Airspeed AS.57 Ambassador

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
AS.57 Ambassador
AS.57 в Фарнборо, 1955 годAS.57 в Фарнборо, 1955 год
Тип ближнемагистральный пассажирский самолёт
Разработчик Великобритания Airspeed
Первый полёт 10 июля 1947 года
Начало эксплуатации 1951 год
Статус снят с эксплуатации
Эксплуатанты Великобритания British European Airways
Годы производства 19471953
Единиц произведено 23

Airspeed AS.57 Ambassador — двухмоторный ближнемагистральный самолёт, способный перевозить до 49 пассажиров.

История

Комитет лорда Брабазона, созданный во время Второй мировой войны, отвечал за разработку стратегии послевоенного развития британской гражданской авиации. В отчёте комитета, сделанном в начале 1943 года, рекомендовалось спроектировать и построить двухмоторный ближнемагистральный самолёт, способный заменить Douglas DC-3 и перевозить до 30 пассажиров. Во время проектирования нового самолета конструкторы пришли к мнению, что для послевоенных авиалиний потребуется самолет большей вместимости до 50 пассажиров. Был увеличен взлетный вес до 20 412 кг, скорость до 386 км/ч и потолок до 6100 м. В результате появился авиалайнер, к разработке которого команда, руководимая Артуром Хэггом, приступила ещё во время войны. Пока Великобритания участвовала во Второй Мировой войне, самолет существовал лишь в чертежах.[1]

В середине 1946 года в экспериментальном цехе завода фирмы Airspeed в Christchurch началась сборка первого прототипа, получившего название Ambassador. Первый прототип AS.57, без герметичной кабины, поднялся в воздух 10 июля 1947 года, но только через год был получен первый и единственный заказ от государственной авиакомпании «British European Airlines» (BEA) на 20 машин.

В августе 1948 года начались летные испытания второго прототипа, с полностью оборудованной герметичной пассажирской кабиной и измененной конструкцией крыла. При испытаниях первых двух прототипов были выявлены недостатки, которые требовалось устранить. Это потребовало строительство третьего прототипа, в котором были проведены все необходимые доработки.[1]

Наряду с заводскими испытаниями третий прототип проходил тропические испытания в Судане.

Еще в процессе испытаний, на заводе фирмы Airspeed, началось серийное производство самолета. Экипаж фирмы совместно с экипажем авиакомпании провел испытания первого серийного самолета на маршрутах авиакомпании, проверяя его эксплуатационные характеристики. За это время они налетали 52 часа 30 минут, находясь в воздухе по 10 часов в день.[1]

Конструкция

Airspeed AS.57 Ambassador - цельнометаллический свободнонесущий трехкилевой высокоплан классической схемы с герметичным фюзеляжем, двумя поршневыми двигателями и убирающимся шасси, предназначенный для малой и средней дальности.

Фюзеляж - полумонокок округлой формы с максимальным диаметром в средней части. В поперечном сечении фюзеляж представлял собой две пересекающиеся окружности разных диаметров (нижняя больше верхней). Длина фюзеляжа 25 м, максимальная ширина 3,48 м.[2]

Фюзеляж был разделен на несколько функциональных зон. В носовой конической части размещался багажный отсек. Носовая часть от герметичной части фюзеляжа была отделена передним гермошпангоутом. За гермошпангоутом располагалась двухместная пилотская кабина, за ней кабина бортрадиста-штурмана и бортинженера. Далее передняя кухня и багажный отсек для мелких грузов.[2]

Пассажирский салон (длина 10 м, ширина 3,2 м, высота 2м) занимал большую часть фюзеляжа. Стандартный салон был рассчитан на 47 мест, существовали варианты на 49 и 60 мест. В передней и средней частях пассажирского салона было установлено по пять кресел в ряду - три по левому борту и два по правому, с проходом посередине. В задней, сужающейся, части салона по четыре кресла в ряду.[2]

В конце пассажирского салона располагался туалет. За пассажирским салоном была установлена перегородка, за перегородкой два туалета и задний грузовой отсек. В задней части пассажирского салона, по левому борту, находилась входная дверь. Пассажирская кабина заканчивалась задним гермошпангоутом. Иллюминаторы имели эллиптическую форму, часть из них по обоим бортам были совмещены с аварийными выходами.[2]

Крыло - свободнонесущее, цельнометаллическое, двухлонжеронное трапециевидное в плане. Крыло конструктивно состоит из трех частей - центроплан и две отъёмные части крыла. Центроплан закреплен на верхней части фюзеляжа, консоли крепятся к центроплану болтами. Механизация крыла - элероны, с металлическим каркасом и полотняной обшивкой, и закрылки с максимальным отклонением на 48 градусов[2]

Хвостовое оперение - цельнометаллическое, трехкилевое. Все три киля взаимозаменяемы. Стабилизатор и кили двухлонжеронные. Рули высоты и направления снабжены триммерами.

Шасси - трехопорное. На каждой опоре установлено по два колеса. Передняя опора поворотная. Колеса основных опор снабжены дисковыми тормозами. Амортизация воздушно-масляная. Основные опоры, в полете, убираются назад по полету в гондолы шасси. Передняя опора убирает в нишу в передней части фюзеляжа. Управление опорами при помощи гидравлической системы. В хвостовой части фюзеляжа установлено предохранительное неубираемое закапотированное колесо.[2]

Силовая установка - два поршневых 18-цилиндровых двухрядных звездообразных карбюраторных двигателя воздушного охлаждения Brisrtol Centraurus 661, мощностью 2700 л.с. каждый. Двигатели монтировались в аэродинамических мотогондолах, закрепленных на центроплане.

Воздушные винты четырехлопастные, реверсионные с постоянной скоростью. Диаметр винтов 4,88 м.

Топливные баки находились в консолях крыла, в каждом по 2273 литра. Дополнительно в центроплане могли размещаться два мягких бака емкостью по 164 литра. Масляные баки емкостью по 127 литров располагались в мотогондолах.[2]

Эксплуатация

Государственная авиакомпания British European Airlines (BEA) была единственным заказчиком всех 20-ти самолетов Ambassador. Каждый из заказанных экземпляров, при регистрации имел собственное наименование. Весь флот самолетов BEA Ambassador получил обозначение " Elizabetian" по имени головного экземпляра.

Из-за технических проблем авиакомпания BEA могла начать коммерческую эксплуатацию AS.57 только 13 марта 1952 года по маршруту Лондон - Париж. Этот маршрут отличался повышенным уровнем обслуживания. Число мест было сокращено до 40 и в полете пассажирам подавался горячий обед и шампанское. [2] За первые три недели регулярных рейсов шесть самолетов Ambassador перевезли 3430 пассажиров, налетав полтора миллиона пассажирокилометров.

Эти с самолеты эксплуатировались довольно интенсивно. Налет каждого самолета составлял не менее 2000 часов в год. Это был самый высокий показатель среди авиалайнеров в авиакомпании ВЕА. К 1958 году авиакомпания ВЕА сняла самолеты Ambassador с маршрутов. Последний рейс состоялся 30 июля 1958 года по маршруту Кёльн - Лондон.

Время было потеряно, появились более совершенные турбовинтовые лайнеры типа Vickers Viscount, и дальнейших заказов на Ambassador не последовало. Несмотря на это, BEA использовала AS.57 как лайнеры класса «люкс», и они безотказно прослужили 6 лет. За шесть лет эксплуатации в ВЕА эти самолеты выполнили 90 000 рейсов, перевезли около 2,5 миллионов пассажиров и налетали 1,6 миллиарда пассажирокилометров.[2]

В дальнейшем самолёты эксплуатировались частными авиакомпаниями BKS British Air Transport (4 самолета), Butler Air Transport (Австралия) (2 самолета). Позже появились другие эксплуатанты списанных самолетов это английские Dan Air, Overseas Aviation и Skyways Coach Air, а также швейцарская Globe Air.[1]

Второй прототип более 20 лет использовался для испытаний турбовинтовых двигателей Bristol Proteus 705, Rolls-Royce Tyne и Rolls-Royce Dart. На третьем прототипе испытывали турбовинтовой двигатель Napier Eland, а позже его переделали в обычный пассажирский авиалайнер и продали авиакомпании Dan Air. Всего фирма Airspeed построила 23 самолёта AS.57.

Модификации

Ambassador G-AMAD компании BKS Air Transport, 1965 год.
AS.57 Ambassador 1
прототип с двигателями Bristol Centaurus 130, построено 2, в т.ч. G-AGUA (с/н 61) и G-AKRD (с/н 62),.[3]
AS.57 Ambassador 2
серийная модификация. Двигатели Bristol Centaurus 661, построено 21, включая серийный прототип.[4]. Предпоследний G-AMAG (c/n 5229) ‘Sir Thomas Gresham’

Проекты

AS.59 Ambassador II
Проект двухмоторных самолётов с двигателями Bristol Proteus либо Bristol Theseus, либо четырёхмоторных с Napier Naiad или Rolls-Royce Darts.[5] Начиная с первых прототипов, конструкция крыла было рассчитана под использование четырёх турбовинтовых Napier Naiad, но в итоге четырёхмоторный вариант не был запущен.[6]
AS.60 Ayrshire C.1
Проект военно-транспортного самолёта с грузовой рампой в хвостовой части фюзеляжа по Спецификации C.13/45.[5] 10 самолётов были заказаны в октябре 1946 года, но не строились после того, как оказалось, что расчётные параметры не соответствуют спецификации.[7]
AS.64
Проект транспортного самолёта для Королевских ВВС в соответствии со спецификацией Министерства авиации C.26/43, не строился.[5]
AS.66
Проект гражданского грузового самолёта.[5]
AS.67
Проект гражданского грузового самолёта.[5]

Лётно-технические характеристики

Схематичное изображение AS.57

Источник данных: Taylor H. A., 1991.

Технические характеристики

(2 × 1986 кВт)

Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 483 км/ч на высоте 6096 м
  • Крейсерская скорость: 354 км/ч
  • Практическая дальность: 1448 км (с максимальной коммерческой нагрузкой)
  • Перегоночная дальность: 3138 км (с полным запасом топлива, 3583 кг груза)
  • Скороподъёмность: 7,72 м/с (при максимальной взлётной массе, на высоте 1524 м)
  • Нагрузка на крыло: 211,5 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 163 Вт/кг
  • Длина разбега: 997 м (при максимальной взлётной массе)
  • Длина пробега: 782 м (при максимальной посадочной массе)

Эксплуатанты

Гражданские

 Великобритания
Самолёт компании BEA G-AMAG "Sir Thomas Gresham" в аэропорту Манчестера "Рингвэй" перед вылетом в Хитроу, июль 1953 года
 Австралия
 Новая Зеландия
  • South Seas Airways – 1 самолёт куплен, однако, поскольку не удалось получить лицензию оператора, в итоге он не был поставлен.
 Норвегия
  • Norrønafly – предполагалась эксплуатация двух самолётов, фактически не проводилась.
 Швейцария
  • Globe Air – 3 самолёта[8]

Военные

 Иордания
 Марокко
  • транспорт короля Марокко

Аварии и катастрофы

По данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 31 января 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 7 самолётов Airspeed AS.57 Ambassador, при этом погибли 29 человек. Попыток угона не было[9].

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
08.04.1955 Флаг Великобритании G-AMAB Флаг Германии Дюссельдорф 0/53 Потерпел аварию во время взлёта из-за технической неисправности и погодных условий.
06.02.1958 Флаг Великобритании G-ALZU
с/н 5217
Флаг Германии Мюнхен 23/44 Разбился после третьей попытки взлёта из-за скопления талого снега на ВПП (по официальной версии). На борту находился английский ФК «Манчестер Юнайтед».
14.04.1966 Флаг Великобритании G-ALZX Флаг Франции Тиле 0/59 Выкатился за пределы мокрой взлётной полосы.
14.09.1967 Флаг Великобритании G-ALZS Флаг Великобритании Лондон 0/69 Выкатился за пределы взлётной полосы.
03.07.1967 Флаг Великобритании G-AMAD Флаг Великобритании Лондон 6/8 Грузовой рейс (перевозил лошадей). Во время посадки коснулся крылом земли, врезался в стоящий пустой HS-121 Trident и рухнул на здание аэровокзала из-за технической неисправности.
30.09.1968 Флаг Великобритании G-AMAG Флаг Великобритании Кент 0/2 Тренировочный полёт. Приземлился с невышедшей из-за технической неисправности правой стойкой шасси.
26.07.1969 Флаг Великобритании G-ALZR Флаг Великобритании Лондон 0/8 При посадке надломилась носовая стойка шасси.

См. также

сопоставимые самолёты:

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Авиационная энциклопедия "Уголок неба" AS.57 Ambassador
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты ХХ столетия
  3. Jackson 1973, p. 25.
  4. Jackson 1973, p. 26.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 "Airspeed Type Designations." Flight International, 23 February 1951, p. 228.
  6. Boot 1990, p. 25.
  7. Boot 1990, p. 24.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Airspeed AS.57 Ambassador. British aviation projects to productions. Дата обращения: 8 мая 2020. Архивировано 31 января 2022 года.
  9. Harro Ranter. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Airspeed Ambassador > Airspeed Ambassador Statistics. aviation-safety.net. Дата обращения: 31 января 2020. Архивировано 31 января 2020 года.

Литература

  • Taylor H. A. Airspeed aircraft since 1931. — London: Putnam, 1991. — P. 110-134. — 206 p. — ISBN 0851778488.
  • журнал «Мировая авиация» DeAgostini
  • Boot, Roy. From Spitfire to Eurofighter: 45 years of Combat Aircraft Design. — Shrewsbury, UK : AirLife Publishing, 1990. — ISBN 1-85310-093-5.
  • Eastwood, Tony. Piston Engine Airliner Production List / Tony Eastwood, John Roach. — West Drayton, UK : The Aviation Hobby Shop, 1991. — ISBN 0-907178-37-5..
  • Gunston, Bill. Rolls-Royce Aero Engines. Patrick Stephens Limited, 1989. ISBN 1-85260-037-3.
  • Jackson, A.J. British Civil Aircraft since 1919 Volume 1. — London : Putnam, 1987. — ISBN 0-85177-808-9..
  • James, Derek. Database: Airspeed Ambassador. — April 2003. — Vol. 31.
  • Masefield, Sir Peter. Flight Path / Sir Peter Masefield, Bill Gunston. — Shrewsbury, England : Airlife, 2002. — ISBN 978-1-8403-7283-0.
  • Phipp, M. The Brabazon Committee And British Airliners 1945–1960. — Stroud : Tempus, 2007. — ISBN 978-0-7524-4374-4.
  • Quinlan, H. G. (1984). «Talkback» (25): 78–79. ISSN 0143-5450.
  • Singfield, Tom. Classic Airliners. — Leicester, UK : Midland Publishing, 2000. — ISBN 1-85780-098-2..
  • Taylor, H. A. Airspeed Aircraft since 1931. — London : Putnam, 1970. — ISBN 0370001109.

Ссылки