Эфиопская православная церковь

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эфиопская православная церковь
амх. የኢትዮጵያ ኦርቶዶክስ ተዋሕዶ ቤተ ክርስቲያን
Собор Святой Троицы в Аддис-АбебеСобор Святой Троицы в Аддис-Абебе
Общие сведения
Основатели Фрументий Аксумский
Церковь-мать Коптская православная церковь
Руководство
Предстоятель Абуна Матиас
Центр Аддис-Абеба
Территории
Юрисдикция (территория)  Эфиопия,  Сомалиленд,  Джибути
Богослужение
Богослужебный язык геэз, амхарский, оромо, тигринья
Календарь эфиопский
Статистика
Епископов 60
Епархий 44 [1]
Сайт http://www.ethiopianorthodox.org
Священник Эфиопской церкви с церемониальными крестами в монастыре Абба-Панталевон близ города Аксум, в регионе Тыграй

Эфиопская (Абиссинская) православная церковь (амх. የኢትዮጵያ ኦርቶዶክስ ተዋሕዶ ቤተ ክርስቲያን Yäityop’ya ortodoks täwahedo bétäkrestyan) — одна из Древневосточных (дохалкидонских) церквей[2]. До 1959 года была автономной церковью[3], в канонической зависимости от Коптской церкви, после чего получила автокефалию. Как и другие Древневосточные церкви, признаёт три Вселенских собора и исповедует миафизитскую христологию. Имеет свой эфиопский обряд, а также особую, не имеющую аналогов в других церковных традициях иерархическую структуру духовенства.

Эфиопы-христиане придерживаются некоторых заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан считаются неактуальными, таких как соблюдение законов о пище. Практикуется также обрезание младенцев мужского пола (на восьмой день, согласно заповеди в Ветхом Завете)[4].

История

Сохранившийся старинный экземпляр Библии на древнеэфиопском языке

Согласно Евсевию Памфилу и Новому Завету, христианство пришло в Эфиопию в первом веке от апостола Филиппа, обратившего евнуха, из посланцев царицы Кандакии (Деян. 8:26—30).

Согласно преданию, первым христианским просветителем эфиопов был Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрёл доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Эзану, который в 330 году и объявил христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположён в епископы Афанасием Александрийским, вернулся в Эфиопию и, став первым епископом Аксума, продолжил евангелизацию страны.

В административном отношении Эфиопская церковь с самого своего зарождения являлась одной из епархий Александрийского Коптского патриарха, который поставлял египетского епископа в абуны. Абуна был единственным епископом Эфиопии. Уже в XII веке Негус Синуда пытался получить для Эфиопии нескольких епископов, что позволило бы создание Синода, который мог бы избирать Абуну. Но патриарх Александрийский не согласился на предоставление Эфиопской церкви автономии[5].

Древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур, а всемирно известные фрески храма Святой Марии в Лалибеле были созданы значительно позже — при императоре Зара-Якобе в XV столетии.

При императоре Сусныйосе (1607—1632) вошла в унию с Римом, но следующий император Фасиледэс (1632—1667) изгнал католиков из Эфиопии.

Лишь в конце XIX века Негус Иоанн (1872—1889) добился от коптского патриарха Кирилла V хиротонии трёх архиереев для Эфиопии. В 1929 году Патриархия согласилась на хиротонию пяти эфиопских архиереев, причём, согласно акту от 31 мая 1929 года, Собор эфиопских епископов не имеет права избирать и хиротонисать других епископов. Права эти сохранялись за Коптской патриархией[5].

В 1951 году впервые за 15 веков Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп. В 1959 году Эфиопская ортодоксальная церковь стала полностью независимой от Коптской, а её предстоятель был возведён в сан патриарха.

B июле 2007 года в Каире Коптская и Эфиопская православные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество[6], тем не менее, Коптская церковь поддержала полное отделение Эритрейской церкви и раскол Эфиопской церкви.

Летом 2023 года группа схизматиков выступила против священноначалия Эфиопской Церкви и предприняла попытку образовать собственную «церковную юрисдикцию». Для достижения этой цели раскольники совершили ряд антиканонических «епископских и священнических хиротоний», предпринимали попытки силового захвата храмов Эфиопской церкви[7].

Предстоятели Эфиопской церкви

Святые

Другие религиозные деятели

См. также

Примечания

  1. Епархии Эфиопской церкви
  2. Московская патриархия. АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Православная энциклопедия.
  3. Московский патриархат. АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ). Православная энциклопедия.
  4. Иерархия церквей | Обряд Эфиопской (Православной) церкви
  5. 5,0 5,1 Протоиерей Александр Трубников. Ближний Восток — Колыбель Православия Архивная копия от 31 декабря 2014 на Wayback Machine, Издание Представительства Российских Эмигрантов в Америке. Мадрид, 1964.
  6. Подписание декларации о сотрудничестве Коптской и Эфиопской церквями
  7. Письмо Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Эфиопской Церкви. Патриархия.ру, 26.09.2023.
  8. Мина согласно «Деяниям Афце», а Илия в соответствии с источником Карло Конти Россини[it] в Acta Yared et Pantalewon (см. Sergew Hable Selassie, Ancient and medieval Ethiopian history to 1270. — Addis Ababa : [Printed by United Printers], 1972. — P. 116. — xiii, 370 p.)
  9. Вакансия образовалась (согласно арабскому источнику) по причине изгнания александрийского патриарха Феодосия I и избрания на его место Павла Тавеннисиота (см. Sergew Hable Selassie, Ancient and medieval Ethiopian history to 1270. — Addis Ababa : [Printed by United Printers], 1972. — P. 14. — xiii, 370 p.)
  10. Kibriye, Solomon. Ethiopian Orthodox Unity Declaration Document in English. Orthodoxy Cognate Page (27 июля 2018). Дата обращения: 8 августа 2018.

Литература

на других языках

Ссылки