Эскадренные миноносцы типа «Муракумо»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эскадренные миноносцы типа «Муракумо»
叢雲型駆逐艦
Эскадренный миноносец «Кагэро» во КуреЭскадренный миноносец «Кагэро» во Куре
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Построено 6
Основные характеристики
Водоизмещение 275—367 тонн
Длина 67,7 м
Ширина 5,96 м
Осадка 1,7 м
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 3 котла
Мощность 5800 л. с.
Движитель 2
Скорость хода 30 узлов
Экипаж 50 человек
Вооружение
Артиллерия При постройке:
1 × 76-мм/40,
5 × 57-мм/40 Гочкиса
После модернизации(с 1904 года):
2 × 76-мм/40,
4 × 57-мм/40 Гочкиса
Минно-торпедное вооружение 2 × 450-мм ТА

Эскадренные миноносцы типа «Муракумо» (яп. 叢雲型駆逐艦 Муракумогата кутикукан) — тип японских эскадренных миноносцев. Также известен как тип «Синономэ».

Предыстория

Активное развитие миноносцев, наглядным подтверждением чему стала японо-китайской война, в частности-успешная атака на китайскую военно-морскую базу Вэйхайвэй, заставило японский Морской Генеральный штаб обратить внимание на корабли, способные бороться с ними. Основные принципы развития флота были сформулированы в программе 1896 года, по которой и были определены ТТХ первых японских эскадренных миноносцев. В 1896—1897 годах было заказано сразу 12 кораблей: 6 компании «Ярроу»(тип «Икадзути») и 6 компании «Торникрофт»(тип «Муракумо»).

Строительство и конструкция

Проект эсминцев был создан на основе ранних британских представителей класса B  (англ.), они являлись типичными представителями этого типа для начала XX века. Япония закупила несколько серий таких кораблей, а позже развернула их производство на своих верфях: всего в состав японского флота вошло около 55 единиц, последние из которых(типа «Камикадзэ») были построены в 1909 году.

Эсминцы строились по тому же техническому заданию, что и корабли постройки «Ярроу», но при этом имели существенные отличия, связанные прежде всего с применением более эффективных котлов конструкции Торникрофта. Большая паропроизводительность позволила уменьшить их число до трёх, перекомпоновать котельные отделения, спарив дымоходы и уменьшив таким образом количество дымовых труб с 4 до 2. Это дало кораблям нехарактерный для японских эсминцев того времени и в то же время менее заметный силуэт. В силу того, что котлы Торникрофта имели меньшую высоту, нежели котлы конструкции Ярроу, они не выступали над палубой, а из-за более низкого расположения центра тяжести улучшилась и остойчивость.

Эсминцы этого типа оказались мореходнее своих аналогов, построенных «Ярроу», несмотря на более чем на 10 % меньшее водоизмещение. Все корабли превысили контрактную скорость: на ходовых испытаниях «Усугумо» развил 30,37 узлов, «Кагэро» 30,45 узлов, а «Сирануи» 30,517 узлов.

В 1901—1902 компания «Торникрофт» дополнительно построила ещё два корабля по изменённому проекту(тип «Сиракумо»).

История службы

К началу русско-японской войны «Кагэро», «Муракумо», «Югири», «Сирануи» числились в 5-м отряде истребителей, «Усугумо» и «Синономэ» — в 3-м. Действовали под Порт-Артуром. Корабли 3-го отряда участвовали в бою со «Стерегущим».

После начала войны была проведена модернизация, заключающаяся в замене носового 57-мм орудия на второе 76-мм (что дало японцам значительное преимущество в огневой мощи над русскими эсминцами), установке радиотелеграфной станции (для растяжки антенн которой между торпедными аппаратами пришлось поставить легкую грот-мачту), переносу камбуза из жилого отсека в небольшую рубку, размещенную за котельным вентилятором между первой и второй трубами. Всё это приблизило характеристики кораблей к более позднему типу «Харусамэ».

В ходе Цусимского сражения «Югири» получил повреждения при столкновении с «Харусамэ». Днём 28 мая истребители 5-го отряда приняли активное участие в преследовании русских эскадренных миноносцев, пытавшихся прорваться во Владивосток. «Муракумо» вёл бой с эсминцем «Быстрый», который смог на короткое время оторваться, но из-за острой нехватки угля был выброшен на корейский берег и взорван командой. «Кагэро» преследовал «Грозного», который в ходе боя нанёс ему повреждения и смог прорваться во Владивосток. «Сирануи» же вступил в тяжёлый бой с «Громким» и после часовой дуэли всё же потопил его, получив при этом более 20 попаданий и чудом уцелев в силу того, что попавшая в него русская торпеда не взорвалась.

Как и в случае с типом «Икадзути», высокой оказалась аварийность в мирное время. 10 мая 1909 года тайфуном были выброшены на берег и серьёзно повреждены «Муракумо» и «Синономэ». Оба были восстановлены: первый в Тоба, второй в Йокосука. «Синономэ» же 23 июля 1913 года он погиб в тайфуне у побережья Формозы. Тогда же был повреждён «Усугумо», но его удалось восстановить.

«Кагэро» осенью 1914 года в составе 13-го дивизиона эсминцев участвовал в блокаде Циндао.

После окончания Первой Мировой войны все пять оставшихся эсминцев были разоружены и позднее, в 1922—1925 годах списаны.

Представители серии

Название Место постройки Заложен Спущен на воду Введён в строй Судьба
Муракумо (яп. 叢雲 Гряда облаков) John I. Thornycroft & Company, Чизик, Великобритания 1 октября 1897 года 16 ноября 1898 года 29 декабря 1898 года Использовался как плавучий склад с апреля 1919 года, как минный тральщик с июля 1920; как посыльное судно с апреля 1922, сдан на слом 4 июня 1925
Синономэ (яп. 東雲 Утренняя заря) John I. Thornycroft & Company, Чизик, Великобритания 1 октября 1897 года 14 декабря 1898 года 1 февраля 1899 года Потерпел крушение у берегов Тайваня 23 июля 1913 года; исключён из списков 6 августа 1913 года
Югири (яп. 夕霧 Вечерний туман) John I. Thornycroft & Company, Чизик, Великобритания 1 ноября 1897 года 26 января 1899 года 10 марта 1899 года Использовался как плавучий склад с апреля 1919 года, как минный тральщик с июля 1920; исключён из списков 1 апреля 1922 года
Сирануи (яп. 不知火 Фосфоресцирующий свет на море) John I. Thornycroft & Company, Чизик, Великобритания 1 января 1898 года 15 марта 1899 года 13 мая 1899 года Использовался как минный тральщик с апреля 1922 года, как посыльное судно с августа 1923 года; исключён из списков 25 февраля 1925 года
Кагэро (яп. 陽炎 Марево) John I. Thornycroft & Company, Чизик, Великобритания 1 августа 1898 года 23 октября 1899 года 31 октября 1899 года Использовался как посыльное судно с апреля 1922 года; исключён из списков 25 февраля 1925 года
Усугумо (яп. 薄雲 Мелкие облака («барашки»)) John I. Thornycroft & Company, Чизик, Великобритания 1 сентября 1898 года 1 января 1900 года 1 февраля 1900 года Использовался как минный тральщик с апреля 1922 года, как посыльное судно с августа 1923 года; сдан на слом 29 апреля 1925.

См. также

Литература

  • [wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Jap_DD/ Патянин С. В. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии 1879—1945 гг.]