Первый Никейский собор

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «I Никейский Собор»)
Первый Никейский собор
Дата 325
Признаётся православие, католицизм, древние восточные церкви, сиро-персидская церковь, англиканство, лютеранство
Предыдущий Собор нет
Следующий Собор Первый Константинопольский собор
Созван Константином I
Под председательством святого Осия Кордубского и святителя Александра Александрийского
Число собравшихся 318 (от Западной церкви — только пятеро человек)
Обсуждавшиеся темы Арианство, празднование Пасхи, истинность крещения еретиками
Документы и заявления Никейский Символ веры и около 20 постановлений
Хронологический список Вселенских соборов

Пе́рвый Нике́йский собо́р — собор Церкви, созванный римским императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.

На соборе был принят Никейский символ веры, осуждены арианская и другие ереси, окончательно провозглашено отделение от иудаизма, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов.

Источники сведений

Основными источниками о Никейском соборе являются работы двух его участников: Евсевия Кесарийского и Афанасия Великого[1], также историков позднейшего времени: Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика, Созомена, блаженного Феодорита Кирского. Подробная история собора, составленная Геласием Кизическим, на достаточных основаниях считается исследователями недостоверной.

Предпосылки

Римский император Константин I Великий стал первым правителем, прекратившим гонения христиан, и в 313 году установил свободу вероисповедания Миланским эдиктом, который уравнивал христианство и все остальные религии в правах. Также эдикт возвращал христианам имущество, отобранное при императоре Диоклетиане. В 313 году Константина попросили разрешить спор между епископами Цецилианом и Донатом в Карфагене. В результате был проведён первый Арльский собор, который осудил донатизм как ересь. Стремясь сохранять единство кафолической церкви по всей империи, Константин стремился урегулировать споры между христианскими течениями. В 319 году он освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей, в 321 году утвердил за церквями право владеть недвижимостью, а 18 сентября 324 года Константин становится единоличным императором Римской империи.

К III веку в христианстве появились различные течения (арианство, мелитианство, монархианство и другие). В ответ на распространение арианства в Александрии, епископ Александр Александрийский собрал поместный собор в 320 году, на котором 36 пресвитеров и 44 дьякона, включая Афанасия Великого осудили арианство. Однако это не остановило Ария и он успешно продолжил распространять своё учение. Тогда Александр Александрийский в 321 году созвал собор всей Александрийской церкви с не менее чем ста участниками. На соборе Арий отстаивал свою позицию о том, что Иисус не похож на Отца по своей природе и является сыном скорее по усыновлению, за что Ария придали анафеме. Арий уехал в Палестину, где заручился поддержкой Евсевия Никомедийского, который помог ему распространять свои идеи.

Евсевий Кесарийский указывал, что император Константин, будучи разочарованным церковной борьбой на Востоке между Александром Александрийским и Арием пишет письмо "к Афанасию и Арию", в котором предлагает оставить этот спор. Некоторые считают, что в составлении письма принимал участие Евсевий Никомедийский. Подателем этого письма император избрал епископа Осия Кордубского, который, прибыв в Александрию, понял, что вопрос на самом деле требует серьёзного подхода к его решению. Александр Александрийский ответил Константину о прекращении церковного общения с Арием и об осуждении милетианства. Арий в свою очередь жаловался Константину на несправедливое отношение Александра Александрийского к нему. Константин предложил Арию защитить свою позицию на ойкуменальном (вселенском) соборе. Кроме того, требовал решения также вопрос об исчислении пасхалий. В итоге было принято решение о проведении Вселенского Собора[2], который был открыт 14 июня 325 года в Никее в Вифинии.

Участники

Древние историки свидетельствовали, что члены Собора явно составляли две партии, отличавшихся характером и направлением: православная и арианствующая. Первые утверждали: «мы бесхитростно веруем; не трудись понапрасну отыскивать доказательства на то, что постигается (только) верою»; противоположной партии они казались простецами и даже «невеждами».

Источники называют различную численность участников Собора; принятое ныне число участников, 318 епископов, называли Иларий Пиктавийский, Василий Великий и Афанасий Великий[3][4]. При этом ряд источников указывал меньшее число участников собора — от 250[5]. В то время на Востоке было около 1000 епископских кафедр и около 800 — на Западе (в основном в Африке). Таким образом, на соборе присутствовала примерно 16 часть епископата Римской империи.

Представительство было непропорциональным. Запад был представлен минимально: по одному епископу из Испании (Осий Кордубский), Галлии, Африки, Калабрии; папа Сильвестр лично не принял участие в Соборе, но делегировал своих легатов — двух пресвитеров. На Соборе были также делегаты от территорий, не входивших в состав империи: епископ Стратофил из Питиунта на Кавказе, Феофил Готский из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, один из Персии. Большинство епископов было из восточной части империи. Среди участников было много исповедников христианской веры.

Сохранились неполные списки отцов Собора. В одном из них, синайском, присутствует указание на такую выдающуюся личность, как Николай Мирликийский (под номером 310); Владимир Бенешевич указывал, что оно, возможно, было вставлено в редакцию списка «из особого источника»[6].

Ход собора

Местом созыва поначалу предполагалась Анкира в Галатии, но потом была выбрана Никея — город, располагавшийся недалеко от Никомедии, столицы Восточной части империи. В городе находился императорский дворец, который предоставили для заседаний и размещения его участников. Епископы должны были съехаться в Никею к 20 мая 325 года; 14 июня император официально открыл заседания Собора, а 25 августа 325 года собор был закрыт.

Первый Никейский собор. Фреска, XVIII век. Бухарестский Ставропольский монастырь, Румыния

Почётным председателем на соборе был император Константин Великий, который тогда не был ни крещёным, ни оглашённым и принадлежал к разряду «слушающих». Источники не указывали, кто из епископов первенствовал на Соборе, но позднейшие исследователи называют «председателем» Осию Кордубского, который в списках отцов собора значился на 1-м месте; высказывались также предположения о председательстве Евстафия Антиохийского и Евсевия Кесарийского. По свидетельству Евсевия император действовал как «примиритель».

В первую очередь было рассмотрено откровенно арианское исповедание веры Евсевия Никомедийского. Оно было сразу же отвергнуто большинством; ариан на соборе было около 20 епископов[7], хотя едва ли не меньше было защитников Православия, таких как Александр Александрийский, Осий Кордубский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский.

После нескольких неудачных попыток опровергнуть арианское вероучение на основании одних только ссылок на Священное Писание собору был предложен крещальный символ Кесарийской Церкви, к которому, по предложению императора Константина (по всей вероятности, от лица епископов термин был предложен Осием Кордубским), была добавлена характеристика Сына «единосущна (ὁμοούσιος) Отцу», которая утверждала, что Сын является тем же самым Богом по сущности, что и Отец: «Бог от Бога», в противовес Ариевому выражению «из не сущего», то есть Сын и Отец одна сущность — Божество. Указанный Символ веры был утверждён 19 июня для всех христиан империи, а не подписавшие его епископы Ливийские, Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский, были удалены с собора и вместе с Арием отправлены в ссылку. Под угрозой ссылки свои подписи поставили даже самые воинственные вожди ариан, епископы Евсевий Никомидийский и Феогнид Никейский (порт. Teógnis de Niceia).

Собор также вынес постановление о дате празднования Пасхи, текст которого не сохранился, однако оно известно из 1-го Послания отцов Собора к Церкви Александрийской:

…все восточные братья, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать её согласно с римлянами, с нами и со всеми, которые издревле хранят её по-нашему.

Епифаний Кипрский писал, что в определении дня празднования Пасхи в соответствии с постановлением I Вселенского Собора следует руководствоваться 3 факторами: полнолунием, равноденствием, воскресением.

Собор составил Послание «Церкви Александрийской и братиям в Египте, Ливии и Пентаполе», в котором кроме осуждения арианства говорится ещё о решении относительно мелитианского раскола.

Собор также принял 20 канонов (правил), касающихся разных вопросов церковной дисциплины[8].

Двадцать канонов Никейского собора

  • 1. Запрет самокастрации для духовенства.
  • 2. Установление минимального срока катехизации для новообращённых (40 дней подготовки ко крещению).
  • 3. Запрет на присутствие в доме духовного лица молодой женщины, которая могла бы поставить его под подозрение.
  • 4. Рукоположение епископа в присутствии минимум трёх поместных епископов и утверждение митрополитом.
  • 5. Положение о проведении двух поместных синодов ежегодно.
  • 6. Подтверждение древних традиций о предоставлении юрисдикций над большими территориями епископам Александрии, Рима и Антиохии.
  • 7. Признание права на престол в Иерусалиме.
  • 8. Положение о принятии новатиан через возложение на их головы рук кафолических епископов или через благословение.
  • 9—14. Положения о взаимодействии с отступниками, отрекшимися от веры при гонениях Лициния.
  • 15—16. Запрет на удаление священников.
  • 17. Запрет на ростовщичество среди духовенства.
  • 18. Превосходство епископов и пресвитеров над диаконами в получении евхаристии.
  • 19. Объявление недействительным крещения от Павла Самосатского.
  • 20. Запрет о стоянии на коленях по воскресениям и во время пятидесятницы (50 дней после Пасхи).

Постановления

Протоколы Первого Никейского собора не сохранились (историк церкви А. В. Карташёв считал, что они и не велись). О решениях, принятых на этом Соборе, известно из более поздних источников, в том числе из деяний последующих Вселенских соборов.

  • Собор осудил арианство и утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении.
  • Был составлен Символ веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским.
  • Зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших митрополий: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны).
  • Собор также установил время ежегодного празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

Поддержка

Афанасий Великий сообщает, что «Собор в Никее», засвидетельствовавший веру «вселенской церкви» подтвердили поместные церкви Испании, Британии, Галлии, Италии, Далмации, Дакии, Мизии, Македонии, Эллады, Исаврии, Ликии, Памфилии, Понта, Каппадокии, Африки, Ливии, Египта, Сардинии, Кипра и Крита[9].

Современное почитание Собора

Православная церковь ежегодно в седьмую неделю (воскресенье) по Пасхе молитвенно чтит память святых 318 богоно́сных отцев Первого Вселенского собора, и́же в Нике́и. На великой вечерне накануне этого дня читаются три символические ветхозаветные паремии, из которых первая:

Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рождённых в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.

Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои.

Пасхалия

На Никейском Соборе было решено, что христиане не должны праздновать Пасху вместе с иудеями. Для единого дня наступления Пасхи по всей империи было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего не ранее дня весеннего равноденствия.

В папской булле Григория XIII «Inter gravissimas» (1582 год), реформировавшей юлианский календарь и утверждавшей григорианский календарь, упомянуто:

А посему с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы [первого] Никейского собора установили на 12-й день перед апрельскими календами [21 марта], …

Примечания

  1. Афанасий Великий был тогда ещё архидиаконом и не был полноправным участником собора, но участвовал в спорах, как и еретик Арий.
  2. Бриллиантов А. И. Лекции по истории древней церкви. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-9900890-3-7.
  3. Ad Afros Epistola Synodica. Дата обращения: 14 марта 2012. Архивировано 30 ноября 2018 года.
  4. Этому числу было приписано символическое значение: число воинов — рабов Авраама (Быт 14. 14) и ещё: греческие цифры Т I H (318) изображают Крест и две первые буквы имени Иисуса Христа.
  5. Смирнов, 1888, с. 18.
  6. Бенешевич В. Н. Синайский список отцов Никейского I Вселенского Собора. -- СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1908. — С. 284.
  7. Руфин насчитал 17, Филосторгий — 22.
  8. Правила Первого Вселенского Собора 325 г. в г. Никее. Дата обращения: 11 августа 2015. Архивировано 13 декабря 2018 года.
  9. Афанасий Великий, свт. Послание к императору Иовиану. Дата обращения: 21 января 2019. Архивировано 21 января 2019 года.

Литература

Ссылки