Южно-Уэльская главная линия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Южно-Уэльская главная линия
South Wales Main Line,
Prif Linell De Cymru.
Грузовой состав, ведомый тепловозом BRC 66, на станции «Пилнинг».Грузовой состав, ведомый тепловозом BRC 66, на станции «Пилнинг».
Годы работы с 1850
Страна  Великобритания,  Уэльс
Состояние действующая
Подчинение Network Rail
Протяжённость 135,8 км

Южно-Уэльская главная линия (англ. South Wales Main Line, валл. Prif Linell De Cymru) — железная дорога европейской колеи, соединяющая английский Суиндон с валлийским Суонси через Ньюпорт и Кардифф. Принадлежит «Network Rail» и является частью «Большой Западной главной линии[en]»,[1] берущей начало на лондонском вокзале Паддингтон. Управляется операторами: «Arriva Trains Wales», «CrossCountry», «First Great Western».

История

Проект линии, соединяющей в Стендише «Большую западную железную дорогу» с валлийским портовым Фишгардом, появился в 1844 г. Поскольку выбранный маршрут предполагал строительство длинного моста через широкую часть Северна, его изменили, переместив конечный пункт из Стендиша в Глостер. На новом направлении путь должен был пересечь две реки вместо одной, но здесь переправы получались более короткими и дешёвыми. Общую стоимость линии оценили в 2 млн. 400 тыс. фунтов, из которых 600 тыс. поступили от «Большой западной железной дороги»,[2] что, в частности, определило выбор широкой колеи для новой дороги: «Большая западная железная дорога» была шириною в 2140 мм.[2][3]

Мост через Уай до его реконструкции в 1962 г.

Линия была одобрена Парламентскими актами 1845 и 1846 гг.[4] и получила название «Южно-Уэльской железной дороги» (South Wales Railway). Движение на участке между Чепстоу и Суонси открылось 18 июня 1850 г.[3] и для соединения с «Большой западной железной дорогой» линии осталось пересечь Уай и Северн возле Глостера. В сентябре следующего, 1851 года открылся первый участок «Железной дороги Глостера и Динского леса» (Gloucester and Dean Forest Railway), на которой был мост через Северн и с которой «Южно-Уэльская железная дорога» должна была соединиться на станции Грэндж-Кот (Grange Court Junction),[4] а в июле 1852 г. Изамбард Кингдом Брюнель закончил мост через Уай, что завершило строительство восточной части линии и поезда пошли до Лондона.[3]

Конечный пункт «Южно-Уэльской железной дороги» на западе пришлось менять, как и на востоке. Фишгард соединялся паромами с Ирландией через портовый город Уотерфорд, но ирландцы отказались тянуть к последнему железную дорогу, и маршрут проложили до другого порта — Милфорда.[2] Участок Суонси — Милфорд, ныне не входящий в состав «Южно-Уэльской главной линии», закончили постройкой в апреле 1856 г., а в 1862 г. «Большая западная железная дорога» поглотила «Южно-Уэльскую» и через 10 лет, в 1872 г., перешила вместе с остальными своими ветками на стандартную стефенсоновскую колею.[3]

Садбрук возле Севернского тоннеля. Коттеджи для строителей и насосная станция. 1887 г.

Следующие три десятилетия маршрут линии, имевший лишних 29 км[2] из-за необходимости огибать эстуарий Северна, постепенно выпрямляли. В конце 1886 г. в районе Английских Камней под рекой был пробит Севернский тоннель, а в 1903 г. дорогу спрямили между Вутон-Бесситом (возле Суиндона) и Петчуэйем (под Бристолем), построив для этого 50 км новых путей и возведя два тоннеля. В таком виде линия, получившая неофициальное название «Бадминтонной» (the Badminton Line), так как проходила близ известного Бадминтон-хауса, существует и поныне.[5] В 1948 г. её вместе со всей «Большой западной дорогой» национализировали и включили в состав Западного региона «Британских железных дорог».[6] В 1993-1997 гг. дорогу вновь приватизировали, передав путевое хозяйство компании «Railtrack» (позже — «Network Rail»), а движение — компании-оператору «First Great Western». Со временем к последнему присоединились «Arriva Trains Wales» и «CrossCountry», входящие в состав «Arriva Group», которая, в свою очередь, принадлежит «Германской железной дороге АГ».[7]

Маршрут

Суиндон
Бристоль—перехватывающая парковка
Петчуэй
Станция «Севернский тоннель». Справа — пути на Глостер, слева — в тоннель.
Ньюпорт
Кардифф
Бриджент
Порт-Толбот—перехватывающая парковка
Скьюен
Суонси

Современное состояние

Тепловоз BRC 67 компании EWS на станции «Бристоль — перехватывающая парковка»

«Южно-Уэльская главная линия» имеет ширину в два пути от Лондона до станции «Севернский тоннель», в четыре пути до «Кардиффа-Центрального» и затем вновь двухпутна до Суонси. На первом из этих участков максимальная скорость — 201 км/ч, на втором и третьем: до Ньюпорта — 140 км/ч, от Ньюпорта до узловой станции возле Суонси — 121 км/ч, от узловой до «Суонси—Хай-стрит» — 64 км/ч.[10]

На железной дороге работают пассажирские дизель-поезда: BRC 143, BRC 150Arriva Trains Wales», «CrossCountry»); BRC 153, BRC 158, BRC 170 («CrossCountry»); BRC 175 («Arriva Trains Wales»). Скоростными поездами InterCity 125, курсирующими по «Южно-Уэльской главной линии» от Лондона до городов Южного Уэльса и от Кардиффа до Юго-западной Англии, управляет компания «First Great Western». Грузовое движение осуществляется с помощью тепловозов BRC 57 («First Great Western»); BRC 66DB Schenker Rail (UK)» (EWS), «Freightliner Group»); BRC 67 («Arriva Trains Wales», EWS).

Планы

Четырёхпутная неэлектрифицированная линия в восточном пригороде Кардиффа.

«Южно-Уэльская главная линия» является одной из последних британских железных дорог, осуществляющих движение тепловозной тягой. В 2009 г. правительство страны объявило о планах электрифицировать линию от Лондона до Суонси «в течение 8 лет» — до 2017 г.,[11] — однако в марте 2011 г. дистанцию сократили до Кардиффа,[11][12] ибо не нашли «никакого экономического обоснования»[11] пускать электрические поезда до первоначального пункта. Новый «Хитачи — супер-экспресс», призванный заменить на линии сегодняшний InterCity 125, должен использовать электротепловозную тягу (быть «би-модальным» по английской терминологии)[11][12] и сократить время проезда из Лондона в Кардифф до 1 ч 42 мин, а в Суонси — до 2 ч 39 мин (экономия — 20 мин).[12]

См. также

Примечания

  1. Route 13. Great Western Main Line. // Network Rail. 2007 (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 сентября 2012. Архивировано 25 сентября 2012 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Richard Marshall. A history of Britain's broad gauge railways. 2004. // La luciole. Архивировано 1 августа 2010 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 E. T. MacDermot. History of the Great Western Railway. vol. I 1833-1863. London, 1927
  4. 4,0 4,1 Grange Court Junction. //The Forest of Dean SiteRing. Архивировано 8 октября 2011 года.
  5. K. Robertson, D. Abbott. GWR The Badminton Line – A portrait of a railway. Sutton Publishing Ltd. 1988. ISBN 0-86299-459-4.
  6. Allen G. Freeman. The Western since 1948. Ian Allan, 1979. ISBN 0-7110-0883-3
  7. Arriva Group.
  8. Station usage. // Office of Rail Regulation.
  9. Welsh Government (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 октября 2012. Архивировано 3 октября 2012 года.
  10. Network Rail – Wales Route Utilisation Strategy (November 2008) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 октября 2012. Архивировано 7 июня 2011 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Louise Butcher. Railways: electrification. House of commons library. 2012
  12. 12,0 12,1 12,2 Philip Hammond. Intercity Express and Rail Electrification. 2011