28 дней спустя

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
28 дней спустя
28 Days Later
Постер фильма
Жанр постапокалиптический фильм ужасов
Режиссёр Дэнни Бойл
Продюсер Эндрю Макдональд
Автор
сценария
Алекс Гарленд
В главных
ролях
Киллиан Мёрфи
Наоми Харрис
Ноа Хантли
Брендан Глисон
Кристофер Экклстон
Оператор Энтони Дод Мэнтл
Композитор Джон Мёрфи
Художник-постановщик Марк Тилдесли
Кинокомпания DNA Films
UK Film Council
Прокат Fox Searchlight Pictures
Длительность 113 мин.[1]
Бюджет $8 млн.[1]
Сборы $85,7 млн.[2]
Страна  Великобритания
Язык английский
Год 2002
Следующий фильм 28 недель спустя

«28 дней спустя» (англ. 28 Days Later) — британский постапокалиптический фильм ужасов режиссёра Дэнни Бойла по сценарию Алекса Гарленда[3][4][5]. В главных ролях снимались Киллиан Мёрфи и Наоми Харрис[4][6]. Действие фильма происходит в Великобритании на фоне пандемии высокозаразного вируса, превращающего людей в безумных убийц; сюжет построен вокруг попыток четвёрки выживших спастись[7].

Создатели фильма вдохновлялись зомби-фильмами семидесятых годов и книгами писателей, работавших в жанре постапокалиптика, таких как Джеймс Баллард и Джон Уиндем[8]. Сам Бойл расценивал свой фильм в том числе и как дань жанру фильмов о зомби, которому он и другие создатели «28 дней спустя» в какой-то степени придали новое дыхание[8]. В 2007 году был выпущен фильм-сиквел «28 недель спустя» и графический роман «28 дней спустя: Последствия», в 2009 — серия комиксов, также под названием «28 дней спустя». В 2017 году журнал Time Out включил фильм в список 100 лучших британских фильмов[9]. В июне 2019 года Бойл подтвердил, что третья часть франшизы находится в разработке[10].

Сюжет

Группа «зелёных» экстремистов вторгается в лабораторию Кембриджа, где проводились испытания вируса «Ярость». В ходе непродолжительной драки с учёным они вскрыли одну клетку с заражённой обезьяной шимпанзе. Обезьяна кусает экстремистку, инфекция мгновенно поражает её организм, и она нападает на остальных экстремистов и учёного. Так начинается эпидемия в Британии.

Через 28 дней главный герой — Джим — выходит из долгой комы, оказавшись в покинутой всеми больнице. Джим спускается на первый этаж и убеждается, что город Лондон находится в запустении, повсюду видны последствия массовых беспорядков и хаоса. Джим натыкается на газету, где написано: «Эвакуация. Жители покидают Лондон».

Джим пытается найти убежище в церкви, но подвергается нападению заражённых.

Выжившие по имени Селина и Марк спасают Джима от инфицированных и ведут его в своё укрытие. Они рассказывают что в ходе 4-х недельной эпидемии вся Англия заполнилась заражёнными, которые жаждут крови неинфицированных. На следующий день Джим и его друзья идут к нему домой и обнаруживают тела родителей Джима, которые совершили самоубийство, выпив снотворного. Герои решают заночевать в доме, поскольку передвигаться по городу ночью очень опасно. Джим зажигает свет, привлекая внимание своих заражённых соседей — мистера Бриджес со своей дочерью. Марк убивает зомби, но один успевает укусить его за руку. Селина убивает шокированного Марка и объясняет Джиму, что для превращения в зомби достаточно 20 секунд.

Идя на световой сигнал, Джим и Селина находят убежище у двоих выживших — Фрэнка и его дочери Ханны. Они слышат радиообращение, сделанное группой солдат из заставы близ Манчестера, с призывом к выжившим присоединиться к ним, и покидают Лондон, чтобы примкнуть к военным. Они добираются до заставы, но теряют случайно заразившегося Фрэнка. Застрелившие его военные увозят выживших в уединённое поместье, где укрепилась группа солдат под командованием майора Веста. Офицер предлагает группе спасшихся поселиться вместе с ними и ждать, пока все заражённые погибнут от голода, так как приём пищи их совершенно не интересует. Дружелюбный майор проводит для Джима экскурсию по особняку. Между Селиной и Джимом начинаются романтические отношения. Позднее герои понимают, что угодили в чудовищную ловушку: обещание солдат, что у них есть вакцина, оказывается ложным, они хотели заманить в своё убежище женщин, чтобы сделать из них секс-рабынь. Джим решает немедленно покинуть убежище. Попытка бегства не удаётся, Джима и сержанта, пытавшегося их защитить, отводят в лес, чтобы расстрелять. В ходе ожесточённого спора двух солдат Джиму удаётся бежать, а сержанта убивают на месте. Прячась в лесу, Джим замечает пролетающий авиалайнер — в ожидании расстрела сержант высказывал предположение, что в мире продолжается жизнь, а Британские острова взяты в карантин.

Джим устраивает на аванпосту ложную тревогу в надежде выманить нескольких солдат из особняка. Затея удаётся, и Джим получает оружие и транспорт, убив одного из них. Майор, отрезанный от подчинённых, пытается вернуться в убежище пешком.

Джим возвращается в укрепление и освобождает Почтальона — заразившегося солдата, которого его товарищи держали на цепи. Почтальон заражает ещё одного солдата по имени Клифтон, и двое инфицированных истребляют своих бывших товарищей. Выживших добивает Джим.

Джим освобождает женщин, все трое хотят уехать на машине Фрэнка. Вернувшийся майор Вест ранит Джима выстрелом, совершая месть за погибших товарищей, но Ханна подставляет майора под атаку Почтальона и Клифтона.

Проходит ещё 28 дней, заражённые погибают от истощения. Джим, Селина и Ханна нашли убежище вдали от городов.

Альтернативные концовки

Концовка фильма, показанная в окончательной версии, не единственная, отснятая для фильма. Три более пессимистичных концовки были размещены на DVD с фильмом в качестве дополнительных материалов. Во всех этих концовках Джим погибает.

  • Джим умирает в больнице. После побега из особняка Селина и Ханна везут раненого Джима в больницу. В первоначальной концовке эта сцена была продолжена — Селина и Ханна прикладывают все усилия, чтобы спасти Джима, но он умирает. Ошеломлённые Селина и Ханна стоят в неподвижности; Ханна обращается к подруге с вопросом, что делать дальше. Селина, собравшись с силами, говорит, что они должны отправляться в дорогу; Селина и Ханна забирают оружие и уходят через двери палаты, постепенно закрывающиеся за их спинами. Этой сценой фильм заканчивался в первоначальном варианте, представленном на предварительных показах. Она была отброшена, как чересчур мрачная: большинство зрителей сочло, что женщины уходят навстречу неминуемой смерти. Режиссёр фильма Бойл и сценарист Гарленд, однако, отмечали эту концовку как «истинную», в которой Джим завершает своего рода цикл, снова оказавшись один в заброшенной больнице.
  • Спасатели находят выживших, кроме Джима. Этот вариант концовки, отснятый, но полностью не смонтированный, очень напоминает вышедший в итоге на экраны финал фильма. В нём точно так же показаны хлопочущие в доме Селина и Ханна, умершие от голода заражённые на дорогах, самолёт-разведчик и выложенное простынями слово «Hello». Единственное отличие — в сцене отсутствует Джим. Этот вариант концовки должен был дополнить предыдущий, где Джим умирает в больнице, показав, что хотя бы для его спутниц всё закончилось благополучно.
  • «Радикальная альтернатива». Эта концовка фильма, соответствующая одному из вариантов сценария, вообще не была отснята, на DVD она находится в виде серий раскадровок с закадровыми комментариями Бойла и Гарленда. В соответствующей ей версии сценария вообще отсутствовали солдаты и особняк. Когда выжившие добираются до заброшенного военного поста у Манчестера и Фрэнк случайно заражается, на помощь выжившим никто не приходит; Джим, Селина и Ханна связывают пытающегося убить их Фрэнка, надеясь найти какой-то способ излечения заразы.
    Они обнаруживают, что военные — погибшие или разбежавшиеся — охраняли большой медицинский центр, тот самый, откуда распространилась эпидемия. Внутри они находят полусумасшедшего учёного, запершегося за бронированной дверью в комнате с запасами еды и воды; он не желает пускать выживших внутрь, боясь, что они покусятся на его запасы и впустят внутрь заражённых. Кроме того, он не хочет разговаривать с выжившими, будучи уверен, что они скоро погибнут, и боясь привязаться к ним. После безуспешных попыток открыть дверь или выманить учёного наружу Джим выпытывает у него, что лекарство от болезни всё-таки существует: болезнь лечится полным переливанием крови. Из выживших лишь у Джима та же группа крови, что у Фрэнка, и он решает пожертвовать собой, перелив Фрэнку всю свою кровь. В итоге переливания Фрэнк возвращается в чувство, но Джим заражается сам. В медицинский центр вламывается толпа заражённых, и Фрэнк, Селина и Ханна прячутся за бронированной дверью вместе с учёным. В конце фильма камеры наблюдения показывают буйствующего Джима, привязанного к столу точно так же, как в начале фильма к тому же столу был привязан лабораторный шимпанзе.
    Бойл и Гарленд разработали этот альтернативный вариант сценария, решив рассмотреть такой расклад, при котором четвёрка выживших оставалась бы в центре повествования до самой концовки. В итоге они всё же отвергли его, посчитав исцеление посредством переливания крови слишком неправдоподобным.

Создатели фильма

В ролях

  • Киллиан Мёрфи — Джим, молодой курьер, отправившись на очередную доставку, попадает в аварию, получает черепно-мозговую травму и впадает в кому, чудом остаётся жив в запертой комнате больницы.
  • Наоми Харрис — Селина, девушка-химик, которая объединяет свои усилия ещё с одним выжившим и спасает жизнь Джиму.
  • Ноа Хантли — Марк, ещё один выживший.
  • Брендан Глисон — Фрэнк, отец Ханны, сильный и заботливый, он защищает свою дочь как может, создав оборонительную линию в высотном доме.
  • Меган Бернс[en] — Ханна, дочь Фрэнка.
  • Кристофер Экклстон — майор Генри Вест, командир выжившего отряда военных, вынужден прибегать к незаконным методам в работе, дабы поддержать дисциплину и боевой дух.
  • Марвин Кэмпбелл — рядовой Майлер.
  • Стюарт Маккуарри — сержант Фаррелл, философ, который считает, что, возможно, без людей мир станет лучше.
  • Крис Данн — отец Джима.
  • Эмма Хитчинг — мать Джима.

Съёмочная группа

«Вирус ярости»

Как вспоминал режиссёр Бойл, он с удовольствием смотрел фильмы о зомби, но понимал, что они были продуктами своей эпохи — времён холодной войны, когда общество находилось в постоянном страхе перед ядерной войной[8]. У современности свои страхи, и его привлекла в сценарии Гарленда идея вирусного апокалипсиса — причём с вирусом, действующим не столько на организм, сколько на психику человека. Идея «вируса ярости», по мнению Бойла, перекликается с характерной для современности проблемой социальной агрессии — на дорогах, в больницах, даже в супермаркетах.

Продюсер фильма Эндрю Макдональд отметил, что учёные-вирусологи в фильме пытались разработать успокоительное средство, пресекающее гнев, подобное «Валиуму» (диазепаму). Специально для его испытаний была получена и введена лабораторным обезьянам культура вируса, вводившая их в состояние постоянного раздражения, вплоть до слепой ярости[8].

Дэнни Бойл так изложил концепцию вируса[8]:

Это вирус, поражающий приматов. Он чудовищно вирулентен и переносится при контакте с кровью. Он приводит к страшному состоянию агрессии, при котором даже звук человеческого голоса заставляет вас захотеть убить этого человека. И он, однако же, обречён на исчезновение, потому что они не могут питаться, они не понимают в жизни ничего другого, кроме убийств…

В известной степени идея вызываемого «вирусом ярости» заболевания перекликается с бешенством, также вирусной лихорадкой, вызывающей у заражённых животных изменения поведения; однако основой для его экранного воплощения послужила геморрагическая лихорадка Эбола, тоже вирусная. Вирус Эбола поражает приматов (обезьян и людей), передаётся именно через кровь и слизистые оболочки (глаза, полость рта), практически во всех случаях смертелен. У лихорадки Эбола были заимствованы и внешние симптомы — сильное обезвоживание, интенсивное внутреннее и внешнее кровоточение, поражение кожи; один из наиболее пугающих симптомов — поражённые вирусом глазные яблоки наполняются кровью, сочащейся наружу. При этом больной, что естественно, слепнет, однако в фильме заражённые даже при наполненных кровью глазах оставались зрячими. В фильме этот характерный симптом имитировался с помощью специального грима и красных контактных линз; по словам продюсера Макдональда, на грим заражённых ушла большая часть бюджета фильма[8].

Саундтрек

28 Days Later: The Soundtrack Album
Саундтрек Джона Мерфи
Дата выпуска 17 июля 2003
Жанр Музыка к фильму
Длительность 45:03
Лейбл Beggars XL


Диск с саундтреком к фильму был выпущен Beggars XL 17 июля 2003 года. Большая часть музыки к фильму была написана британским композитором Джоном Мерфи; в фильме также звучали отдельные треки, написанные Брайаном Ино, музыкальными группами Grandaddy, Blue States, Godspeed You! Black Emperor. Трек последних — East Hastings (Джим идёт по улицам Лондона) на диске не представлен.

Название композиции Авторы / исполнители Время Примечания
1 «The Beginning» Джон Мерфи 2:56 Инструментальные композиции
2 «Rage» Джон Мерфи 22
3 «The Church» Джон Мерфи 16
4 «James’s Parents» Джон Мерфи / Перри Эллейн (вокал) 2:29 Переаранжированная версия церковного гимна Abide with Me.
5 «Then There Were 2» Джон Мерфи 0:42 Инструментальные композиции
6 «Tower Block» Джон Мерфи 26
7 «Taxi (Ave Maria)» Джон Мерфи / Перри Эллейн 2:08 Переаранжированная версия Аве Мария (Бах и Гуно).
8 «The Tunnel» Джон Мерфи 39 Инструментальная композиция
9 «A.M. 180» Grandaddy 5:06 Песня американской группы Grandaddy, уже выходившая в их альбоме в 1997 году и в виде сингла — в 1998 году.
10 «An Ending (Ascent)» Брайан Ино 4:17 Инструментальные композиции
11 «No More Films» Джон Мерфи 0:48
12 «James’s Dream» Джон Мерфи 0:40
13 «In Paradisum» Джон Мерфи 2:11 Переаранжированная версия «Реквиема» Габриеля Форе.
14 «Frank’s Death — Soldiers» Джон Мерфи 2:39 Переаранжированная версия «Реквиема» Моцарта.
15 «I Promised Them Women» Джон Мерфи 1:24 Инструментальные композиции
16 «The Search For James» Джон Мерфи 2:41
17 «Red Dresses» Джон Мерфи 0:48
18 «In The House — In A Heartbeat» Джон Мерфи 4:16
19 «The End» Джон Мерфи 1:55
20 «Season Song» Blue States 4:12
21 «End Credits» Джон Мерфи 1:46
22 «Season Song (Rui Da Silva Remix)» Blue States 7:39 Ремикс трека «Season Song» из того же альбома; был добавлен в качестве бонуса в издании альбома в США.
23 «Taxi (Ave Maria) (Jacknife Lee Remix)» Джон Мерфи / Перри Эллейн 6:15 Ремикс трека «Taxi» из того же альбома; был добавлен в качестве бонуса в издании альбома в США.

Производство

Согласно режиссёру Бойлу, первым, что вдохновило Алекса Гарленда на написание сценария фильма, стало начало романа Джона Уиндэма «День триффидов», в котором герой просыпается в больнице и обнаруживает, что все вокруг ослеплены метеоритным дождём[11].

Сцены пустынных улиц Лондона — Пикадилли, Вестминстерский мост, Оксфорд-стрит — столь оживлённые в дневные и вечерние часы, снимались ранним утром, обычно перед самым рассветом, для чего дорожная служба перекрывала движение на несколько минут[12]. В этих условиях кинооператор Энтони Дод Мэнтл использовал цифровые MiniDV-камеры Canon XL1, которые, хоть и уступали в качестве съёмки традиционной киноаппаратуре, использующей 35-миллиметровую плёнку, обладали значительно меньшими габаритами, что позволяло быстро развернуть их на местности и успеть сделать большее количество кадров[12].

Для съёмок пролетающего в конце фильма над главными героями самолёта использовался истребитель-бомбардировщик Королевских ВВС «Хокер Хантер» компании Bianchi Aviation Film Services, специализирующейся на восстановлении для кинематографических целей самолётов, снятых с производства[13].

Награды и номинации

Награды

Год Награда или фестиваль Категория Примечание
2003 Empire Awards UK Лучший британский фильм
Европейская премия в области кино (англ. European Film Awards) Лучший оператор Энтони Дод Мэнтл
Фестиваль «Фантаспорту» Grand Prize of European Fantasy Film in Silver Дэнни Бойл
Лучший режиссёр
Narcisse Award (Neuchâtel International Fantasy Film Festival) Лучший зарубежный фильм
2004 Сатурн (приз Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США) Лучший фильм ужасов
Премия «Чёрная плёнка» (англ. Black Reel Awards) Прорыв года Наоми Харрис за исполнение роли Селины

Номинации

Год Награда или фестиваль Категория Примечание
2003 Премия Британского независимого кино Лучшие достижения в производстве
Лучший британский независимый фильм
Лучший режиссёр Дэнни Бойл
Empire Awards UK Лучший начинающий актёр Киллиан Мёрфи за исполнение роли Джима
Фестиваль «Фантаспорту» Лучший зарубежный фильм
2004 Сатурн (приз Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов США) Лучший режиссёр Дэнни Бойл
Лучший сценарий Алекс Гарленд
Премия общества поддержки независимого кино «Chlotrudis» Лучший оператор Энтони Дод Мэнтл
Лучший режиссёр Дэнни Бойл
Лучший фильм
Лучший оригинальный сценарий Алекс Гарленд
Hugo Awards Лучший фильм
2003 Сандэнс Лучший фильм

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 28 Days Later. Box Office Mojo. Дата обращения: 3 февраля 2015. Архивировано 26 февраля 2019 года.
  2. 28 Days Later.... Box Office Mojo. Дата обращения: 16 февраля 2021. Архивировано 11 августа 2022 года.
  3. 28 Days Later is the latest film from Danny Boyle, director of Shallow Grave, Trainspotting and The Beach. Дата обращения: 15 февраля 2013. Архивировано 15 декабря 2013 года.
  4. 4,0 4,1 Offers a winning combination with its realistic scenes of terror and convincing performances.. Дата обращения: 15 февраля 2013. Архивировано 24 января 2012 года.
  5. «Zombie Virus» Possible via Rabies-Flu Hybrid?. Дата обращения: 15 февраля 2013. Архивировано 13 сентября 2015 года.
  6. '28 Days Later' star Murphy makes Sundance return. Дата обращения: 15 февраля 2013. Архивировано 17 декабря 2013 года.
  7. Scares aplenty in 28 Days Later. Дата обращения: 15 февраля 2013. Архивировано 15 марта 2006 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 28 Days Later Production Notes (англ.) (PDF) 25. Fox Searchlight Pictures (2003). Дата обращения: 18 июля 2009. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  9. Time Out Film. The 100 best British films (англ.). timeout.com. Time Out (17 февраля 2017). Дата обращения: 2 июня 2018. Архивировано 3 апреля 2019 года.
  10. Danny Boyle reveals 'wonderful' idea for new 28 Days Later film (англ.). The Independent (24 июня 2019). Дата обращения: 24 июня 2019. Архивировано 24 июня 2019 года.
  11. Mark Kermode. A capital place for panic attacks (англ.). London: The Guardian (6 мая 2007). Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 13 мая 2007 года.
  12. 12,0 12,1 Douglas Bankston. Anthony Dod Mantle, DFF injects the apocalyptic 28 Days Later with a strain of digital video. American Cinematographer (1 июля 2003). Дата обращения: 1 июня 2018. Архивировано 20 января 2018 года.
  13. MORE FILMING NEWS (англ.). bianchiaviation.com. BAFS (30 октября 2002). Архивировано 30 декабря 2012 года.


Ссылки