James Cameron’s Avatar: The Game

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
James Cameron's Avatar: The Game
James Cameron’s Avatar The Game.jpg
Разработчик Ubisoft Montreal
Издатель Ubisoft
Lightstorm Entertainment
20th Century Fox Games
Локализатор Бука
Дата выпуска 1 декабря 2009 года (PS3, Xbox 360, PC, Wii, DS)
8 декабря 2009 года (PSP)
Россия 4 декабря 2009 года[1]
Жанр шутер от третьего лица
Возрастные
рейтинги
ESRB:
OFLC (A): MMature
PEGI: 12
Версия 1.02 (25 января 2010 года)[2]
Создатели
Продюсер Antoine Dodens (продюсер)
Patrick Naud (исполнительный продюсер)
Геймдизайнер Benoit Macon (ведущий дизайнер уровней)
Художник Brent George (директор анимации)
Pascal Blanche (художественный директор)
Композитор Chance Thomas
Технические данные
Платформа PlayStation 3 (3D)
Xbox 360 (3D)
Windows (3D)
Nintendo DS
Wii
PlayStation Portable
iPhone
Android
Движок Dunia Engine (вместе с Havok)
Jade engine
Режим игры однопользовательский, многопользовательский[3][4]
Носитель DVD-DL, Blu-ray Disc, Wii Optical Disc, UMD
Управление геймпад, Wii Remote, Wii MotionPlus, клавиатура, компьютерная мышь[3]
avatargame.us.ubi.com

James Cameron’s Avatar: The Game (с англ. — «Аватар Джеймса Кэмерона: Игра») — компьютерная игра, шутер от третьего лица, созданный в сеттинге вымышленной вселенной научно-фантастического кинофильма «Аватар» режиссёра Джеймса Кэмерона, который вышел на экраны 17 декабря 2009 года. Игра предлагает игроку альтернативную версию событий, изложенных в фильме. «James Cameron’s Avatar: The Game» была разработана компанией Ubisoft Montreal и изданная компаниями Ubisoft, Lightstorm Entertainment и 20th Century Fox Games 1 декабря 2009 года, за 17 дней до релиза фильма. Как и оригинальный фильм, игра поддерживает стереоскопический режим отображения.

Сюжет

По сюжету, на базу «Адские Врата» прибывает новый связист Райдер. Сразу после выхода из челнока, Райдер знакомится с Кендрой Мидори, которая проводит его на станцию аватаров. После небольшого видеоролика игрока отправляют на обучение. Прибыв в Голубую Лагуну — специальную базу RDA в джунглях Пандоры, игроку сообщают, что змееволки атакуют ворота базы, и что требуется отразить нападение. После успешного выполнения задания, Райдера отправляют на помощь некоему Далтону, который застрял посреди стаи змееволков. Когда Райдер на багги приезжает к Далтону, он устанавливает радиомаячок, который должен отслеживать перемещения На'ви. После этого он возвращается на базу, и встречает того самого Далтона. Он говорит ему, что репульсоры, которые должны отпугивать змееволков, их притягивают. После ремонта двух репульсоров, его отправляют на базу аватаров. После выполнения нескольких заданий, Райдера посылают найти крота, который передавал информацию о войсках и операциях На’ви, и по возможности задержать. Игрок садится на станг (лошадь) и едет за Таном Яла — На’ви, который, возможно, как-то связан с кротом. Кротом оказывается Харпер. После того, как прибывает Фалко и солдаты, игроку предлагается сделать выбор, убить Фалко, и встать на сторону На’ви, или убить Харпера, который оказался предателем, и встать на сторону людей. Тут игра разделяется на две сюжетные линии: сюжет за RDA и сюжет за На’ви.

Сюжет за RDA

Если игрок решает остаться на стороне людей, ему нужно сразиться с Харпером. Перед тем, как Райдер его окончательно застрелит, Харпер говорит ему, что на’ви очень скоро уничтожат людей, и прыгает в пропасть. Райдер подбегает к пропасти, а Харпер, увидев Райдера, стреляет в него из лука (аватар Райдера погибает). На вертолете прилетает Кендра и забирает Райдера. Во время их разговора на вертолет нападает Банши (птица), и сбивает его. С Кендрой и Райдером все в порядке, но пилот сильно травмирован, поэтому Кендра посылает игрока в шахту, которая находится неподалеку. Райдер, отстреливаясь от змееволков, приходит на базу шахтеров. В шахте ему говорят, что ничем не могут помочь, но могут одолжить вертолет. Игрок садится в вертолет и летит к Кендре. Она сообщает, что пилот погиб. Райдер возвращается на шахту, и ему дают указания, найти три камня в деревнях На'ви, прийти к иве и расставить их вокруг дерева в специальных точках, положение которых можно определить по звуку. Те же указания дают на трех последующих картах, попутно с другими заданиями. На предфинальной карте предстоит выбрать последний раз сторону: можно помочь На'ви, все равно оставшись на стороне людей, либо отказаться им помогать и принести победу стороне людей, тем самым лишив На'ви возможности мирного сосуществования с природой. С тех пор они не смогут пользоваться животными как средством передвижения, и вся флора и фауна планеты станет агрессивной к На'ви. (Прим. Если сделать окончательный выбор в сторону людей, то Кендра погибает от рук Фалко).

Сюжет за На’ви

Вы стреляете в командующего Фалко. Когда вам удалось почти убить его, он прыгает в вертолет и улетает с угрозами. Вы вместе с Харпером едете в деревню На’ви, вас посылают за «цветком судьбы», а после на вас нападают. Вы идёте к Бейда’амо, он отправляет вас собирать взрывчатку. И вам надо взорвать башню людей. Когда вы взорвали башню вам говорят что вы готовы к приручению Икрана, и вы идете в горы к ним. Приручив Икрана, вы немного научитесь на нём летать, и после доктор Харпер говорит вам взорвать три радиовышки. После взрывов вы прилетаете в деревню, и на неё вскоре нападают. Вам нужно сбить Дракона, (Конвертоплан, или вертолет) трижды прыгнув на него сверху и ударив по кабине. Потом прилетает ещё 3 Дракона и взрывают Синх-камеру, где лежит ваше человеческое тело. Вы просыпаетесь у Дерева Клана Типани, и вас окончательно переселяют в тело На’ви. По поручению Тан Яла вы летите в другую локацию (Суотулу), идёте в лес и у базы людей вы ищете На’вийку Юнипи. Она просит вас разыскать некого На’вийского шамана Лунгорая. Попутно вы ослепляете бульдозеры, ломаете башню, и когда вы находите тело (в карьере) вас окружают УМП (роботы), которых вам надо убить. затем посылают вас за тремя осколками Недостания. Вы находите их, и начинается ритуал, но шамана убивает внезапно появившийся снайпер. Вам необходимо закончить ритуал, вы ходите вокруг дерева, и слушаете когда заиграет музыка (стук): и ходя по этой линии вы сможете найти место для постановки осколков, и ставите аналогично ещё два. В следующей локации Торука На’ринг вы научитесь ездить на Танаторе (что-то типа змееволка только в 5 раз больше). После ещё двух локаций (Ва’ера Рамунонг и Ксания Тау), на которых вы соберете ещё две песни и станете Ни’авве Мокри (Первый Голос), будет предпоследняя карта Равнины Голиафа. На ней надо убить 3 особых командиров RDA (Батиста, Уинслоу, Савой), после улетаете на последнюю карту, где вы спасете Пандору и увидите Древо Голосов. После прилетит Тан Яла, и игра окончится.

История разработки

В июле 2007 года компания Ubisoft официально анонсировала игру «James Cameron’s Avatar: The Game». Было заявлено, что игра станет адаптацией фильма, и она выйдет одновременно с фильмом. Однако тогда фильм планировалось выпустить в мае 2009 года; соответственно, игра должна была выйти тогда же.[5]

В конце июля 2009 года представитель команды разработчиков игры Avatar: The Game официально сообщил, что игра будет поддерживать специальный 3D-режим. Для этого необходим телевизор, поддерживающий функцию построения стереоскопической картинки, а игровая консоль должна иметь выход HDMI.[6]

10 ноября 2009 года стали известны неофициальные системные требования ПК-версии игры.[7]

16 ноября 2009 года на немецком сайте Coke Zero была опубликована англоязычная демонстрационная ПК-версия игры объёмом 1,6 ГБ.[8][9]

Мировой запуск продаж игры состоялся 1 декабря 2009 года для консолей PlayStation 3, Xbox 360, Wii и DS, а также для PC. Для PlayStation Portable игры вышла 8 декабря.

2 декабря 2009 года, на следующий день после релиза игры, появились первые рецензии от крупных и авторитетных англоязычных обозревателей.[10]

4 декабря 2009 года состоялся официальный выпуск игры на территории России.[1]

10 декабря 2009 года к игре был выпущен патч 1.01, который исправил множество технических ошибок и существенно улучшил поддержку широкоформатных дисплеев и соответствующих разрешений.[11]

25 января 2010 года был выпущен второй патч к «James Cameron’s Avatar: The Game», который исправил технические ошибки в игре. Патч подходит для всех локализированных версий игры, изданных в Северной Америке и Европе, а также содержит в себе предыдущий патч.[2]

Игровой движок и стереорежим

Игра «James Cameron’s Avatar: The Game» поддерживает стереоскопический режим отображения на ПК, PlayStation 3 и Xbox 360. Причём версии игры под эти три платформы используют игровой движок Dunia Engine.

Версии игры под все остальные платформы — Nintendo DS, Wii и PlayStation Portable, — используют игровой движок Jade engine и не поддерживают стереорежим.

Dunia Engine был разработан для игры «Far Cry 2», которая вышла в октябре 2008 года. «James Cameron’s Avatar: The Game» — вторая игра, которая использует данный движок.[12] В процессе создания игры движок «Dunia Engine» был сильно переработан и доработан.[13]

Отзывы и продажи

Рецензии

Рецензии
Сводный рейтинг
АгрегаторОценка
GameRankings(iOS) 81.14%[14]
(X360) 64.26%[15]
(PS3) 60.34%[16]
(DS) 58%[17]
(Wii) 57.42%[18]
(PC) 54.44%[19]
(PSP) 39%[20]
Metacritic(iOS) 78/100[21]
(X360) 61/100[22]
(PS3) 60/100[23]
(Wii) 60/100[24]
(PC) 59/100[25]
(DS) 55/100[26]
(PSP) 55/100[27]
Русскоязычные издания
ИзданиеОценка
«Игромания»4/10[53]
Иноязычные издания
ИзданиеОценка
Destructoid3/10[28]
Edge5/10[29]
Eurogamer5/10[30]
Game Informer6.5/10[31]
GamePro2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд[32]
GameSpot5.5/10[33][34]
(PSP) 4/10[35]
GameSpy2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд2 из 5 звёзд[36]
GameTrailers6.5/10[37]
GameZone7/10[38]
IGN(iPhone) 7.8/10[40]
(Android) 7/10[41]
6.8/10[42]
(PS3 & X360, AU) 6.8/10[43]
(iPad) 6/10[44]
(PS3 & X360, UK) 6/10[45]
(Wii) 5.9/10[46]
Nintendo Power5/10[47][48]
OXM7.5/10[49]
PC Gamer (US)42%[50]
The A.V. Club(iOS) A−[51]
(X360) B−[52]

Сайт 3DNews написал довольно отрицательную рецензию на игру, поставив ей оценку 5 баллов из 10-ти. «…сомнительное мероприятие Ubisoft не только не расширяет границы изображенного в фильме мира, но в целом вяжется с кино довольно слабо, а примерно через полтора часа игры даже начинает ему противоречить и довольно пошло гнуть свою линию», — ещё во вступлении так описали игру журналисты. Существенным недостатком было названо идейное расхождение фильма и игры в вопросах общечеловеческой морали: «Ubisoft в определенный момент подменяет все идеалы. Ценность Avatar: The Game как приквела стремится к нулю». Кроме этого, сам сюжет игры был описан как слабый и невнятный, а также не согласованный с фильмом. «Отказываясь от гуманистического пафоса и морали экранной версии, Avatar: The Game тотчас вступает на давно занятую территорию „экшена про инопланетян“», — пишут обозреватели. Геймплей также был описан как довольно скучный и не оригинальный, критике были подвёргнуты система боев и виртуальная камера. Тем не менее, рецензенты выделили и достоинства игры. К ним прежде всего относится поддержка стереоскопического режима, общее высокое качество графики, детально и тщательно проработанный дизайн планеты Пандоры, а также «редкие увлекательные поездки на роботе». Итог рецензии: «У Avatar: The Game крайне специфичная аудитория — люди, которым нужна интерактивная экскурсия по Пандоре в стереоскопическом 3D».[54]

Сайт GameTech, являющийся дочерним проектом известного и авторитетного сайта iXBT.com, также довольно отрицательно отозвался об игре в своей рецензии. «…компания Ubisoft сподобилась выпустить James Camerons Avatar: The Game. Откровенную халтуру», — написали журналисты ещё во вступлении к рецензии. Очень отрицательно были описаны «отвратительные, непродолжительные и дёрганные скриптовые сцены» на движке игры, низкокачественная лицевая анимация персонажей и «оторванная от реальности актерская игра». Также очень отрицательно была описана виртуальная камера, которая «постоянно трясётся и дёргается, стоит машине начать движение». Игровой ИИ ботов был оценён как слабый и неудачный применительно к геймплею, кампания была названа плохой, неинтересной и особенно затянутой. К преимуществам игры рецензенты причислили возможность выбора стороны (земляне или На’ви), различный геймплей и стиль ведения боя при игре за различные расы, систему игрового опыта. Довольно положительно был описан мультиплеер игры, хотя обозреватели отметили, что он не лишен недостатков. Довольно хорошо была описана графика и особенно режим стереоскопического видения. Вердикт: «В игре напихано столько всяко-разных элементов, что глаза разбегаются. Шутер, боевик, поездки на роботах и животных, прокачка, специальные способности и даже мини-стратегия! Но собрать всё это „добро“ в единое целое у авторов не вышло. А получилась нудная тягомотина „для фанатов“ с красивой мордашкой и бестолковой реализацией большинства составляющих».[1]

Журнал «Игромания» написал, что «экшен получился посредственный, но в объёме выглядит эффектно»[55] и поставил игре 4 из 10 баллов[53].

Продажи игры

На апрель 2011 года продажи James Cameron’s Avatar: The Game для всех платформ во всём мире превысили 3 млн копий.[56]

Низкие продажи игры заставили Ubisoft пересмотреть приоритеты и сосредоточиться на собственных проектах, вместо игр по лицензиям.[57]

Пандорапедия

Пандорапедия — это энциклопедия о планете Пандора, звёздной системе Альфа Центавра, флоре, фауне и географии Пандоры, также о её обитателях : о расе На’ви, их культуре, физиологии, языке, оружии, броне и о людях из корпорации RDА, их технологиях (оборудование, оружие, броня, транспорт) и открытиях в науке. Это энциклопедия «Вселенной Аватара», дополнительный бонус от создателей игрокам и фанатам «Аватара». Так как энциклопедия для игры, то там также имеются биографии навийского клана Типани, персонала RDA и личный аудиодневник Райдера. Игроку предоставляется возможность открывать новые статьи, попадая в новое географическое место или сканируя различные объекты: растения, животных, оборудование и т. д.. Попасть в Пандорапедию можно через меню паузы.[58][59]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Михаил Шкредов (Thunder). James Cameron’s Avatar: The Game – не хотите, дети, в На'ви пострелять?. GameTech (12 января 2010). Дата обращения: 12 января 2010. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  2. 2,0 2,1 Jube. Avatar: The Game Patch v1.02 Released (англ.). Voodoo Extreme 3D (25 января 2010). Дата обращения: 26 января 2010. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  3. 3,0 3,1 Miller, Greg IGN: Avatar: The Game Preview. IGN.com. Дата обращения: 25 июля 2009. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  4. Демонстрация многопользовательскийа Avatar: The Game. GameTech (30 ноября 2009). Дата обращения: 26 декабря 2009. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  5. Avatar - новая игра Ubisoft по фильму Джеймса Кэмерона. GameTech (25 июля 2007). Дата обращения: 26 декабря 2009. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  6. 3D-режим Avatar: The Game будет работать только на консолях с HDMI-выходом. GameTech (30 июля 2009). Дата обращения: 26 декабря 2009. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  7. Andreas Link. James Cameron's Avatar: System Requirements (англ.). PC Games Hardware (10 ноября 2009). Дата обращения: 26 января 2010. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  8. Andrew Burnes. Avatar: The Game PC Demo Released (англ.). Voodoo Extreme 3D (16 ноября 2009). Дата обращения: 26 декабря 2009. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  9. Демо-версия Avatar: The Game для РС. GameTech (17 ноября 2009). Дата обращения: 26 декабря 2009. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  10. Первые обзоры Avatar: The Game. GameTech (2 декабря 2009). Дата обращения: 26 декабря 2009. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  11. Mario Riemann. Download: Patch 1.01 for James Cameron's Avatar: The Game (англ.). PC Games Hardware (10 декабря 2009). Дата обращения: 26 января 2010. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  12. James Cameron's Avatar: The Game тест GPU (недоступная ссылка). GameGPU.ru (22 января 2010). — Краткая рецензия, описание качества графики и тестирование производительности игры на разных системных конфигурациях. Дата обращения: 27 января 2010. Архивировано 5 мая 2010 года.
  13. Thilo Bayer. Avatar Hands-on: Far Cry 2's Dunia engine delivers good graphics - Update: Wii screenshots (англ.). PC Games Hardware (8 сентября 2009). Дата обращения: 26 января 2010. Архивировано 21 марта 2012 года.
  14. James Cameron's Avatar for iPhone/iPad. GameRankings. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 16 октября 2014 года.
  15. James Cameron's Avatar: The Game for Xbox 360. GameRankings. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 10 июля 2014 года.
  16. James Cameron's Avatar: The Game for PlayStation 3. GameRankings. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 6 сентября 2014 года.
  17. James Cameron's Avatar: The Game for DS. GameRankings. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 22 ноября 2013 года.
  18. James Cameron's Avatar: The Game for Wii. GameRankings. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 13 октября 2014 года.
  19. James Cameron's Avatar: The Game for PC. GameRankings. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 13 октября 2014 года.
  20. James Cameron's Avatar: The Game for PSP. GameRankings. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 13 октября 2014 года.
  21. James Cameron's Avatar for iPhone/iPad Reviews. Metacritic. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 6 мая 2014 года.
  22. James Cameron's Avatar: The Game for Xbox 360 Reviews. Metacritic. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 30 января 2015 года.
  23. James Cameron's Avatar: The Game for PlayStation 3 Reviews. Metacritic. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 29 сентября 2014 года.
  24. James Cameron's Avatar: The Game for Wii Reviews. Metacritic. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 10 июня 2013 года.
  25. James Cameron's Avatar: The Game for PC Reviews. Metacritic. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 10 марта 2014 года.
  26. James Cameron's Avatar: The Game for DS Reviews. Metacritic. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 1 октября 2014 года.
  27. James Cameron's Avatar: The Game for PSP Reviews. Metacritic. Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 28 июня 2013 года.
  28. Sterling, Jim Review: James Cameron's Avatar: The Game (X360). Destructoid (6 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 17 ноября 2014 года.
  29. Edge staff. James Cameron's Avatar: The Game (X360) (англ.) // Edge. — Future plc, 2010. — January. — P. 84.
  30. Bramwell, Tom James Cameron's Avatar: The Game (Xbox 360). Eurogamer (1 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 26 августа 2014 года.
  31. Marchiafava, Jeff. Avatar: The Game: Mediocrity Invades The Planet Of Pandora (англ.) // Game Informer : journal. — 2010. — February (no. 202). Архивировано 14 марта 2014 года.
  32. Mirkovich, Sean Avatar (PS3). GamePro (1 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 4 декабря 2009 года.
  33. VanOrd, Kevin James Cameron's Avatar: The Game Review. GameSpot (1 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 11 апреля 2014 года.
  34. VanOrd, Kevin James Cameron's Avatar: The Game Review (PC). GameSpot (2 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 10 июня 2014 года.
  35. VanOrd, Kevin James Cameron's Avatar: The Game Review (PSP). GameSpot (9 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 29 января 2014 года.
  36. Rybicki, Joe The Consensus: Avatar: The Game Review. GameSpy (2 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 8 октября 2013 года.
  37. James Cameron's Avatar: The Game Review (X360). GameTrailers (3 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 20 мая 2014 года.
  38. Lafferty, Michael James Cameron's Avatar: The Game. GameZone (1 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 6 декабря 2009 года.
  39. Shoemaker, Brad James Cameron's Avatar: The Game Review (X360). Giant Bomb (11 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 26 июля 2013 года.
  40. Buchanan, Levi Avatar: The Game Review (iPhone). IGN (15 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 23 сентября 2014 года.
  41. Buchanan, Levi Avatar: The Game Android Review. IGN (15 октября 2010). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 24 декабря 2013 года.
  42. Brudvig, Erik Avatar: The Game Review. IGN (1 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 11 июля 2014 года.
  43. Kolan, Patrick Avatar: The Game AU Review. IGN (1 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 29 августа 2014 года.
  44. Buchanan, Levi Avatar iPad Review. IGN (28 апреля 2010). Дата обращения: 23 июня 2014.
  45. Meer, Alec Avatar: The Game UK Review. IGN (1 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 29 августа 2014 года.
  46. Harris, Craig Avatar Review (Wii). IGN (1 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 29 августа 2014 года.
  47. James Cameron's Avatar: The Game (DS) (англ.) // Nintendo Power. — 2010. — January (vol. 248). — P. 87.
  48. James Cameron's Avatar: The Game (Wii) (англ.) // Nintendo Power. — 2010. — January (vol. 248). — P. 88.
  49. Clark, Alex Avatar. Official Xbox Magazine (3 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 6 декабря 2009 года.
  50. James Cameron's Avatar: The Game // PC Gamer. — 2010. — Январь. — С. 84.
  51. James Cameron's Avatar. The A.V. Club (11 января 2010). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 13 марта 2015 года.
  52. Mastrapa, Gus Avatar: The Game (X360). The A.V. Club (7 декабря 2009). Дата обращения: 23 июня 2014. Архивировано 17 октября 2010 года.
  53. 53,0 53,1 Александр Башкиров. James Cameron’s Avatar: The Game // Игромания. — Игромедиа, 2010. — № 2 (149). — С. 108—109. Архивировано 10 ноября 2012 года.
  54. Антон Костюкевич. James Cameron’s Avatar: The Game – диаметральные взгляды. 3DNews (2 января 2010). Дата обращения: 12 января 2010. Архивировано 5 января 2010 года.
  55. Перспективы «глубоких» развлечений // Игромания. — Игромедиа, 2010. — № 2 (149). — С. 21.
  56. James Cameron о 3D и играх. GameTech (26 апреля 2011). Дата обращения: 26 апреля 2011. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  57. Андрей Чаплюк. Ubisoft разочаровалась в лицензиях. Igromania.ru (20 января 2010). Дата обращения: 12 июня 2012. Архивировано 10 ноября 2012 года.
  58. Pandorapedia (англ.). Дата обращения: 5 апреля 2010. Архивировано 13 апреля 2012 года.
  59. The Pandorapedia (англ.) (29 декабря 2009). Дата обращения: 5 апреля 2010. Архивировано 13 апреля 2012 года.

Ссылки