Airbus A400M

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Airbus A400M Atlas
German Air Force Airbus A400M (out cropped).jpg
Тип военно-транспортный самолёт
Разработчик Европейский союз Airbus Military
Производитель Европейский союз Airbus Military
Первый полёт 11 декабря 2009 года
Начало эксплуатации 2013 год [1]
Статус производится, эксплуатируется
Годы производства с 2011 года[2]
Единиц произведено >115 (2022)
Стоимость программы разработки ~25 млрд
Стоимость единицы 145 млн [1][3]

Airbus A400M Atlas — четырёхмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолёт производства европейского концерна Airbus Military (подразделение Airbus Group). Первый полёт состоялся 11 декабря 2009 года. На вооружение принят в 2010 году[уточнить].

Разработка

Турбовинтовой двигатель и пропеллер A400M
Airbus A-400M Atlas (19751904980).jpg
Схема окраски самолёта для ВВС Германии

Соглашение по созданию единого европейского военно-транспортного самолёта было подписано в 1982 году, но из-за разногласий между компаниями и странами-участницами проекта он был отложен.

В 2003 году Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург подписали совместное соглашение о закупке у корпорации EADS 212 самолётов А400М. Позже Италия вышла из проекта, и число заказанных самолётов сократилось до 180.

Стоимость проекта составила 20 млрд евро, однако концерн запросил у семи европейских государств-покупателей A400M ещё 5 млрд евро на завершение его разработки.

В качестве основного варианта двигателя рассматривался перспективный Ml 38 совместной разработки фирм SNECMA (Франция), MTU (ФРГ), «Фиат авиа» (Италия) и ITP (Испания), выполненный на базе газогенератора двухконтурного турбореактивного двигателя М88, которым оснащён тактический истребитель «Рафаль». В начале 2000 года данные компании приняли решение о создании нового предприятия — TIP (Turboprop International), основной задачей которого будет разработка и производство двигателей Ml 38 для самолёта А-400М. Считается, что это позволит достигнуть заданных ТТХ самолёта.

Первый полёт был запланирован на январь 2008 года, а ввод в эксплуатацию — на 2009 год. Впоследствии дата первого полёта была перенесена на июль 2008 года, а затем на сентябрь. Первый экземпляр нового военно-транспортного самолёта был продемонстрирован (состоялась церемония выкатки первого прототипа) 26 июня 2008 года в г. Сан Пабло (под Севильей); на торжестве присутствовали король Испании Хуан Карлос I и другие VIP-персоны.

В сентябре разработчик объявил о задержке первого полёта на неопределённое время до завершения доработки двигателей. В конечном итоге первый полёт состоялся 11 декабря 2009 года.[4]

По замыслу разработчиков, самолёт А400М будет обеспечивать переброску войск и грузов, их десантирование парашютным или посадочным способом в любых метеоусловиях и ночью с использованием неподготовленных ВПП, в том числе грунтовых и иметь относительно низкую стоимость жизненного цикла. Кроме того, этот ВТС должен выполнять полёты на высокой дозвуковой скорости на малых высотах в составе группы, иметь бронированные кабину экипажа и жизненно важные системы, а также четыре подкрыльевых пилона для установки на них подвесных агрегатов заправки или контейнеров системы РЭБ. По оценке его создателей, срок службы новой машины составит не менее 30 лет, а диапазон эксплуатационных температур ± 50 °C.

По расчётам разработчиков, перспективный самолёт будет обладать высокой боевой эффективностью и улучшенными эксплуатационными характеристиками по сравнению с существующими ВТС тактического назначения. Благодаря своим взлётно-посадочным характеристикам и усовершенствованной конструкции шасси он будет способен выполнять взлёт (посадку) с неподготовленных грунтовых площадок длиной до 900 м, а также совершать манёвры с малым радиусом разворота.

На базе А-400М планируется создать вариант транспортно-заправочного самолёта с двумя или тремя точками заправки. Считается что, имея на борту 45 т отдаваемого топлива он сможет обеспечить патрулирование в течение 3 ч на удалении около 930 км от аэродрома базирования.

В связи с сокращением оборонного бюджета Франция и ФРГ на период с 1997 по 2002 год, отказались от государственного финансирования программы. Вместе с тем они не возражают против создания самолёта за счёт средств фирм-разработчиков, которые в дальнейшем будут им возмещены. Для выбора оптимальных решений по приобретению для своих ВВС новых машин, специалисты западноевропейского союза провели анализ состояния разработки перспективных ВТС в США, России и Украине с целью определения возможности и целесообразности их закупки.

В обобщённом докладе отмечалось, что перспективные ВТС С-17А (США), Ан-70 (Украина, Россия) и его экспортный вариант, Ан-7х, — значительно превосходят самолёт А-400М по ряду тактико-технических показателей, в частности по критерию «полезная нагрузка/дальность полёта», и полностью отвечают европейским стандартам, было также отмечено, что разработка ВТС Ан-70 опережает проект А-400М не менее чем на десять лет. В то же время их закупка для ВВС западноевропейских стран признана нежелательной и обоснована необходимость проведения дальнейших работ по данной программе. Основными доводами в пользу этого являются сравнительно высокая стоимость американских машин, а также необходимость сохранения и дальнейшего развития потенциала европейской аэрокосмической промышленности и выхода на международный рынок с самолётами собственной разработки.

Общая стоимость программы разработки ВТС А-400М около 6 млрд долларов.

Конструкция

Стеклянная кабина Airbus A400M с боковыми джойстиками и компьютерными экранами (EFIS). В кабине используются новые технологии, разработанные для Airbus A380.

Самолёт представляет собой широкофюзеляжный моноплан с высокорасположенным крылом, Т-образным хвостовым оперением и грузовой рампой в задней части фюзеляжа. В конструкции предполагается широко использовать композиционные материалы, а также узлы и агрегаты модульного типа.

Четыре турбовинтовых двигателя TP400-D6[5], производимых компанией Europrop International. Электронно-цифровая система управления двигателем (FADEC), управляющая параметрами работы двигателя для поддержания минимального расхода топлива.

Композитные пропеллеры A400М, имеющие восемь лопастей и диаметр 5,34 метра (являются одними из самых больших в мире), попарно вращаются в противоположных направлениях.

Предполагаемый состав БРЭО самолёта включает современные радиолокационную станцию, высокоточную навигационную систему, перспективные средства отображения информации в кабине, в том числе цветные многофункциональные индикаторы и аппаратуру отображения информации на лобовом стекле, а также систему встроенного контроля, что, по мнению разработчиков, может существенно снизить нагрузку на экипаж и сократить его до двух человек. Комплексы и системы БРЭО планируется объединить мультиплексной шиной распределения данных стандарта 1553 В.

Объём грузового отсека около 340 м³, что почти в 2 раза больше, чем у существующих самолётов аналогичного назначения. Оснащён грузовой рампой, на которой возможна установка грузов и техники массой не менее 6 т. Это позволит размещать все основные образцы вооружения без предварительной разборки, включая вертолёты АН-64, «Тигр», А. 129, «Пума» HNH-90, артиллерийские орудия, в том числе 203-мм гаубицы M110 (САУ), реактивные системы залпового огня и бронетранспортёры.

Производство

A400M Королевских ВВС Малайзии
A400M Королевских ВВС Великобритании

По оценкам зарубежных экспертов, ВВС западноевропейских стран необходимо более 250 новых машин (ФРГ — 75, Франция — 62, Великобритания — до 50, Италия — 32, Турция — 20, Бельгия — 12 и Португалия — 9) при стоимости 60—70 млн долларов. …для ВВС ФРГ — 53, Франции — 50, Испании — 27, Великобритании — 22./заказаны?/[уточнить]

Кроме того, заказаны самолёты для ВВС Турции, Бельгии, Люксембурга, Казахстана[6][7] и Малайзии[8].

Основные фирмы — участницы программы на базе компании «Aérospatiale» создали[когда?] промышленное объединение «Airbus Military», включающее около 30 % её производственных мощностей. Основной его задачей является проведение работ по обеспечению подготовки производства и постройки опытного образца самолёта. Финансирование этой фазы (около 500 млн долларов) осуществляют непосредственно фирмы — участницы создания нового ВТС. Объединение высказало готовность финансировать французскую часть программы (1,3 млрд долларов) при получении твёрдых гарантий заказа французскими ВВС с последующей оплатой не менее 52 машин. Специалисты фирмы считали, что первый полёт нового самолёта может состояться в 2004 году, а поставки ВТС в строевые части начнутся в 2006 г.

Компоненты машины производятся в Германии, Франции, ЮАР, Турции и Великобритании, а окончательная сборка осуществляется в Испании, на авиазаводе испанской компании CASA (г. Сан Пабло неподалёку от Севильи), входящей в состав EADS.

Airbus планирует[когда?] производить по 30 машин в год. Первая машина была поставлена заказчику — ВВС Франции — в 2013 году[9]. По состоянию на конец 2015 года заказано 174 самолёта. В мае 2015 испанские СМИ опубликовали данные, что рабочие завода в Севилье перегружены из-за большого объёма заказов на этот самолёт со стороны Германии.

На данный момент[когда?] EADS имеет заказы на 192 машин, а в перспективе собирается построить до 400 экземпляров A400M.

В 2016 году планировалось поставить различным заказчикам 20 машин.

Весной 2016 обнаружились проблемы. Две отдельные проблемы возникают в работе редукторов двигателей: одна из проблем — чрезмерный перегрев и выход из строя отдельных элементов, вторая — появление металлической стружки в маслосистеме редуктора. Это вызывает необходимость в регулярных проверках их состояния и замене изношенных частей. Техническая неисправность найдена в 14 редукторах (производятся итальянской компанией Avio Aero, принадлежащей американской General Electric), вращающихся вправо, — все они были выпущены в первой половине 2015 года. В концерне Airbus заявили, что проблема не является серьёзной[10]. Также, из-за слабости сплава у самолёта появились трещины в местах крепления крыльев к фюзеляжу; для каждого из 30 выпущенных машин потребуется многомесячный ремонт и серьёзные капиталовложения[11].

Отмены заказов

  • В мае 2003 года Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург подписали совместное соглашение о закупке в компании EADS 212 самолётов А400М. Позднее Италия вышла из проекта, и количество самолётов, которые нужно сделать, сократилось до 180[12].
  • 18 июля 2005 года ВВС Чили подписало меморандум о взаимопонимании в отношении трёх самолётов, которые будут поставлены между 2018 и 2022 г. Но вскоре заказ был отменён.[13]
  • В декабре 2004 года Южная Африка объявила о намерении приобрести восемь A400Ms на общую сумму около 800 млн евро, при присоединении страны к Airbus Military в качестве промышленного партнёра. Поставки ожидались с 2010 до 2012 года. Затем на 3 апреля 2009 года ВВС Южной Африки заявили, что начнут рассмотрение альтернатив A400M ввиду задержек производства и роста расходов. 5 ноября 2009 года правительство объявило об отмене заказа ссылаясь, что увеличились расходы и задержки в доставке.[14].

На вооружении

     Эксплуатируются     Заказаны
На 30.11.2022[15][16][17][18]
Страна Поставлено На вооружении Заказано
 Великобритания 21 21 22
 Франция 20 20 50
 Германия 40 40 53
 Турция 10 10 10
 Испания 13 13 27
 Бельгия 6 6 7
 Люксембург 1 1 1
 Малайзия 4 4 4
 Индонезия 0 0 2
 Казахстан 0 0 2
Всего: 115 115 178

Технические характеристики

Силуэты Airbus A400M
  • Модификация: А400М
  • Грузоподъемность: 37 000 кг
  • Размах крыла: 42,40 м
  • Длина самолёта: 45,10 м
  • Высота самолёта: 14,70 м
  • Площадь крыла: 221,5 м²
  • Масса пустого самолёта: 76 500 кг
  • Масса максимальная взлётная: 141 000 кг
  • Внутреннее топливо: 50 500 кг
  • Тип двигателя: 4 ТВД Europrop International TP400-D6
    • Мощность: 4×11 000 л. с.
  • Максимальная скорость: 802 км/ч
  • Крейсерская скорость: 781 км/ч (М=0,68—0,72)
  • Перегоночная дальность: 8900 км
  • Практическая дальность: 7870 км
  • Дальность с максимальной загрузкой: 3300 км
  • Максимальная высота полёта: 12 200 м
  • потребная длина ВПП: 900 м
  • Экипаж: 2—4 чел
  • Полезная нагрузка: 120 десантников или солдат или 66 носилок с сопровождающими или 37000 кг груза или 41000 кг топлива, варианты загрузки: два вертолёта RAH-2 Tiger или AH-64 Apache, или один вертолёт Cougar, NH90, или одно транспортное бронированное средство типа GTK, или шесть машин типа Land Rover, или одна ракетная установка Roland, или два пятитонных грузовика с двумя 105-мм пушками, или один 12-метровый контейнер ISO, или один мобильный кран.

Источник — спецификация от Airbus Military[19]

Катастрофы

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Описание
09.05.2015 Флаг Испании EC-403 Флаг ИспанииСевилья 4/6 Рухнул вскоре после взлёта с аэродрома в Севилье (Испания); резко упала тяга сразу в трёх из четырёх двигателях. При падении самолёт задел линию электропередачи, в результате катастрофы погибли четверо из шести членов экипажа.

Сравнение с аналогами

Украина Ан-70[20][21] Европейский союз Airbus A400M[22][23] Соединённые Штаты Америки C-130J-30[24][25] Китай Shaanxi Y-9[26][27][28]
Внешний вид An-70 takeoff.jpg Airbus A400M EC-404 MSN 004 at Seville.jpg Hercules-au-Gabon.jpg Shaanxi Y-9 at 2014 Zhuhai Air Show.jpg
Первый полёт, год 1994 2009 1996 2011
Принят на вооружение, год 2015 2013[29] 1999 2012
Разработчик Украина АНТК «Антонов» Европейский союз Airbus Military Соединённые Штаты Америки Lockheed Martin Китай Shaanxi Aircraft Corp.
Украина АНТК «Антонов»
Производитель Украина Серийный завод «Антонов» Европейский союз Airbus Military Соединённые Штаты Америки Lockheed Martin Китай Shaanxi Aircraft Corp.
Размах крыла, м 44,06 42,40 39,7 38,015
Длина, м 40,73 45,10 34,69 33,109
Площадь крыла, м² 204,0 221,50 162,1 121.7
Вес пустого, т 73,0 76,5 34,3 39,0
Грузоподъёмность, т 47,0 37,0 19,0 25,0
Габариты грузовой кабины (д × ш × в), м 22,4 × 4,8 × 4,1 17,7 × 4,0 × 3,8 12,2 × 3,1 × 2,7 13,5 × 3,5 × 2,6
Внутреннее топливо, т 38,0 50,5 20,5 н/д
Макс. взлётный вес, т 135,0 141,0 74,4 77,0
Макс. скорость, км/ч 780 802 670 650
Крейсерская скорость, км/ч 700—750 780 640 550—600
Макс. потолок, м 12 000 12 200 12 300 10 500
Практическая дальность, км 6600 (с грузом 20 т) 6300 (с грузом 20 т) 3150 (с грузом 16 т) 5700
Перегоночная дальность, км 8000 8900 5250 7800
Двигатели 4 × ТВВД «Ивченко-Прогресс» Д-27 4 × ТВД Europrop TP400 4 × ТВД Rolls-Royce AE2100D3 4 × ТВД Wojiang WJ-6C
Мощность, л. с. 4 × 13 880 4 × 11 000 4 × 4700 4 × 4250
Стоимость 67,0 млн USD (2012 год) 145,0 млн EUR (2012 год) 65 млн USD (2008 год)

C-130 Hercules и китайский Shaanxi Y-9 (глубокая модернизация Ан-12) по грузоподъёмности и габаритам грузовой кабины, а также по основным ТТХ, аналогичны самолётам класса Ан-12, Ан-178, Ил-214, Transall C-160 и Embraer KC-390.

См. также

Ссылки


Примечания

  1. 1,0 1,1 Малайзия получит первый транспортник A400M в 2015 году. Дата обращения: 18 апреля 2012. Архивировано 18 апреля 2012 года.
  2. Серийный транспортник A400M совершил первый полет. Дата обращения: 9 марта 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
  3. Минобороны РФ покупает Ан-70. Дата обращения: 5 мая 2012. Архивировано 25 апреля 2012 года.
  4. Bilderbuch-Premiere des grauen Riesen (нем.)
  5. TP400-D6 — самый мощный турбовинтовой двигатель в мире после российского НК-12, который устанавливается на стратегические бомбардировщики Ту-95
  6. Казахстан приобретет два Airbus А400М для нужд Министерства обороны (казах.) ?. Сарбаз - әскери портал (3 сентября 2021). Дата обращения: 2 апреля 2022.
  7. tengrinews.kz. Минобороны получит 2 транспортных самолета Airbus А400М. Главные новости Казахстана - Tengrinews.kz (1 сентября 2021). Дата обращения: 2 апреля 2022. Архивировано 11 января 2022 года.
  8. Список заказов и поставок по состоянию на 31 августа 2015 года (недоступная ссылка). Airbus Military. Дата обращения: 8 ноября 2015. Архивировано 20 ноября 2015 года.
  9. Первый серийный военно-транспортный самолёт A400M приступил к летным испытаниям Архивная копия от 9 марта 2013 на Wayback Machine // Лента.ру, 8 марта 2013
  10. Европейский транспортник постигли новые проблемы Архивная копия от 20 апреля 2016 на Wayback Machine // Газета. Ру, 10 апр 2016
  11. В Германии обнаружили серьёзные дефекты в сборке военного транспортника А400М Архивная копия от 17 мая 2016 на Wayback Machine // ВЗ, май 2016
  12. Airbus A400M уперше піднявся в повітря Архивная копия от 9 января 2010 на Wayback Machine // intv.ua
  13. Airbus Military signs agreement with Chile Архивировано 29 августа 2005 года. Airbus Military.
  14. Первый испытательный полет военно-транспортного самолёта «Аэробус А400М» прошел успешно Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine — Международное радио Китая, 12.12.2009
  15. www.airbus.com. Дата обращения: 4 января 2022. Архивировано 2 января 2022 года.
  16. Бельгия, Люксембург получают третий A400M // Janes. — 2021. Архивировано 9 марта 2021 года.
  17. Первый А400M для ВВС Бельгии. Архивировано 13 апреля 2021 года.
  18. Два самолёта Airbus получит Минобороны Казахстана. www.forbes.kz (2 сентября 2021). Дата обращения: 2 сентября 2021. Архивировано 2 сентября 2021 года.
  19. «A400M Technical Specifications.» Архивная копия от 7 июля 2011 на Wayback Machine Архивировано 7 июля 2011 года. Airbus Military (a400m.com). Retrieved: 23 April 2010.
  20. Основные летно-технические характеристики Ан-70 Архивировано 30 января 2010 года..
  21. Ан-70 на сайте airwar.ru Архивная копия от 18 июля 2017 на Wayback Machine.
  22. A400M Grizzly Архивная копия от 30 июля 2017 на Wayback Machine.
  23. A400M на сайте производителя Архивная копия от 1 июля 2014 на Wayback Machine Архивировано 1 июля 2014 года..
  24. C-130 HERCULES.
  25. C-130J Super Hercules Архивная копия от 18 июля 2017 на Wayback Machine.
  26. Shaanxi Y-9 (Yun-9) Архивная копия от 1 декабря 2017 на Wayback Machine.
  27. Китай начал летные испытания нового транспортника Архивная копия от 6 февраля 2017 на Wayback Machine.
  28. Yun-9 Multipurpose Transport Aircraft Архивировано 3 ноября 2013 года..
  29. Airbus начал поставки транспортников A400M заказчикам Архивная копия от 4 октября 2013 на Wayback Machine // Лента.ру, 1 окт 2013