Cessna

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Cessna Aircraft Company
Cessna Logo.svg
Тип Подразделение компании Textron
Основание 1927
Основатели Клайд Вернон Сессна
Расположение Уичита, штат Канзас, США
Ключевые фигуры Джек Пэлтон, президент и исполнительный директор
Отрасль авиация
Продукция Cessna Citation X, Cessna Citation Mustang, Cessna 208 Caravan, Cessna 172, Cessna 182, Cessna 206
Число сотрудников 9,500
Сайт www.cessna.com

«Це́ссна»[1], или «Се́ссна»[1] (англ. Cessna Aircraft Company) — американский производитель самолётов — от малых двухместных до бизнес-джетов. Штаб-квартира — город Уичита, штат Канзас, США. Компания была основана в 1927 году в Канзасе авиаконструктором и дизайнером Клайдом Верноном Сессной. Куплена корпорацией «General Dynamics» в 1985 году. C 1992 года принадлежит компании Textron.

История

Клайд Сессна, канзасский фермер, закончил постройку своего первого самолёта в июне 1911 года, став таким образом первым авиатором на Великих равнинах. Первая фабрика самолётов деревянно-тканевой конструкции Сессны открылась в городе Энид (штат Оклахома). Позднее, столкнувшись с трудностями при получении кредита, Сессна перебрался в Уичито, Канзас[2].

В 1924 году Клайд Сессна, Ллойд Стирман и Уолтер Бич создали компанию Travel Air Manufacturing Company, производившую лёгкие самолёты. После продажи компании все трое основали собственные фирмы-производители самолётов[3].

Компания Cessna Aircraft была основана в 1927 году, изначально под названием Cessna-Roos Aircraft Company. Виктор Рус, совладелец компании, уступил свою долю Сессне уже через месяц работы и в том же году его имя исчезло из названия компании[4][5]. В 1932 году компания приостановила свою работу из-за экономического кризиса — Великой депрессии. Тем не менее, в 1933 году компания выпустила уникальный спортивный самолёт Cessna CR-3, выигравший Американские воздушные гонки и установивший рекорд скорости для самолётов с двигателями объёмом до 500 кубических дюймов — 237 миль в час (381 км/ч)[6].

Клайд Сессна оставил руководство компанией после того, как его друг, пилот Рой Лиггетт разбился на Cessna CR-2 во время соревнований[7]. Совпав с экономическим кризисом в США, это практически разорило компанию. Но в 1934 году братья Дуэйн и Дуайт Уоллес, племянники Сессны[7], переняли контроль над переживающей не лучшие времена компанией. Это стало поворотной точкой в истории Cessna Aircraft, которой было суждено стать одним из наиболее известных производителей самолётов в мире[8].

Cessna C-34 в аэропорту Блэкпул, 1950 год

В 1937 году был выпущен Cessna C-37, первый самолёт-амфибия компании, на поплавках фирмы Edo.[9] В 1940 году Cessna получила свой самый большой на тот момент заказ — 33 специально оборудованных Cessna T-50 для армии США. В том же году ВВС Канады заказали ещё 180 самолётов T-50[10].

По окончании войны Cessna вернулась к производству гражданских самолётов и перешла на выпуск цельнометаллических самолётов из штампованных деталей, отказавшись от довоенной технологии металло-тканевых и деревянно-тканевых фюзеляжей, требовавшей большой доли ручного труда[11][12]. Первыми послевоенными гражданскими моделями стали Cessna 120 и Cessna 140, выпущенные в 1946 году. В 1948 году Американская ассоциация пилотов-инструкторов признала Model 140 «Выдающимся самолётом года»[13].

В 1955 году был сертифицирован CH-1, первый вертолёт Cessna[14].

В 1956 году компания выпустила Cessna 172, который стал самым популярным самолётом в мире. Всего с 1956 года их было произведено более 43 тысяч, по состоянию на 2016 год производство продолжается[15].

В 1960 году Cessna запустила партнёрскую программу с компанией Reims Aviation (Франция), а в 1963 выпустила свой пятидесятитысячный самолёт (им предсказуемо стал Cessna 172).

Первый бизнес-джет компании, Cessna Citation I, совершил свой первый полёт 15 сентября 1969 года[16]. В 1975 году компания выпустила свой стотысячный самолёт[17]. В 1982 году начался выпуск ещё одной сверхпопулярной модели — Cessna 208 Caravan.

В 1984 году основатель компании, Дуэйн Уоллес, отошёл от дел, передав бразды правления новому директору, Рассу Мейеру. Мейер немедленно принялся за реструктуризацию компании. Первым шагом стала продажа Cessna концерну General Dynamics. Кроме того, в 1986 году Мейер приостановил производство пропеллерных самолётов, так как оно было невыгодно из-за большого количества судебных тяжб, связанных с авариями. Производство было возобновлено в 1994 году после принятия Конгрессом акта о поддержке авиационной индустрии, ограничившего, среди прочего, ответственность производителей при катастрофах старых самолётов[18].

В 1987 году немец Матиас Руст нелегально прилетел в СССР на самолёте Cessna 172 с дополнительными баками, избежав перехвата советской ПВО.

В 1992 году Cessna была продана компании Textron[19], к тому времени уже владевшей компанией Bell Helicopter.

В конце 2007 года Cessna приобрела разорившуюся компанию Columbia Aircraft за 26.4 миллиона долларов. Модели Columbia 350 и 400 продолжили выпускаться под названием Cessna 350 и Cessna 400 на заводе Columbia в Бенде, Орегон[20][21].

В 2012 году Textron создала подразделение Textron Aviation, куда были переданы компании Cessna, Beechcraft и Hawker.

Самолёты компании

Компания Cessna производит следующие модели самолётов[22]:

  • Cessna 172 — производится с 1956 года. Cessna 172S — самый массовый самолет в мире, больше 44 000 экземпляров[23].
  • Cessna 182 — производится с 1956 года.
  • Cessna 206 — производится с 1962 года.
  • Cessna 208 — производится с 1984 года.
  • Cessna 400 — вариант Cessna 350 с турбонаддувом, в производстве с 2004 года.
  • Cessna 510 — двухмоторный очень легкий бизнес-джет, выпускается с 2005 года.
  • Cessna 525 — двухмоторный легкий бизнес-джет, производится с 1991 года.
  • Cessna 560XL — двухмоторный реактивный самолет, выпускается с 1996 года.
  • Cessna 680 — двухмоторный, производится с 2004 года.
  • Cessna 750 — двухмоторный реактивный самолет, производится с 1996 года.

Галерея

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 «Цессна» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 647. — ISBN 5-85270-086-X.
  2. Статья в «Enid News» (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 декабря 2015. Архивировано 30 мая 2008 года.
  3. Murphy, D. The Boys from Travel Air: Three Partners, Three Philosophies. Дата обращения: 12 декабря 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  4. Cessna Single Engine Fleet (англ.) // Flying Magazine  (англ.) : magazine. — 1962. — April.
  5. History of Cessna 1927 Архивировано 23 августа 2012 года.
  6. History of Cessna 1933 Архивировано 23 августа 2012 года.
  7. 7,0 7,1 Murphy, D. Clyde Cessna s Budget Racers // The Planes of Wichita: The People and the Aircraft of the Air Capital. — iUniverse, 2008. — P. 43.
  8. Phillips, Edward H: Wings of Cessna, Model 120 to the Citation III, Flying Books, 1986. ISBN 0-911139-05-2
  9. History of Cessna 1937 Архивировано 23 августа 2012 года.
  10. History of Cessna 1940 Архивировано 17 апреля 2011 года.
  11. Return of the Private Plane (англ.) // Flying Magazine. — 1945. — August (vol. 37, No. 2). — P. 78. Архивировано 12 января 2016 года.
  12. History of Cessna 1946 Архивировано 17 апреля 2011 года.
  13. History of Cessna 1948 Архивировано 17 апреля 2011 года.
  14. History of Cessna 1955 Архивировано 10 июня 2011 года.
  15. History of Cessna 1956 Архивировано 10 июня 2011 года.
  16. History of Cessna 1969 Архивировано 18 марта 2011 года.
  17. History of Cessna 1975 Архивировано 16 мая 2011 года.
  18. Cessna Aircraft. History of the Maker of the World’s Most Popular Airplanes (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 декабря 2015. Архивировано 15 декабря 2015 года.
  19. History of Cessna 1992 Архивировано 28 мая 2011 года.
  20. Textron Textron's Cessna Aircraft Company to Acquire Assets of Columbia Aircraft (ноябрь 2007). Дата обращения: 28 ноября 2007. Архивировано 12 июля 2012 года.
  21. Russ Niles. Cessna Gets Columbia (27 ноября 2007). Дата обращения: 29 ноября 2007. Архивировано 19 февраля 2008 года.
  22. Cessna Aircraft Aircraft Comparison (2009). Дата обращения: 31 декабря 2010. Архивировано 21 октября 2007 года.
  23. Robert Goyer. Cessna 172: Still Relevant (неопр.). — 2012. — 19 January. Архивировано 29 сентября 2013 года.