Sikorsky CH-53 Sea Stallion

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «CH-53»)
CH-53 Sea Stallion
CH-53D Sea Stallion of HMH-362 in Afghanistan on 26 May 2012.jpg
Тип военно-транспортный
Производитель Sikorsky Aircraft
Первый полёт 15 октября 1964
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты КМП США
ВМС США
ВВС США
Люфтваффе (Бундесвер)
ВВС Израиля
Единиц произведено 522[1]
Варианты CH-53K King Stallion
MH-53 Pave Low
МН-53Е Sea Dragon[2]

CH-53 Sea Stallion — тяжёлый транспортный вертолёт. Построен компанией «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Впервые поднялся в воздух 14 октября 1964 г. Поставки начались в сентябре 1965 г. Всего было построено 522 вертолёта всех модификаций (412 в США и 110 по лицензии в Германии)[1].

5 мая 2014 года компанией «Sikorsky Aero Engineering Corporation» представлена новая модификация вертолета CH-53K King Stallion[3].

Задействованные структуры

В разработке и производстве вертолётов CH-53 были задействованы следующие структуры:[4]

Генеральный подрядчик работ
Субподрядчики
Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика (CFE)
Поставщики бортового оборудования по госзаказам (GFE)

Тактико-технические характеристики

S-65
CH53E-Helo-Cast.jpg

Приведенные характеристики соответствуют модификации CH-53D. Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY -- NAVAL HISTORICAL CENTER [5]

Технические характеристики

(2 × 2 887 кВт (взлётная))Габариты кабины

  • Длина: 9,14 м
  • Ширина: 1,98 м
  • Высота: 2,29 м
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 2 - 3 × 7,62 мм шестиствольных пулемёта GAU-2B/A «Миниган» (опционально)

Потери и инциденты в вооружённых конфликтах

США

Во время войны во Вьетнаме американская сторона потеряла 36 вертолётов CH-53 «Си Стэльон» всех модификаций, включая один вертолёт HH-53, сбитый северовьетнамским истребителем МиГ-21. 11 июля 1972 года CH-53 столкнулись с новой угрозой — ПЗРК. В тот день из ракетного комплекса Стрела-2 был сбит CH-53, наполненный южновьетнамскими коммандос. В результате крушения вертолёта более 50 коммандос погибло[6][7][8][9]

В ходе операции «Орлиный коготь» США на территории Ирана потеряли 7 из 8 участвующих вертолётов.

Применялись во время войн в Ираке и Афганистане. В Афганистане было потеряно как минимум шесть вертолётов CH-53[10][11]. В Ираке известен случай сбития вертолёта из РПГ. В январе 2005 года на границе Ирака и Иордании разбился американский CH-53, все из более чем 30 солдат, находившихся на борту, погибли.[12][13][14]

Израиль

12 октября 1973 года, в период Войны Судного дня, египетской зенитной ракетой был сбит израильский вертолёт РЭБ CH-53 «Ясур». Пять из семи членов экипажа погибли.

24 октября 1973 для эвакуации 20 раненых солдат в ходе провалившегося штурма Суэца[en], был послан вертолёт CH-53 «Ясур». Возвращаясь вертолёт «срезал» путь над третьей египетской армией и был сбит возле города Порт-Тауфик, вероятно из ПЗРК Стрела-2. Все находившиеся на борту 24 человека погибли[15].

19 апреля 1974 года, в ходе сражений за гору Хермон, столкнулись и разрушились два вертолёта CH-53 «Ясур». В одном вертолёте погиб весь экипаж — девять человек, во втором погибших не было[16].

11 июня 1982 года, в ходе Первой ливанской войны, вертолёт CH-53 попытались использовать для эвакуации подбитого своими же танками вертолёта «Кобра». Пилот «Ясура» превысил допустимую скорость и возникла угроза крушения обоих вертолётов. Было принято решение отцепить транспортируемую «Кобру» — вертолёт разбился, упав с высоты 500 футов.

4 февраля 1997 года на севере Израиля столкнулись два вертолёта CH-53-2000, в результате катастрофы погибло 8 членов экипажа и 65 солдат и офицеров АОИ. Вертолёты осуществляли рейс по замене персонала гарнизонов опорных пунктов АОИ в Зоне Безопасности. Это самая трагическая авиакатастрофа в истории Израиля.

Ночью 4 сентября 1997 года в ходе эвакуации окружённого израильского отряда в Ливане, CH-53 «Ясур» был обстрелян из стрелкового оружия и миномёта. Повреждённый вертолёт смог благополучно сесть на ВПП на севере Израиля[17].

11 августа 2006 года, в ходе Второй ливанской войны, противотанковой ракетой был уничтожен CH-53 «Ясур», погиб весь экипаж из пяти человек[18].

Аварии и катастрофы

Обломки одного из двух CH-53, разбившихся в 2006 в Аденском заливе

Неполный список

  • 10 мая 1977 года вертолёт ВВС Израиля влетел в холм в Синае. В результате крушения 54 человека погибло[18].
  • В 2006 году два CH-53 разбились в Аденском заливе.
  • 8 января 2014 года вертолёт ВМС США MH-53E «Sea Dragon» с пятью членами экипажа на борту разбился у американского города Норфолк. Четверых человек спасли из океана, двое из них впоследствии скончались. Поиски пятого члена экипажа не увенчались успехом[19].
  • 14 января 2016 года два вертолёта CH-53 Sea Stallion столкнулись в районе острова Оаху; на каждом вертолете летели по шесть человек.[20]
  • 11 октября 2017 года вертолет CH-53 совершил аварийную посадку в жилом районе недалеко от военной базы США «Футемма» в префектуре Окинава, вертолет серьёзно повредил фюзеляж и загорелся сразу же после приземления.[21]
  • 13 декабря 2017 в г. Гинован префектуры Окинава. На спортивную площадку начальной школы упал иллюминатор, отвалившейся от пролетающего мимо американского военного вертолёта СН-53. В этот момент на площадке находились от 30 до 50 учеников и несколько преподавателей.
  • Апрель 2018: CH-53 Sea Stallion потерпел крушение в США на границе с Мексикой; известно о четырёх жертвах катастрофы, военнослужащих Корпуса морской пехоты.[22]
  • 26 Ноября 2019: в Израиле, в результате возгорания двигателя потерпел крушение CH-53 «Ясур» с 3 членами экипажа и 11 военнослужащими на борту. Пилотам удалось посадить вертолет в поле возле киббуца Бейт-Кама (между Беэр-Шевой и Кирьят-Гатом). После посадки вертолет взорвался, но благодаря тому что пилот очень быстро посадил вертолет после обнаружения возгорания (с момента, когда обнаружилась неисправность в двигателе до приземления прошло 42 секунды) всем находившимся на борту удалось вовремя покинуть вертолет и обошлось без жертв.[23]
  • 3 сентября 2020 года в 14:00 CH-53E КМП США загорелся и был уничтожен после аварийной посадки в Снидс-Ферри[en] Северной Каролины. Экипаж успел покинуть вертолёт[24][25][26][27].

Интересные факты

На вооружении

  •  США — 144 CH-53E, 64 CH-53G/GA, и 20 CH-53GS/GE, по состоянию на 2016 год[29]
  •  Германия — 64 CH-53G/GA и 20 CH-53GS/GE, по состоянию на 2016 год[30]
  •  Израиль — 24 CH-53D, по состоянию на 2016 год[31]

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Уголок Неба. CH-53 Sea Stallion. Дата обращения: 8 мая 2009. Архивировано 18 апреля 2012 года.
  2. CH-53E Super Stallion. Дата обращения: 9 января 2014. Архивировано 9 января 2014 года.
  3. Пресс-релиз СН-53К (5 мая 2014).
  4. [http://web.archive.org/web/20220421204217/https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=uc1.$b655549;view=1up;seq=780 Архивная копия от 21 апреля 2022 на Wayback Machine Архивная копия от 21 апреля 2022 на Wayback Machine Statement of Rear. Adm. William I. Martin, Acting Deputy Chief of Naval Operations (Air). (англ.)] / Hearings on Military Posture, and H.R. 4016 : Hearings before the Committee on Armed Services, 89th Congress, 1st Session. — Washington, D.C. : U.S. Government Printing Office, 1965. — P.898 — 1556 p.
  5. Standard Aircraft Characteristics. Navy Model CH-53D Aircraft. — Published by Direction of The Commander of The Naval Air Systems Command, 1971. — (NAVAIR 00-110AH53-2).
  6. Hobson, 2001.
  7. Leonard F. Chapman. "When a Marine in Vietnam is wounded, surrounded, hungry, low on ammunition or water, he looks to the sky. He knows the choppers are coming..." (англ.) (недоступная ссылка). Pop-A-Smoke. USMC/Combat Helicopter Association. Дата обращения: 27 августа 2016. Архивировано 16 августа 2016 года.
  8. Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 2. List of confirmed, claimed, and probable air-to-air victories scored by the Vietnamese pilots between January 1968 and December 1972 (англ.). ACIG.org. Дата обращения: 27 августа 2016. Архивировано 14 июля 2015 года.
  9. Stoffey, 2008.
  10. Henderson, Keith. SABER RPG Report (англ.) (PDF). Worldmarine Ltd. (август 2008). Дата обращения: 27 августа 2016. Архивировано 9 апреля 2016 года.
  11. Marine helicopter crashes in Afghanistan killing six (англ.), FoxNews.com (19 January 2012). Архивировано 24 сентября 2015 года. Дата обращения 27 августа 2016.
  12. 1969 USAF Serial Numbers (англ.). Дата обращения: 27 августа 2016. Архивировано 31 октября 2010 года.
  13. Gonzales, Amy. Dagger Point: Major Edwards shares his experience of getting shot down (англ.) (недоступная ссылка). Hurlburt Field News. 16 SOW Public Affairs (10 апреля 2006). Дата обращения: 27 августа 2016. Архивировано 8 мая 2014 года.
  14. Deadliest day for U.S. in Iraq war. Weather suspected in chopper crash that killed 31 troops (англ.), Багдад, Ирак: CNN.com (7 January 2005). Архивировано 7 марта 2016 года. Дата обращения 27 августа 2016.
  15. Потери авиационной техники. Авиация в локальных конфликтах. skywar.ru. Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 14 марта 2016 года.
  16. Бои за гору Хермон. Авиация в локальных конфликтах. skywar.ru. Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 14 марта 2016 года.
  17. Олег Грановский. Потери ВВС Израиля в Ливане (недоступная ссылка). War Online (15 марта 2006). Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 15 апреля 2016 года.
  18. 18,0 18,1 David Lednicer. Israeli Air Force Aircraft Inventories (англ.) (20 декабря 2006). — Lists of acquisitions and losses of combat aircraft. Дата обращения: 4 сентября 2016. Архивировано 1 ноября 2018 года. ]
  19. Вертолет ВМC США разбился у Норфолка: есть жертвы. Дата обращения: 9 января 2014. Архивировано 9 января 2014 года.
  20. Helicopters carrying 12 Marines collide off Oahu; no word on survivors. Дата обращения: 22 января 2016. Архивировано 21 января 2016 года.
  21. Вертолет ВВС США совершил аварийную посадку в Японии, Interfax.ru (11 октября 2017). Архивировано 11 октября 2017 года. Дата обращения 12 октября 2017.
  22. США потеряли второй военный самолёт за два дня. Дата обращения: 4 апреля 2018. Архивировано 5 апреля 2018 года.
  23. Авария вертолета в Негеве: 11 бойцов спаслись благодаря грамотным действиям пилота. Новости Израиля. Дата обращения: 29 ноября 2019. Архивировано 21 апреля 2022 года.
  24. Trevor Dunnell. Marine Corps aircrew safe after helicopter catches fire mid-flight (англ.). Task & Purpose[en] (4 сентября 2020). Дата обращения: 4 сентября 2020. Архивировано 24 ноября 2020 года.
  25. Megan Scarano, Sydney Basden. Marine helicopter makes emergency landing in Onslow County; no injuries reported (англ.). WCTI-TV[en] (4 сентября 2020). Дата обращения: 4 сентября 2020. Архивировано 9 сентября 2020 года.
  26. Marine helicopter makes emergency landing in Sneads Ferry (англ.). WECT[en] (3 сентября 2020). Дата обращения: 4 сентября 2020. Архивировано 4 сентября 2020 года.
  27. Harro Ranter. Incident Sikorsky CH-53E Super Stallion , 03 Sep 2020 (англ.). Aviation Safety Network. — «After making an emergency landing, the USMC helicopter caught fire and was destroyed. The four crew members left the helicopter safely.». Дата обращения: 4 сентября 2020. Архивировано 20 января 2021 года.
  28. Chopper roll на YouTube
  29. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 44,45. — ISBN ISBN 9781857438352.
  30. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 102. — ISBN ISBN 9781857438352.
  31. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 335. — ISBN ISBN 9781857438352.

Литература

  • Hobson, Christopher. Vietnam Air Losses: USAF, Navy, and Marine Corps Fixed-Wing Aircraft Losses in SE Asia 1961-1973. — Midland Publishing, 2001. — 288 с. — ISBN 1-85-780115-6.
  • Stoffey, Robert E. (автор), Holloway, James L. III (предисловие). Fighting to Leave: The Final Years of America's War in Vietnam, 1972-1973. — Zenith Press, 2008. — С. 155—156. — 336 с. — ISBN 0-76-033310-6.

Ссылки