-410UVP registration unknown Souguéta, Kindia. Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано 8 февраля 2019 года.
  58. ASN Aircraft accident Let L-410UVP UR-TWO Yirol Airstrip. Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано 2 мая 2019 года.
  59. Момент авиакатастрофы в Непале попал на видео
  60. раненых в авиакатастрофе в Чонлэй  (недоступная ссылка)
  61. Крушение самолёта с парашютистами в Кемеровской области. Главное. Дата обращения: 19 июня 2021. Архивировано 19 июня 2021 года.
  62. В Минздраве уточнили, что 16 человек погибли при крушении самолёта в Татарстане. Дата обращения: 10 октября 2021. Архивировано 10 октября 2021 года.
  63. На Камчатке самолет выкатился за пределы полосы и врезался в сугроб. РБК (9 декабря 2021). Дата обращения: 19 декабря 2021. Архивировано 18 декабря 2021 года.
  64. Л-410 на сайте производителя. Дата обращения: 15 сентября 2012. Архивировано 3 мая 2008 года.
  65. EV-55 Outback на сайте производителя. Дата обращения: 17 сентября 2012. Архивировано 28 ноября 2015 года.
  66. Лёгкий двухмоторный самолёт «Рысачок» Архивировано 13 января 2012 года.
  67. Twin Otter на сайте производителя Архивировано 24 февраля 2011 года.
  68. Dornier 228 New Generation. Дата обращения: 17 сентября 2012. Архивировано 12 декабря 2013 года.
  69. PZL M28 на сайте производителя. Дата обращения: 17 сентября 2012. Архивировано 20 сентября 2021 года.
  70. Harbin Y-12 Twin Engine Turboprop Utility Aircraft, China. Дата обращения: 17 сентября 2012. Архивировано 21 сентября 2021 года.
  71. Beechcraft King Air 350i на сайте производителя Архивировано 13 сентября 2012 года.

Литература

Ссылки