Эса де Кейрош, Жозе Мария

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жозе Мария Эса де Кейрош
José Maria Eça de Queiroz
Eça de QueirósEça de Queirós
Язык произведений португальский
Памятник писателю в Повуа-ди-Варзин

Жозе́ Мари́я де Э́са де Кейро́ш (порт. José Maria de Eça de Queiroz[1], Повуа-ди-Варзин; 25 ноября 1845 — 16 августа 1900, Париж) — португальский писатель.

Биография

Изучал юриспруденцию в Коимбрском университете, публиковал в местной газете роман с продолжением. Много путешествовал по миру: в 18691870 годах был в Египте, присутствовал при открытии Суэцкого канала (эти впечатления нашли отражение в некоторых его произведениях), затем был португальским консулом в Гаване. Большую часть последующей жизни Эса де Кейрош провёл в Великобритании и Франции, будучи консулом Португалии сперва в Ньюкасле1874 года), затем в Бристоле и, наконец, (с 1888 года) в Париже, где он и умер от туберкулёза.

Творчество и признание

Романы Эсы де Кейроша — прежде всего, «Преступление падре Амару» (порт. «О crime de padre Amaro»; 1874, переработанное изд. 1880), «Кузен Базилио» (О primo Basílio; 1879) и «Семейство Майя» (Os Maias; 1879) — пользовались общеевропейским успехом. Его числили в первых рядах прозаиков-реалистов; Эмиль Золя ставил его выше Флобера, в других источниках Эсу де Кейроша называли «португальским Золя». На испанский его переводил Р. дель Валье-Инклан, один из ведущих авторов поколения конца XIX века, на английский — Рой Кемпбелл. В России его высоко ценили Максим Горький и Владимир Короленко. О. А. Овчаренко указала на предположение М. М. Кораллова о том, что роман Кейроша «Реликвия» мог оказать влияние на роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова[2]. С произведением Булгакова роман Кейроша сближают не только страницы, посвящённые Христу, но и само сочетание евангельской темы с пикареской. Есть у португальского автора и «девственный человек» — Теодорико, и учёный немец — Топиус, в какой-то мере Берлиоз. Появляется в романе Кейроша и дьявол, который, в отличие от булгаковского, в романе большой роли не играет.

Основной темой его произведений является социальная критика современности. Нередко Кейрош использует язык сатиры. Кейрош сравнивается критиками с Пастернаком. Стиль произведений Кейроша в основном описывается как «португальский реализм». Начал с публикации отрывочных произведений в «Газете Португалии» (порт. "Gazeta de Portugal") во время учёбы в университете Коимбры, после его смерти они были собраны в одну книгу под названием «Варварские заметки» (порт. Prosas Bárbaras) . Первым заметным его произведением стало «Преступление падре Амару», или «Преступление отца Амару» (порт. О crime de padre Amaro; 1874), которое было написано во время исполнения им должности муниципального администратора провинции Лейрия (порт. Leiria. (Также это произведение имеет отношение к так называемому «Вопросу Коимбры» (порт. Questão Coimbrã.)). Сын писателя был одним из видных деятелей фашистского режима Салазара и создателем португальского телевидения.

Экранизации

Примечания

  1. По современным нормам португальской орфографии фамилия писателя пишется de Queirós
  2. Овчаренко О. А. Португальская литература. Историко-теоретические очерки. — М.: ИМЛИ РАН, 2005. — С. 6. — 365 с. — 500 экз. — ISBN 5-9208-0224-3.

Литература

  • Eça de Queirós (порт.). Infopédia. Dicionários Porto Editora. Дата обращения: 27 июня 2020. Архивировано 27 июня 2020 года.
  • Peteira E., Rodriques G. Eça de Queiroz (José Maria) // Portugal : diccionario historico, chorographico, heraldico, biographico, bibliographico, numismatico e artistico : [порт.] : in VII vol. / Peteira, Esteves & Rodriques, Guilherme. — Lisboa : J. Romano Torres, 1907. — Vol. III : D—K. — P. 109. — 1091 p.

Ссылки