Business Intelligence

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
"Магический квадрат" Гартнера для BI-систем на 2022 год

Business intelligence (BI) — разновидность корпоративных информационных систем и набор практик по сбору, структурированию, анализу и превращению сырых данных в картину бизнеса, позволяющую принимать решения. BI применяет методики и инструменты, преобразующие неструктурированные массивы данных, компилируя их в понятные отчёты или информационные дэшборды. Основное предназначение BI — создавать картину бизнеса и обосновывать принятие решений при помощи данных.[1]

Цель BI — интерпретировать большое количество данных, заостряя внимание лишь на ключевых факторах эффективности, моделируя исход различных вариантов действий, отслеживая результаты принятия решений.

BI поддерживает множество бизнес-решений — от операционных до стратегических. Основные операционные решения включают в себя позиционирование продукта или цен. Стратегические бизнес-решения включают в себя приоритеты, цели и направления в самом широком смысле. BI наиболее эффективен, когда он объединяет данные, полученные из рынка, на котором работает компания (внешние данные), с данными из источников внутри компании, таких как финансовые и производственные (внутренние данные). В сочетании внешние и внутренние данные дают более полную картину бизнеса, или те самые «структурированные данные» (англ. intelligence) — аналитику, которую нельзя получить только от одного из этих источников.

Термин впервые появился в 1958 году в статье исследователя из IBM Ханса Питера Луна (англ. Hans Peter Luhn), определившего BI как «возможность понимания связей между представленными фактами»[2]. BI в современном понимании эволюционировал из систем для принятия решений, которые появились в начале 1960-х годов и разрабатывались в середине 1980-х годов.

В 1989 году Ховард Дреснер (позже аналитик Gartner) определил Business Intelligence как общий термин, описывающий «концепции и методы для улучшения принятия бизнес-решений с использованием систем на основе бизнес-данных».

Ральф Кимболл выделил три самых важных аспекта для успешной реализации BI-проекта[3]:

  • уровень финансирования и поддержки со стороны руководства;
  • степень востребованности проекта для конкретного бизнеса;
  • объём и качество доступных бизнес-данных.

В 2012 году мировой рынок услуг в сфере Business Intelligence оценивался в $13,1 млрд[4]. По прогнозам специалистов к 2027 году эта сумма будет составлять $60,49 млрд[5].

Примечания

  1. Business Intelligence и бизнес-аналитика: стратегия, этапы, процессы и инструменты.
  2. H. P. Luhn. A Business Intelligence System (недоступная ссылка). IBM Journal (Октябрь 1958). Дата обращения: 10 июля 2008. Архивировано 5 июня 2012 года.
  3. Ralph Kimball et al. «The Data warehouse Lifecycle Toolkit» (2nd ed.) Wiley ISBN 0-470-47957-4
  4. Gartner Says Worldwide Business Intelligence, CPM and Analytic Applications/Performance Management Software Market Grew Seven Percent in 2012. Gartner. Дата обращения: 11 мая 2017. Архивировано 1 августа 2017 года.
  5. Business Intelligence and Analytics Market worth 60.49 Billion USD by 2027 / Emergen Research. Дата обращения: 30 августа 2021. Архивировано 30 августа 2021 года.

Ссылки