Ямпольский, Михаил Бениаминович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Ямпольский
Научная сфера история, искусствоведение, культурология, философия, киноведение, филология
Место работы Нью-Йоркский университет
Альма-матер МГПИ им. В. И. Ленина
Учёная степень кандидат педагогических наук
доктор искусствоведения
Учёное звание профессор

Михаи́л Бениами́нович Ямпо́льский (род. 6 декабря 1949, Москва) — советский, российский и американский историк и теоретик искусства и культуры, философ, киновед и филолог. Кандидат педагогических наук, доктор искусствоведения, профессор. С 1991 года живёт и работает в США.

Биография

Родился в 1949 году в семье врачей. В 1966 году поступил на романо-германский факультет Московского педагогического института, который окончил в 1971 году. Три года преподавал французский язык в школе[1], занимался репетиторством за пять рублей в час[2]. С юности мечтал о карьере драматурга, но попал в научную среду. С 1974 года — сотрудник в отделе информации Научно-исследовательского института теории и истории кино (впоследствии Всесоюзного научно-исследовательского института киноискусства).

В 1974 году поступил в аспирантуру Академии педагогических наук СССР, которую окончил в 1977 году, защитив диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Образовательные и воспитательные функции курса философии в средней школе Франции».

С начала 1980-х годов принимал участие в научных мероприятиях Московско-тартуской семиотической школы в Тарту и Кяэрику. Позже стал постоянным участником Тыняновских чтений в Резекне. В 1990 году в рижском литературном журнале «Родник» была опубликована его пьеса «Гиньоль». Читал курс «Теоретический анализ фильма» во ВГИКе и на ВКСР.

В 1991—1993 годах — старший научный сотрудник Института философии РАН (работал в лаборатории постклассических исследований под руководством В. А. Подороги). Участниками лаборатории было задумано издательство гуманитарной литературы, для которого Ямпольский придумал название — «Ad Marginem», то есть «на полях» или «по краям». Идея была позаимствована из картины Пауля Клее, в которой пустой центр окружен расположенным по краям изображением.

В 1991 году в Научно-исследовательском институте киноискусства защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Проблема интертекстуальности в кинематографе»[3]. В том же году был приглашён в США по гранту от лос-анджелесского Гетти-центра. Заявку в Гетти он не подавал, но показался достойным тайному международному жюри, распределявшему «путёвки» в этот научный центр.

С 1992 года — профессор Нью-Йоркского университета по отделениям сравнительного литературоведения и русских и славянских исследований. Член редакционной коллегии журнала «Новое литературное обозрение», член Общественного консультативного совета «Эйзенштейн-центра» и журнала «Киноведческие записки», член редакционной коллегии петербургского кинокритического журнала «Сеанс».

Печатается с 1967 года. Автор ряда книг и статей по во вопросам истории и теории кино, семиотики, истории репрезентации, феноменологии визуального.

Книги

Публикации

Премии и награды

  • 1990 — Вторая премии Союза кинематографистов СССР за лучшую статью о кино, с формулировкой: «За успешный опыт применения современных искусствоведческих теорий в отечественном киноведении».
  • 2004 — Премия Андрея Белого (в номинации «Гуманитарные исследования») за работу «Возвращение Левиафана» — «уникальный проект единой картографии сопредельного пространства политики, эстетики, теологии и его исторических метаморфоз».
  • 2005 — Премия «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за книгу «Язык—Тело—Случай: Кинематограф и поиски смысла».
  • 2014 — Премия Кандинского (в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства») за статью «Живописный гнозис» (о творчестве художника Гриши Брускина)[5][6].
  • 2015 — Премия «ПолитПросвет» в номинации «Публицистика» за серию статей на портале Colta.ru.

Примечания

  1. Михаил Ямпольский / СТЕНГАЗЕТА.NET
  2. М. Ямпольский. «Возможности пропаганды не безграничны» // Jewish.ru, 23.05.2014.
  3. Ямпольский, Михаил Бениаминович. Проблема интертекстуальности в кинематографе : автореф. дис. … д-ра искусствоведения : 17.00.03 / Всесоюз. НИИ киноискусства. — Москва, 1991. — 54 с.
  4. Пятая глава «Водопад» из книги Михаила Ямпольского «Наблюдатель. Очерки истории видения»
  5. Премия Кандинского объявила победителей 2014 конкурсного года. kandinsky-prize.ru (2014). Дата обращения: 14 декабря 2014.
  6. Ямпольский М. Живописный гнозис. НЛО, № 122. magazines.russ.ru (2013). Дата обращения: 14 декабря 2014.

Ссылки