Corpus iuris civilis

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Издание 1663 года

«Corpus juris civilis» — современное название свода римского гражданского права, составленного в 529534 при византийском императоре Юстиниане Великом. Известен также под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодификация Юстиниана».

Первоначально свод состоял из 3 частей:

  • Институций (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов).
  • Дигесты (50 томов, составленных из трудов классических римских юристов, с интерполяциями кодификаторов).
  • Кодекса Юстиниана.

Позже была добавлена четвёртая часть, «Новеллы» (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса).

Для «Corpus juris civilis» характерно стремление соединить разнообразные ветви римского права и придать новое содержание отдельным старым правовым понятиям и институтам и таким образом сохранить их жизненность. В XII веке свод получил название «Corpus juris civilis». Впервые издан в XVI веке Дионисием Готофредом.

Содержание

Данная кодификация вплоть до XI в. являлась важнейшим источником действующего права Византии, а также была фундаментом, на котором окончательно сформировалась вся её правовая система[1]. Свод законов Юстиниана, в целом отражает большинство основных черт римского права, но при этом также олицетворяет специфические византийские черты[1]. Например, они отражены в Новеллах Юстиниана, так как данная часть Свода выполнена не на латыни, а на греческом языке[1]. Кроме того, в Своде наметилась явная тенденция на упрощение и «вульгаризацию» римского права под влиянием позднеэллинистического (греко-восточного) права[1].

Юристы византийской эпохи в отличие от своих классических предшественников, избегавших дефиниций, сокращений и использовавших казуистический стиль, зачастую стремились к упрощениям: проясняли термины, вырабатывали простые и понятные определения[1]. Примером является заключительная (50-ая) книга Дигест в которой введены специальные титулы (16 и 17) дающие толкование слов и основных понятий[1].

На формирование византийской правовой системы существенное воздействие оказали правовые обычаи, распространенные в восточных провинциях[1]. Обычное право с характерным ему примитивистским форматом искажало логическую стройность и системность римского права[1]. Также Свод законов Юстиниана унаследовал от позднегреческого права такой институт, как эмфитевзис, а также новые формы усыновления и эмансипации подвластных лиц[1].

В свою очередь в результате влияния восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство. Таким образом данное введение повлекло за собой полную отмену римской системы исков и абсолютное утверждение экстраординарного (либеллярного) процесса[1].

Многие интерполяции, имеющиеся в Своде законов Юстиниана, происходят далеко не из юридической практики, а отражают популярные идейные течение Византии такие как платонизм, стоицизм и христианство[1].

Значительное влияние на Свод законов Юстиниана оказало христианство[1]. Во многих местах Свода законов Юстиниана встречаются ссылки на священные книги и христианские писания[1]. Кроме того, ряд правовых институтов начинают трактоваться в религиозном ключе (брак стал рассматриваться как «божественная связь» — nexum divinum)[1]. В Дигестах наряду с понятием права (jus) используется традиционное понятие «правосудие» (justitia), однако трактуется как «справедливость» в духе христианской морали[1]. Кроме того, в Свод законов Юстиниана включена конструкция естественного права (jus naturale), разработанная ещё классическими юристами III века, однако трактуется она снова в христианской парадигме как установленное божественное провидение[1].

Практическое применение Свода законов Юстиниана вызывало значительное количество сложностей в византийских судах[1]. Многие его нормы устарели, однако главная проблема их применения состояла в недоступности для населения[1]. Для удобства использования и упрощения понимания основных положений Свода законов Юстиниана, византийскими юристами в VI—VII веках составлялись комментарии к нему на греческом языке[1]. Данные комментарии были подготовлены в виде парафразов (пересказов), индексов (указателей) и схолий (учебных примечаний)[1]. Особую популярность получили Парафразы Институций Юстиниана написанные для студентов-юристов на греческом языке Феофаном и Схолии Стефана, включавшие знаменитый Индекс к Дигестам Юстиниана[1].Кроме того, византийскими юристам основываясь на определённых положениях Свода законов Юстиниана были составлены практические сборники[1]. Сборники содержали в себе формы и образцы различных договоров, формуляры исков и иное[1]. В данный период времени в Византии был принят ряд императорских законов, которые обобщали в себе нормы обычного права[1]. Таким образом, характерная черта правовой системы Византии это консолидация всех норм права в писанный закон[1].

Институции

Дигесты

Дигесты или Пандекты, основная часть компиляции Юстиниана I состоящая из 50 книг. Дигесты или Пандекты содержат в себе высказывания (мнения) ведущих римских юристов классической, позднеклассической и послеклассической эпох около 96-533 года новой эры по самым разным вопросам частного, уголовного и международного права. Именно Дигесты послужили исходным пунктом для начала рецепции римского права на Западе

Кодекс Юстиниана

Новеллы

Corpus juris civilis и рецепция римского права

Практическое значение кодекса Юстиниана и других частей Corpus juris civilis на Востоке, а начиная с эпохи подготовки рецепции римского права (XII век) — и на Западе, было больше значения кодекса Феодосия, так как к нему приурочилось применение и изучение римского права. В Средние века в Западной Европе начинается активное усвоение римского права. В раннефеодальных монархиях, образовывающихся на развалинах Западной Римской Империи, сохранились элементы римской правовой культуры и законодательства. Для галло-римского населения создавались специальные сборники римского права, наибольшую известность из которых получил Бревиарий Алариха (Breviarum Alarcianum), составленный в начале VI в. Эти сборники вплоть до XI в. оказывали заметное влияние на развитие феодального права Франции и других стран Западной Европы.

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 Жидков О.А., Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. — НОРМА, 2004. — С. 474—476. — 609 с. — ISBN 5-89123-341-X.

Литература

Ссылки