Ярославская Оранта

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Oranta.jpg
Ярославская Оранта. XIXIII век
дерево, темпера. 193,2 × 120,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Икона «Ярославская Оранта» — икона Богородицы, написанная, по различным оценкам, в XIXIII веках и происходящая из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Икона также известна под названиями «Знамение Божией Матери»[1], «Богоматерь Великая Панагия»[2].

Датировка и авторство

Среди искусствоведов не существует единого мнения относительно точного времени создания иконы, однако все исследователи отмечали преемственность стиля иконы от киевских мозаик. И. Э. Грабарь датировал икону XI — началом XII века, А. И. Некрасов и Д. В. Айналов — началом XII века, В. И. Антонова и Н. Е. Мнёва — 1114 годом[2], М. В. Алпатов — XII веком[3], А. И. Анисимов — не раньше конца XII века, С. И. Масленицын — около 1218 годом[4], В. Н. Лазарев — 20—30 годами XIII века[5][6]. В каталоге Государственной Третьяковской галереи (1995 год) указывается датировка первой третью XIII века[7].

Согласно преданию, икона была создана преподобным Алипием, монахом киевского Печерского монастыря[8][9].

История иконы

Известно, что в начале XIX века икона находилась в алтаре Спасо-Преображенского собора Ярославля, откуда из-за ветхости была между 1811 и 1818 годами была передана в монастырскую ризницу[1]. Икона обнаружена в 1919 году экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских[10]. Специалист в области древнерусской живописи В. И. Антонова так описывала обнаружение иконы:

В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши… опытные руки иконника Г. О. Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью XVIII — XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, вовсе утраченный первоначальный слой. А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта — Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского[9].

В 1925—1929 годах была проведена реставрация иконы И. И. Сусловым, Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым. В Государственную Третьяковскую галерею в Москве икона поступила в 1930 году, где находится и настоящее время[10].

Иконография

Богоматерь в тёмно-синем хитоне, поверх которого надет коричнево-красный пурпурный мафорий, стоит на овальном орнаментированном красном ковре, поднявши руки с раскрытыми ладонями до уровня плеч. На ее груди — медальон с поясным изображением Христа в пурпурном хитоне с оранженево-красным гиматием, широко распростершим руки с пальцами, сложенными в ораторском жесте. В верхних углах иконы расположены заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов Михаила и Гавриила в крещатых омофорах, с зерцалами в руках с изображением креста[2][7].

Композиция произведения обычно определяется в византийской иконографии, как Великая Панагия. В Древней Руси такое изображение называлось «Богородица Воплощение»[10].

Икону в 1928 году опубликовал А. И. Анисимов, классифицировавший её тип как «Оранта». Однако В. И. Антонова и Н. Е. Мнёва считали, что Анисимов назвал её Орантой ошибочно, так как иконография Оранты представляет фигуру Богоматери в полный рост, с поднятыми руками, но без Младенца[10].

Размеры иконы 193,2 × 120,5 см[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Брюсова В. Г. К атрибуции произведений живописи домонгольского времени. «Ярославская Оранта» («Богоматерь Знамение»). — Русское искусство XI–XIII веков: Сб. статей. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — С. 73–99.
  2. 2,0 2,1 2,2 Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2 томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1. — С. 51.
  3. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. — М.: Искусство, 1978. — С. 299.
  4. Масленицын С. И. Ярославская иконопись. — М.: Искусство, 1983. — С. 9.
  5. Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Дата обращения: 30 сентября 2013. Архивировано 9 июля 2013 года.
  6. Живопись домонгольской Руси. — М.: Советский художник, 1974. — С. 40—45.
  7. 7,0 7,1 7,2 Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. 1. Древнерусское искусство X – начала XV века. — С. 68—70. — 272 с.
  8. Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. — С. 462. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-352-02088-3.
  9. 9,0 9,1 Чудотворные Иконы Божией Матери. Великая Панагия (Ярославская Оранта). Архивировано 2 октября 2013 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2 томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1. — С. 52.