Ярославна (балет)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Шаблон:Музыкальная постановка

Ярославна — балет, поставленный в Ленинградском академическом малом оперном театре (МАЛЕГОТ) в 1974 году[1].

Спектакль задумывался, как новаторский, значительно расширяющий границы классического русского балета и представлял собой смешение самого балета, пантомимы и хорового пения. По мнению ряда балетных критиков Ярославна явила собой новый шаг в развитии современного балета, представляя "по существу, некую грандиозную эпико-драматическую хореосимфонию"[2].

История постановки

Спектакль был задуман ленинградским хореографом О.М. Виноградовым, как истинно русский спектакль, не просто на русскую тему, а подлинно русский по духу и образности. В итоге, автор пришёл к теме князя Игоря, рассматривая, однако, эту тему с противоположных позиций, чем в опере "Князь Игорь", Александра Бородина. Хореографический язык и сценография также должны были радикально отличаться от принципов классического балета. Сам Виноградов позднее вспоминал:

"Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через её мысли и чувства."[3]

Для реализации своего замысла Виноградов привлёк композитора, ученика Дмитрия Шостаковича, Бориса Тищенко, который и стал автором музыки к спектаклю[4].

"Боря Тищенко без подлинных текстов «Слова» музыки не представлял: он ввёл в партитуру хор и гениально сочинил все вокальные сцены, органично вошедшие в музыкально-хореографическую ткань спектакля. Обычно создаваемый композиционный план балета по принципу Петипа — Чайковского, с точным хронометражем каждого эпизода, сюда не подходил. Боря сразу категорически от этого отказался, самостоятельно определив длительность каждого музыкального фрагмента. Я безоговорочно подчинился Тищенко в работе,

восторгаясь каждым сочинённым им отрывком. Никаких привычных форм балета — вариаций, па де де и так далее — здесь быть не могло!"[3].

В качестве сценографа был приглашен знаменитый режиссёр, художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов. Композитор Борис Тищенко вспоминает о роли Любимова в создании спектакля:

"Юрий Петрович Любимов просто освятил эту постановку...Я помню как он приехал, мизансцены построил и всё зажило!"[5].

Также, в качестве консультанта участвовал крупнейший специалист по «Слову о полку Игореве» академик Д. С. Лихачёв[6].

Получившийся спектакль, несмотря на опасения создателей, был, в целом, встречен положительно как критикой, так зрителями, чему немало поспособствовала сугубо положительная рецензия Дмитрия Шостаковича.

"Балет "Ярославна" мне довелось посмотреть трижды. И всякий раз я был захвачен его музыкой - очень русской по духу... В ключевых моментах действия звучит хор. Поются подлинные тексты "Слова о полку Игореве". Это придаёт всей постановке не просто оригинальность, а историческую достоверность, художническую подлинность

"[7].

Спектакль был разрешён к вывозу на гастроли на Запад. В частности, он с успехом прошёл на Авиньонском фестивале в 1976 году (Франция)[8].

Действующие лица балета и исполнители партий

  • Ефросиния Ярославна, княгиня Новгород-Северская - Татьяна Фесенко,Тамара Статкун,Светлана Широких
  • Игорь, князь Новгород-Северский - Никита Долгушин, Василий Островский, Константин Новосёлов
  • Кончак, хан Половецкий - Александра Мальгина
  • Владимир, сын Игоря -
  • Святослав Великий, князь Киевский - Олег Ужинский
  • Князья, Плакальщицы, Русские воины, Половецкие воины - Артисты кордебалета Малого оперного театра

Библиография

Примечания

  1. Тищенко Борис Иванович (недоступная ссылка). ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека. Архивировано 15 ноября 2014 года.
  2. Бялик М. «Слово» в балете // Муз. панорама Ленинграда. Л.; М., 1977. С. 14—20
  3. 3,0 3,1 Страсти по Ярославне (недоступная ссылка). Из книги "Исповедь Балетмейстера",2007г.. Архивировано 22 октября 2015 года.
  4. Осипова, Эйфман, 2019, с. 91—92.
  5. фильм "Монолог души. Борис Тищенко". часть2. Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. Осипова, Эйфман, 2019, с. 92.
  7. Шостакович Д.Д. Рецензия на балет "Ярославна"// "Советский Союз. - 1975. - №9(307)
  8. Осипова, Эйфман, 2019, с. 95.

Литература

  • Осипова Г. Г., Эйфман Б. Я. Балет «Ярославна» Бориса Тищенко на Петербургской сцене: из истории постановок // Вестник Казанского государственного института культуры. — 2019. — № 3. — С. 90—97.

Ссылки