Fors Clavigera

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Fors Clavigera
англ. Fors Clavigera
Title Fors Clavigera John Ruskin.jpg
Автор Джон Рёскин
Жанр Письмо
Язык оригинала английский
Издатель London
Носитель Брошюра

«Fors Clavigera» — обобщающее название, данное Джоном Рёскином серии писем, адресованных британским рабочим. Были опубликованы в виде брошюр в 1870-х годах. Этими брошюрами Рёскин надеялся повлиять на животрепещущие общественные проблемы (что вполне удавалось его кумиру Томасу Карлейлю).

Название

Фраза Fors Clavigera («Форс Клавигера») подразумевает три силы, формирующие судьбу человека:

  • Сила (Force), символизируемая дубиной (clava) Геркулеса;
  • Сила духа (Fortitude), символизируемая ключом (clavis) из Одиссея;
  • Удача (Fortune), символизируемой гвоздем (клавусом) Ликурга;

Эти три силы (fors) вместе представляют человеческий талант и способность выбрать подходящий момент, а затем нанести энергичный удар. Эта концепция вытекает из фразы Шекспира: «В делах людей прилив есть и отлив. С приливом достигаем мы успеха». Рёскин полагал, что письма были вдохновлены третьей силой: что он «ударил» в нужный момент, чтобы повлиять на социальные изменения.

Содержание

Письма, затрагивающие многочисленные проблемы викторианского общества, были призваны передать моральное и социальное видение Рёскина, выраженное в его книге 1860 года «Это до последнего». Главным образом Рёскина интересовало то, чтобы честный труд воспринимался как высшая нравственная ценность.

Дело о клевете

В одном из писем Рёскин позволил себе критические высказывания относительно картин Джеймса Уистлера, которые ему довелось видеть в галерее Гросвенор в 1877 году. Он критиковал их как воплощение капиталистического производства в искусстве, как нечто созданное с минимальными усилиями для максимального последующего тиражирования[1]. «Я видел и слышал рассказы о многих примерах наглости кокни, но никогда не ожидал услышать о том, что какой-то хлыщ спрашивает 200 гиней за то, что бросил в лицо публики горшок с красками», — кипятился Рёскин[2]. Из-за резких высказываний Рёскина от Уистлера стали отворачиваться клиенты, и художник решился подать на автора писем в суд за клевету. Хотя Уистлер выиграл дело, но получил только один фартинг компенсации. После проигранного суда Рёскин на какое-то время отошёл от художественной критики. Подробнее см. Судебный процесс Уистлера против Рёскина.

Примечания

  1. David Craven, «Ruskin vs. Whistler: The Case against Capitalist Art», Art Journal, Vol. 37, No. 2 (Winter, 1977—1978), pp. 139—143
  2. Bottom of page 73