Южный мост (Рига)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Южный мост
Dienvidu tilts 1.jpg
Официальное название Dienvidu tilts
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает Даугава
Место расположения Рига, Латвия
Конструкция
Тип конструкции экстрадозный мост
Общая длина 803 м
Ширина моста 34,28 м
Высота конструкции 13,33 м (над дорожным покрытием)
Подмостовой габарит 8,5 м
Эксплуатация
Начало строительства 2004
Окончание строительства 2013 до улицы Зиепниеккална
Открытие ноябрь 2008
Южный мост (Рига)
Южный мост
56°54′56″ с. ш. 24°09′26″ в. д.HGЯO

Южный мост (латыш. Dienvidu tilts) — один из мостов через Даугаву в Риге.

Строительство моста было начато в 2004 году, окончание строительства развязок и подъездных путей до улицы Зиепниеккална состоялось в октябре 2013 года, остаётся непостроенным участок до Виенибас гатве.

Мост соединяет улицу Краста и мост Славу (правый берег) с магистральной улицей Яня Чакстес гатве (левый берег).

Длина моста — 803 метра, ширина — 34,28 метров. Подмостовой габарит — не менее 8,5 метров. Количество пилонов — шесть, высота — 13,33 метров над дорожным покрытием.

В сообщении Госконтроля о ревизии строительства Южного моста за период с января 2002 года по сентябрь 2008 года указано, что смета первых двух (из трёх) очередей строительства, утвержденная Рижской думой, в ходе строительства выросла более чем в пять раз — с 108,84 млн латов до 570,14 млн латов[1]. При этом, согласно заявлению на заседании Комиссии Сейма по общественным расходам и ревизиям, сделанному директором Департамента развития Рижской думы Гвидо Принцисом, Южный мост является самым дешёвым из подобных сооружений, построенных в Европе в 2003—2009 годах[2].

Причина такого расхождения в том, что из суммарных издержек на строительство 1-й и 2-й очередей Южной транспортной системы с эстакадами, путепроводами и развязками в размере 573 млн латов 263 млн составила плата за кредит, предоставленный Deutsche Bank. Непосредственные затраты на строительство 1 м². моста составили 1184 лата, что действительно в 2—3 раза меньше, чем стоили аналогичные сооружения в Европе (3783 лата за метр в проекте Пелешацкого моста, Хорватия, начатого строительством в 2007 году и остановленного до 2018 года, 6722 лата за метр моста Рион — Андирион в Греции, 2004)[3].

История строительства

29 января 2002 года Рижская дума приняла постановление № 950 «О проекте Южного моста через Даугаву». Генеральный проектировщик трассы мостового перехода — SIА «Тiltprojekts», Латвия. Полный комплекс работ по проектированию основных конструкций мостового перехода и технологии его сооружения выполнило ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург»[4].

Строительство началось в ноябре 2004 года. Продукцию для строительства моста поставляло предприятие «Воронежстальмост»[5].

17 ноября 2008 года, накануне Дня Независимости Латвии, была торжественно открыта первая очередь строительства — мост через Даугаву. Мост имеет по три полосы для движения автотранспорта в каждом направлении. Также есть пешеходная зона.

Вторая очередь моста была завершена к 2010 году и включала в себя реконструкцию железнодорожного путепровода улицы Славу (от моста через Даугаву) и строительство трёхуровневой эстакады на месте ротационного круга (круговой развязки) Славу. Развязка соединяет улицы Славу, Лубанас (в направлении на Плявниеки), Пиедруяс, Крустпилс и Дарзциема, а также подъезды с улиц Ренцену и Лубанас в сторону железнодорожного перехода на Московский форштадт.

29 октября 2013 года была сдана в эксплуатацию третья очередь моста, от улицы Баускас до улицы Зиепниеккална. Очередь содержит 10 инженерных сооружений, в том числе пешеходный тоннель, два ротационных круга, путепровод и мост.[6]

Этапы строительства южного моста Длина
км
Сроки реализации
Первая очередь — от ул. Баускас до железнодорожного переезда Славу 2,5 2004—2008
Вторая очередь — реконструкция железнодорожного переезда Славу и строительство трехуровневой эстакады круговой развязки Славу 1,0 2008—2010
Третья очередь — от ул. Баускас до ул. Зиепниеккална 1,2 2010—2013
Четвёртая очередь — от ул. Зиепниеккална до ул. Виенибас гатве 3,8 (планируется)

Примечания

  1. Valsts kontrole: Dienvidu tilta būvniecībā izšķērdēti vairāki desmiti miljonu latu Архивная копия от 22 марта 2009 на Wayback Machine (латыш.)
  2. Чиновник: Южный мост — самый дешёвый за шесть лет. Дата обращения: 16 апреля 2009. Архивировано 18 апреля 2009 года.
  3. Матисс Арницанс. Noraida pārmetumus par Dienvidu tiltu kā dārgāko pasaulē. Отвергают упреки к Южному мосту как самому дорогому в мире (латыш.). www.diena.lv. Dienas mediji (7 мая 2008). Дата обращения: 17 августа 2020.
  4. Наш мост в Риге (недоступная ссылка)
  5. Сайт ЗАО «ВоронежСтальМост» Архивировано 25 июля 2009 года.
  6. Сдана третья очередь Южного моста — с развязками. Вадим Фальков, портал Вести.lv 30.10.2013 09:47. Дата обращения: 29 декабря 2016. Архивировано 30 декабря 2016 года.

Литература

  • Колюшев И. Е. Проект нового моста через р. Даугаву в Риге // Вестник мостостроения. — М., 2004. — № 1—2. — С. 16—18.

Ссылки