Air New Zealand

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Air New Zealand
Air New Zealand logo.svg
ИАТА
NZ
ИКАО
ANZ
Позывной
NEW ZEALAND
Дата основания 26 апреля 1940(19400426)[1]
Базовые аэропорты Окленд
Альянс Star Alliance
Бонусная программа Airpoints
Размер флота 105 (на август 2021 года) [1]
Пунктов назначения 51
Дочерние компании Air New Zealand Link
Штаб-квартира Новая Зеландия Окленд, Новая Зеландия
Руководство Роб Файф,
Роб Макдональд
Сайт airnewzealand.co.nz

Air New Zealand Limited (ASX: AIZ, Шаблон:Nzx, Air New Zealand) — крупнейший авиаперевозчик Новой Зеландии, является национальной авиакомпанией страны. Офис компании располагается в Окленде, Новая Зеландия, а базовым аэропортом из которого осуществляются основные операции является Аэропорт Окленда. Авиакомпания осуществляет регулярные полёты между 20 пунктами внутри Новой Зеландии и 31 пунктами за пределами страны, которые располагаются в 19 странах в Азии, Европе, Северной Америке и Океании.

Air New Zealand была образована в 1940 году как авиакомпания Tasman Empire Airways Limited[en] (TEAL), выполнявшая транс-тасманские рейсы между Новой Зеландией и Австралией. В 1965 году TEAL перешла в полную собственность правительства Новой Зеландии[en], после чего была переименована в Air New Zealand. Авиакомпания обслуживала международные маршруты до 1978 года, когда правительство объединило ее и национальную корпорацию New Zealand National Airways Corporation[en] (NAC) в единую авиакомпанию под названием Air New Zealand. Air New Zealand была приватизирована в 1989 году, но в 2001 году была возвращена в собственность государства после почти полного банкротства из-за неудачного слияния с австралийским перевозчиком Ansett Australia[en].

Маршрутная сеть Air New Zealand сосредоточена в Австралазии и южной части Тихого океана, а дальнемагистральные рейсы выполняются в Восточную Азию, Америку и Великобританию. Это была последняя авиакомпания, которая совершала кругосветное путешествие с рейсами в Хитроу как через Лос-Анджелес, так и через Гонконг. Полеты прекратились в марте 2013 года, когда Air New Zealand прекратила рейсы Гонконг — Лондон в пользу код-шерингового соглашения с Cathay Pacific. Основным хабом авиакомпании является аэропорт Окленда, расположенный недалеко от Мангере[en] в южной части городской зоны Окленда. Штаб-квартира Air New Zealand находится в здании под названием «The Hub», расположенном в 20 км от аэропорта Окленда, в квартале Вайньярд в Окленде.

В настоящее время Air New Zealand эксплуатирует парк реактивных самолетов Airbus A320, Airbus A320neo, Boeing 777 и Boeing 787 Dreamliner, а также региональный парк турбовинтовых самолетов ATR 72 и Bombardier Q300.

История

Первый самолет TEAL, Short S.30 Empire, зарегистрированный как ZK-AMA и названный «Аотеароа», на воде в Окленде.

Air New Zealand была основана в 1939 году под названием Tasman Empire Airways Limited[en] в соответствии с международным соглашением между Новой Зеландией, Австралией и Великобританией. Ее первоначальными акционерами были правительство Новой Зеландии[en], Union Airways of New Zealand[en], Qantas и British Overseas Airways Corporation. Она была создана для осуществления транс-тасманских маршрутов и перевозки пассажиров, грузов и почты между Австралией и Новой Зеландией. Учрежденная 26 апреля 1940 года, она начала свою деятельность четыре дня спустя, 30 апреля. Первый рейс, выполненный на летающей лодке Short S.30 Empire, соединил Окленд и Сидней[2][3].

После Второй мировой войны TEAL выполняла еженедельные рейсы из Окленда в Сидней, а также добавила к своим маршрутам Веллингтон и Фиджи. В 1953 году правительства Новой Зеландии и Австралии приобрели по 50 % акций TEAL[4], и к 1960 году авиакомпания прекратила эксплуатацию летающих лодок в пользу наземных турбовинтовых авиалайнеров. 1 апреля 1965 года TEAL стала авиакомпанией Air New Zealand — правительство Новой Зеландии выкупило 50 % акций авиакомпании у Австралии[4][5].

Douglas DC-8 авиакомпании Air New Zealand в аэропорту Сиднея, начало 1970-х. Air New Zealand была ранним оператором DC-8. Самолёт использует раннюю ливрею, используемую до 1973 года, с Южным Крестом на хвосте.

С увеличением дальности полета самолетов Douglas DC-8 — первых реактивных самолетов авиакомпании, Air New Zealand начала выполнять транстихоокеанские рейсы в США и Азию, в 1965 году добавив в список пунктов назначения Лос-Анджелес и Гонолулу[4]. В 1973 году авиакомпания приобрела широкофюзеляжные лайнеры McDonnell Douglas DC-10. На самолетах DC-10 был представлен новый логотип авиакомпании, вдохновленный кору[en], который сохранился до сих пор[4].

В 1978 году внутренняя авиакомпания National Airways Corporation[en] (NAC) и ее дочерняя компания Safe Air[en] были объединены с Air New Zealand в единую национальную авиакомпанию, что привело к дальнейшему расширению деятельности перевозчика. В результате самолеты Boeing 737 и Fokker F27 компании NAC вошли в парк Air New Zealand наряду с лайнерами DC-8 и DC-10. В результате слияния авиакомпания также получила два обозначения IATA: TE от Air New Zealand и NZ от NAC. TE продолжало использоваться для международных рейсов, а NZ — для внутренних до 1990 года, когда международные рейсы перешли на код NZ[4][6].

Самолет McDonnell Douglas DC-10 авиакомпании Air New Zealand в 1977 году. Поставки DC-10 начались в 1973 году, и они представили новую цветовую схему, став первыми самолетами авиакомпании, на которых появился ставший уже привычным логотип кору[en].

В 1981 году Air New Zealand представила свой первый авиалайнер Boeing 747, а годом позже начала выполнять рейсы в Лондон через Лос-Анджелес[4]. Все пять самолетов 747-200, принадлежавших Air New Zealand, были названы в честь каноэ предков маори. В 1985 году появились лайнеры Boeing 767-200ER, которые заполнили большой промежуток между Boeing 737 и 747, поскольку DC-8 и DC-10 были сняты с производства к 1983 году[4]. В 1989 году авиакомпания была приватизирована путем продажи консорциуму во главе с Brierley Investments[en], а оставшиеся доли принадлежали Qantas, Japan Airlines, American Airlines и правительству Новой Зеландии[4]. В 1990 году рынок воздушных перевозок Новой Зеландии подвергся дерегулированию, что побудило Air New Zealand приобрести 50 % акций Ansett Transport Industries[en] в 1995 году.

Компания претерпела приватизацию в 1989 году, однако была вновь выкуплена правительством Новой Зеландии в 2001 году, после заключения контракта с обанкротившейся австралийской авиакомпанией Ansett Australia. С марта 1999 года авиакомпания является членом ассоциации Star Alliance[7].

Аэрография на самолёте Boeing 777 авиакомпании Air New Zealand, изображающая главных героев кинотрилогии «Хоббит»

Air New Zealand в настоящий момент располагает флотом современных авиалайнеров, среди которых имеются самолёты Boeing 767-300ER, 777-200ER, 777-300ER, 787-9 Dreamliner и Airbus A320-200, которые используются на международных линиях средней и большой протяжённости. Кроме того на внутренних линиях используются самолёты Airbus A320-200 и Boeing 737-300. Air New Zealand владеет рядом небольших дочерних компаний, таких как Air Nelson, Eagle Airways, Mount Cook Airline и Zeal320, которые работают под единым брендом Air New Zealand Link и обслуживают второстепенные внутренние линии небольшой протяжённости, а также совершают полёты в Австралию. В 2009 году авиакомпания, согласно исследованию проведённому ассоциацией Skytrax заняла 8-е место в списке лучших авиакомпаний мира. В соответствии со статистическими данными в 2008 году компания перевезла 11.7 миллионов пассажиров.

В 2001—2003 годы Air New Zealand принимала участие в рекламной кампании кинотрилогии Питера Джексона «Властелин Колец», снятой в Новой Зеландии, а в 2012—2014 годы — в рекламе её приквела, кинотрилогии «Хоббит». На самолёты наносилась аэрография с изображением персонажей фильмов. Были сняты рекламные ролики в стиле «Властелина Колец», причём в съёмках принимали участие сам Джексон и некоторые из его актёров.

В 2015 году авиакомпания представила первую в мире полностью автоматизированную систему сдачи багажа в аэропортах.[8]

Флот

В августе 2021 года флот Air New Zealand состоял из 105 самолетов, средний возраст которых 9,2 лет:[9]

Флот Air New Zealand
Тип самолёта В эксплуатации Заказано Пассажировместимость Примечания
Число J P S Y Всего
ATR 72-600 30 68 68
Airbus A320-200 20 171 171 Используются на внутренних линиях.
Airbus A320neo 4 3 165 165 Поставки: 2018—2020.
Заказ включает в себя 7 A321neo и 6 A320neo. Заменят часть старых Airbus A320.[10]
Airbus A321neo 7 10 214 214[10]
Boeing 777-300ER 7 44 54 60 184 342 Полностью заменили самолёты Boeing 747-400 в 2014 году.
Boeing 787-9 14 18
27
21
33
42
39
221
176
302
275
Полностью заменили самолёты Boeing 767-300 в 2017 году.
De Havilland Canada DHC-8-300 23 50 50
Всего 105 13 Средний возраст 9,2 лет

Все эксплуатируемые Air New Zealand типы самолётов

Происшествия

28 ноября 1979 года реактивный авиалайнер McDonnell Douglas DC-10, принадлежавший Air New Zeland, потерпел крушение при столкновении с горой Эребус в Антарктиде. Лайнер выполнял экскурсионный полет с нарушением ранее составленного плана.

Примечания

  1. Air New Zealand Limited (англ.). New Zealand Ministry of Business, Innovation and Employment. Дата обращения: 2 октября 2014. Архивировано 7 сентября 2014 года.
  2. Tasman Empire Airways Limited (TEAL) (недоступная ссылка). Archives New Zealand (7 сентября 2010). Дата обращения: 26 мая 2019. Архивировано 28 января 2019 года.
  3. TEAL becomes Air New Zealand. New Zealand Ministry for Culture and Heritage (8 декабря 2016). Дата обращения: 26 мая 2019. Архивировано 27 мая 2019 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Air New Zealand History (англ.) (недоступная ссылка). Air New Zealand. Дата обращения: 28 февраля 2007. Архивировано 21 июня 2007 года.
  5. TEAL Renamed Australian Transport April 1965 page 26
  6. Tata to TE Australian Transport & Distribution Management September 1990 page 15
  7. Star Alliance members — Air New Zealand (англ.). Star Alliance. Дата обращения: 26 сентября 2014. Архивировано 20 сентября 2014 года.
  8. Air New Zealand показала полностью автоматизированную систему сдачи багажа. Дата обращения: 22 июля 2016. Архивировано 20 августа 2016 года.
  9. Air New Zealand Fleet Details and History. www.planespotters.net. Дата обращения: 18 августа 2021. Архивировано 18 августа 2021 года.
  10. 10,0 10,1 Bradley, Grant. Air New Zealand buys planes worth $1.6b (2 июня 2014). Архивировано 2 июня 2014 года. Дата обращения 2 июня 2014.

Ссылки