Харьков-Пассажирский

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Южный вокзал (Харьков)»)

 памятник архитектуры (местного значения)

Станция
Харьков-Пассажирский
Харків-Пасажирський
Харьков-Пассажирский — Днепр-Главный
Харьков-Пассажирский — Полтава-Южная
Харьков-Пассажирский — Купянск-Узловой
Южная железная дорога
Здание вокзала Харьков-ПассажирскийЗдание вокзала Харьков-Пассажирский
49°59′22″ с. ш. 36°12′15″ в. д.HGЯO
Дата открытия 1869[1]
Количество платформ 9
Тип платформ 6-низкие промежуточные, 2-низкие боковые, 1-высокая боковая
Форма платформ прямая с небольшим искривлением
Выход к Харьков, пл. Привокзальная
Пересадка на станции Южный вокзал (метро)
Пересадка на А 221Е, 246, 250, 277Е, 278Е, 282Е, 302Е, 303Е;
Тм 1, 3, 6, 7, 12, 20;
Тр 11
Тарифная зона 1
Код станции 440054
Код в «Экспресс-3» 2204001
Перейти к шаблону «Готня — Харьков» 
Готня — Харьков-Пассажирский
 В Льгов 
Свекловичная.  В Сумы, Ворожбу 
Готня
 В Белгород 
131 км
Трефиловка
140 км
Кулиновка
148 км
151 км
р. Ворскла
Новоборисовка
Р186
Красиво (бывш. 159 км)
Хотмыжск
Казачок
 Россия, Белгородская область, ЮВЖД
 Украина, Харьковская область, ПівдЗал
Одноробовка
Муравский
Снеги
Светличный
Золочев
Сосновка
Черноглазовка
205 км
Рогозянка
Фески
Чепелино
217 км
Яротовка
Пересечная
224 км
Курортная
Шпаковка
 В Мерефу 
Заречанка
Куряж
ТЭЦ-5
Подворки
Полтавское шоссе
 В Люботин, Сумы, Полтаву-Южную 
Песочин
Рыжов
Окружная дорога Харькова
Минутка
Полтавское шоссе
Залютино
Новая Бавария
Проспект Любови Малой
р. Уды
В Новожаново
К Основе, Харькову-Балашовскому
К Основе, Мерефе
Новосёловка
Kharkov metro logo.png
Харьков-Пассажирский
 В Белгород 

Шаблон:Харьков — Белгород

Перейти к шаблону «Харьков-Пассажирский — Мерефа» 
Харьков-Пассажирский — Мерефа
 на Белгород 
780,1
Kharkov metro logo.png
781,9
Новосёловка
 на Люботин, Новую Баварию 
 на Х.-Балашовский, Основу, Граково 
 на Золочев ,  на Основу 
Новожаново
 на Основу 
р. Уды
785,7
Липовая Роща
788,9
Карачёвка
790,0
Покотиловка
E 105
792,7
Научный
794,7
Высокий
796,1
Зелёный Гай
797,6
Южный
798,9
Комаровка
 на Люботин 
803,0
Артёмовка
р. Мерефа
804,9
Мерефа
807,4
Мост
Утковка
 на Красноград  и  Змиёв 
на Лозовую
Перейти к шаблону «Харьков — Люботин» 
Харьков-Пассажирский — Люботин
 В Полтаву-Южную 
 В Басы 
Караванная
Любовка
Люботин
 В Мерефу 
Водяное
 В Мерефу 
10 км
 В Шпаковку 
21 км
Коротыч
Рай-Еленовка
 В Золочев, Готню 
Песочин
 В Золочев, Готню 
Рыжов
Окружная дорога Харькова
Минутка
Полтавское шоссе
Залютино
Новая Бавария
Проспект Любови Малой
р. Уды
В Новожаново
К Основе, Харькову-Балашовскому
 К Основе, Мерефе 
Новосёловка
Kharkov metro logo.png
Харьков-Пассажирский
 В Белгород 

Южный вокзал, официальное название Харьков-Пассажирский (укр. Харків-Пасажирський) — главная пассажирская железнодорожная станция Южной железной дороги в Харькове. Находится в Холодногорском административном районе города. Также является одним из важнейших транспортных узлов Восточной Украины. На вокзале находится отделение Харьковской таможни для пассажирских поездов, пересекающих российско-украинскую и украинско-российскую границу.

Пересадка на трамваи № 1, 3, 6, 7, 12, 20; троллейбус № 11 от улицы Малиновского; маршрутные такси, междугородние автобусы, метро.

Путевое развитие

Станция Харьков-Пассажирский внеклассна. Она имеет несколько парков, на её территории расположена пл. Новосёловка. Низкими промежуточными платформами оборудованы пути (попарно): 1ПА и 2ПА, 2П и 3П, 5П и 6П, 7П и 8П, 9П и 10П, 12П и 13П (выход через подземный переход). Путь 1П оборудован высокой боковой платформой (выход через турникеты в пригородных кассах, а также из центрального зала). Пути 1БТ и 2БТ оборудованы низкими боковыми платформами. Они расположены в т. н. «Северном терминале» и используются для приёма и отправления электропоездов Белгородского направления. Вся площадь станции — 4,8 га.

Здания вокзала

Первый вокзал на территории т. н. Архиерейской левады был построен в 1869 году известным русским архитектором Андреем Тоном. Однако с развитием железных дорог (особенно после открытия дороги до Балашова в 1895) в 18961901 годах вокзал был расширен и модернизован (архитектор И. Загоскин, завершен архитектором Ю. Цауне), ставший одним из крупнейших в Российской империи.

Нынешнее, третье по счёту, здание вокзала в стиле «сталинского ампира» с элементами классицизма открыто 2 ноября 1952 года вместо разрушенного в годы войны. Архитекторы — Г. И. Волошин, Б. С. Мезенцев, Е. А. Лымарь; инженер С. Филинов. Строительство треста «Южтрансстрой» под руководством М. Л. Бондаренко. Объём вокзала — 80 тыс. м³, высота зала — 26 м, высота башен — 42 м, диаметр часов на Южной башне — 4,25 м. В 1950 г. были возведены навесы над платформами.

В 19781982 годах здание расширено на юг (влево от Привокзальной площади) в современном стиле по проекту института Харгипротранс (архитекторы Ю. И. Мурыгин, Л. В. Гурова, Л. П. Инюшкин, С. А. Кухтин, А. Н. Жирнов). Также к вокзалу была пристроена 16-этажная гостиница «Экспресс» на 54 номера.

Вокзал был отремонтирован в 2003 году к 350-летию Харькова.

Общая площадь помещений вокзала — 32 600 м², платформ и туннелей — 33 100 м².

Отмены пассажирских поездов

Активная отмена поездов по Харьковскому узлу началась в 2012 году, когда на Украину привезли новые скоростные поезда корейского и чешского производства. Был отменен ряд: Харьков — Житомир, Харьков — Трускавец, Харьков — Ужгород, Харьков — Ивано-Франковск (через Черновцы), Дебальцево — Хмельницкий (укорочен до Киева и продлен до Луганска), Сумы — Луганск (стал Харьков — Луганск, позже стал курсировать через день), Луганск — Львов.

Также за последние несколько лет были отменены поезда: Харьков — Брянск, Харьков — Мурманск, Харьков — Чернигов, Харьков — Санкт Петербург, Харьков — Тамбов (Липецк), Харьков — Умань, Харьков — Владивосток (сначала был укорочен до Уфы).

С 2014 года в связи с вооруженным конфликтом на территории Донецкой и Луганской области отменены поезда, следующие в Донецк, Дебальцево, Луганск.

С 26 декабря 2014 года прекращено движение поездов на Крым. Поезда, отправляющиеся из Харькова следуют только до ст. Новоалексеевка Херсонской области.

Обслуживание пригородных поездов

Участок Харьков — Лозовая обслуживается исключительно электропоездами ЭР2, ЭР2Р, ЭР2Т депо Харьков. Участок Харьков — Казачья Лопань, помимо этого, обслуживают электропоезда ЭР2, ЭР2Т. Участки Харьков — Новая Бавария, Харьков — Золочев обслуживаются исключительно электропоездами ЭР2 депо Люботин.

Участок Харьков — Основа обслуживается обоими депо. В чётном направлении пригородные поезда идут до станций Дергачи, Казачья Лопань, в нечётном — до станций Мерефа, Змиёв (через Соколово), Борки, Лихачёво, Беляевка, Лозовая, Языково, Гавриловка, Гусаровка, Дубово, Барвенково, Близнецы, Власовка, Красноград, Основа, Змиёв (через Жихарь), Савинцы, Изюм, Мохнач, Эсхар, Коробочкино, Люботин, Люботн-Западный, Огульцы, Полтава-Южная, Мерчик, Смородино, Золочев, Готня.

В последние годы пригороднее движение Харьковского узла понесло некоторые потери: к основным можно отнести отмену прямых пригородных поездов до Белгорода, ночных электричек до Казачьей Лопани (и дальше пересадка на поезд Казачья Лопань — Ржава (так же отменена), Балаклеи, Краснограда. Отменены прямые поезда Харьков — Смородино (только утром и в будни), Харьков — Зачепиловка. Но и открылись новые интересные маршруты: Харьков — Лиман, Харьков — Краматорск.

Стоит отметить, что в 2006 году, из за открытия Белгородского терминала были отменены (разорваны) электрички из Казачьей Лопани до: Беляевки, Краснограда, Змиёва, Изюма, Лозовой, и в обратную сторону из Краснопавловки, Змиёва, Основы, Краснограда, Власовки, Лозовой, Борок до Казачьей лопани и из Балаклеи до Дергачей.

Основные направления поездов в 2018 году

Дальнее пассажирское сообщение поездов со станции Харьков-Пассажирский:

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
15 «Приднепровье» Москва — Днепр 16 «Приднепровье» Днепр — Москва
19 «Николай Конарев» Москва — Харьков 20 «Николай Конарев» Харьков — Москва
59 «Чайка» Харьков — Одесса 60 «Чайка» Одесса — Харьков
63 «Оберег» Харьков — Киев 64 «Оберег» Киев — Харьков
73 Москва — Кривой Рог 74 Кривой Рог — Москва
81 «Харьков» Харьков — Новоалексеевка 82 «Харьков» Новоалексеевка — Харьков
91 Харьков — Кременчуг 92 Кременчуг — Харьков
100/99 Минск — Запорожье (летом — до ст. Новоалексеевка) 100/99 Запорожье — Минск
100/99[2] Минск — Новоалексеевка 100/99[2] Новоалексеевка — Минск
108/107 Астана — Киев 108/107 Киев — Астана
111 «Слобожанщина» Харьков — Львов 112 «Слобожанщина» Львов — Харьков
115 Харьков — Ивано-Франковск 116 Ивано-Франковск — Харьков
143 Харьков — Санкт-Петербург
249[2] Харьков — Новоалексеевка 250[2] Новоалексеевка — Харьков
369 Киев — Баку 370 Баку — Киев
375 Харьков — Херсон 376 Херсон — Харьков
383 Харьков — Барановичи 384 Барановичи — Харьков
471[2] Харьков — Одесса 472[2] Одесса — Харьков
569[2] Харьков — Бердянск 570[2] Бердянск — Харьков
571[2] Харьков — Бердянск 572[2] Бердянск — Харьков
609 Харьков — Купянск 610 Купянск — Харьков
701 Харьков — Сватово 702 Сватово — Харьков
721 Харьков — Киев 722 Киев — Харьков
723 Харьков — Киев 724 Киев — Харьков
725 Харьков — Киев 726 Киев — Харьков

Третий российский кинофильм

Был снят на Южном вокзале Харькова. Таковым стал документальный фильм, снятый Альфредом Федецким — «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (около 4 ноября 1896).[3]

Символ города

  • Здание Южного вокзала стало девятым из двенадцати символов Харькова.[4]

См. также

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Курсирует только в летний период.
  3. В. Н. Миславский. Харьков и кино. Фильмо-биографический справочник. — Харьков: Торсинг, 2004. — 285 с. — 1500 экз. — ISBN 966-670-326-2.
  4. Перечень объектов, относящихся к городской символике
    Утверждён решением Исполнительного комитета Харьковского городского Совета № 384 от 12 апреля 2000 года.

Литература

  • Клейн Б. Г., Лаврентьев И. Н., Лейбфрейд А. Ю. и др. Харьков : Архитектура, памятники, новостройки : Путеводитель. — Харьков: Прапор, 1987. — С. 140—141.

Ссылки