15 (альбом «Урфина Джюса»)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
15
Обложка альбома группы «Урфин Джюс» «15» (1982)
Студийный альбом группы «Урфин Джюс»
Дата выпуска 1982
Дата записи апрель 1982
Место записи тон-ателье Свердловской киностудии
Жанры Арт-рок
Страна  СССР
Язык песен русский
Лейбл см. Хронология выпуска
Хронология
«Путешествие»
(1981)
15
(1982)
«Жизнь в стиле Heavy Metal»
(1984)

15 — второй студийный альбом советской рок-группы «Урфин Джюс», записанный в 1982 году.

Альбом записан в изменившемся по сравнению с предыдущим альбомом, ставшем «классическим» составе группы: Александр Пантыкин (вокал, бас-гитара, клавишные), Егор Белкин (вокал, гитара), Владимир Назимов (ударные). Альбом был выпущен (самими участниками группы) в 1982 на двух магнитофонных катушках в оригинальном оформлении, разошёлся (сравнительно большим для того времени тиражом — несколько сотен экземпляров) по стране, сделав группу известной. Альбом считается «классикой» т. н. «свердловского рока»; упоминается в монографии Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока»[1]. Переиздавался в 1990-е на магнитофонных кассетах, позднее — на CD-дисках.

История альбома

Запись и оформление

Записи второго альбома «Урфин Джюса» предшествовали полгода репетиций: по пять раз в неделю с семи до одиннадцати плюс выходной день. Новая программа, написанная на стихи поэта Илья Кормильцева, оказалась исчерпанной. Репетиции нового трио проходили в пригороде Свердловска Верхняя Пышма, на базе производственного объединения «Радуга», изготовлявшего детские игрушки. Александр Пантыкин устроился в «Радуге» на почётную должность руководителя вокально-инструментального ансамбля, а вернувшийся из военных лагерей Илья Кормильцев устроился там же на штатном посту технолога. Благодаря личному обаянию и витавшим в воздухе флюидам «Урфин Джюсу» удалось сделать из репетиций местный клуб, а также гарантийное письмо на оплату «Радугой» записи альбома в тон-ателье Свердловской киностудии[2].

Однако, на киностудии коллектив ожидал неприятности. Запись звукового ряда осуществлялась на 35-миллиметровую плёнку при помощи восьми металлических шкафов, занимавших половину студии и в реальности являвшихся каналами магнитофона. Киноплёнка при этом покрывалась магнитным слоем и по окончании записи на каждую из восьми машин синхронизировалось[что?] в монтажной, с помощью перфорации. Однако это выяснилось значительно позже. Пока Пантыкин, услышав словосочетание «восемь каналов», пригласил на запись трубача и струнный секстет консерватории. В тон-ателье киностудии Пантыкин нашёл фонотеку искусственных шумов и начал экспериментировать с их наложением. Звук оказался мутным, что даже репетиционные черновики, записанные на «Радуге», звучали лучше. В результате чего вместо рок-группы слушался тяжёлый эстрадный оркестр, исполнявший смесь арт-рока, джазовых инструментальных фрагментов и классической музыки[2].

Уже первые записи в 1982 году показали, что этим затеям сбыться не суждено. Плохое звучание инструментов не давало никакой энергетической подзарядки и исправить положение не представлялось возможным. Вскоре это поняли сами участники записи. Александр Пантыкин не растерялся, он провёл собрание группы и вынес на повестку дня вопрос о звучании звука. Совет закончился тем, что группа поставила на альбом крест и на несколько дней ушла в запой. Тогда Пантыкину в голову пришла мысль. Отловив каждого члена коллектива он произносил речь: «Ребята! Деньги на запись выделены, и части работы нами выполнена. Никто не заставляет этот альбом тиражировать, если он нами не понравится. В этом случае мы отдадим на „Радугу“ плёнку, а сам альбом перепишем в другом месте.» После этого все временно успокоились, и запись решено было продолжить. Но теперь группе ожидали уже другие неприятности: каким получается музыкальное оформление, категорически не нравилось Кормильцеву[2].

Темой следующего столкновения стала продолжительность звучания альбома. Первоначально музыкантами планировалось зафиксировать только один альбом, а часть компзиции сделать «про запас». Проблема состояла в том, чтобы после окончания записи выяснить, какие композиции будут лишними. Когда на очередном собрании музыканты начали выяснять между собой, какие композиции изъять из альбома, в группе снова вспыхнул конфликт. Воспитанные на разной музыке, участники записи предлагали почти не пересекающийся набор «основных» композиций. Когда в бесконечных дебатах стало понятно, что прийти к общему знаменательному не удастся, Александр Пантыкин предложил решение: включить в альбом все песни. Так 15 стал двойным альбомом[2].

После завершения записи киностудия выставила производственному объединению «Радуга» счёт на сумму в размер 5000 рублей. Когда Пантыкин принёс этот документ в родной профком вместе двумя оформленными катушками, активисты сказали: «И вот эти две коробки стоят 5000 рублей?». Но отступать им было некуда — гарантийное письмо обязывало «Радугу» выплатить киностудии стоимость записи целиком.[2]

Конечное название было придумано случайно. Александр Коротич поинтересовался, сколько всего в альбоме будет песен. Пантыкин, загибая пальцы, в ответ сказал, что, скорее всего, будет пятнадцать.[2]

На уроках в Архитектурном институте Александр Коротич нарисовал карандашом обложку. Изображённые на развороте две руки как бы передвигали фишки с названиями песен, а все пустеющее пространства были стилизованы под актуальную в те времена космическую тематику, символизирующую глобальность данной затеи. Любопытно, что обручальное кольцо, опрометчиво нарисованное Коротичем на безымянном пальце правой руки, вызывало негодование среди свердловских поклонниц группы.[2]

Музыка и тематика песен

На «пятнашке» присутствовало сразу несколько 6-7 минутных композиций. В них тогда не хватало элемента здорового хулиганства. Подтверждением данного тезиса является композиция «451°F», о которой заранее было известно, что она будет открывать альбом, и репетировалась музыкантами до полного умопомрачения. После «Лишней детали» и «Человека подобие ветра» на альбоме шёл одна из известных песен «Homo Superior», эффектно сыгранная с подключением духовной секции.

Второй альбом открывается энергичном номером песни «Актёр в чёрно-белой ленте», которая язвительно анонсировалась Егором Белкиным во время неудачных концертов как «песня о трудной судьбе актёра на Западе». Из остальных композиций выделялись трагически зафланжированный «Автомобиль без управления» и «Размышления компьютера о любви».[2]

Выпуск

Процесс тиражирования осуществлялся следующим образом: две коробки от маленьких катушек (300 м, 30 мин.) склеивались клапанами одна с другой и в результате получался двойной альбом. Большие 525-метровые катушки не покупались принципиально, поскольку двойной альбом представлял собой редкое в то время издание и в сдвоенных катушках присутствовал определённый пафос, который работал на общую идею. Тиражирование обложки происходило в лаборатории главного фотографа газеты «Архитектор» Олега Раковича, а также у знакомых Александра Пантыкина в Челябинске и на квартире у друга «Урфин Джюса» Дмитрия Константинова. Поскольку перезапись осуществлялась бесплатно, процесс распространения альбома напоминал налаженное бесприбыльно производство.[2]

Хронология выпусков

Регион Дата Лейбл Форматы Каталог
 СССР 1982 нет Бобина, компакт-кассета нет
 Россия 1994 Симаз CD AR 002
AR 002-2
1995 Moroz Records CS MR 95080 MC1
MR 95080 MC2
2001 CD Land Records CD CDLREC 497-01

Отзывы и критика

Александр Пантыкин считает, что в 1982 году подобную музыку никто не играл. Несмотря на корявые местами тексты, напоминавшие социалистическую агитацию с элементами тоталитарного примитивизма, всесоюзную известность свердловскому року принёс именно «Урфин Джюс».[2]

Подобная работа не могла не принести свои плоды — правда, своеобразные. «Урфин Джюс» возглавил все «чёрные списки», и чиновники от Министерства культуры СССР стали запрещать коллектив несколько раз в году. Местные рок-музыканты настороженно относились к подобной деятельности Пантыкина[2].

Список композиций

Автор всей музыки — Александр Пантыкин, кроме «Призрачный гость» (Александр Пантыкин, Юрий Богатиков, Александр Плясунов).
Автор всех текстов — Илья Кормильцев.
Аранжировка — группа «Урфин Джюс».

Название Длительность
1. «451°F» 7:27
2. «Мир на стене» 5:35
3. «Лишняя деталь» 5:11
4. «Человек наподобие ветра» 3:40
5. «Homo Superior» 3:38
6. «Призрачный гость» 7:02
7. «Мышь» 3:05
8. «Актёр в чёрно-белой ленте» 5:24
9. «Ты слишком неподвижен» 4:00
10. «Пропасть» 6:29
11. «Тупик» 3:48
12. «Автомобиль без управления» 6:23
13. «Кукла» 4:22
14. «Размышления компьютера о любви» 4:55
15. «Другая сторона холма» 5:54

Участники записи

Дополнительные музыканты

  • В. Часов — труба;
  • И. Аввакумова, И. Диченко, М. Кусайло, Л. Зухова, М. Носкова, Л. Шашкова — струнные;
  • Виктор Резников — губная гармошка.

Технический персонал

  • Звукооператор — Сергей Сашнин;
  • Ассистенты звукооператора — Сергей Морозенко и Николай Косарев;
  • Звукооператор группы «Урфин Джюс» — Виктор Резников;
  • Оформление альбома — Александр Коротич;
  • Фотографии — Олег Ракович;
  • Аннотация и тексты (вкладка) — Илья Кормильцев.

Запись сделана в апреле 1982 года в Свердловске, в тон-ателье Свердловской киностудии.

Примечания

Источник
  1. 100 МАГНИТОАЛЬБОМОВ СОВЕТСКОГО РОКА. УРФИН ДЖЮС. «15» (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 января 2019. Архивировано 8 марта 2013 года.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Кушнир, Урфин Джюс 15 (1982).

Литература

Ссылки