Fokker F28 Fellowship

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Fokker F28 Fellowship
Fokker F28 авиакомпании Piedmont AirlinesFokker F28 авиакомпании Piedmont Airlines
Тип пассажирский самолёт
Разработчик Нидерланды Fokker
Производитель Нидерланды Fokker
Первый полёт 9 мая 1967 года
Начало эксплуатации 28 марта 1969 года (Braathens)
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты Кения Fly-SAX (1)
Годы производства 19671987
Единиц произведено 241

Fokker F28 Fellowship — нидерландский ближнемагистральный авиалайнер. Совместная разработка нескольких европейских авиапроизводителей. Серийно выпускался с 1967 по 1987 годы в нескольких модификациях. Построен 241 самолёт.

Разработка самолёта

В разработке самолёта, начатой в 1962 году, приняло участие несколько ведущих европейских производителей авиатехники: Fokker, MBB (ФРГ), Fokker-VFW (ФРГ), и Short Brothers (Великобритания). Правительственное финансирование распределялось следующим образом: правительство Нидерландов владело 50 % от доли компании Fokker, а правительство ФРГ — 60 % от общих 35 % вклада Германии в проект.

Ближнемагистральный авиалайнер был спроектирован для перевозки 60-65 человек на дальность до 1650 км. Изначально планировалась установка британских ТРДД Bristol Siddeley BS.75, затем было решено устанавливать более лёгкие двигатели Rolls-Royce «Spey Junior», упрощённый вариант ТРДД Rolls-Royce Spey.

Новый самолет F28 по своей компоновке во многом был подобен лайнерам BAC 1-11 и DC-9. В конструкции использовалось Т-образное хвостовое оперение, элероны, смещённые к законцовкам крыла небольшой стреловидности, упрощенные закрылки. В хвостовой части самолёта находился регулируемый двухстворчатый аэродинамический тормоз.

Распределение разработки и производства частей самолёта по участникам проекта было следующим: Fokker — носовая и центральная секции фюзеляжа и внутренняя часть крыла; MBB/Fokker-VFW — передняя, задняя и хвостовая часть фюзеляжа; Shorts — внешняя часть крыла.

Окончательная сборка Fokker F28 производилась на предприятии рядом с аэропортом Амстердама (Schiphol Airport).

Модификации

F28-1000 Air Anglia
F28-2000
F28-4000 Air France

Прототип F28-1000 совершил первый полёт 9 мая 1967 года. Самолёт получил сертификацию в ФРГ в феврале 1969 года. Начало регулярной эксплуатации самолёта — 28 марта 1969 года, авиакомпания Braathens. Грузовая модификация этой машины обозначалась F28-1000С.

К 1971 году была разработана новая модификация самолёта — F28-2000 с удлинённым фюзеляжем и пассажировместимостью до 79 человек (против 65 в F28-1000).

Позже была разработана модификация F28-3000 — с укороченным фюзеляжем от серии 1000, упрочнённой конструкцией и большей дальностью. Главным эксплуатантом этой серии была авиакомпания Garuda Indonesia.

Наибольшим коммерческим успехом пользовалась модификация F28-4000. Самолёты этой серии начали регулярно эксплуатироваться с октября 1976 г. авиакомпанией Linjeflyg. Самолет отличался удлинённым фюзеляжем и пассажировместимостью до 85 человек. Был увеличен размах крыльев, изменена конструкция фюзеляжа и кабины, установлены менее шумные двигатели Spey 555-15H.

Модификация F28-6000, сертифицированная в конце 1975 года, отличалась удлинённым фюзеляжем, взятым от моделей 2000/4000, увеличенным размахом крыльев и установкой предкрылков.

Всего, к завершению производства самолёта в 1987 году, была выпущена 241 машина.

К настоящему времени большая часть машин этого типа уже списаны.

Лётно-технические характеристики (F28-4000)

  • Экипаж: 2-3
  • Пассажировместимость: до 85
  • Длина: 29.6 м
  • Размах крыльев: 25.1 м
  • Высота: 8.5 м
  • Площадь крыла: 79.0 м²
  • Вес (пустой): 17 640 кг
  • Максимальный взлетный вес: 33110 кг
  • Силовая установка: 2х ТРДД Rolls-Royce RB183 Spey Mk555
  • Крейсерская скорость: 843 км/ч
  • Дальность: до 1850 км
  • Практический потолок: 10 700 м

Аварии и катастрофы

По состоянию на 10 января 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 45 самолётов Fokker F-28 Fellowship[1]. Fokker F-28 Fellowship пытались угнать 3 раза, при этом никто не погиб. Всего в этих происшествиях погибли 775 человек[2].

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы Краткое описание
19.09.1972 Флаг Нигерии PH-FPT Флаг Нигерии Порт-Харкорт 0/н.д. Выкатился за пределы взлётной полосы и получил серьёзные повреждения. Списан.
23.12.1972 Флаг Норвегии LN-SUY Флаг Норвегии Аскер 40/45 При заходе в посадку врезался в гору из-за ошибок экипажа.
28.12.1972 Флаг Испании (1945—1977) EC-BVC Флаг Испании (1945—1977) Бильбао 0/4 Совершил жёсткую посадку в плохую погоду, выкатился за пределы ВПП и разломился на три части.
01.01.1974 Флаг Италии I-TIDE Флаг Италии Турин 38/38 Рухнул на землю в 2 километрах от ВПП при посадке в тумане.
26.01.1974 Флаг Турции TC-JAO Флаг Турции Измир 66/73 Разбился после взлёта из-за обледенения крыльев.
30.01.1975 Флаг Турции TC-JAP Флаг Турции Стамбул 42/42 Упал в воду при заходе на посадку.
09.04.1975 Флаг Италии I-TIDA Флаг Италии Бергамо 0/31 Потерпел аварию при взлёте.
24.09.1975 Флаг Индонезии PK-GVC Флаг Индонезии Палембанг 1+25/61 Разбился во время посадки в сложных погодных условиях.
15.11.1975 Флаг Аргентины (1812—1985) LV-LOB Флаг Аргентины (1812—1985) Конкордия 0/60 При посадке задел деревья.
01.03.1978 Флаг Нигерии 5N-ANA Флаг Нигерии Кано 2+16/16 Столкнулся в воздухе с Миг-21 ВВС Нигерии.
06.03.1979 Флаг Индонезии PK-GVP Флаг Индонезии Проболинго 4/4 Врезался в гору.
11.07.1979 Флаг Индонезии PK-GVE Флаг Индонезии Сибаяк 61/61 При посадке врезался в гору.
23.12.1979 Флаг Турции TC-JAT Флаг Турции Анкара 41/45 Врезался в склон холма при посадке.
11.05.1981 Флаг Ганы 9G-ACA Флаг Ганы Аккра 0/2 Совершил жёсткую посадку.
06.10.1981 Флаг Нидерландов PH-CHI Флаг Нидерландов Мурдейк 17/17 Разрушился в воздухе после попадания в смерч.
20.03.1982 Флаг Индонезии PK-GVK Флаг Индонезии Таджункаранг 27/27 Во время посадки в дождь жёстко сел на поле в 700 метрах от ВПП.
02.06.1983 Флаг Индонезии PK-GFV Флаг Индонезии Бандар-Лампунг 3/61 Не смог взлететь и выкатился за пределы ВПП.
28.11.1983 Флаг Нигерии 5N-ANF Флаг Нигерии Энугу 53/72 Разбился при заходе на посадку.
28.03.1985 Флаг Колумбии FAC-1140 Флаг Колумбии Флоренсия 46/46 Врезался в гору в тумане.
25.10.1988 Флаг Перу OB-R-1020 Флаг Перу Хульяка 12/69 Разбился сразу после взлёта.
10.03.1989 Флаг Канады C-FONF Флаг Канады Драйден 24/69 Рухнул в лес вскоре после взлёта из-за обледенения крыльев.
16.08.1989 Флаг Аргентины TC-51 Флаг Аргентины Сан-Карлос-де-Барилоче 0/65 Потерпел аварию при взлёте.
06.10.1989 Флаг Мьянмы (1974-2010) н.д. Флаг Таиланда Бангкок 0/85 Захвачен двумя студентами. После освобождения были обнаружены два взрывных устройства. Самолёт повреждений не получил.
25.11.1989 Флаг Республики Корея HL7285 Флаг Республики Корея Сеул 0/48 Не смог взлететь из-за обледенения, выкатился за пределы ВПП и загорелся.
30.12.1989 Флаг Кот-д’Ивуара TU-TIK Флаг Кот-д’Ивуара Ман 0/70 Выкатился за пределы ВПП и разломился. Пострадали 40 человек.
06.02.1990 Флаг Аргентины LV-MZD Флаг Аргентины Вилья-Хесель 0/90 Заходил на посадку с повышенной скоростью. Выкатился за пределы ВПП и загорелся.
22.03.1992 Флаг США N485US Флаг США Нью-Йорк 27/51 Из-за обледенения крыльев во время взлёта рухнул в залив Флашинг.
01.07.1993 Флаг Индонезии PK-GFU Флаг Индонезии Соронг 41/43 При посадке из-за ошибок экипажа левым крылом и шасси зацепил склон горы, разрушился и рухнул в воду.
01.07.1994 Флаг Мавритании 5T-CLF Флаг Мавритании Тиджикжа 80/93 Жёстко сел на ВПП из-за сложных погодных условий.
12.10.1994 Флаг Ирана EP-PAV Флаг Ирана Натанз 66/66 Отказ обоих двигателей из-за загрязнения авиатоплива.
30.11.1994 Флаг Индонезии PK-GKU Флаг Индонезии Семаранг 0/85 Во время сильного дождя выкатился за пределы ВПП и разломился на 3 части.
31.05.1995 Флаг Папуа — Новой Гвинеи P2-ANB Флаг Папуа — Новой Гвинеи Маданг 0/39 Совершил жёсткую посадку.
07.10.1997 Флаг Республики Конго TN-ACP Флаг Республики Конго Браззавиль 0/0 Попал под обстрел на стоянке в аэропорту.
16.11.1997 Флаг Папуа — Новой Гвинеи P2-ANH Флаг Папуа — Новой Гвинеи Лаэ 0/45 Выкатился за пределы ВПП.
22.12.1997 Флаг Бангладеш S2-ACJ Флаг Бангладеш Силхет 0/89 Приземлился до ВПП в условиях тумана.
15.05.1998 Флаг Индонезии PK-MGT Флаг Индонезии Кендари 0/64 Прерванный взлёт, выкатился за пределы ВПП.
16.05.1998 Флаг Индонезии PK-VFY Флаг Сингапура Сингапур 0/80 Выкатился за пределы ВПП.
18.07.2000 Флаг Ирана EP-PAU Флаг Ирана Ахваз 0/88 Совершил жёсткую посадку.
09.01.2003 Флаг Перу OB-1396 Флаг Перу Чачапояс 46/46 Врезался в гору из-за ошибок экипажа.
17.01.2003 Флаг Эквадора HC-BMD Флаг Эквадора Кито 0/77 Прерванный взлёт, выкатился за пределы ВПП и загорелся.
11.08.2003 Флаг Индонезии PK-GFT Флаг Индонезии Джакарта 0/24 При посадке подломилась стойка шасси.
07.12.2003 Флаг Кении 5Y-NNN Флаг Кении Локичоджио 0/27 Выкатился за пределы ВПП.
08.10.2004 Флаг Бангладеш S2-ACH Флаг Бангладеш Силхет 0/83 Выкатился за пределы ВПП.
07.04.2005 Флаг Эквадора HC-CDA Флаг Эквадора Кока 0/65 Выкатился за пределы ВПП.
22.09.2008 Флаг Эквадора HC-CDT Флаг Эквадора Кито 0/66 Выкатился за пределы ВПП.
06.06.2009 Флаг Мьянмы (1974-2010) XY-ADW Флаг Мьянмы (1974-2010) Ситуэ 0/68 Выкатился за пределы ВПП. Пострадали 3 человека.

Примечания

  1. Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Type index > ASN Aviation Safety Database results. aviation-safety.net. Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано 17 июля 2019 года.
  2. Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Fokker F-28 > Fokker F-28 Statistics. aviation-safety.net. Дата обращения: 16 марта 2019. Архивировано 13 февраля 2019 года.

Источники

Ссылки