Янтарный путь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карта-схема Янтарного пути и его ответвлений c древности до Средних веков[1]
«Янтарный путь». Серия сувенирных монет. Номинал 1 новозеландский доллар и 5 новозеландских долларов. 2008—2011. Серебро. Позолота. Монетный двор республики Польша от имени острова Ниуэ. Из собрания Музея «Бункер», филиала Калининградского областного историко-художественного музея.

Янта́рный путь (Великий янтарный путь) — древний торговый путь, по которому уже в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся балтийский янтарь. О нём упоминает «отец истории» Геродот.

Тацит в «Германии» описывает обитающий на востоке Свебского моря народ эстиев, которые

«обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом. Но вопросом о природе его и как он возникает, они, будучи варварами, не задавались и ничего об этом не знают; ведь он долгое время лежал вместе со всем, что выбрасывает море, пока ему не дала имени страсть к роскоши. У них самих он никак не используется; собирают они его в естественном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему изумлению, получают за него цену».

Маршрут, по которому янтарь-сукцинит поступал к Средиземному морю, первоначально пролегал из Ютланда по рекам Рейн и Одер, а затем из Самбии по Висле и Дунаю. Новый Вислинский янтарный путь начала нашей эры назван польскими археологами Великим, или Главным. В 2000 году учёному Ежи Веловейски удалось реконструировать эту римскую янтарную дорогу по находкам янтарного сырья и изделий[2].

Пунктом доставки камня-сырца являлся южный город Римской империи – Аквилея (на границе Италии и Словении). Высокого развития в эпоху принципата достигла в Аквилее техника обработки янтаря, который поставляли в город с побережья Балтики через римскую провинцию Паннония[2]. Из порта Аквилея янтарные товары уплывали в Грецию, Египет, Сирию, Индию и другие далёкие страны[3].

Предыстория

Изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице Тутанхамона (1400—1392 гг. до н. э.)[4]: в Египетском музее Каира хранится корона Тутанхамона с жёлтым балтийским янтарём, окружённым бриллиантами, изумрудами и рубинами[5].

Уже к эпохе неолита сформировались центры добычи и обработки янтаря. Один из них располагался на северной части полуострова Ютланд (Дания). Ютландцы снабжали янтарём античные города-государства Средиземноморья до III века н.э., когда запасы оказались исчерпанными. Этому способствовал и подъём уровня вод Северного моря, которые затопили северную часть полуострова. Население стало искать новые земли для своего промысла. Археологи полагают, что часть ютландцев обрели новую родину в Самбии (часть Калининградской области), где находится крупное янтарное месторождение. Переселенцы принесли с собой черты материальной и духовной лужицкой культуры[6].

История

Геродот, «История», книга III, 115

«…и я не верю в то, что Эриданом варварами называется река, впадающая в северное море, откуда, как говорят, происходит янтарь…»

В среднем неолите намечается ряд путей проникновения янтарных изделий к востоку и северо-востоку Европы: это приморский путь, внутриматериковый прибалтийский путь по рекам Западная Двина, Пярну, Рауду, Эмайыги, а также Волго-Окский путь и путь по озёрам и рекам северо-запада современной России и Карелии (III тыс. до н. э.). В Карелии по р. Выг, Онежскому озеру, р. Свирь, Ладожскому озеру, р. Волхов, Ильменскому озеру, рекам Ловать и Зап. Двине янтарь от побережья Прибалтики мог попасть к Белому морю. Картографирование янтарных находок поздненеолитических памятников указывает на некоторые изменения в направлении и соотношении янтарных путей: появляются также Днепровский и Днестровский пути распространения неолитического восточноприбалтийского янтаря[7].

С середины II тыс. до н. э. в ходе контактов между прибрежными племенами Балтики, янтарь и изделия из него распространялся в отдалённые районы. Его ввоз в Восточное Средиземноморье фиксируется по крайней мере с микенских гробниц XVI в. до н. э., где были найдены бусы из балтийского янтаря[8]. Изготовленные из него украшения обнаружены и на других памятниках микено—минойской цивилизации[9].

С начала I тыс. до н. э. в результате трансальпийской торговли этрусков с племенами центральной Европы янтарь поступает в средиземноморский регион. Расцвет торговли пришёлся на XVIII—VII вв. до н. э.[10][11] Через альпийские горные проходы этрусские товары перенаправлялись в долины Рейна и Эльбы. Археологи обнаружили их в Польше, Дании, Южной Скандинавии[11].

В Средней Азии определились два направления торговых путей: Сырдарьинское и Амударьинское: активизируется торговля янтарём с середины I тысячелетия до н. э., особенно в первые века н. э., вплоть до V в. н. э. Следуя вдоль Сырдарьи, янтарь проникает в Ферганскую долину, активно охватывая её западные и юго-западные районы, и далее на восток, к границам Китая. В раннем средневековье внутренние пути становятся более разветвлёнными. На северо-восток — это Чуйская долина. На юго-восток — Зеравшанская долина, крайней восточной точкой оказывается Западный Памир, верховья реки Пяндж[12].

Если уже в неолите прибалтийский янтарь доходил до Волги, то есть основания предположить, что Волжско-Каспийское направление могло осваиваться значительно раньше VIII в. для продвижения на восток. И не только для прибалтийского сукценита, но и для приднепровско—карпатских ископаемых смол (первые — светлые, известные под названием «скифские», менее популярны, чем карпатские, более тёмных и сочных расцветок). Известно, что янтарные изделия часто встречаются в памятниках сарматского времени[13].

Античность

На античность пришлась эпоха рассвета Янтарного пути, который тогда шёл из Восточной Прибалтики в Северную Италию. Первоначально он проходил к Ютландии и далее по Эльбе к верхнему течению Дуная, оттуда по реке Инн через долину Адидже в порт Спина[en] на Адриатике — центр торговых контактов этрусков с греческим миром. Другое ответвление янтарного пути действовало с VI в. до н. э. Оно вело от Эльбы к истокам Рейна и затем через Восточную Галлию долиной Роны к греческой колонии Массалия (Марсель)[14].

Затем, в Римскую эпоху, согласно реконструкции, сделанной в 2000 году учёным Ежи Веловейски по находкам янтарного сырья и изделий, основным стал путь из Самбии по Висле и Дунаю. Новый Вислинский янтарный путь начала нашей эры назван польскими археологами Великим, или Главным.[2].

Римские импорты

Импорты — это римские застёжки-фибулы для скрепления плаща (лат. pallium), поясные наборы и др. детали снаряжения, которые легионеры охотно обменивали на янтарь. Участники многосезонной Балтийской экспедиции Института археологии РАН подтвердили исток Великого янтарного пути на территории Калининградской области благодаря изучению таких находок.[6]

Янтарная торговля, в значительной мере сосредоточившаяся в руках племенной аристократии эстиев, (балтов и германцев), а затем в V в. н. э. перешедшая в руки дружинных вождей, привела к появлению в земле юго-восточной Балтии редчайших даже на территории Империи изделий, вышедших из рук римских мастеров. Основной массив римских импортов, являвшихся средством «платежа» (точнее — обмена, иногда трофеями или дружескими/свадебными дарами) за янтарное сырьё, доставлявшееся по Великому янтарному пути по р. Висла (так называемый Висленский янтарный путь), находится в арсенале эстиев, древних обитателей Янтарного края — исторической Пруссии[en]. Эти предметы вышли из различных провинциально-римских мастерских, включали в свой состав как их массовую продукцию, так и уникальные изделия[15]:

  • массовые серии:
 — римские стеклянные бусины;
 — римские монеты;
 — многочисленны фибулы различных типов.
  • уникальные предметы:
 — бронзовая и стеклянная пиршественная посуда (котлы, кубки, сосуды, блюда, черпаки);
 — статуэтки;
 — римское оружие.

Маршруты в Средневековье

Западная часть

Торговые пути направления Восток — Запад ведут из двух конкурирующих торговых центров в старой Пруссии[en], Трусо (в районе дельты Вислы) и Каупа (в юго-западном углу Куршской лагуны), вдоль Балтийского моря в Ютландию, а оттуда вверх по Слиенскому заливу в Хайтабу (Хедебю), крупный торговый центр в Ютландии. Этот город, расположенный недалеко от современного города Шлезвиг, земля Шлезвиг-Гольштейн, был удобно расположен, его можно было достичь со всех четырёх сторон — по суше, а также с Северного и Балтийского моря.[16][17]

Неманский янтарный путь

Неманский торговый путь — трасса, связывавшая Центральную и Юго-Восточную Скандинавию, в частности о. Готланд, через ареалы пруссов, куршей и ряда иных балтских племён с Восточной Европой, с Каупом в качестве, вероятно, ключевого центра на балтийском побережье старой Пруссии[en]. Этот путь, в свою очередь, может представлять собой западный отрезок пути «из варяг в греки и из грек…», на юге завершавшегося в Константинополе. В последнее время накапливается банк данных находок скандинавского происхождения, свидетельствующих об активности торговых и военных операций по рекам Преголь, Инструч и Неман (Кулаков, Иов, 2001. с. 77), что позволяет предполагать серьёзную роль Неманского пути в системе межэтнических торговых контактов в Восточной Европе эпохи викингов[18].

Северный янтарный путь

С берегов Балтики солнечный камень поступал по Северному янтарному пути в Древнюю Русь: в янтарные мастерские Пскова, Великого Новгорода, Старой Ладоги, Владимира, Рязани и далее через Урал в Китай[3].

Туристический янтарный путь

В конце двадцатого века в рамках охраны культурного наследия Европы возникла программа создания туристических янтарных маршрутов. Они повторяют древние торговые пути от Балтийского моря до стран Средиземноморья[19].

Примечания

  1. Янтарная книга, 2017, с. 32—33.
  2. 2,0 2,1 2,2 Янтарная книга, 2017, с. 34.
  3. 3,0 3,1 Воронцова Н. Э., Ремова А. Северный янтарный путь на Янтарном форуме. http://www.tourism.pskov.ru. Информационный туристский центр Псковской области (18 июля 2017). Дата обращения: 6 декабря 2017. Архивировано 6 декабря 2017 года.
  4. В Риге открылась выставка Янтарь Тутанхамона
  5. Слёзы Гелиад, 1991, с. 95.
  6. 6,0 6,1 Янтарная книга, 2017, с. 32.
  7. Лозе И. А., 1980.
  8. Сухих В. В., 2002, с. 9.
  9. Кларк Г. Доисторическая Европа. — М., 1953. — С. 261.
  10. Szilágyi G. Zur Frage des etruskischen Handels nach dem Norden. — «Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae» — №I — 1952, S. 419ff
  11. 11,0 11,1 Дряхлов В. Н., 1988, с. 141.
  12. Янтарь в Средней Азии, 2001, с. 125.
  13. Янтарь в Средней Азии, 2001, с. 126—127.
  14. Дряхлов В. Н., 1988, с. 141—142.
  15. Сокровища Янтарного края, 2016, с. 114—119.
  16. Klaus Fehn, Dietrich Denecke, Hans-Rudolf Egli, Eike Gringmuth-Dallmer, Franz Irsigler, Winfried Schenk. Siedlungsforschung. Archäologie – Geschichte – Geographie 22, 2004. Siedlungsforschung Bonn. Дата обращения: 8 сентября 2020.
  17. Anna J. Mukherjee. The Qatna lion: scientific confirmation of Baltic amber in late Bronze Age Syria. Uni Heidelberg. Дата обращения: 8 сентября 2020.
  18. Кулаков В. И., 2012, с. 3.
  19. Космовская-Церанович Б. И., 2017.

Литература