HMS Birmingham (1936)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Бирмингем»
HMS Birmingham (C19)
Лёгкий крейсер «Бирмингем» 24 октября 1943 годаЛёгкий крейсер «Бирмингем» 24 октября 1943 года
Служба
 Великобритания
Класс и тип судна Лёгкий крейсер типа «Саутгемптон»
Организация Королевский флот
Изготовитель королевская верфь, Плимут
Строительство начато 18 июля 1935 года
Спущен на воду 1 сентября 1936 года
Введён в эксплуатацию 18 ноября 1937 года
Статус Продан на слом в 1960 году
Основные характеристики
Водоизмещение Стандартное — 9100 тонн,
полное — 11 350 тонн
Длина 170,1/180,3 м
Ширина 18,8 м
Осадка 6,55 м
Бронирование пояс — 114 мм;
траверзы — 63 мм;
палуба — 32 (51 над погребами) мм;
погреба — 114…32 мм;
башни — 102…51 мм;
барбеты — 25 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons, 3 адмиралтейских котла
Мощность 75 000 л. с. (55,2 МВт)
Движитель 4 трёхлопастных винта
Скорость хода 32 узла (59,26 км/ч)
Дальность плавания 7320 морских миль на скорости 13 узлов
Экипаж 748 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 3 — 152-мм/50,
4 × 2 — 102-мм/45
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта, 2 гидросамолёта Supermarine Walrus

HMS Birmingham (Его величества корабль «Бирмингем») — британский лёгкий крейсер, первой серии крейсеров типа «Таун». Заказан 1 марта 1935 года на верфи Devonport Dockyard в Плимуте. Крейсер вторым кораблём в Британском флоте стал носить это имя. Первым был крейсер времён Первой мировой войны, сданный на слом в 1931 году. Бирмингем был заложен 18 июля 1935 года, спущен на воду 1 сентября 1936 года. 18 ноября 1937 года строительство было завершено и корабль ввели в строй.

Девиз корабля звучал: «Forward» — Вперёд!

История службы

Предвоенный период

После недолгой службы в отечественных водах, крейсер был направлен на Китайскую станцию. Начало войны крейсер встретил в составе 5-й крейсерской эскадры этой станции.

Вторая мировая война

На 3 сентября 1939 года — начало Второй мировой войны — крейсер базировался в Сингапуре. В течение сентября — октября он выполнял функции по защите собственного судоходства в Индийском океане и Малаккском проливе, одновременно пытаясь перехватить вражеские суда, прорывающиеся в Европу.

4 ноября совместно с крейсером Dauntless совершил переход в Гонконг. С 10 ноября, базируясь в этом порту, перехватывал контрабанду в китайских водах. 28 ноября сопровождал французский лайнер Andre Lebon.

9 декабря от голландского корабля было получено сообщение, что немецкий пароход Burgenland был встречен на переходе из Кобе и крейсер совместно со вспомогательным крейсером Moreton Bay направился к берегам Японии для поиска вражеского судна. 17 декабря при заправке с танкера Francol, крейсер столкнулся с последним и получил повреждения. 27 декабря во время ремонта в доке Гонконга на крейсере был заменён винт и отремонтирован нос корабля.

3 января 1940 года крейсер отправился через Александрию в состав Средиземноморского флота. 22 января он прибыл на Мальту, где снова встал на непродолжительный ремонт. В феврале крейсер проследовал дальше, в отечественные воды, войдя в состав 18-й эскадры крейсеров Home Fleet’а.

В составе Home Fleet’а

27 марта 1940 года крейсер был определён для участия в составе Соединения «WB», совместно с эсминцами Hyperion и Hero, в планируемой постановке минных заграждений у берегов Норвегии (Operation Wilfred). 31 марта вместе с эсминцами Fearless и Hostile он был направлен в море, к берегам Норвегии, для перехвата любых немецких судов, оказавшихся в данном районе. Дополнительно отряду ставилась задача захвата рыболовных траулеров противника и прикрытия своих сил, которым предстояло ставить мины. Отряд оперировал у норвежского побережья до вечера 7 апреля, успев захватить в качестве призов три немецких траулера: «Фрисланд» (247 брт), «Бланкенберг» (336 брт) и «Нордланд» (392 брт).

Норвежская кампания

8 апреля находясь с линейным крейсером Renown (флаг вице-адмирала Уильяма Дж. Уайтворта) на прикрытии минных постановок, был послан командующим на патрулирование в Вест-фьорд, однако из-за нехватки топлива получил приказ вернуться в Скапа-Флоу. 10 апреля у норвежского побережья попал под авианалёт.

13 апреля вместе с крейсерами Manchester и Cairo в сопровождении эсминцев Nubian, Sikh и Somali вышел в качестве сил прикрытия войскового конвоя NP1, с десантными силами в Норвегию (Operation Rupert/R4). 14 апреля вместе с крейсерами Manchester и Cairo в сопровождении эсминцев Highlander, Vanoc и Whirlwind сопровождал польский лайнер Chobry и лайнер Empress of Australia во время их перехода к Намсусу (Operation Maurice). Позже пункт назначения был изменён на Lillesjona из-за воздушной угрозы и нехватки разгрузочных средств в гавани Намсуса. 15 апреля войска пересадили на эсминцы для последующей там высадки. 17 апреля крейсер пришёл в Скапа-Флоу, сопровождая с эсминцами Vanoc и Whirlwind лайнер Empress of Australia.

20 апреля вышел с крейсером Cairo и двумя французскими эсминцами в качестве эскорта французского войскового транспорта Ville d’Alger во время заключительной высадки в Намсусе. 22 апреля вернулся в Скапа-Флоу.

24 апреля вышел из Розайта для доставки боеприпасов для «Sickle Force» в Andalsnes и Мёльде вместе с крейсерами Manchester и York с прикрытием из эсминцев Acheron, Arrow и Griffin. Войска и припасы были успешно выгружены с Бирмингема и York. 25 апреля Бирмингем и Manchester отправились в совместный патруль в норвежские воды. 26 апреля Бирмингем потопил немецкий траулер Schelswig (Schiff 37) шедший под голландским флагом. В ходе последующей операции Бирмингем столкнулся с эсминцем Arrow.

1 мая участвовал в эвакуации союзных войск из Andalsnes и Мёльде. Вместе с крейсерами Manchester и Calcutta, шлюпом Auckland и эсминцами Diana, Delight, Inglefield, Somali и Mashona принял 390 человек и доставил их 2 мая в Скапа-Флоу.

8 мая вместе с крейсерами Manchester и Sheffield передан Командованию Нор, для действий в южной части Северного моря. И уже 9 мая крейсер вместе с эсминцами Janus, Havock, Hereward и Hyperion вышел в море для действий в районе Little Fisher Bank. На переходе корабли подверглись удару с воздуха. В то же самое время, эсминец Kelly во время боя с немецкими торпедными катерами получил торпедное попадание. Его взял на буксир эсминец Bulldog и повёл его в устье Тайна. 10 мая крейсер вместе с крейсером Sheffield прикрывал данные корабли.

12 мая крейсер прибыл в Гарвич и тут же был перенацелен на поддержку голландских войск на острове Терсхеллинг в связи с начавшимся немецким наступлением.

С июня по август крейсер вместе с крейсерами 1-й крейсерской эскадры базировался в устье реки Хамбер для патрулирования в Северном море против ожидавшегося немецкого вторжения. 31 августа переведён в Ширнесс и вместе с крейсерами Manchester и Southampton, а также флотилией эсминцев вышел в море на поиски сил вторжения, которых, естественно, не обнаружили.

Ремонт

В сентябре крейсер встал на ремонт в Ливерпуле. В ходе него на крейсер установили поисковой радар Type 286M и таким образом он стал первым кораблём, оснащённым подобной РЛС. Помимо этого на крейсере установили оборудования идентификации самолётов Королевских ВВС. Только 27 декабря 1940 года крейсер вернулся в состав флота и вошёл в состав 18-й эскадры крейсеров, для действий у северо-западных подходов по поиску вражеских рейдеров и блокадопрорывателей.

24 января помогал крейсерам Aurora и Naiad вместе с крейсером Edinburgh и тремя эсминцами сопровождать торговые суда Elizabeth Burke, Taurus и Tai Shan вышедших из Гётеборга вместе с необходимыми товарами, закупленными в Швеции (Operation Rubble).

9 февраля крейсер вступил в охрану войскового конвоя WS6A, следующего на Ближний Восток. Помимо Бирмингема в эскорт входили крейсер Phoebe и вспомогательный крейсер Cathay. Они выполняли функции океанского эскорта вплоть до Фритауна. 15 февраля к конвою присоединились линкор Rodney в сопровождении эсминцев Eclipse и Electra.

17 февраля Родней и его эскорт оставили конвой, а им на замену прибыли линейный крейсер Renown и авианосец Ark Royal. 21 февраля присоединился линкор Malaya. 1 марта конвой прибыл во Фритаун. 6 марта Бирмингем вместе с крейсером Phoebe и вспомогательным крейсером Cathay вышли из Фритауна с секцией конвоя WS6 и 21 марта корабли прибыли в Кейптаун. Там Бирмингем остался для защиты торгового судоходства в Южной Африке, но уже в апреле крейсер вернулся в Скапа-Флоу.

6 мая крейсер вышел в качестве океанского эскорта 1-й минной эскадрой для минно-заградительной операции у Северного барража (Operation SN9A). 7 мая Бирмингем вместе с крейсерами Edinburgh, Manchester, эсминцем Somali и тремя другими эсминцами отделился для перехвата немецкого метеорологического судна Мюнхен. Целью операции был захват шифровальной машины Энигма, находящейся на борту корабля. В ходе операции Мюнхен был потоплен, а часть документов и саму машину англичанам удалось захватить до того, как немецкий корабль затонул.

19 мая вышел вместе с крейсером Manchester на патрульную линию Фарерские острова — Исландия. 23 мая соединился с крейсером Arethusa. 24 мая после потопления линейного крейсера Hood прикрывал возможные пути отступления немецкого линкора Bismarck к северо-востоку от Исландии.

Флагман Южноафриканской станции

4 июня крейсер снова передан южноафриканской станции в качестве флагмана, для защиты торгового судоходства. По пути он был выделен в качестве океанского эскорта очередного войскового конвоя из Клайда до Дурбана. 7 июня он вышел вместе со вспомогательным крейсером Dunottar Castle сопровождая конвой WS9A. 14 июня они благополучно прибыли во Фритаун. 20 июня они покинули его и направились в Кейптаун, прибыв туда 2 июля. 5 июля вместе с конвоем вышел в Дурбан, а 9 июля был заменён крейсером Hawkins. 12 июля вышел для действий по защите торгового судоходства и перехвата рейдеров. Всю оставшуюся часть года он провёл в подобных операциях в южных морях.

В январе 1942 года вместе со вспомогательным крейсером Asturias находился у Фолклендских островов для предотвращения возможной атаки после вступления в войну Японии.

В феврале крейсер встал на ремонт на верфи Саймонстаун в Южной Африке. В ходе ремонта на корабле установили 20-мм зенитные автоматы, радар управлением огнём главного калибра Type 284, а РЛС надводного обнаружения Type 286M был заменён на улучшенную британскую разработку Type 291, использующую вращающуюся антенну вместо неподвижной.

Во время ремонта, в марте 1942 года был переведён в 4-ю крейсерскую эскадру Восточного флота. В мае, по завершении испытаний вместе с крейсером Newcastle был назначен на службу в Средиземное море и 25 мая через Суэц отправился в Александрию.

На Средиземном море

6 июня крейсер прибыл в Александрию и вступил в состав 15 крейсерской эскадры. Уже 11 июня крейсер участвовал в операции по доставке подкреплений на Мальту (операция Vigorous). 15 июня крейсер пострадал от воздушных атак. От близких разрывов корпус получил существенный прогиб, вызвавший повреждение башенных установок. 16 июня корабли вернулись в Александрию, так как операция была отменена из-за угроз атаки итальянского флота, а также продолжающихся воздушных атак.

2 июля крейсер ушёл в en:Kilindini Harbour (Момбаса), чтобы вернуться в состав Восточного флота.

В Индийском океане

18 июля вместе с линкором Warspite, и авианосцами Formidable и Illustrious вышел из Килиндини в море. Это было демонстрацией активизирующихся британских сил в регионе. 21 июля эти корабли отправились в Коломбо совместно с крейсером Mauritius, эсминцами Norman, Nizam, Inconstant и голландским Van Galen образовав Соединение «A». 25 июля корабли прибыли в Коломбо и были готовы к выходу для прикрытия 3-х пустых конвоев в Бенгальском заливе. Конвои должны были имитировать высадку на Андаманские острова (Operation STAB). Цель операции была отвлечение японских сил от Соломоновых островов, где в скором времени предстояла операция по высадке союзных войск на Гуадалканале. 2 августа операция была отменена, после объявления главного командования о том, что цели операции были выполнены. 11 августа крейсер вместе с минным заградителем Manxman вернулся в Килиндини.

5 сентября крейсер вместе с Восточным флотом в составе крейсера Gambia, авиатранспорта Albatross эсминцев Express, Fortune, Hostspur и Inconstant и голландского крейсера Van Heemskerk с 29-й пехотной бригадой (29th Infantry Brigade) на борту направился в Махадзангу для операции по захвату Мадагаскара (Operation Stream). 10 сентября крейсер прикрывал высадку в Махадзанге. С 12 по 15 сентября поддерживал высадку в Antanarive, 18 сентября высадку в en:Tamatave.

В октябре — ноябре вернулся к защите торгового судоходства в Индийском океане. 24 ноября спасал людей с парохода Tilawa, потопленного японской подводной лодкой I-129 у Бомбея. После этого по февраль 1943 года продолжал патрулирование в Индийском океане, пока не был назначен на переход в Великобританию.

1 марта вышел в охранении конвоя WS26 из Дурбана, совместно с крейсером Ceres. Корабли направлялись в Аден. 8 марта от конвоя отделился Ceres, а 9 марта и Бирмингем был заменён крейсером Hawkins, после чего корабль направился в Девонпорт. По прибытии туда в апреле, крейсер встал на ремонт и модернизацию, с планируемым дальнейшим возвращением в состав Восточного флота. На крейсере установили РЛС управления зенитным огнём Type 285, РЛС воздушного обнаружения Type 281) и система определения «свой-чужой». Также радар Type 291 был заменён на 10 см радар воздушного и поверхностного обнаружения Type 273. По окончании ремонта в сентябре, прошёл испытания в Плимуте.

Повреждение торпедой

В октябре был определён на дипломатическую службу в составе флота Метрополии, по окончании которой, 18 ноября 1943 года через Средиземное море вновь отправился в состав Восточного флота. 27 ноября крейсер прибыл в Восточное Средиземноморье, а 28 ноября у берегов Киренаики, в точке 33°05′ с. ш. 21°43′ в. д.HGЯO, получил торпеду с немецкой подводной лодки U-407. В результате попадания погибло 29 человек, у крейсера были затоплены носовые погреба, корабль получил дифферент в 8 градусов, а его скорость упала до 20 узлов.

С декабря 1943 по апрель 1944 года крейсер проходил временный ремонт на верфи в Александрии для подготовки к предстоящему переходу в США.

Ремонт в США и последующая модернизация

В мае крейсер отправился в США, прибыв 9 июня на верфь Navy Yard в Норфолк (Виргиния). Ремонт, в ходе которого были проведены подготовительные работы по установке дополнительного радиолокационного оборудования, продолжался до октября.

В ноябре, после проведения испытаний крейсер совершил переход в Великобританию для окончательного ремонта, встав на него на верфи в Портсмуте. В ходе него был установлен радар управления зенитным огнём Type 282, а также сняты кормовая башня «X» и авиационное вооружение.

Снова в отечественных водах

14 января 1945 года крейсер вошёл в состав 10-й эскадры крейсеров Home Fleet’а в Скапа-Флоу. В феврале и марте в составе флота выходил в море для нарушения судоходства у норвежского побережья.

3 апреля вышел с крейсером Bellona для прикрытия эскортных авианосцев Queen, Searcher и Trumpeter в подобной операции, которая была отменена из-за плохих погодных условий. Тем не менее крейсер продолжал патрулирование за полярным кругом до 12 апреля.

5 мая вместе с крейсером Dido, эсминцами Zealous, Zephyr и Zest отправился в Копенгаген, чтобы принять капитуляцию немецких кораблей (Операция Cleaver). 6 мая прибыл туда и принял капитуляцию немецких крейсеров Prinz Eugen и Nurnberg. 13 мая был заменён крейсером Devonshire и отправился в Скапа-Флоу.

26 мая погрузил в Розайте на борт войска и направился в Тронхейм, для оказания помощи в пленении немецких войск, ещё не капитулировавших в этом районе, куда и прибыл 28 мая.

До окончания Второй мировой войны, в июне — августе 1945 года исполнял обязанности флагмана 10-й эскадры крейсеров, вплоть до самой капитуляции Японии.

Ссылки