14 декабря (роман)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
14 декабря
Жанр исторический роман
Автор Д. С. Мережковский
Язык оригинала русский

«14 декабря» — роман Д. С. Мережковского, опубликованный в 1918 году (первоначально как «Николай I и Декабристы»)[1] и ставший третьей, заключительной частью трилогии «Царство Зверя», начатой пьесой «Павел I» и продолженной романом «Александр I».[2]

История создания романа

События, происходившие в «14 декабря», во многом перекликались с драматической ситуацией в то время, когда писался и публиковался роман. Тем не менее, даже в конце 1917 года Мережковский ещё сохранял иллюзии относительно роли «демократической интеллигенции» в истории России. В годовщину декабрьского возмущения писатель опубликовал в газете «Вечерний звон» статью «1825-1917», в которой утверждал:

Подлинный авангард русской революции — не крестьяне, не солдаты, не рабочие, а вот эти герои Четырнадцатого и мы, наследники их — русские интеллигенты, «буржуи», «корниловцы», «калединцы», «враги народа»… Русская революционная интеллигенция — русская революционная аристократия… Все мы, русские интеллигенты, в этом смысле — «декабристы» вечные — вечные стражи революционного сознания, революционной свободы и революционной личности.[2]

Д.Мережковский. «Вечерний звон»

«14 декабря» считается самым сюжетно динамичным и композиционно совершенным романом Мережковского. Во многом концепция романа укладывалась в общую схему мировоззрения писателя: изображённые в нём события — бунт на Сенатской площади, выступление Черниговского полка на Украине и всё, затем последовавшее, — являлись для героев Мережковского «опытом практического воплощения о Царстве Божием на земле как на Небе»[2].

Документальная часть романа была построена, на первый взгляд, на строгом следовании историческим документам. Однако документ (как отмечал критик О. Михайлов), «как и географические и исторические реалии, в итоге как бы сковывал фантазию Мережковского-художника». Писатель оставался, «можно сказать, внутри документа», преобразуя его то в выдуманный дневник одного из персонажей романа, то в форму острого диалога или внутреннего потока сознания, который превращался таким образом в поток цитат[3].

Отзывы критики

Если первая трилогия была признана выдающимся явлением уже на момент её завершения, в современной Мережковскому — русской и европейской — критике, то вторая трилогия, «Царство Зверя», была признана лишь на Западе и практически проигнорирована в России и СССР. Дореволюционные критики искали в ней прежде всего воплощение религиозных, политических и философских идей писателя, рассматривая художественную часть лишь как иллюстрацию этих идей[4].

Ссылки

Примечания

  1. Д.С.Мережковский. www.hrono.info. Дата обращения: 7 марта 2010. Архивировано 20 апреля 2012 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ю. В. Зобнин. Дмитрий Мережковский: жизнь и деяния. Москва. — Молодая гвардия. 2008. Жизнь замечательных людей; Вып. 1291 (1091)). ISBN 978-5-235-03072-5…
  3. Олег Михайлов. Д. С. Мережковский. Собрание сочинений в четырёх томах. Пленник культуры (О Д. С. Мережковском и его романах), вступительная статья. — Правда, 1990 г. — 2010-02-14
  4. А.М.Михин. Роман Д. С. Мережковского "Александр 1": художественная картина мира : художественная картина мира. РГБ ОД, 61:05-10/238 (Магнитогорск, 2004). Дата обращения: 7 марта 2010. Архивировано 20 апреля 2012 года.