Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «AWACS»)

Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронная система разведки и управления, устанавливаемая на летательном средстве и предназначенная для дальнего обнаружения объектов противника (в воздухе, на земле, на воде), наведения на них средств поражения или перехвата, а также координации действий сил союзников и смежных задач. Подобные системы рассчитаны на использование в боевых действиях.

В русскоязычной литературе используется сокращение ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления»), в англоязычной — AEW&C (англ. airborne early warning and control — «раннее предупреждение и управление в воздухе»). Упрощённые системы, осуществляющие лишь обнаружение целей, но не управление, обозначаются как ДРЛО («система дальнего радиолокационного обнаружения») (AEW, англ. airborne early warning — «раннее предупреждение в воздухе») и отличаются качеством вспомогательной аппаратуры, систем связи, а также количеством операторов. Часто применяется термин АВАКС [ а в а́ к с ][1] (AWACS, англ. airborne warning and control system — «авиационная система предупреждения и контроля»), ставший синонимом AEW&C, но первоначально обозначавший конкретную систему для самолётов Boeing E-3 Sentry[2][3].

Описание

Структурно все авиационные комплексы радиообнаружения и наведения состоят из летательного аппарата (чаще всего самолёт, однако существуют серийные системы, базирующиеся на вертолётах[4] и даже на дирижаблях[5]), мощного радиолокатора, вспомогательной аппаратуры и средств связи.

Vickers Wellington Ic (Air Control of Interception)

Летательный аппарат выбирается с тем расчётом, чтобы в его фюзеляже хватило места для аппаратуры и операторов, а мощность электросистемы позволяла запитывать РЛС. Это обусловливает выбор в качестве носителей серийных транспортных самолётов или бомбардировщиков (хотя существуют и летательные аппараты, созданные специально под это применение — например, палубный E-2 «Хокай»).

Наиболее используемой сейчас является компоновка, впервые использованная в 1941 году на экспериментальном Vickers Wellington Ic, при которой антенна радиолокатора размещена над фюзеляжем, а комплект аппаратуры и персонал — в грузовом отсеке[6]. Позднее такая компоновка была применена в советском комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126. Однако существуют и другие варианты размещения оборудования — использование продольных или вращающихся плоскостей ФАР; антенн, разнесённых по корпусу летательного аппарата.

Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей, находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО и противовоздушных ракет истребительной авиации противника. Однако сам комплекс радиообнаружения хорошо заметен для противника (так как является источником мощного радиоволнового излучения, а также радио- и ИК-контрастен), небольшие скорости и неповоротливость самолётов-носителей делают их удобной мишенью, а высокая значимость и стоимость таких систем означает, что авиационные комплексы радиообнаружения являются высокоприоритетными целями. Всё это приводит к тому, что в реальных условиях комплексы радиообнаружения без прикрытия системами ПВО или истребительной авиацией не применяются.

Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

Изображение Тип Система (ДРЛОиУ/ДРЛО) Статус
 Бразилия
R-99a-fab6704.jpg Embraer R-99 ДРЛОиУ Эксплуатируется
 Великобритания
Manchester MOSI Avro Shackleton 18-10-2009 12-45-29.JPG Avro Shackleton AEW.2 ДРЛО Снят с эксплуатации
Vickers Wellington Ic
XL472-Gannet.jpg Fairey Gannet AEW.3 ДРЛО Снят с эксплуатации
Nimrod-XZ286-130.jpg Hawker Siddely Nimrod AEW3  (англ.) ДРЛО Снят с эксплуатации
SeaKing AEW 849Sqn CVN-73 1998.JPEG Westland AEW.2 / AEW.5 / ASaC.7 ДРЛОиУ / ДРЛО Эксплуатируется
 Израиль
Gulfstream-sahvit.jpg Gulfstream G500 SEMA ДРЛОиУ Эксплуатируется
111 Sqn G550 CAEW.JPG IAI G-550 CAEWS ДРЛОиУ Эксплуатируется
S5033138a1.jpg IAI 707 Phalcon / Boeing 707 Cóndor ДРЛОиУ Эксплуатируется
 Ирак
Ilyushin Il-76MD Adnan 2 (aka Simorgh).jpg Adnan 2 / Simorgh ДРЛОиУ
Ilyushin Il-76MD Baghdad 1.jpg
Baghdad 1 ДРЛОиУ
 Испания
Airbus Military CASA C-295AEW.jpg EADS CASA C-295 AEW ДРЛОиУ Испытания
 Китай
Tupolev Tu-4, China Aviation Museum.jpg KJ-1 ДРЛО Проект закрыт
PLAAF Shaanxi Y-8 - KJ200.jpg KJ-200 ДРЛО Эксплуатируется
Kongyu 2000, People's Liberation Army Air Force, China.jpg KJ-2000 ДРЛОиУ Эксплуатируется
ZDK-03 ДРЛОиУ Эксплуатируется
JZY-01
 СССР /  Россия
Beriev A-50EI Mainstay2009.jpg А-50 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Без фото А-100 ДРЛОиУ
Pair of Antonov An-71s in 1994.jpg Ан-71 ДРЛОиУ Проект закрыт
Ан-72Р  (укр.) ДРЛОиУ
Tupolev Tu-126, Zokniai, Šiauliai, Lithuanian SSR.jpg
Ту-126 ДРЛОиУ Снят с эксплуатации
Yak-44.jpg Як-44 ДРЛОиУ Проект закрыт
Russian Navy Kamov Ka-31.jpg Ка-31 ДРЛО Эксплуатируется
 США
RAAF Wedgetail Ryabtsev.jpg Boeing 737 AEW&C ДРЛОиУ Эксплуатируется
Boeing B-29 AEW 1951.jpg Boeing B-29 AEW ДРЛО Летающая лаборатория
Снят с эксплуатации
Usaf.e3sentry.750pix.jpg Boeing E-3 Sentry ДРЛОиУ Эксплуатируется
E-767 Japan AWACS 112010 view.jpg Boeing E-767 ДРЛОиУ Эксплуатируется
US Navy PB-1W.jpg Boeing PB-1W ДРЛО Снят с эксплуатации
AD-3W Skyraider in flight ca 1950.jpg Douglas AD-3 / AD-4W / EA-1E ДРЛО Снят с эксплуатации
Grumman AF-2W in flight 1950.jpg Grumman AF-2W ДРЛО Снят с эксплуатации
E-1B VAW-121 CVW-6 CVA-42.jpg Grumman E-1 ДРЛО Снят с эксплуатации
E2C Hawkeye french navy.JPG Grumman E-2 ДРЛОиУ Эксплуатируется
TBM-3W VC-12 on USS Palau (CVE-122).jpeg Grumman TBM-3W ДРЛО Снят с эксплуатации
WC-121N 1967.jpg Lockheed EC-121 Warning Star ДРЛОиУ Снят с эксплуатации
US Navy 021028-N-0000X-001 An NC-130H provides an in-flight test bed for a Radar Modernization Program (RMP).jpg Lockheed EC-130V / NC-130H ДРЛОиУ
CBP P-3 Orion.jpg Lockheed P-3 AEW&C / VXS-1 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Sikorsky HR2S-1W in flight.jpg Sikorsky HR2S-1W ДРЛО Проект закрыт
 Швеция
Saab 2000 Erieye.jpg Saab S100B Argus ДРЛОиУ Эксплуатируется
Иран

Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

  • 7 самолётов E-3 Sentry на авиабазе Королевских ВВС Уоддингтон, округ Линкольншир, Великобритания
  • 5 самолётов KJ-2000
  • 5 самолётов KJ-200, 5 самолётов KJ-200H[8]
  • Опытный палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7[9]
  • 32 самолёта E-3s, 10 E-3Cs, 22 E-3Bs, E-2C Hawkeyes на боевом дежурстве
  • 2 самолёта Saab 340 AEW&C[16]
  • 4 самолёта Boeing 737 AEW&C
  • Boeing 737 AEW&C

Ссылки

Литература

  • Евгений Климович, Михаил Никольский. Развитие и применение самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления // Авиация и космонавтика : журнал. — 2000. — № 2. — С. 18-31.

Примечания

  1. Агеенко Ф. Л. АВАКС // Словарь собственных имён русского языка. Ударение. Произношение. Словоизменение. — М.: Мир и Образование; Оникс, 2010. — С. 57. — 880 с. — ISBN 5-94666-588-X, 978-5-94666-588-9.
  2. AWACS to Bridge the Technological Gap (недоступная ссылка). Air University. Дата обращения: 22 сентября 2015. Архивировано 27 июня 2004 года.
  3. Boeing Delivers First Two 767 AWACS, Introduces Newest Member of AEW&C Family. Boeing Mediaroom. Дата обращения: 22 сентября 2015. Архивировано 2 января 2014 года.
  4. см. Ка-31
  5. Планы использования дирижаблей для обнаружения крылатых ракет. Дата обращения: 11 июля 2009. Архивировано 29 июня 2009 года.
  6. Ian White. The history of the air intercept (AI) radar and the British night-fighter 1935-1959. — Barnsley: Pen & Sword Aviation, 2007. — 326 p. — ISBN 978-1844155323.
  7. Рособоронэкспорт завершает поставку в Индию трёх самолётов А-50ЭИ // AVIA.RU
  8. Rupprecht, Andreas. Modern Chinese Warplanes: Chinese Air Force - Combat Aircraft and Units (англ.). — Harpia Publishing, 2018. — 256 p. — ISBN 978-0997309263.
  9. Летающий радар для китайского авианосца. Дата обращения: 7 мая 2012. Архивировано 7 марта 2016 года.
  10. ВВС России вооружились новым летающим радаром Архивная копия от 1 ноября 2011 на Wayback Machine // Lenta.ru, 31 октября 2011
  11. Первый модернизированный самолёт А-50У поставлен ВВС России. Дата обращения: 7 мая 2012. Архивировано 16 ноября 2011 года.
  12. Второй серийно модернизированный А-50У в полной окраске. Дата обращения: 29 апреля 2013. Архивировано 12 мая 2013 года.
  13. Самолётная система «Авакс» Архивная копия от 21 февраля 2014 на Wayback Machine // Зарубежное военное обозрение №6 1975
  14. Radarspaningsflygplan typ S 100 B Argus Архивировано 12 августа 2011 года. Försvarsmakten (на шведском)
  15. Airborne Warning and Control System (AWACS) — Saudi E-3 AWACS Архивировано 29 октября 2012 года. BOEING.COM (на английском)
  16. Greg Waldron. SINGAPORE: Saab looks for additional Thai Gripen sale (англ.) (12 февраля 2014). Дата обращения: 7 июля 2021. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  17. Japan moves on AWACS radar upgrade kits United Press International, Inc. (на английском)