Этнократия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Этнокра́тия (от др.-греч. ἔθνος — народ и κράτος — власть) — общественный строй, при котором власть принадлежит элите, сформированной из представителей определённого народа[1], строй, порождённый[2] господством элиты какого-либо этноса[3] над индивидуальными правами и интересами личности[4].

По мнению некоторых политологов в начале XXI века мир находится в апогее после краха колониальных империй, к 2050 году количество национальных государств, входящих в ООН, может увеличиться вдвое до 400—500[5].[значимость факта?]

Историческими примерами проявлений этнократии являются: нацистская Германия, ЮАР в эпоху апартеида[6].

Также в качестве этнократий иногда приводятся: Израиль[7], Уганда[8], Малайзия, Таиланд, Бирма, Филиппины, Эстония, Латвия[9] Индия, Пакистан и Бангладеш[5].

Государственное устройство России было охарактеризовано Александром Салагаевым как «асимметричная этнофедерация».[10]

Сложность в определении этнократии состоит в том, что практически все современные политические режимы имеют те или иные этнократические институты. Примером может служить «особое отношение» к мусульманам уже при въезде в Соединенные Штаты Америки, которое объясняется возможными террористическими угрозами. Однако такое же отношение встречали китайцы в США ещё в конце XIX века, хотя о современном терроризме ещё не было известно[11].


Институциональный подход к этнократиям

С точки зрения институционального подхода этнократии являются неустойчивыми политическими режимами. Отношение к значимым историческим событиям, коррелируемое с этничностью, может восприниматься общественным сознанием как девиантное, когда на этнооснованиях политический режим дискриминирует отдельные этногруппы. Они обеспечивают повышенные социальные возможности титульному этносу и одновременно дискриминируют другие этногруппы по экономическим и/или политическим причинам.
Этнодискриминационные нормы появляются в результате распада общего института (к примеру, института «равенства всех перед законом») на исключения, в функциональном отношении направленных на редистрибуцию ресурсов (например, административные или государственные должности, которые можно «отобрать» у представителей других этногрупп). В условиях этнодискриминации индивиды с маргинальной этничностью сталкиваются с необходимостью изменять территориальную преданность, принимать новую религию или даже овладевать не родным для них языком, чтобы получить возможность участвовать в общественной жизни этнически враждебного общества.

Этнократии являются тем видом социальной организации, в которых преобладают не институциональные (нормативные) или бюрократические механизмы административного управления, а человеческий, то есть личностный механизм управления.[12] Одной из предпосылок развития этнократического режима является ограниченный объём социальных ресурсов государства.

Недостатки этнократий проявляются в их неспособности эффективно служить целям модернизации. Излишняя концентрация на внеэкономических факторах — внутриклановой лояльности, этнической или расовой принадлежности или на притоке ресурсов «со стороны» — это причины структурной нестабильности и недостаточности «инфтраструктурного охвата». Совсем не случайна сильная зависимость этнократий от харизматических лидеров. Такое общество может сохраняться только в условиях постоянного притока внешних ресурсов, либо стигматизации отдельных субгрупп[11]

См. также

Примечания

  1. Тощенко Ж. Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки) — М.: РОССПЭН, 2003. ISBN 5-8243-0395-9 (оглавление Архивная копия от 29 июня 2007 на Wayback Machine, глава 3 Архивная копия от 25 января 2010 на Wayback Machine, глава 7 Архивная копия от 20 января 2010 на Wayback Machine)
  2. Тощенко — Этнократия; Татарский мир; См. «Релятивистская теория нации» /Отв. ред. А. Г. Здравомыслов. М., 1998 (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 ноября 2008. Архивировано 8 января 2010 года.
  3. Этнократия : история и современность; Автор: Žan Terent’evič Toŝenko; Издатель: Российский государственный гуманитарный университет, 2003; 47-56/431 стр.
  4. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  5. 5,0 5,1 Этнополитология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений] : этнополитические конфликты: причины и пути их разрешения : [этнос и государство, этнополитика государственного устройства в России; Учебное пособие; Соавтор Русся (Федератион). Министерство образования; Издатель Издательский дом «Питер», 2004; ISBN 5-94723-575-7, 9785947235753; 313 стр.
  6. Бог, страх и свобода: [эссе, 1991—2011] В трех измерениях; Автор: Денис Викторович Драгунский; Издатель: Рипол Классик, 2013; ISBN 5-386-03917-2, 9785386039172
  7. Шломо Занд — Кто и как изобрёл еврейский народ, глава V. Этнократия в эпоху глобализации
  8. Ali A. Mazrui, Soldiers and Kinsmen in Uganda: The Making of a Military Ethnocracy (1975)
  9. Современная европейская этнократия: нарушение прав национальных меньшинств в Эстонии и Латвии; Издатель: Фонд «Историческая Память», 2009; 280 стр.
  10. Эхо России — В Казани русским предложили создавать свои республики в составе РФ. Дата обращения: 11 ноября 2014. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  11. 11,0 11,1 Юрий Волков, Максим Барбашин. Этнократия как предмет исследований макроисторической социологии (12 декабря 2012). Дата обращения: 26 августа 2014. Архивировано 27 августа 2014 года.
  12. Барбашин М. Ю. Институты и этногенез: институциональное воспроизводство этнической идентичности в локальных сообществах. 2-е изд., расшир. и доп. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2013, 356

Ссылки