Freemium

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Freemium (от англ. free — бесплатный и англ. premium — улучшенный, отличающийся более высоким качеством[1]; наценка[2]) — бизнес-модель, которая заключается в предложении воспользоваться компьютерной игрой, программным продуктом, онлайн-сервисом или услугой бесплатно, в то время как расширенная (улучшенная, премиальная) версия продукта, его дополнительная функциональность, или сервисы, другие продукты, связанные с основным, предлагаются за дополнительную плату на основе популярности основного бесплатного продукта. Бесплатный в данном случае не подразумевает открытый, часто это проприетарные продукты, распространяемые бесплатно (freeware).

Цели распространения продукта

При использовании модели freemium целями являются:

  • привлечение широкого круга пользователей;
  • получение отзывов пользователей;
  • оценка востребованности продукта (сервиса) на рынке;
  • выявление людей и организаций, готовых платить за продукт (сервис) с улучшенными качествами;
  • и другие.

Особенности

Большинство программных продуктов, предоставляемых на основе модели «freemium», ограничивает пользователей[3]:

  • набором доступных функций;
  • объёмом доступного свободного пространства;
  • количеством лицензий;
  • сферой применения (например, бесплатный антивирус только для домашнего использования или только для образовательных учреждений).

В 1990—2000-х годах программы, распространяемые на условиях «freemium», как правило, относились к группе shareware. Лишь в 2010-х годах «freemium» стали выделять в отдельный класс программного обеспечения.

Для массовых многопользовательских онлайн-игр (MMOG), использующих модель «freemium», применяется термин «free-to-play». Магазины мобильных приложений Google Play и App Store получают практически всю прибыль за счёт «free-to-play»/«freemium» программ[4].

Критика

Freemium-игры не раз становились объектом критики со стороны игроков и журналистов, в частности, за частое внедрение механики pay-to-win, которая даёт игрокам, совершающим внутриигровые покупки за настоящие деньги, серьёзные преимущества даже над игроками с высшим стажем и опытом[5][6].

Также freemium-игры критикуются за то, что часто замедляют процесс развития или продвижения в геймплее, мотивируя игрока снова и снова совершать внутриигровые покупки. Если же маленький ребёнок имеет доступ к внутриигровым покупкам в игре, он может неосознанно потратить огромное количество денег. Например, под огонь критики попала известная игра Smurfs' Village, где необходимо было для строительства деревни покупать персонажей и здания, многие из которых стоили реальные деньги. Тогда в службу App Store обратились множество родителей, требующих изменить политику микротранзакций[7][8]. Похожая история повторилась с игрой My Little Pony: Магия Принцесс с похожей игровой механикой, где после массовых жалоб родителей студия Gameloft была вынуждена изменить свою ценовую политику и снизить цены на внутриигровые объекты[9].

Freemium-модель игры стала объектом высмеивания в сериале Южный Парк — «Условно бесплатное — не бесплатно», где показывалась условно-бесплатная игра, в результате некоторые персонажи стали тратить в ней тысячи долларов, чтобы продвинуться в геймплее[10].

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Free-to-Play и Freemium: в чём разница? Архивировано 28 июля 2012 года.
  2. Premium definition and meaning | Collins English Dictionary (англ.). www.collinsdictionary.com. Дата обращения: 14 декабря 2020. Архивировано 29 апреля 2021 года.
  3. Kincaid, Jason Startup School: Wired Editor Chris Anderson On Freemium Business Models (недоступная ссылка). Techcrunch.com (24 октября 2009). Дата обращения: 15 марта 2010. Архивировано 27 августа 2012 года.
  4. «Бесплатные» приложения в «App Store» больше не являются «бесплатными».. Дата обращения: 20 ноября 2014. Архивировано 22 ноября 2014 года.
  5. Most freemium games are pay to win - The Pub at MMORPG.COM - General Discussion Forums at. Mmorpg.com. Дата обращения: 12 августа 2013. Архивировано 16 октября 2014 года.
  6. March 15, 2013 1:18PM PDT. EA: freemium is 'where things are going' - GameSpot.com. Uk.gamespot.com (28 февраля 2013). Дата обращения: 12 августа 2013. Архивировано 8 июля 2013 года.
  7. Stern, Joanna Parents Sue Apple for In-App and In-Game Purchases Made by Kids. ABC News (20 апреля 2012). Дата обращения: 6 декабря 2012. Архивировано 26 января 2013 года.
  8. Kim, Ryan Apple Adds Additional Password Protection for In-App Purchases (10 марта 2011). Дата обращения: 30 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  9. Starr, Michelle Gameloft issues My Little Pony 'fix'. CNET Australia (6 декабря 2012). Дата обращения: 6 декабря 2012. Архивировано 9 декабря 2012 года.
  10. Grubb, Jeffrey ‘South Park’ is right about why ‘The Simpsons’ and ‘Family Guy’ free-to-play games stink. Venture Beat (6 ноября 2014). Дата обращения: 8 ноября 2014. Архивировано 7 ноября 2014 года.