Японский киберпанк

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Японский киберпанк — это жанр андеграундных фильмов, выпускаемых в Японии начиная с конца 1980-х годов. Жанр не очень близок к киберпанку в традиционном западном его понимании — основной акцент здесь делается на индустриальности и сюрреалистичности, а не на высоких технологиях и научности. Основы жанра сформированы фильмом «Тэцуо — железный человек».[1]

Стиль

Особенностью японского киберпанка является то, что основные персонажи проходят сквозь монструозные, необъяснимые метаморфозы внутри индустриального окружения. Многие из этих фильмов включают сцены и приемы, традиционные для экспериментального кинематографа, полные чистого визуального абстракционизма, без малейшего объяснения того, что происходит с сюжетом или персонажами.

Истоки жанра

На становление японского киберпанка повлиял ряд западных фильмов: «Голова-ластик» Дэвида Линча, «Видеодром» и «Муха» Кроненберга, «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Заимствовалась не только общая атмосфера, но также отдельные сюжетные повороты и художественные приемы.[2]

К знаковым японским лентам, формирующим эстетику киберпанка начала 1980-х, относят «Взрывающийся город» Сого Исии[3] и короткометражную работу Синъя Цукамото «Странное существо обычного размера», которая легла в основу двух полнометражных фильмов: «Тэцуо, железный человек» и «Тэцуо 2: Человек-молот».[4] «Взрывающийся город» (Burst City) оказывал глубокое влияние на японский андеграундный кинематограф в течение последних 25 лет.[5] и в особенности на Сигэру Идзумию, исполнившего в нём роль до съёмок «Death Powder» четыре года спустя.

В качестве предтечи японского киберпанка некоторые исследователи называют кайдзю эйга (фильмы о монстрах).[6]

Автор книги «Постгуманизм в японской визуальной культуре» Стивен Т. Браун выделяет также философскую основу японского киберпанка — понятие ризомы.[7]

Ранние фильмы

Постер фильма «Тэцуо, железный человек» (1989)

Ключевые картины

Фильм Синъя Цукамото «Тэцуо, железный человек» (1989) утвердил жанр японского киберпанка в качества оригинальной ветви мирового киноискусства. Цукамото развил стилистику Сого Исии, разработанную им в фильме «Взрывающийся город» (1982). «Рваный» монтаж сопровождается агрессивной индустриальной музыкой. Главной темой выступает распад человеческой плоти и её слияние с механическим мусором. Это не киборгизация в привычном понимании, ведь данный процесс не контролируется человеком.[7] Вопросы уязвимости плоти и психики, социального распада, одиночества отдельного человека в агрессивной городской среде в дальнейшем будут разработаны учеником Цукамото — Сёдзином Фукуи в работах «Пиноккио 964» (1991), Любовь к резине (1996).[8] Их нередко причисляют к поджанру боди-хоррор.[9]

Поздние фильмы

Японский киберпанк в манге и аниме

Постер «Призрак в доспехах»

Помимо андеграундных фильмов, под японским киберпанком часто подразумевается соответствующий поджанр манга и аниме. Он появился в 1982 году в связи с выпуском манга Акира. После выхода одноименного аниме в 1988 году популярность жанра только возросла. Фильм получил статус культового.[10] В последующие годы были выпущены аниме «Призрак в доспехах», «Ковбой Бибоп» и манга «Алита: Боевой ангел».[11] Влияние японского киберпанка распространилось на мировую поп-культуру: фильмы, комиксы, музыку, видеоигры.

Уилльям Гибсон, автор канонического романа в жанре киберпанк «Нейромант», отмечал, что в 80-е Япония сама представлялась «страной будущего», подобная вселенной «Бегущего по лезвию».[12] Сочетание высоких технологий и доминирования корпораций (в случае Японии дзайбацу), характерное для жанра киберпанк, уже было свойственно Японии в тот период.[13]

Футуристические концепции киберпанка в аниме и манге имели общие черты с западной научной фантастикой, что способствовало росту популярности жанра за пределами Японии.[13]

Влияние

Манга «Акира» и её одноименная аниме адаптация 1988 года послужили вдохновением для создания множества фильмов, игр и музыкальных клипов.[14][15] Среди них можно выделить такие фильмы, как «Матрица»,[16] «Звездные войны»,[17] «Тёмный город»,[18] «Хроника»,[19] «Петля времени»,[20] «Специальный полуночный выпуск» и «Начало»,[14] сериал «Очень странные дела»,[21] видеоигры Snatcher[22], Metal Gear,[11] Half-Life[23][24] и Remember Me.[25] В частности, Джон Гаэта признает, что техника съёмки буллет-тайм, использованная при создании «Матрицы», была вдохновлена «Акира».[16]

Музыкант Канье Уэст в качестве оммажа «Акира» выпустил музыкальный клип Stronger[14]. Лупе Фиаско назвал свой альбом Tetsuo & Youth в честь Тэцуо Сима — главного героя Акира.[26] Тэцуо появляется и в клипе Майкла Джексона Scream.[10] Байкер Канэда появляется в фильме Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться»[27] и в игре от студии CD Projekt Cyberpunk 2077.[28]

Аниме «Призрак в доспехах» также вдохновило многих режиссеров. Вачовски подтвердили, что изначально задумывали «Матрицу» как воплощенный в реальность мир «Призрака в доспехах».[29] В итоге была заимствована часть концепций, в том числе зеленый цифровой дождь и подключение к матрице через отверстие на шее.[30] Другие параллели можно встретить в фильмах «Аватар», «Искусcтвенный разум», «Суррогаты»[30]; в видеоиграх Metal Gear[31] Deus Ex,[32] Oni,[33][34][35] и Cyberpunk 2077.[36][37] Манга «Алита: Боевой ангел» вдохновила Джеймса Кэмерона на создание сериала «Тёмный ангел». В 2018 он также выпустил полнометражный боевик «Алита: Боевой ангел».[38]

Западные фильмы, снятые под влиянием японского киберпанка

Литература

  1. Conrich, Ian. Metal-Morphosis: Post-Industrial Crisis and the Tormented Body in the Tetsuo Films. In Japanese Horror Cinema, edited by Jay McRoy // Honolulu: University of Hawai‘i Press. — 2005.
  2. Orion Mavridou. The monstrous transformation of the self: translating Japanese cyberpunk and the posthuman into the living world // The Luminary. — 2015. — № 6.
  3. Park, Jane Chi Hyun. Stylistic Crossings: Cyberpunk Impulses in Anime / World Literature Today. −2005. -Vol. 79, № 3/4.
  4. Steven T. Brown. Posthumanism in Japanese Visual Culture // Springer. — 2010.
  5. Timothy Iles. The Crisis of Identity in Contemporary Japanese Film: Personal, Cultural, National //BRILL. — 2008.
  6. Шайдулина М. В. Киберпанк в японском кинематографе: специфика тематической интерпретации и художественно-образного решения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 1.

См. также

Примечания

  1. Cyberpunk Review — «Extreme Japanese Cyberpunk» Архивировано 1 сентября 2008 года.
  2. Midnight Eye feature: Post-Human Nightmares – The World of Japanese Cyberpunk Cinema. www.midnighteye.com. Дата обращения: 22 февраля 2020.
  3. Twitch - Burst City / Electric Dragon 80000V Review. web.archive.org (10 июля 2009). Дата обращения: 22 февраля 2020.
  4. Mes, Tom. Iron Man: The Cinema of Shinya Tsukamoto. — Surrey, England: FAB Press, 2005. — ISBN 1-903254-36-1.
  5. Burst City / Electric Dragon 80000V Review | Twitch (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 сентября 2011. Архивировано 10 июля 2009 года.
  6. Maria V. Shaidulina. CYBERPUNK IN JAPANESE CINEMA: SPECIFIC THEMATIC INTERPRETATION, ARTISTIC AND IMAGINATIVE SOLUTIONS // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. — 2016-03-01. — Вып. 21(1). — С. 74—82. — ISSN 2222-0836. — doi:10.17223/22220836/21/8.
  7. 7,0 7,1 Steven T. Brown. Posthumanism in Japanese Visual Culture. — Palgrave Macmillan US, 2010. — С. 98. — ISBN 978-0-230-11006-9.
  8. Midnight Eye interview: Shozin Fukui. www.midnighteye.com. Дата обращения: 15 марта 2020.
  9. Camille D. G. Mustachio, Jason Barr. Giant Creatures in Our World: Essays on Kaiju and American Popular Culture. — McFarland, 2017-09-20. — 213 с. — ISBN 978-1-4766-6836-9.
  10. 10,0 10,1 ‘Akira’ Is Frequently Cited as Influential. Why Is That? (англ.). Film School Rejects (3 апреля 2017). Дата обращения: 17 февраля 2020.
  11. 11,0 11,1 What is cyberpunk?, Polygon (30 августа 2018).
  12. WILLIAM GIBSON. The Future Perfect (англ.) // Time : magazine. — 2001-04-30. — ISSN 0040-781X.
  13. 13,0 13,1 Liberating Cels: Forms of the Female in Japanese Cyberpunk Animation. web.archive.org (27 сентября 2007). Дата обращения: 17 февраля 2020.
  14. 14,0 14,1 14,2 How 'Akira' Has Influenced All Your Favourite TV, Film and Music. VICE (21 сентября 2016).
  15. 'Akira' Is Frequently Cited as Influential. Why Is That?. Film School Rejects (3 апреля 2017).
  16. 16,0 16,1 200 Things That Rocked Our World: Bullet Time (англ.) // Empire. — EMAP  (англ.), 2006. — February (no. 200). — P. 136.
  17. THE CINEMA BEHIND STAR WARS: AKIRA. StarWars.com.
  18. Proyas, Alex. Dark City DC: Original Ending !?. Дата обращения: 29 августа 2008. Архивировано 14 октября 2007 года.. Mystery Clock Forum. Retrieved 2006-07-29.
  19. Woerner, Meredith Chronicle captures every teen's fantasy of fighting back, say film's creators. io9 (2 февраля 2012). Дата обращения: 25 мая 2012. Архивировано 26 февраля 2014 года.
  20. Rian Johnson Talks Working with Joseph Gordon-Levitt on LOOPER, Hollywood's Lack of Originality, Future Projects and More. Collider.
  21. Inside ‘Stranger Things’: The Duffer Bros. on How They Made the TV Hit of the Summer, The Daily Beast, August 7, 2016
  22. Hopper, Ben Great Games Snatcher. GameCritics.com (20 февраля 2001). Дата обращения: 24 августа 2011.
  23. Half-Life tiene varias referencias a Akira (исп.), MeriStation, Diario AS (29 agosto 2018).
  24. The most impressive PC mods ever made (англ.), TechRadar (14 June 2018).
  25. FEATURE: "Life is Strange" Interview and Hands-on Impressions, Crunchyroll (28 января 2015).
  26. Lupe Fiasco's 'Tetsuo & Youth' Avoiding Politics – Rolling Stone. Rolling Stone. Дата обращения: 2 декабря 2014. Архивировано 17 ноября 2014 года.
  27. Francisco, Eric 'Ready Player One' Anime Easter Eggs Include Gundam, Voltron and Much More. inverse.com.
  28. Cyberpunk 2077 devs "will be significantly more open", PCGamesN (12 июня 2018).
  29. Joel Silver, interviewed in «Making The Matrix» featurette on The Matrix DVD.
  30. 30,0 30,1 Rose, Steve Hollywood is haunted by Ghost in the Shell. The Guardian (19 октября 2009). Дата обращения: 26 июля 2013.
  31. Hideo Kojima on the Philosophy Behind 'Ghost in the Shell', Glixel (апрель 2017). Дата обращения 10 апреля 2017.
  32. Ghost in the Shell (2017) – Blu-ray review, What Hi-Fi? Sound and Vision (7 августа 2017).
  33. Kushner, David. Ghost in the Machine // SPIN. — 2000. — Июнь (т. 16, № 6). — С. 86. — ISSN 0886-3032.
  34. Harry Al-Shakarchi. Interview with lead engineer Brent Pease. Bungie.org. Дата обращения: 22 декабря 2013.
  35. Harry Al-Shakarchi. Interview with concept artist Alex Okita. Bungie.org. Дата обращения: 3 апреля 2019.
  36. Cyberpunk 2077 Devs Looked at Blade Runner and Ghost in the Shell for Inspiration, GamingBolt (13 января 2019).
  37. Conditt, Jessica CD Projekt Red's 'Cyberpunk' inspired by System Shock, Blade Runner [Update]. Engadget (1 августа 2012). Архивировано 14 октября 2018 года.
  38. Live-Action "Alita: Battle Angel" Finally Shows Its Hand, Crunchyroll (8 декабря 2017).