Эфрос, Анатолий Васильевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анатолий Эфрос
Анатолий Эфрос.jpg
Имя при рождении Натан Исаакович Эфрос[1][2]
Профессия театральный режиссёр, кинорежиссёр, педагог
Годы активности 19511986
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1985 Орден Дружбы народов
Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1976

Анато́лий Васи́льевич Э́фрос (настоящее имя — Ната́н Исаа́кович[1] (Иса́евич) Эфрос[2]; 20 сентября (согласно сохранившейся записи о рождении[3][4]; в ряде источников 3 июня[5][6][7] и 3 июля[8]) 1925, Харьков — 13 января 1987, Москва) — советский режиссёр театра и кино, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).

Биография

Родился 20 сентября 1925 года в Харькове в семье инженера Исаака Вельковича (Вольфовича) Эфроса[9] (14 декабря 1896, Воронеж — ок. 1986)[10], выпускника частного коммерческого училища А. В. Шпольского в Воронеже (1915) и Харьковского политехнического института (1921)[11], в годы Великой Отечественной войны — старшего инженера планово-экономического отдела Харьковского авиационного завода[12], военинженера 2-го ранга[13], кавалера ордена Красной Звезды (1945). Мать, Лидия Соломоновна Эфрос (1901 — ок. 1986), работала переводчиком научно-технической литературы на этом же заводе[14]. Семья жила на улице Потебни, дом 14[15]. В годы Великой Отечественной войны вплоть до 1945 года работал слесарем на эвакуированном в Молотов заводе отца[16].

С детства увлечённый театром, в 1943 году поступил в актёрскую студию Ю. А. Завадского при Театре им. Моссовета, находившемся в то время в эвакуации; в 1944 году поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, который окончил в 1950 году (мастерская Н. В. Петрова и М. О. Кнебель)[17].

Первой самостоятельной постановкой стал спектакль «Прага остаётся моей» в Центральном доме культуры железнодорожников в 1951 году. На профессиональной сцене дебютировал в том же году спектаклем «Приезжайте в Звонковое» по пьесе А. Корнейчука в Московском областном драматическом театре им. Островского.

Центральный детский театр

В 1951—1953 годах Анатолий Эфрос набирался опыта в Рязанском драматическом театре. В 1954 году он был направлен в качестве режиссёра-постановщика в Центральный детский театр, где встретился со своим институтским педагогом — уволенной из МХАТа Марией Кнебель, годом позже возглавившей театр[18], и под её «поощрительным надзором», как выразился П. А. Марков[19], в считанные годы сумел превратить забытый зрителями ЦДТ в один из самых интересных и популярных театров столицы[20]. Хотя репертуар ЦДТ как таковой был ориентирован прежде всего на подростковую аудиторию («В добрый час!» и «В поисках радости» В. Розова, «Друг мой, Колька» А. Хмелика и др.), при Эфросе он перестал быть исключительно детским[19]. П. Марков, рассказывая об этом периоде творчества режиссёра, отмечал его умение говорить на языке, доступном для юных зрителей, «нигде не опошляя и не упрощая своих мыслей», спектакли его подкупали неподдельным интересом к миру переживаний подростка, он увлекался сам и умел увлечь других[21].

В ЦДТ Эфрос ставил почти всё, что писал в те годы Виктор Розов, и эти пьесы, как пишет А. Смелянский, позволили ему «начать свой „неравный бой“ с помпезным, липовым, мертвым искусством, которое его окружало»[22]. Он был убеждённым сторонником К. С. Станиславского, немодного в те годы в театральных кругах, и в середине 50-х опубликовал статью «Бедный Станиславский!», в которой резко критиковал Николая Охлопкова и Бориса Равенских за фальшивую театральщину и тягу к «представлению»[22]. Для самого же Эфроса в неоднородном наследии Станиславского наиболее актуальным оказалось то, что сам реформатор называл «линией интуиции и чувства»[22]. Далёкий в своих исканиях от каких-либо подражаний Художественному театру и нередко вступавший в полемику с его традициями в своих прочтениях классики, в первую очередь Чехова, Эфрос вместе с тем всегда оставался поклонником старого МХАТа и много лет спустя в книге «Репетиция — любовь моя» писал: «Моими любимыми артистами были всегда Москвин и Хмелёв. Когда вспоминаешь этих выдающихся артистов, на ум приходит прежде всего то, что они были не сами по себе. Это были выдающиеся таланты, но думая о них, видишь целый ряд: Добронравов, Тарасова, Качалов, Книппер… От этого включения в „ряд“ они никогда не проигрывали. Напротив, их голоса звучали ещё мощнее. Они были не просто Хмелёв и Москвин, а мхатовские Хмелёв и Москвин, артисты великого и прославленного художественного направления»[23].

В Центральном детском начинали свою карьеру Олег Ефремов и приглашённые Эфросом молодые актёры Олег Табаков и Лев Дуров, и здесь, по словам А. Смелянского, в середине 50-х, ещё до прихода Товстоногова в БДТ и создания «Современника», началось возрождение российского театра[20].

«Ленком» и Театр на Малой Бронной

Успех молодого режиссёра не остался незамеченным: в 1963 году Эфросу предложили возглавить Московский театр им. Ленинского комсомола, переживавший не лучшие времена.

За короткий срок режиссёру удалось возродить и этот театр; как и ранее в Центральном детском, он отдавал предпочтение современной драматургии, нередко придавая глубину и тем пьесам, которые её не имели[24]; при этом режиссёр, как отмечал П. Марков, «тревожился, тосковал, искал вместе с этой едва вступившей в жизнь молодёжью — он не брал на себя роль учителя»[24]. Эфрос и здесь ставил В. Розова, в котором нашёл своего драматурга, а также А. Арбузова и Э. Радзинского, большим успехом пользовались его спектакли «В день свадьбы» (1964), «104 страницы про любовь» (1964), «Мой бедный Марат» (1965), «Снимается кино…» (1965). Здесь Эфрос впервые соприкоснулся с классикой, поставив в 1966 году «Чайку» А. Чехова, и этот спектакль оказался не менее актуальным.

Этот первый опыт даже доброжелательные критики сочли неудачным[25]; «Чайка», в которой режиссёр бросил вызов мхатовской традиции, многих возмутила и побудила «заступиться за Чехова»[26]: «Ненависть, взаимная вражда, — писал П. Марков, — заменили сочувствие»[24]. В спектакле Эфроса главным героем стал Треплев и все остальные персонажи определялись своим отношением к Треплеву[27]; так, Нина Заречная неожиданно оборачивалась хищницей, одержимой жаждой славы и карьеры, и в финале несла заслуженное, по Эфросу, наказание[26].

Последним спектаклем Эфроса в «Ленкоме» стал «Мольер» М. Булгакова, поставленный в конце 1966 года; вскоре после его премьеры, в начале 1967-го, Эфрос был отстранён от руководства театром[28]. По мнению Смелянского, на роль руководителя Эфрос действительно не годился: одних актёров баловал, другим не давал работы, — обиженные артисты сыграли не последнюю роль в его отставке[28]; Юрий Завадский, Олег Ефремов и Юрий Любимов пытались бороться за Эфроса, но безуспешно[28].

В том же 1967 году Эфрос был назначен очередным режиссёром Театра на Малой Бронной, который в то время возглавлял Андрей Гончаров; из «Ленкома» ему разрешили взять с собой десять актёров-единомышленников, в том числе Льва Дурова и любимую актрису — Ольгу Яковлеву[29]. Однако первый же поставленный Эфросом на Малой Бронной спектакль, «Три сестры», подвергся критике и в конце концов был запрещён. После запрета другого спектакля («Обольститель Колобашкин» по пьесе Э. Радзинского) некоторые актёры дрогнули и покинули опального режиссёра.

Сменивший вскоре Гончарова А. Дунаев не мешал Эфросу создавать свой театр внутри Театра на Малой Бронной; в глазах московских театралов это был скорее «театр Эфроса». За 17 лет работы он создал ряд спектаклей, ставших классикой советского театра, в их числе «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Женитьба» Н. Гоголя, «Дон Жуан» Мольера, в котором заглавную роль в очередь исполняли Михаил Козаков и Николай Волков, и это были два разных спектакля. Именно в этот период о театре Эфроса и его актёрах (понятие «актёр Эфроса» ввёл в оборот Н. Берковский) заговорили как о художественном направлении[30]; на Малой Бронной Эфрос обрёл новых единомышленников в лице Николая Волкова и Леонида Броневого[31]. «Актёры, игравшие в спектаклях Эфроса, — пишет О. Скорочкина, — оставили в истории театра (…) свой след, свою уникальную интонацию и неповторимый стиль»[31].

Помимо театра, Анатолий Эфрос много работал на телевидении, поставил ряд спектаклей, снял несколько телевизионных и нетелевизионных фильмов[32], в том числе «В четверг и больше никогда», вошедший в число лучших лент советского интеллектуального кино. Самые известные телевизионные спектакли Эфроса — «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», с Юрием Любимовым в роли Мольера, и «Страницы журнала Печорина» с Олегом Далем в заглавной роли.

Кризис на Малой Бронной

Проблемы в Театре на Малой Бронной у Эфроса начались в 1979 году со спектакля «Дорога» по поэме Н. Гоголя «Мёртвые души», в котором режиссёр попытался представить «всего Гоголя»[33]. Спектакль, однако, не получился; не удалась Михаилу Козакову центральная роль — Автора, актёры играли через силу. «Провал того, кто именовался в спектакле Автором, — пишет А. Смелянский, — оказался чем-то гораздо большим, чем неудачей одной роли. Тут был сигнал какого-то общего неблагополучия, душевного разлада художника то ли с его театром, то ли с самим собой. После „Дороги“ из-под Эфроса стала уходить почва»[33].

Неудача подорвала авторитет Эфроса в труппе; в прежние времена режиссёр любые конфликты гасил новым удачным спектаклем, на сей раз этого средства не оказалось; Эфрос отдыхал от своей взбунтовавшейся команды, работая в других театрах: он поставил во МХАТе мольеровского «Тартюфа» и «Живой труп» Л. Толстого, в Токио — «Месяц в деревне» И. Тургенева; труппа тем временем всё больше отдалялась от него[33].

В 1982 году Эфрос вновь поставил на Малой Бронной «Трёх сестер», но в этот раз столкнулся с непривычным для него равнодушием зрителей. По свидетельству Смелянского, в этот период режиссёр считал, что ставку надо делать только на свежую молодую публику; но «свежая публика» покидала его спектакль во время антракта[34].

Неуспех стал дополнительным аргументом в той борьбе, которую повёл директор театра И. Коган против Эфроса и служившего ему надёжным тылом Дунаева. В 1984 году вспыхнул конфликт, в результате которого оба режиссёра, Эфрос и Дунаев, оказались вынуждены покинуть театр[29].

Театр на Таганке

В 1984 году Эфрос был назначен главным режиссёром Театра на Таганке вместо давно не ладившего с властями Юрия Любимова, который, находясь в зарубежной командировке, бросил открытый вызов Министерству культуры СССР[35]. По поводу интервью, данного Любимовым корреспонденту «Таймс» и озаглавленного «Крест, который несёт Любимов», Анатолий Смелянский заметил, что со времён Михаила Чехова никто из российских режиссёров так не разговаривал с властью[35]. Противостояние длилось несколько месяцев, после чего был издан указ об освобождении Любимова с поста художественного руководителя театра с формулировкой «в связи с неисполнением своих служебных обязанностей без уважительных причин»[35].

В сложной ситуации, когда коллектив «Таганки» пытался бороться за своего художественного руководителя, согласие Эфроса возглавить театр многими было воспринято крайне негативно: «Анатолий Эфрос разрешил себе войти в чужой театральный „дом“ без приглашения хозяина и вопреки его воле… На Таганке, как в „Современнике“ или в БДТ у Товстоногова, всё крепилось цементом общей памяти. Прожитая жизнь и память об ушедших соединяла всех теснейшими узами. Любому пришельцу тут было бы очень трудно, но в данном случае дело усугублялось тем, что не дом менял хозяина, а ненавистное государство навязывало дому нового владельца»[35].

Любимов обвинил своего преемника в пренебрежении корпоративной этикой и солидарностью, расценил его согласие возглавить театр как штрейкбрехерство и предательство[36][37]. Бо́льшая часть труппы бойкотировала нового художественного руководителя; несколько актёров демонстративно покинули Театр на Таганке, в том числе Леонид Филатов и Вениамин Смехов, перешедшие в «Современник»; ушёл в «Современник» и многолетний соратник Любимова художник Давид Боровский[34].

Эфрос поставил в театре несколько спектаклей, возобновил «Вишнёвый сад» Антона Чехова, поставленный им ещё в 1975 году; но труппа режиссёра не приняла, тем более что и эстетика его значительно отличалась от эстетики Любимова. «Премьеры следовали одна за другой, тут же поддерживались официозной прессой. Это ещё больше усугубляло нравственную двусмысленность ситуации. Спектакли, естественно, были разные, но ни в одном из них не было радости, того света искусства, который покорял Москву два десятилетия. Он работал в омертвелом пространстве, в ситуации общественного остракизма»[34].

В 1985 году произошла смена руководства страны, сделавшая возможным возвращение Любимова. Эфрос должен был уйти; он подписал коллективное письмо актёров «Таганки» в поддержку возвращения Любимова, но уходить ему было некуда[38]. Последним его спектаклем стал мольеровский «Мизантроп», вышедший осенью 1986-го[34].

В ноябре 1986 года театр гастролировал в Польше, где проходили обсуждения спектаклей Эфроса, в ходе которых, по свидетельству Аллы Демидовой, резко осуждался его приход в Театр на Таганке[39]. Психологическое и эмоциональное напряжение, которое испытывал режиссёр в связи с разраставшимся конфликтом, послужило косвенной причиной инфаркта, повлекшего его смерть 13 января 1987 года.

Семейное захоронение А. Эфроса и
Н. Крымовой на Кунцевском кладбище

Похоронен на Кунцевском кладбище (10-й участок).

Приход Анатолия Эфроса на Таганку многие считали трагической ошибкой, которая стоила ему жизни[40][41].

Семья

Анатолий Эфрос был женат на театральном критике Наталье Крымовой; сын Дмитрий Крымов — театральный художник и режиссёр.

Творчество

Анатолий Смелянский считает, что увольнение с поста художественного руководителя Театра им. Ленинского комсомола было счастьем для Эфроса: оно избавило режиссёра от той ответственности перед властью, которую предполагало любое официальное положение[42]. «Он не должен был, — пишет критик, — играть роль первого советского режиссёра и подписывать письма против Солженицына, как это делал Товстоногов. Он не должен был соответствовать образу официально утверждённого диссидента, который навязали Любимову. Он мог не ставить спектаклей к революционным и партийным датам, как Ефремов. Им, в сущности, пренебрегли и оставили только одну возможность — заниматься искусством»[42].

Театральные постановки

Ранние постановки

Рязанский областной театр драмы

Центральный детский театр

«Современник»

Театр им. М. Н. Ермоловой

Московский театр им. Ленинского комсомола

Театр на Малой Бронной

Театр им. Моссовета

  • 1969 — «Дальше — тишина» В. Дельмар. Художник Б. А. Мессерер.
  • 1974 — «Турбаза» Э. Радзинского. Художники Д. Боровский, В. Лалевич

МХАТ им. М. Горького

Другие театры

Театр на Таганке

Работы на телевидении

  • 1970 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина (телеспектакль)
  • 1971 — «Марат, Лика, Леонидик» по пьесе «Мой бедный Марат» А. Арбузова (телеверсия спектакля Театра им. Ленинского комсомола)
  • 1972 — «Платон Кречет» А. Корнейчука (телеверсия спектакля Театра на Малой Бронной)
  • 1973 — «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по М. Булгакову и Ж. Б. Мольеру (телеспектакль)
  • 1973 — «Человек со стороны» И. Дворецкого (телеверсия спектакля Театра на Малой Бронной)
  • 1974 — «Таня» А. Арбузова (телеспектакль)
  • 1975 — «Страницы журнала Печорина» по М. Ю. Лермонтову (телеспектакль)
  • 1976 — «Милый лжец» (телеверсия спектакля Иосифа Раевского, МХАТ им. Горького)
  • 1978 — «Дальше — тишина…» В. Дельмар (телеверсия спектакля Театра им. Моссовета)
  • 1978 — «Острова в океане» по Э. Хемингуэю (телеспектакль)
  • 1983 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (телеверсия спектакля Театра на Малой Бронной)
  • 1983 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (телеспектакль)
  • 1988 — «Буря» У. Шекспира (телеверсия спектакля 1983 г.)
  • 1988 — «У войны не женское лицо» С. Алексиевич (телеверсия спектакля Театр на Таганке)
  • 1989 — «Тартюф» (телеверсия спектакля МХАТ им. Горького)

Фильмография

Награды и премии

Сочинения

  • Эфрос А. В. [Избранные произведения: В 4 т.] 2-е изд. доп. М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. Т. 1. Репетиция — любовь моя. 318 с.
  • Эфрос А. В. [Избранные произведения: В 4 т.] 2-е изд. доп. М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. Т. 2. Профессия: режиссёр. 367 с.
  • Эфрос А. В. [Избранные произведения: В 4 т.] 2-е изд. доп. М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. Т. 3. Продолжение театрального романа. 431 с.
  • Эфрос А. В. [Избранные произведения: В 4 т.] 2-е изд. доп. М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. Т. 4. Книга четвёртая. 431 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Владимир Соловьёв «Эфрос: история одной скверности»
  2. 2,0 2,1 Анатолий Эфрос в энциклопедии «Кругосвет»
  3. Фото из альбома. Театральный роман Эфроса
  4. Дмитрий Губин. 3 июля: в Харькове родился режиссёр, замученный на Таганке
  5. Анатолий Васильевич Эфрос. Биографическая справка. РИА Новости (20100603T1040+0400Z). Дата обращения: 24 марта 2019.
  6. Правда.Ру. Театральный роман Анатолия Эфроса. Правда.Ру (23 июня 2005). Дата обращения: 24 марта 2019.
  7. Анатолий Эфрос — Театр Ленком. www.l-teatr.ru. Дата обращения: 24 марта 2019.
  8. ЭФРОС • Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 24 марта 2019.
  9. В быту Исая и Исаака Васильевича.
  10. В метрических записях указан как Ицко Велькович Эфрос, сын любавичевского мещанина Вельки Давидовича Эфроса и Хаи-Рише Эйзеровны Кац.
  11. Студенты и выпускники ХТИ: Эфрос Исаак Велькович: В студенческих документах указывается уже сыном оршанского мещанина. С 1921 года работал инженером на Харьковском авиационном заводе и в производственно-техническом отделе ВСНХ Украины, в 1924 году также инспектором для поручений при Президиуме ВСНХУ.
  12. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении работников авиационной промышленности от 16.9.1945
  13. Учётно-послужная карточка Исаака Вольфовича Эфроса на сайте «Память народа»
  14. Нарушить театральное спокойствие (Летопись)
  15. Справочная и адресная книга «Весь Харьков» на 1926 год: Здесь указывается улица Потебни, дом 24.
  16. Грибанов В. Анатолий Эфрос: «…большевиков он просто не замечает» (недоступная ссылка). Аргументы и факты (официальный сайт). Дата обращения: 24 августа 2012. Архивировано 21 июля 2015 года.
  17. Эфрос, Анатолий Васильевич // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1963. — Т. 5.
  18. Кнебель, Мария Осиповна // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1963. — Т. 3.
  19. 19,0 19,1 Марков П. А. Об Анатолии Эфросе // О театре. — М.: "Искусство", 1977. — Т. 4. Дневник театрального критика: 1930—1976. — С. 556. — 639 с.
  20. 20,0 20,1 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 16. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  21. Марков П. А. Об Анатолии Эфросе // О театре. — М.: "Искусство", 1977. — Т. 4. Дневник театрального критика: 1930—1976. — С. 556—557. — 639 с.
  22. 22,0 22,1 22,2 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 68—69. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  23. Эфрос А. В. [Избранные произведения: В 4 т.]. — М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993. — Т. 1. Репетиция — любовь моя. — С. 47—48. — 318 с.
  24. 24,0 24,1 24,2 Марков П. А. Об Анатолии Эфросе // О театре. — М.: "Искусство", 1977. — Т. 4. Дневник театрального критика: 1930—1976. — С. 558. — 639 с.
  25. Марков П. А. Об Анатолии Эфросе // О театре. — М.: "Искусство", 1977. — Т. 4. Дневник театрального критика: 1930—1976. — С. 565. — 639 с.
  26. 26,0 26,1 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 75. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  27. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 73. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  28. 28,0 28,1 28,2 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 79. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  29. 29,0 29,1 История (недоступная ссылка). Театр на Малой Бронной (официальный сайт). Дата обращения: 11 июля 2012. Архивировано 12 июля 2012 года.
  30. Скорочкина О. Актёр театра Анатолия Эфроса // Русское актерское искусство XX века. Вып. II и III. — СПб., 2002. — С. 30.
  31. 31,0 31,1 Скорочкина О. Актёр театра Анатолия Эфроса // Русское актерское искусство XX века. Вып. II и III. — СПб., 2002. — С. 31.
  32. Белинский А. Заметки о телевизионном творчестве Анатолия Эфроса. Лаборатория Крымовой. Дата обращения: 11 июля 2012.
  33. 33,0 33,1 33,2 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 165—166. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  34. 34,0 34,1 34,2 34,3 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 167—168. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  35. 35,0 35,1 35,2 35,3 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 149—150. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  36. Дж. Глэд. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. — М.: Кн. палата, 1991. — 320 с.
  37. Всего несколько слов в честь г-на де Мольера от Юрия Любимова. // Российская газета, 2006.
  38. Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 169. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  39. Демидова А. С. Бегущая строка памяти: Автобиографическая проза. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 281.
  40. Богданова П. Режиссёры-шестидесятники. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — С. 50. — 176 с. — ISBN 978-5-86793-799-7.
  41. Демидова А. С. Бегущая строка памяти: Автобиографическая проза. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 487.
  42. 42,0 42,1 Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — С. 67. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
  43. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии / В. Г. Панов. — БСЭ. — Москва: Советская Энциклопедия, 1980. — Т. выпуск 24. — С. 84. — 587 с. — 110 000 экз.
  44. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1985 года № 2762 «О награждении тов. Эфроса А. И. орденом Трудового Красного Знамени»

Литература

  • Театр Анатолия Эфроса. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2000. — 464 с. ISBN 5-87334-041-2

Ссылки