Bond Minicar

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Bond Minicar — британская трёхколёсная мотоколяска, выпускавшаяся с 1949 по 1966 год.

История создания

Все модели Minicar берут начало от прототипа, построенного авиационным и автомобильным инженером Лоуренсом Бондом и представленного публике в начале 1948 года. Сухая масса всего в 88 кг и 125-кубовый двухтактный мотоциклетный мотор обеспечивали ему крейсерскую скорость порядка 50 км/ч и возможность в полностью гружённом состоянии взбираться на достаточно крутые холмы. В качестве основного назначения автомобиля его создателям виделась роль «моторизованной тележки для супермаркета», рассчитанной на поездки за покупками на расстояния в пределах 30…50 км.

Второй человек, стоявший за созданием автомобиля — лейтенант Чарльз Реджинальд Грей, руководитель фирмы Sharp’s Commercials, занимавшейся капитальным ремонтом военной техники. Предчувствуя резкое падение спроса на услуги такого рода в послевоенные годы, он вступил в соглашение с Бондом, предоставив ему производственные мощности для налаживания массового производства его прототипа. Впоследствии, вскоре после запуска машины в серию, Бонд вышел из дела, передав все права на конструкцию Sharp’s Commercials, однако его имя в марке автомобиля было сохранено. С 1963 года название компании было изменено на Bond Cars.

«Миникар» представлял собой трёхколёсную, переднеприводную мотоколяску, изначально с кузовом в виде алюминиевого полумонокока — конструкции, сочетавшей облегчённый каркас с работающей совместно с ним обшивкой. Впоследствии, по мере повышения цен на алюминий в послевоенные десятилетия и совершенствования конструкции кузова, в нём стали появляться и детали из стали, а с 1953 года начался переход на наружные панели из стеклопластика, использованного впервые в британском автомобилестроении.

Передняя подвеска и силовой агрегат.

Сохраняя основные элементы конструкции, заложенные ещё в прототипе Бонда 1948 года, «Миникар» постепенно совершенствовался, становясь более мощным, скоростным и комфортабельным, получая более современный дизайн. Большая часть выпущенных автомобилей имела двухместный открытый кузов «турер», наряду с которым предлагались закрытые двух- и четырёхместные с различными конфигурациями посадочных мест, а также грузопассажирские универсал и фургон. Устанавливавшийся изначально 122-кубовый одноцилиндровый двигатель Villiers в декабре 1949 года уступил место 197-кубовому; в 1958 тот был заменён на 247-кубовый одноцилиндровый, а несколько позднее — на имеющий тот же объём, но уже двухцилиндровый Villiers 4T.

Все эти силовые агрегаты работали по двухтактному принципу, использовали воздушное охлаждение и не имел передачи заднего хода, что, однако, не составляло существенной проблемы благодаря уникальной конструкции автомобиля — его двигатель вместе с трансмиссией были навешены на единственное переднее колесо, которое при помощи рулевого привода могло быть повёрнуто на углы вплоть до 90°, что обеспечивало отменную маневренность — «Миникар» мог развернуться буквально на месте. На моделях поздних выпусков появился династартер с возможностью реверса, который позволял при необходимости запустить двигатель в обратном направлении для получения заднего хода. Передний привод позволил «Миникару» в основном избежать проблем с устойчивостью и управляемостью, обычно ассоциируемых с трёхколёсными автомобилями, хотя он и уступал в этом отношении полноценным четырёхколёсным машинам.

Своей популярностью «Миникар» был обязан во многом особенностям налогового законодательства послевоенной Великобритании, в которой ставка налога на покупку нового четырёхколёсного автомобиля достигала 55 % от его цены. Три колеса «Бонда» помещали его с точки зрения законодательства в категорию мотоциклов с коляской, позволяя существенно сэкономить при покупке — ставка налога составляла в его случае лишь 25 %, а также обеспечивая владельцу существенную экономию на транспортном налоге и страховке. Кроме того, для его вождения было достаточно мотоциклетных прав.

В апреле 1962 года ставка налога на приобретение автомобиля была снижена до 45 %, а в ноябре 1962 — до 25 %, что лишило трёхколёсные мотоколяски значительной части экономических преимуществ и способствовало резкому увеличению популярности также небольших и экономичных, но уже четырёхколёсных автомобилей, таких, как Mini. Производство же «Миникаров» быстро падало, и в 1966 году «Бонд» полностью свернул их выпуск. Слияние с другим производителем трёхколёсных автомобилей, фирмой Reliant, и попытки запуска в серию более совершенных конструкций, вроде Bond 875 и Bond Bug, позиционирование которых было смещено в сторону сегмента бюджетных спортивных автомобилей, не привело к оживлению интереса публики, в конечном итоге завершившись прекращением использования марки «Бонд» в 1974 году.

Общий выпуск Bond Minicar составил 24 482 экземпляра.

Minicar, 1949—1951

Minicar Mark A.

Самая первая модель «Миникара», после появления следующей модели получившая обозначение Mark A. Кузов-полумонокок из алюминия для обеспечения необходимой жёсткости не имел дверей, вместо которых в бортах были сделаны вырезы. Единственными кузовными панелями, имеющими двойную кривизну, были капот и задние крылья, изготавливавшиеся на штамповочном оборудовании. Лобовое стекло было выполнено из оргстекла. В непогоду водитель мог поставить тент и пристегнуть к боковинам мягкие прозрачные шторки.

Двигатель — изначально 122-кубовый Villiers 10D (5 л. с.). Подвеску на продольных рычагах имело только переднее колесо, мягкий ход задних обеспечивался упругостью пневматических шин. Рулевое управление осуществлялось при помощи тросового привода, лишь в октябре 1950 он был заменён на рулевой редуктор. Барабанные тормоза имелись только на задней оси.

На протяжении всего выпуска «Миникар» постоянно совершенствовался. С декабря 1949 года стал доступен за доплату более мощный 197-кубовый двигатель модели Villiers 6E (8 л. с.). Со временем на автомобиле появились запасное колесо, боковое зеркало заднего вида, электрический стеклоочиститель вместо механического с ручным приводом. В качестве опции стал предлагаться реверсивный механизм, представлявший собой ручной привод на одно из колёс заднего моста.

Minicar Mark B, 1951—1952

Улучшенный вариант. Появляется задняя подвеска свечного типа, гидравлический амортизатор вместо фрикционного спереди, лобовое стекло из триплекса, расширен ассортимент электрооборудования. Появляются грузовые модификации Sharp’s Minitruck и Sharp’s Minivan.

Minicar Mark C, 1952—1956

Minicar Mark C.

Более компактная задняя подвеска на резиновых блоках, новая подвеска двигателя, заменившая проблемную конструкцию, использовавшуюся на ранних моделях, левая дверь в кузове с соответствующим усилением несущей структуры, улучшенный, более обтекаемый дизайн.

Minicar Mark D, 1956—1958

Переработанная конструкция силового агрегата, 12-вольтовая электрика, династартер с возможностью реверса. Появляются четырёхместные модификации, предлагавшиеся под обозначением Family Safety и, позднее, Family Four Saloon.

Minicar Mark E, 1956—1958

Minicar Mark E.

Полностью новый кузов с усиленным каркасом и двумя полноценными дверьми, более длинная колёсная база, 4-ступенчатая коробка передач.

Minicar Mark F, 1958—1963

Наиболее заметное отличие — 247-кубовый двигатель (12 л.с.).

Minicar Mark G, 1961—1966

Minicar Mark G

Более современная форма крыши у четырёхместных моделей, запирающиеся двери, подъёмные боковые стёкла. На часть выпуска устанавливался 2-цилиндровый 15-сильный мотор, с которым скорость машины впервые подобралась к отметке в 100 км/ч.