Ящик с игрушками

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ящик с игрушками
La Boite a joujoux
Обложка издания балета «Ящик с игрушками», издательство «Дюран и сын» (Durand & fils, 1913)Обложка издания балета «Ящик с игрушками», издательство «Дюран и сын» (Durand & fils, 1913)
Композитор Клод Дебюсси
Автор либретто Андре Элле
Оркестровка Андре Капле
Дирижёр-постановщик Дезире-Эмиль Энгельбрехт
Количество действий 1
Год создания 1913
Первая постановка 10 декабря 1919
Место первой постановки Лирический театр Водевиль, Париж

«Ящик с игрушками» (фр.  La Boîte à joujoux) — одноактный балет французского композитора Клода Дебюсси, предназначенный для детской аудитории и основанный на иллюстрациях к детской книге художника Андре Элле  (фр.). Является третьим и последним балетом Дебюсси[1]. Балет первоначально написан для фортепиано, композитор работал над его оркестровкой, вероятно, до 1917 года, но так её и не закончил[2]. Её завершил уже после смерти Дебюсси его друг Андре Капле. Премьера балета состоялась в 1919 году[3]. Клавир балета, сочинённый в период между июлем и октябрем 1913 года, был опубликован с иллюстрациями Андре Элле[4].

История создания

Заказ на создание детского балета Дебюсси получил от художника-иллюстратора Андре Элле, который принёс готовый сценарий с рисунками. По поводу создания балета сохранилась переписка между композитором и художником, которая проливает свет на историю его создания. Из неё становится ясно, что Дебюсси влиял на художественное оформление этого сочинения, а художник многие его предложения принял. Первое письмо датировано 20 июня 1913 года; из него следует, что Дебюсси хотел написать на сюжет Элле балет и заранее предложил его своему постоянному нотному издателю Жаку Дюрану, после чего началась работа над созданием произведения[1].

Балет посвящён дочери композитора — Клод-Эмме Дебюсси (1905—1919; домашнее прозвище «Шушу»), которой ранее также был посвящён фортепианный цикл «Детский уголок». Единственную дочь композитора родила в 1905 году его вторая жена Эмма Бардак. Девочка была музыкально одарённой, исполняла некоторые сочинения отца и музицировала. 25 июля 1913 года Дебюсси писал Жаку Дюрану: «Я выпытываю все секреты у старых кукол Шушу». Позже музыкальный критик Марсель Дитши по этому поводу заметил: «Он извлёк свой балет из ящика с игрушками Шушу»[2].

В начале сентября того же года композитор писал Дюрану про работу над балетом: «Я счастлив, что музыка „Коробки с игрушками“ вам понравилась… я попытался быть ясным и даже „забавным“, не позируя и без ненужной акробатики»[5]. Балет был закончен в октябре 1913 года, а весной 1914 года Дебюсси начал заниматься переложением его для оркестра. В сентябре того же года композитор, постоянно испытывающий материальные проблемы, получил две тысячи франков в качестве аванса за оркестровку этого произведения, которая в авторском переложении так и осталась незаконченной.

Дебюсси рассматривал различные концепции постановки балета, то предполагая исполнять его силами театра марионеток[6], то отдав роли детям[1]. По его мнению, привлекать балетмейстера к постановке балета не было необходимости, а можно было обойтись театральным режиссёром, который наметил бы рисунок мизансцен. О замысле балета и его специфике композитор рассказывал в интервью в начале февраля 1914 года следующее[7]:

„Ящик с игрушками“ предполагается пантомимой на музыку, написанную мной в рождественских и новогодних альбомах для детей! Произведение предназначается для развлечения детей — и не более. Пьесы из альбомов надо соединить, сделать из них три картины...

Премьера балета в оркестровке Андре Капле прошла 10 декабря 1919 года в парижском Лирическом театре Водевиль  (фр.). Первое представление балета с участием марионеток состоялось в 1962 году в Нидерландах по случаю столетия со дня рождения Дебюсси.

Сюжет

О содержании балета композитор в том же интервью рассказывал следующее[7]:

Картонный воин любит куклу; он старается доказать ей это. Но красотка изменяет ему с полишинелем. Это доходит до сведения воина и происходят ужасные вещи: бои между деревянными солдатами и полишинелями. Словом, влюбленный в красавицу-куклу воин тяжело ранен во время сражения. Кукла за ним ухаживает и... всё кончается как нельзя лучше. Вы видите, что это наивно... чисто по-детски.

В первом издании балета с рисунками А. Элле его сценарий описывался следующим образом[2]:

Куклы танцевали. Деревянный солдатик, увидев одну из них, влюбился. Но Кукла уже отдала свое сердце другому — ленивому, легкомысленному и скандальному Полишинелю. Драка между Полишинелем и Солдатиком приводит к большому сражению между полишинелями и солдатиками, в котором влюбленный Солдатик был серьёзно ранен. Покинутая негодным Полишинелем Кукла забрала Солдатика к себе домой, лечила его и, в конце концов, влюбилась в него. Они поженились, были счастливы и имели много детей. Дерзкий Полишинель стал сторожем, и жизнь в ящике с игрушками продолжалась.

Структура

Балет состоит из одного действия, в четырёх картинах с Прелюдией и Эпилогом. В первой картине показывается магазин игрушек и происходит парад кукол. Во второй происходит сражение между солдатиками и полишинелями. После битвы сражающиеся отступают в разные стороны. В третьей картине действие происходит на заброшенной ферме (овчарня), которую покупают Кукла и Солдатик. В четвёртой картине на сцене представлена уже обустроенная ферма с вывеской: Через 20 лет. Перед фермой — Солдатик с седой бородой, сильно располневшая Кукла, а рядом расположились их дети. Кукла уже не может танцевать, но пробует петь, а их дети танцуют зажигательную польку «на знаменитый мотив», которую они «танцуют в восторге». В Эпилоге возвращается музыка и декорации первой картины, а все игрушки прячутся в ящик[2]:

  1. Прелюдия. Сон в ящике (фр. Prélude. Le Sommeil de la boîte).
  2. Магазин игрушек (Le Magasin de jouets)
  3. Поле сражения (Le Champ de bataille)
  4. Овчарня на продажу (La Bergerie à vendre)
  5. Всё хорошо, что хорошо кончается (Après fortune faite)
  6. Эпилог (Épilogue).

Характеристика

В балете имеются три основных лейтмотива в духе «игрушечного мира»: мотив в ритме вальса Куклы, фанфары Солдатика и скерцозный мотив Полишинеля[2]. В музыкальном отношении балет насыщен различными цитатами и аллюзиями. Цитаты можно разделить на три основных группы: французские детские и народные песни (пастушеская песенка — Il était une bergère или Il pleut une bergère; Баю-баюшки дитя — Dodo l'enfant do; Пан, что это там? — Pan qu'est ce qu'est là; Фанфан Тюльпан — Fanfan La Tulipe), темы известных классических произведений («Свадебный марш» Феликса Мендельсона, марш и хор солдат из оперы «Фауст» Шарля Гуно) и самоцитирование («Детский уголок», «Остров радости» и др.)[1][2] Также авторы балета проводят намеренную параллель между Куклой, Солдатиком, Полишинелем и главными героями оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Также возможны отсылки к миру образов балета И. Ф. Стравинского «Петрушка». По мнению музыковеда А. А. Альшванга, кроме сочинения Стравинского балет Дебюсси по своему игрушечному жанру можно отнести к традиции заложенной ещё балетом Лео Делиба «Коппелия»[8].

Оркестровое переложение

Оркестровку закончил в 1919 году друг композитора Андре Капле по начатым эскизам Дебюсси. Состав оркестра:

фортепиано, челеста, 2 флейты, 2 кларнета, 2 фагота, 2 гобоя, английский рожок, 2 валторны, 2 трубы, скрипки, альты, виолончели, контрабасы, арфа, треугольник, литавры, тарелки, бубен, большой барабан, трещотка.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Кривицкая Е. Д. К вопросу о методе цитирования у Дебюсси на примере балета «Ящик с игрушками» // Проблемы музыкальной науки. — 2018. — № 3. — С. 36—47.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Кокорева Л. М. Клод Дебюсси: Исследование. — М.: Музыка, 2010. — С. 346—349. — 496 с. — ISBN 978-5-7140-1206-8.
  3. Кремлёв Ю. А. Клод Дебюсси. — М.: Музыка, 1965. — С. 614. — 792 с.
  4. Шартон А. Дебюсси. — М.: Молодая гвардия. — (Жизнь замечательных людей), 2016. — С. 202. — 235 с. — ISBN 978-5-235-03857-8.
  5. Дебюсси К. Избранные письма. — Л.: Музыка, 1986. — С. 204. — 315 с.
  6. По этому поводу композитор писал Жаку Дюрану в октябре 1913 года: «По-моему, одни марионетки смогут постичь текст и выразительность музыки».
  7. 7,0 7,1 Дебюсси К. От «Пеллеаса» к «Галантным празднествам». Клод Дебюсси говорит о своих театральных замыслах. Беседа с журналистом Морисом Монтабре // Статьи. Рецензии. Беседы. — М.; Л.: Музыка, 1964. — С. 235—237.
  8. Альшванг А. А. Клод Дебюсси. Жизнь и деятельность, мировоззрение, творчество. — М.: Музгиз, 1935. — С. 41—42. — 96 с.

Литература

  • Дебюсси К. Ящик с игрушками: балет в трёх картинах для фортепиано на сюжет Андре Элле. — М.: Музыка, 1965. — 52 с.
  • Дебюсси К. Избранные письма. — Л.: Музыка, 1986. — 315 с.
  • Кривицкая Е. Д. К вопросу о методе цитирования у Дебюсси на примере балета «Ящик с игрушками» // Проблемы музыкальной науки. — 2018. № 3. — С. 36—47.
  • Кокорева Л. М. Клод Дебюсси: Исследование. — М.: Музыка, 2010. — 496 с. — ISBN 978-5-7140-1206-8.
  • Кремлёв Ю. А. Клод Дебюсси. — М.: Музыка, 1965, — 792 с.
  • Лонг М. За роялем с Дебюсси / Пер. с фр. Ж. Грушанской.— М.: Советский композитор, 1985. — 163 с.
  • Шартон А. Дебюсси. — М.: Молодая гвардия. — (Жизнь замечательных людей), 2016. — 235 с. — ISBN 978-5-235-03857-8.

Ссылки