61-я истребительная авиабаза

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
61-я истребительная авиационная база
белор. 61-я знішчальная авіяцыйная база
Нарукавный шеврон базы.Нарукавный шеврон базы.
Годы существования 19511994 (как истребительный полк), 1994—н.в. (как авиационная база)
Страна  СССР Белоруссия
Входит в Вооружённые силы Республики Беларусь
Тип авиационная база
Дислокация Барановичи
Участие в Корейская война
Командиры
Действующий командир Леонид Давидович[1]

61-я истребительная авиационная база (белор. 61-я знішчальная авіяцыйная база) — соединение военно-воздушных сил Республики Беларусь. Место дислокации — Барановичи.

История наименований

История

В январе 1951 года было сформировано 39-я истребительная авиационная дивизия ПВО в составе трёх полков, два из которых — 61-й и 129-й, созданные на базе 445-го и 439-го иап — располагались непосредственно в Барановичах[2].

При формировании 61-го истребительного авиационного полка лётный и инженерно-технический состав переводился из разных частей истребительной авиации страны и лётных училищ. Основным типом авиационной техники в полку были МиГ-15. Также в полку имелись три По-2 и три Як-11. Первые семь МиГ-15 поступали в контейнерах и собирались прямо на стоянках в суровых условиях зимы. 1 мая 1951 года полку было вручено Боевое Знамя — с тех пор этот день отмечается как годовщина создания части. В том же году 61 иап приступил к несению боевого дежурства в системе ПВО СССР.

В 50-е гг. в Барановичах освоили эксплуатацию самолётов МиГ-15бис, МиГ-17, МиГ-17П и МиГ-17ПФ, а в 1959-м полк одним из первых в стране перевооружился на сверхзвуковые истребители-перехватчики Су-9. Лётчики полка участвовали в боевых действиях в Корее.

1 мая 1960 г. невооружённый Су-9 командира звена капитана А. Н. Саковича был в числе истребителей, поднятых по тревоге для перехвата американского самолёта-разведчика U-2 (лётчики 61-го иап перегоняли звено новых самолётов с завода в Новосибирске на аэродром в Барановичи и в этот день находились на промежуточном аэродроме Арамиль под Свердловском)[2].

1 января 1994 года на основе 61-го истребительного авиационного полка, дислоцированного на аэродроме Барановичи в Брестской области, в соответствии с директивой начальника Главного штаба Вооружённых сил Республики Беларусь от 5 августа 1993 г. была сформирована 61-я истребительная авиационная база ВВС Республики Беларусь. В её состав вошли авиационные эскадрильи, оснащённые фронтовыми истребителями МиГ-29 и истребителями-перехватчиками Су-27П, отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения, отдельная рота связи и радиотехнического обеспечения и центр боевого управления, также базировавшиеся на аэродроме Барановичи. Командиром 61-й иаб был назначен полковник Геннадий Пермяков[2].

18 июня 2004 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь личному составу 61-й истребительной авиабазы было вручено новое Боевое Знамя и Грамота Президента. С 2004 года на вооружение авиабазы начали поступать первые модернизированные на 558-м АРЗ истребители МиГ-29БМ («белорусский модернизированный», тип «9.11»), а затем и прошедшие аналогичное усовершенствование двухместные Су-27УБМ1[2].

В августе 2010 года в состав 61-й иаб влился личный состав и техника 927-й истребительной авиационной базы, дислоцировавшейся на аэродроме Осовцы (Берёза) и переформированной в базу беспилотной авиации. После этого объединения был введён новый элемент — тактическая авиационная группа (ТАГ), в состав которой вошли 1-я авиационная эскадрилья (на Су-27), 2-я и 3-я авиационные эскадрильи (на МиГ-29). Формирование ТАГ было закончено 1 февраля 2011 года[2].

В конце 2012 года из состава ВВС и Войск ПВО выведен самолёт Су-27, была расформирована первая эскадрилья была расформирована и авиабаза полностью перешла на эксплуатацию одного типа самолётов — МиГ-29. С 8 декабря 2013 года на аэродроме началось совместное боевое дежурство в рамках Объединённой системы ПВО стран-участниц СНГ: МиГ-29 и звено российских Су-27П[2].

В мае 2014 года смешанные дежурные силы обеспечивали охрану воздушного пространства при проведении в Минске чемпионата мира по хоккею с шайбой. Дежурство осуществлялось с аэродрома Барановичи и Мачулищи (дежурная пара МиГ-29)[2].

Командиры

  • подполковник Василий Шашенок[2], 1951–?
  • полковник Валерьян Самойло[2], 1994–1999
  • полковник Олег Третьяков[2], 1999–2004
  • полковник Александр Марфицкий[2], 2004–2007
  • полковник Юрий Воробьёв[2], 2007–2011
  • полковник Александр Потехин[2], 2011–2016
  • полковник Юрий Пыжик, 2016–2022
  • полковник Леонид Давидович, 2022–

Инциденты

  • 23 мая 1996 года подполковник Владимир Николаевич Карват выполнял учебно-тренировочный полёт. Вскоре после взлёта штатные системы самолёта начали выходить из строя, лётчику было приказано вернуться на аэродром. После отказа системы управления лётчик получил приказ катапультироваться, но в это время самолёт находился над деревнями Арабовщина и Великое Гатище, и Карват до последнего пытался увести самолёт в сторону. В 22:54, через 14 секунд после сообщения о том, что самолёт стал неуправляемым, Су-27 разбился в километре от Арабовщина. Владимир Карват был посмертно удостоен звания «Герой Беларуси»[3] (он стал первым Героем Беларуси).
  • 30 августа 2009 года при выполнении показательных полётов в польском городе Радом погибли полковники Марфицкий Александр Эдуардович и Журавлевич Александр Адиславович за проявленное мужество и героизм были награждены посмертно орденами «За личное мужество»[4].
  • 23 сентября 2010 года во время выполнения фигур высшего пилотажа на малых высотах на самолёте МиГ-29УБ экипаж, предотвращая падение самолёта на населённые пункты, увёл машину в район лесисто-болотистой местности, где и произошло её крушение. Экипаж в составе командира эскадрильи подполковника Сергея Коваленко и майора Александра Жигайло погиб[5].
  • 11 ноября 2014 года при проведении плановых полётов произошла авария МиГ-29 (борт № 18). Военный лётчик 2-го класса Алексей Долгих отвёл неуправляемую машину в сторону от деревни Дарево (Ляховичский район Брестской области) и катапультироваться. Самолёт рухнул в километре от жилых домов, никто не пострадал[2].

Примечания

  1. ПОЛКОВНИК ЛЕОНИД ДАВИДОВИЧ ВОЗГЛАВИЛ 61-Ю ИСТРЕБИТЕЛЬНУЮ АВИАЦИОННУЮ БАЗУ.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 А. Павлов. Истребители из Барановичей: 65 лет на страже белорусского неба. Взлет. ) "Взлёт". Национальный аэрокосмический журнал (29 июля 2016). Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 28 мая 2019 года.
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 21 ноября 1996 г. № 484 «О присвоении В. Н. Карвату звания „Герой Беларуси“» (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 января 2019. Архивировано 25 января 2019 года.
  4. Алесь ГИЗУН Людмила СТЕЦКО. Погибли, спасая чужие жизни. «Вечерний Брест» (4.09.2009). Архивировано 25 января 2019 года.
  5. Александр Горбач. Огромное небо одно на двоих (недоступная ссылка). «intex-press» Новости города Барановичи (29.09.2010). Архивировано 25 января 2019 года.

Ссылки