Крик, Эрнст

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Эрнст Крик»)
Эрнст Крик
Ernst Krieck
Bundesarchiv Bild 183-R24765, Prof. Dr. Ernst Krieck.jpg
Дата рождения 6 июля 1882(1882-07-06)
Место рождения Фёгисхайм, Баден
Дата смерти 19 марта 1947(1947-03-19) (64 года)
Место смерти Мосбург-на-Изаре

Эрнст Крик (нем. Ernst Krieck; 6 июля 1882, Фёгисхайм — 1947, Мосбург-на-Изаре) — немецкий теоретик и пропагандист национал-социалистической образовательной теории и культурной политики[1].

Биография

Эрнст Крик родился 6 июля 1882 года в Фегисхайме в Бадене. Он происходил из бедной семьи. Жизнь была трудной, учиться в школе не было возможности. Десятилетним мальчиком он покинул семью и поступил в реальную школу в Мюльгейме. В 1898 году он поступает слушателем на педагогический семинар в Карлсруэ и по окончании курса в 1900 становится младшим учителем народной школы.

В 1922 году опубликовал книгу «Философию образования»[2]. За эту книгу он получил звание почетного доктора Университета в Гейдельберге[3]. В 1924 году он оставил преподавательскую деятельность, чтобы иметь возможность дальше развивать свою «чистую» педагогическую науку в качестве независимого исследователя[1]. В 1928 году Крик стал профессором Педагогической академии во Франкфурте-на-Майне[1].

1 января 1932 года он стал членом НСДАП и Национал-социалистической ассоциации учителей. Из-за нацистской агитации он был отстранен от должности профессора в 1932 году. После захвата власти национал-социалистами он стал единственным кандидатом на должность ректора Франкфуртского университета. Он был первым национал-социалистом, ставшим ректором немецкого университета. Одним из первых решений Крика на посту ректора было публичное сожжение книг на площади Рёмерберг 10 мая 1933 года[4]

Крик стал редактором основанного им национал-социалистического журнала по педагогике Volk im Werden, который выходил каждые два месяца с 1933 по 1943 год. Работает в Службе безопасности рейхсфюрера СС с 1934 по 1938 гг. В 1934 году Крик занял кафедру философии и образования в Гейдельбергском университете, где безуспешно пытался инициировать научную и университетскую реформу в соответствии со своими идеями[1]. Идеи книги «Völkisch-Politische Anthropologie» (1938), которую Крик считал «стержнем» своей идеологии, вызвали бурную реакцию у нацистских расовых теоретиков — прежде всего у Вильгельма Хартнаке (1878-1952). Крик, в частности, публично обвинил образовательную теорию Хартнаке в "архиреакционности" и "насмешке над национал-социалистическим национальным сообществом", поскольку она защищает монополию буржуазии на владение собственностью и удерживает детей рабочего класса от получения высшего образования. В споре Хартнаке представлял концепцию расы, широко распространенную в естественных науках того времени, тогда как Крик рассуждал исключительно идеологически. После спора Крик ушел со всех партийных и академических постов[5].

В 1939 году Крик стал сотрудником Антисемитского института по изучению и устранению еврейского влияния в немецкой церковной жизни. Кроме того, он стал почетным членом Имперского института истории Новой Германии. 1944 году он был назначен руководителем Национал-социалистической ассоциации преподавателей.

После окончания Второй мировой войны Крик был уволен из университета оккупационными войсками США и интернирован в Мосбург-на-Изаре. Он умер в заключении 19 марта 1947 года[6].

Философия

Эрнст Крик в 1935 году

Крик разработал свои идеи расовой педагогики и националистической школы до прихода нацистов к власти в 1933 году. Система образования и науки, с его точки зрения, должна быть политически ангажирована. Она должна служить интересам развития националистического государства, народа, расы. Крик осуждает эмансипацию женщин, индивидуализм и либеральные ценности[7][8].

Первоначальные идеи сконцентрированы в работе «Немецкая государственная идея», в современных терминах продолжившей традицию немецкого национализма, заложенную Фихте и Гегелем. Философ критиковал социологическую теорию Макса Вебера за «объективизм», причислив его к «лишившимся корней интеллектуалам». Со временем он обратился к политическому мифу, который считал главной реальностью, подлежащей философскому рассмотрению.

Библиография

  • Heil und Kraft: Ein Buch Germanischer Weltweisheit. Leipzig: Armanen-Verlag, 1943.
  • Erlebter Neuidealismus. Heidelberg: Carl Winter's Universitätsbuchhandlung, 1942.
  • Natur und Naturwissenschaft. Leipzig: Oswald Schmidt, 1941
  • Der Mensch in der Geschichte. Leipzig: Armanen-Verlag, 1940
  • England: Ideologie und Wirklichkeit. München: Zentralverlag der NSDAP, 1940.
  • Volkscharakter und Sendungsbewußtsein. Politische Ethik des Reichs. Leipzig: Armanen, 1940.
  • Weltanschauliche Entscheidung. Leipzig: Österreichischer Landesverlag, 1939.
  • Mythologie des bürgerlichen Zeitalters. Leipzig: Armanen-Verlag, 1939.
  • Leben als Prinzip der Weltanschauung und Problem der Wissenschaft. Leipzig: Armanen-Verlag, 1938.
  • Völkisch-Politische Anthropologie. 3 Bände. Leipzig: Armanen-Verlag, 1936-1938.
  • Nationalpolitische Erziehung. 20. Auflage. Leipzig: Armanen-Verlag, 1936.
  • Grundriß der Erziehungswissenschaft. Fünf Vorträge. Leipzig: Quelle & Meyer, 1936.
  • Wissenschaft, Weltanschauung, Hochschulreform. Leipzig: Armanen-Verlag, 1934.
  • Der Staat des Deutschen Menschen. 2. Auflage. Berlin: Junker und Dünnhaupt Verlag, 1933.
  • Musische Erziehung. 1933.
  • Volk im Werden. Leipzig: Gerhard Stalling, 1932.
  • Völkischer Gesamtstaat und nationale Erziehung. Heidelberg: Bündischer Verlag, 1932.
  • Erziehungsphilosophie. München, 1930.
  • Geschichte der Bildung. München, 1930.
  • Staat und Kultur. Frankfurt am Main, 1929.
  • Deutsche Kulturpolitik?. Frankfurt am Main, 1928.
  • Bildungssysteme der Kulturvölker. Leipzig, 1927.
  • Menschenformung: Grundzüge der vergleichenden Erziehungswissenschaft. Leipzig: Quelle & Meyer, 1925.
  • Philosophie der Erziehung. Jena: Eugen Diederichs Verlag, 1922.
  • Erziehung und Entwicklung. Vorspiele zur autonomen Pädagogik. Karlsruhe, 1921.
  • Die Revolution der Wissenschaft. Karlsruhe, 1921.
  • Die deutsche Staatsidee. Ihre Geburt aus dem Erziehungs- und Entwicklungsgedanken. Jena, 1917.
  • Persönlichkeit und Kultur. Heidelberg: Carl Winter's Universitätsbuchhandlung, 1910.

Издания на русском языке

  • Крик, Эрнст. Преодоление идеализма : основы расовой педагогики / Эрнст Крик ; пер. с нем. А.М. Иванова ; под ред. В.Б. Авдеева и А.М. Иванова. — М., 2004. — 421, [6] с.; 20 см. — (Библиотека расовой мысли).; ISBN 5-7619-0185-4

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Deutsche Biographie. Krieck, Ernst - Deutsche Biographie (нем.). www.deutsche-biographie.de. Дата обращения: 7 августа 2022.
  2. Ernst Krieck. Philosophie der Erziehung. --. — Jena : E. Diederichs, 1922. — 328 с.
  3. Barbara Schneider-Taylor. Ernst Krieck: Philosophie der Erziehung (нем.) // Hauptwerke der Pädagogik. — 2009-01-01. — S. 237–239. — doi:10.30965/9783657768387_093.
  4. Wolfgang U. Eckart, Volker Sellin, Eike Wolgast. Die Universitätsleitung (нем.) // Die Universität Heidelberg im Nationalsozialismus / Wolfgang U. Eckart, Volker Sellin, Eike Wolgast. — Berlin, Heidelberg: Springer, 2006. — S. 5–55. — ISBN 978-3-540-39385-6. — doi:10.1007/978-3-540-39385-6_2.
  5. Jürgen Schriewer. Ernst Krieck // Historische Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften (Hrsg.): Neue Deutsche Biographie. Duncker & Humblot, Berlin, S. 36–38.
  6. Giesecke, Hermann. Hitlers Pädagogen. Theorie und Praxis nationalsozialistischer Erziehung / 2. überarb. Aufl. - Juventa-Verlag Weinheim: München, 1999.http://www.hermann-giesecke.de/hitler.pdf
  7. Giesecke: Hitlers Pädagogen. Juventa-Verlag, Weinheim / München 1999, p. 46
  8. Krieck, Ernst. “The Racial-Völkisch-Political Conception of History (1934).” In The Third Reich Sourcebook, edited by ANSON RABINBACH and SANDER L. GILMAN, 1st ed., 120–24. University of California Press, 2013. http://www.jstor.org/stable/10.1525/j.ctt3fh2rm.62.

Ссылки