18-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Знак «Гвардия»18-я гвардейская бомбардировочная авиационная
Орловско-Будапештская
дивизия
Вооружённые силы Союз Советских Социалистических Республик ВС СССР
Вид вооружённых сил Союз Советских Социалистических Республик Союз Советских Социалистических Республик ВВС СССР
Род войск (сил) Бомбардировочная авиация
Почётные наименования «Орловская» «Будапештская»
Формирование 26.12.1944 г.
Расформирование (преобразование) 01.12.1946 г.
Районы боевых действий

Великая Отечественная война (1945):

Преемственность
Предшественник 8-я гвардейская авиационная Орловская дивизия Дальнего действия

18-я гвардейская бомбардировочная авиационная Орловско-Будапештская дивизия (18-я гв. бад) — авиационное соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА бомбардировочной авиации, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны на самолётах Ер-2.

История наименований дивизии

История и боевой путь дивизии

Самолёт Ер-2. На этот самолёт переучились все полки дивизии

18-я гвардейская бомбардировочная авиационная Орловская дивизия 26 декабря 1944 года преобразована из 8-й гвардейской авиационной Орловской дивизии Дальнего действия Директивой Генерального Штаба № орг.10/315706 от 26 декабря 1944 года и вошла в состав 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса[1].

До апреля 1945 года дивизия находилась в составе 18-й воздушной армии. С 30 марта 1945 года дивизия вошла в боевой состав 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии, в котором прошла дальнейший боевой путь. Сразу после вхождения в состав корпуса дивизия приняла участие в Кенигсбергской операции. За образцовое выполнение заданий командования при овладении городом Будапешт приказом Народного комиссара обороны СССР № 064 от 5 апреля 1945 года на основании Приказа ВГК № 277 от 13 февраля 1945 года дивизия получила почётное наименование «Будапештская»[1][2].

По состоянию на 1 апреля 1945 года полки дивизии были сосредоточены на аэродромах: Белая Церковь (327-й и 332-й бап), 16 марта 329-й бомбардировочный авиационный полк с Борисполь перебазировался на аэродром Белая Церковь, Умань (328-й бап). Летный состав дивизии в боях не участвовал, проходя переучивание на самолёты Ер-2 в составе 143-х экипажей, из них 50 опытных экипажей и 93 молодых экипажа. Всего в дивизии насчитывалось 59 боевых самолётов, из них 37 исправных[2].

С 17 апреля дивизия приняла участие в боевых действиях в составе корпуса, нанося удары по важным объектам противника в районе порта Свинемюнде и в районе Кёнигсберга и Данцига. Весь период боевых действий дивизия проводила войсковые испытания самолёта Ер-2 в боевых условиях.

Участие в операциях и битвах

В действующей армии

В составе действующей армии дивизия находилась с 17 апреля 1945 года по 9 мая 1945 года[3].

Командир дивизии

Звание Имя Период Примечание
Hero of the Soviet Union medal.png Полковник, Генерал-майор авиации Тихонов Василий Гаврилович[1] 26 декабря 1944 года — декабрь 1946 года

В составе объединений

Дата Армия (командование) Корпус (армия)
26.12.1944 г. 18-я воздушная армия
30.03.1945 г. 18-я воздушная армия 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус
09.05.1945 г. 18-я воздушная армия 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус
10.06.1945 г. 18-я воздушная армия 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус
01.04.1945 г. 2-я воздушная армия дальней авиации 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус
01.12.1946 г. 2-я воздушная армия дальней авиации 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус

Послевоенная история дивизии

После окончания войны дивизия входила в состав 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии. Весь послевоенный период дивизия продолжала проводить войсковые испытания самолёта Ер-2. Постановлением ГКО СССР 24 августа 1945 г. прекращены испытания Ер-2. Это решение было предопределено отрицательными результатами войсковых испытаний, закончившихся в дивизии[4]. В 1946 году часть полков дивизии была расформирована, часть переданы в другие дивизии. Сама дивизия к декабрю 1946 года расформирована в составе 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии[1].

Части и отдельные подразделения дивизии

За весь период своего существования боевой состав дивизии претерпевал изменения:

Период Наименование Вооружение
26.12.1944 — 21.12.1945 г. 327-й бомбардировочный авиационный полк[2] Ер-2, убыл в состав 334-й бад
21.12.1945 г. — 20.02.1949 г. 328-й бомбардировочный авиационный полк[2] Ер-2, убыл в состав 326-й бад
26.12.1944 — 25.05.1946 г. 329-й бомбардировочный авиационный полк[2] Ер-2, расформирован
26.12.1944 — 18.06.1946 г. 332-й бомбардировочный авиационный полк[2] Ер-2, расформирован

Почётные наименования

  • 18-й гвардейской бомбардировочной авиационной Орловской дивизии присвоено почётное наименование «Будапештская»[5].

Благодарности Верховного Главнокомандующего

Воинам дивизии объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего:

Герои Советского Союза

Базирование

Период Аэродром
03.1945 — 12.1946 Белая Церковь[2][8], Украинская ССР

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 850. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Штаб 2-го гв. бак. Журнал боевых действий 2 гв. бак. Период с 01.03.1945 по 30.03.1945 г.. ЦАМО РФ (30.03.1945 г.). Дата обращения: 30 декабря 2016.
  3. Коллектив авторов. Перечень № 9 соединений и частей авиации дальнего действия со сроками их вхождения в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны. / Покровский. — Министерство обороны СССР. Военно-научное управление Генерального Штаба. — Москва: Воениздат, 1956. — Т. Директива Генерального штаба 1956 г. № 168906. — 24 с.
  4. Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Дальний бомбардировщик Ер-2 "Самолёт несбывшихся надежд". — М. : Яуза-Эксмо, 2012. — С. 27. — 44 с. — (Война и Мы. Авиаколлекция). — ISBN 978-5-699-57293-9.
  5. Приказ НКО CCCР № 064 от 5 апреля 1945 года на основании Приказа ВГК № 277 от 13 февраля 1945 года
  6. Верховный Главнокомандующий. Приказ № 333 от 09.04.1945 г. // Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза. Сборник / Коллектив авторов. — Министерство обороны СССР. Институт военной истории Министерства обороны СССР. Военно-научное управление Генерального штаба Вооружённых Сил Союза ССР. — Москва: Воениздат, 1975. — С. 450–452. — 598 с.
  7. Верховный Главнокомандующий. Приказ № 339 от 23.04.1945 года // Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза. Сборник / Коллектив авторов. — Министерство обороны СССР. Институт военной истории Министерства обороны СССР. Военно-научное управление Генерального штаба Вооружённых Сил Союза ССР. — Москва: Воениздат, 1975. — С. 459–462. — 598 с.
  8. Штаб 18-й гв. бад. Приказ 18-й гв. бад № 6. Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 686196 ед.хранения: 3691 № записи: 25649258. ЦАМО РФ (24.09.1945 г.). Дата обращения: 30 декабря 2016.

Литература

  • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — 992 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
  • Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.. — Москва: Наука, 1977. — 288 с. — 70 000 экз.
  • Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Дальний бомбардировщик Ер-2 "Самолёт несбывшихся надежд". — М. : Яуза-Эксмо, 2012. — С. 27. — 44 с. — (Война и Мы. Авиаколлекция). — ISBN 978-5-699-57293-9.

См. также

Ссылки