Ярославский, Емельян Михайлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Емельян Ярославский
Председатель «Союза воинствующих безбожников» и Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) — ЦК ВКП(б) Е.М. ЯрославскийПредседатель «Союза воинствующих безбожников» и Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) — ЦК ВКП(б) Е.М. Ярославский
Имя при рождении Миней Израилевич Губельман
Дата рождения 19 февраля (3 марта) 1878(1878-03-03)
Место рождения Чита, Забайкальская область, Российская империя
Дата смерти 4 декабря 1943(1943-12-04) (65 лет)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  Российская империя
 СССР
Род деятельности антирелигиозная пропаганда
Вероисповедание отсутствует (атеист)
Партия ВКП(б)
Награды
Орден Ленина — 1938
Сталинская премия — 1943

Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (урождённый Мине́й Изра́илевич Губельма́н; 19 февраля [3 марта1878, Чита, Забайкальская область, Российская империя4 декабря 1943, Москва) — российский революционер, советский партийный и государственный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель «Союза воинствующих безбожников» и Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) — ЦК ВКП(б). Академик АН СССР (28.01.1939). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член Центрального Комитета ВКП(б).

Биография

Родился в семье ссыльнопоселенцев. Еврей. Получил начальное образование и в 9 лет поступил учеником в переплётную мастерскую, проработал в ней три года. В 1892 году закончил в Чите городское 3-классное училище. По окончании его сдал экстерном экзамен за четыре класса гимназии, и больше нигде не учился.

В 1898 году вступил в РСДРП, организовал социал-демократический кружок на Забайкальской железной дороге.

Партийные клички: Емельян, Емельян Емельянович, Емельян Иванович, Емельянов, Ильян, Верин, Клавдин, Панин, Лапин, Красильников, Марианна, Сибиряк, Социалист, Читинец.

В 1901 году — за границей, корреспондент «Искры».

Е. М. Ярославский, 1906

В 1902 году — член Читинского комитета РСДРП.

В 1903 году на нелегальном положении, член Петербургского комитета РСДРП. Стал одним из руководителей Боевого центра РСДРП. Боевой центр создал хорошо вооружённые формирования, занимавшиеся так называемыми экспроприациями — грабежами банков и частных лиц, средства от которых направлялись, в том числе, на партийные нужды.

Организатор стачки текстильщиков в Ярославле (отсюда псевдоним Ярославский).

Ярославский был участником Революции 1905—1907 годов. Невеста Ярославского, тоже революционерка Ольга Михайловна Генкина (1882—1905), была убита черносотенцами при попытке провоза партии оружия для революционеров[1]. Ярославский вёл партийную работу также в Екатеринославе и Петербурге (редактор газеты «Казарма»); участвовал в 1-й конференции военных и боевых организаций РСДРП в Таммерфорсе, был членом Московского комитета РСДРП и военной организации большевиков, делегатом 4-го и 5-го съездов РСДРП[2].

Емельян Ярославский, 1938

В 1907 году он был арестован и отправлен на каторгу (отбывал в Горном Зерентуе, Нерчинская каторга), затем жил на поселении в Восточной Сибири.

В 1915—1917 годах заведовал Якутским краеведческим музеем.

После Февральской революции 1917 года стал членом Якутского комитета общественной безопасности, затем в мае возглавил Якутский совдеп. С июля 1917 работал в Московской военной организации Московского комитета РСДРП(б).

Делегат 6-го съезда РСДРП(б).

В дни Октябрьской революции Ярославский — член Московского партийного центра по руководству вооружённым восстанием, член Военно-революционного комитета, первый комиссар Кремля, бежал из Кремля во время восстания юнкеров.

Ярославский был одним из редакторов московских газет «Социал-демократ» и «Деревенская правда». В 1918 примыкал к группе «левых коммунистов» по вопросу о Брестском мире.

В 1918—1919 годах Ярославский — уполномоченный ЦК РКП(б) по проведению мобилизации в Красную армию, комиссар Московского военного округа[3].

В 1919—1921 годах — кандидат в члены ЦК ВКП(б).

В 1919—1922 годах — секретарь Пермского губкома, член Сибирского областного бюро ЦК РКП(б). В 1921—1923 годах — член ЦК РКП(б). В 1921 году — секретарь ЦК и член Оргбюро ЦК РКП(б). В 1921 году был государственным обвинителем на процессе Романа Унгерна. Один из инициаторов создания журнала «Сибирские огни».

Ярославский был старостой Общества бывших политкаторжан, а с 1931 года — председатель Всесоюзного общества старых большевиков и Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929—1935). Был членом редколлегии «Правды», журналов «Большевик» и «Историк-марксист», газеты «Безбожник», редактором «Исторического журнала»[2].

В 1923—1934 годах — член Центральной контрольной комиссии (в 1923—1934 годах член Президиума, в 1923—1926 член Секретариата, в 1924—1934 секретарь Партколлегии Центральной контрольной комиссии). Кандидат в члены Исполкома Коминтерна (1928).

В 1934—1939 — член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б).

C 1939 года до смерти — член ЦК ВКП(б).

С 28 января 1939 года — академик АН СССР по специализации: история. Руководил кафедрой истории ВКП(б) в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б) и лекторской группой ЦК.

Карикатура на Сталина и Ярославского, распространялась после XV съезда ВКП(б) «левой оппозицией». Автор (предположительно): В. И. Межлаук.

Ярославский был членом ЦИК СССР, депутатом Верховного Совета СССР[2].

С начала 1930-х Ярославский — активный сторонник Сталина.

На XVII съезде ВКП(б) заявил: «Товарищ Сталин был наиболее зорким, наиболее далеко видел, наиболее неуклонно вёл партию по правильному, ленинскому пути».

В 1939 году написал книгу «О товарище Сталине». Одну из глав книги Ярославский назвал «Вождь народов». Главная её идея: «Рядом с Лениным, начиная с конца 1890-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идёт товарищ Сталин…»[4]. В этой книге-панегирике Ярославский несколько раз подчёркивает «беспощадность Сталина к врагам»[5].

Был автором большого числа других публикаций по истории Коммунистической партии и революции.

В годы Великой Отечественной войны статьи и речи Ярославского призывали бойцов Красной Армии и всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага. С. Л. Фирсов отмечает, что Ярославский «вынужден был по воле Сталина в первые месяцы войны написать статью „Почему религиозные люди против Гитлера“, тональность которой кардинально отличалась от тональности всех его антирелигиозных статей, написанных до того»[6].

Умер 4 декабря 1943 года в Москве от рака желудка[7]. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади. В 1953 году, во время дела врачей, некоторым врачам было предъявлено обвинение в преступной халатности, которая выражалась в «запоздалом диагностировании» рака желудка у Ярославского[7].

Безбожник

Брошюры Емельяна Ярославского

Н. С. Хрущёв вспоминал, что в ВКП(б) Ярославского называли «советским попом», так как в 1920—1930-х годах он являлся главным авторитетом партии по «церковному вопросу», был одним из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства[8][9]. Многократно переиздававшаяся книга Ярославского «Библия для верующих и неверующих» обосновывала положение о том, что содержание Библии свидетельствует о полном отсутствии в ней чего-либо священного, ибо она представляет собой собрание различных мифов, сказаний, преданий древних народов, а также сочинений древних писателей[10].

С 1925 года Ярославский — председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1925—1943). В 1923 году вышла его книга «О религии».

Ярославскому принадлежит ставшая знаменитой в СССР максима: «Борьба против религии — борьба за социализм». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.

Журнал «Безбожник» печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных — в концлагеря» (из статьи Николая Бухарина).

В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки, в том числе Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Моцарта, Баха, Генделя и других композиторов. «В данный момент, — писал Ярославский, — церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение»[11].

Памятник Е. Ярославскому в Якутске

Главный вдохновитель кампании против рождественских ёлок и инициатор отмены рождественского выходного и гонений на новогодние ёлки в СССР в 1929—1935 гг. в рамках антирелигиозной кампании.

…одним из убежищ, одним из прикрытий для крестьянина, который не хочет в колхоз… остаётся религиозная организация с гигантским аппаратом, полторамиллионным активом попов, раввинов, мулл, благовестников, проповедников всякого рода, монахов и монашек, шаманов и колдунов и т. п. В активе этом состоит вся махровая контрреволюция, ещё не попавшая в Соловки, ещё притаившаяся в складках огромного тела СССР, паразитирующая на этом теле[12].

В частности, Ярославский говорил: «Религия там, где нет знания, религия против науки».

Семья

Награды и премии

  • Орден Ленина (17.02.1938) — в связи с 60-летием и принимая во внимание «его революционные заслуги перед рабочим классом и крестьянством».
  • Сталинская премия первой степени (1943) за коллективный научный труд «История гражданской войны», том 2 (1942). Вместе с другими лауреатами (всего 15 человек) передал в марте 1943 года 400 000 рублей в Фонд обороны на строительство танковой колонны «За передовую науку».

Память

Почтовый конверт СССР, выпущенный к столетию со дня рождения Е. М. Ярославского. 1978 г.

Именем Ярославского были названы улицы в ряде городов. Например, в Ярославле его имя в 1944—1993 годах носила Большая Фёдоровская улица, на которой стоит церковь Николы Пенского (до перестройки — единственная действовавшая в старой части города), служившая кафедральным собором Ярославской епархии. Ныне именем Емельяна Ярославского в Ярославле назван тупик[15].

  • В городе Ленинске-Кузнецком имя Ярославского носит один из городских дворцов культуры.
  • В Челябинске именем Ярославского названа площадь в историческом центре города.
  • В Якутске его имя носит Якутский государственный объединённый музей истории и культуры народов Севера.
  • В Чите, а также в Новосибирске, Иркутске, Нерчинске, Якутске, Саранске, Перми и Туле имя Ярославского носят улицы. Улица Ярославского есть в Пашковском микрорайоне Краснодара — квартал улицы, на котором находится Свято-Вознесенский храм, носит название «улица Церковная».
  • Посёлок Ярославский в Хорольском районе Приморского края.
  • Именем Ярославского назван теплоход типа «ОМ», работающий в Якутии[16][17].

Именем Ярославского в 1974 году был назван теплоход Дальневосточного морского пароходства.

В массовой культуре

Ярославский (Губельман) и его работа «Как родятся, живут и умирают боги» упоминается в сериале «Агент национальной безопасности» (3-й сезон, фильм 1-й — «Заколдованный город»)

Сочинения

Примечания

  1. Ольга Михайловна Генкина // Деятели революционного движения в России : в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М. : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев, 1927—1934.
  2. 2,0 2,1 2,2 Большая советская энциклопедия, 3-е изд.
  3. Ярославский Е. М. Гвардия Октября. Москва. Архивная копия от 27 июля 2013 на Wayback MachineМ.: Политиздат, 1987.
  4. О товарище Сталине. — М., 1939. — С. 149.
  5. Волкогонов Д. А. Сталин. — М., 1991.
  6. Фирсов, 30.10.2002.
  7. 7,0 7,1 7,2 Ярославский Емельян — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  8. «Заметную роль в подрыве влияния религии и распространении атеизма в нашей стране сыграли книги Ярославского „Как родятся, живут и умирают боги и богини“ (1923) и „Библия для верующих и неверующих“ (1923—1924). Обе эти книги и ныне широко используются в атеистическом воспитании» («Атеистический словарь» / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 512 с. / С. 511)
  9. «Его [Ярославского] книги „Как родятся, живут и умирают боги и богини“ (1923) и „Библия для верующих и неверующих“ (1923—1924) сыграли значительную роль в атеистическом просвещении трудящихся» («Православие : Словарь атеиста» / [Беленкин И. Ф. и др.]. / Под общей редакцией доктора философских наук Н. С. Гордиенко/ — М. : Политиздат, 1988. — 270,[2] с.; 17 см; ISBN 5-250-00079-7 / С. 271)
  10. Коллектив авторов, 1965, с. 488.
  11. Ярославский Емельян Михайлович (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 апреля 2013. Архивировано 8 марта 2013 года.
  12. Емельян Ярославский. Соцсоревнование и антирелигиозная пропаганда. // Правда. — 1 мая 1929
  13. Свердлова К. Т. Яков Михайлович Свердлов. — 4-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1985.
  14. Музеи Якутии (недоступная ссылка)
  15. КЛАДР Емельяна Ярославского тупик, Ярославль. Классификатор адресов Российской Федерации. Государственный реестр адресов ФНС России (20 марта 2017). Дата обращения: 22 марта 2017. Архивировано 23 марта 2017 года.
  16. Емельян Ярославский — Тип ОМ, проект 252П — Водный транспорт. Дата обращения: 20 октября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  17. Category:Yaroslavskiy (ship, 1954) — Wikimedia Commons

Литература

Ссылки