Эрнст, Сергей Ростиславович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сергей Ростиславович Эрнст
З. Е. Серебрякова. Эрнст С. Р. (портрет темперой, 1921). ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей личных коллекцийЗ. Е. Серебрякова. Эрнст С. Р. (портрет темперой, 1921). ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей личных коллекций
Дата рождения 1894(1894)
Место рождения Ярославская губерния
Дата смерти 1980(1980)
Место смерти Париж
Страна Россия, Франция
Научная сфера Искусствоведение
Место работы Эрмитаж
Альма-матер Императорский Санкт-Петербургский (Петроградский) университет
Известен как автор монографий о русских художниках начала XX века

Серге́й Ростисла́вович Эрнст (1894[1]1980) — русский искусствовед, автор ряда монографий о русских художниках начала XX века, художественный критик, художник-график.

Биография

Родился в Ярославской губернии в семье врача Ростислава Вильгельмовича Эрнста (1855—1909/1910). Начинал учиться в Рыбинске, затем окончил Вологодскую мужскую гимназию. С 1912 по 1919 год учился на историко-филологическом факультете Императорского Санкт-Петербургского (затем Петроградского) университета. Ещё будучи студентом, начал работать в Русском музее. Был помощником хранителя Музея современного искусства при Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств, в 1916 году вошёл в совет музея.

Публиковал искусствоведческие статьи в ведущих историко-художественных журналах того времени «Старые годы» и «Русский библиофил», позднее писал для журналов «Среди коллекционеров» и «Жар-птица».

В начале 1920-х годов жил в Петрограде вместе со своим другом, бывшим однокурсником, театральным декоратором и графиком Д. Д. Бушеном в фамильном доме семьи архитекторов и художников Бенуа на Никольской улице (теперь улица Глинки, 15). В 1918—1925 годы работал в Эрмитаже. В 1925 году С. Р. Эрнст и Д. Д. Бушен уехали в командировку из СССР в Париж и не вернулись. Публиковал работы о русском искусстве, стал художественным экспертом в антикварных кругах Парижа. Вместе с Д. Д. Бушеном участвовали в эмигрантской культурной жизни, во время Второй мировой войны — в деятельности французского Сопротивления[2].

Северный кружок любителей изящных искусств

С. Р. Эрнст был одним из самых активных деятелей «Северного кружка любителей изящных искусств» (СКЛИИ) — первого культурно-просветительского общества, образованного в Вологде в 1906 году местными художниками и другими представителями интеллигенции. Являлся членом комиссии кружка по составлению книги Г. К. Лукомского «Вологда в её старине», автором публикаций в журнале кружка «Временник», среди которых статья «Церковь Святого Николы во Владычной слободе (во Фрязинове)» (Вологда: Сев. кружок любителей изящ. искусств, 1916. — 5 с., 4 л. ил.). Будучи в 1916 году секретарём кружка, опубликовал статью «Десятилетие Северного кружка любителей изящных искусств», запечатлевшую историю образования и деятельность СКЛИИ.

Именно благодаря творческим связям С. Р. Эрнста в Санкт-Петербурге на выставках кружка в Доме Вологодского Дворянского собрания экспонировались произведения ведущих художников начала XX века — А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, З. Е. Серебряковой, М. В. Добужинского, Б. М. Кустодиева, которые после закрытия кружка в 1920 году попали в фонды Вологодской областной картинной галереи[3].

Работы по русскому искусству

Был близок к деятелям «Мира искусства», первый автор книг о ведущих художниках русского «серебряного века» А. Н. Бенуа, Н. К. Рерихе, К. А. Сомове, З. Е. Серебряковой, В. Д. Замирайло.

Редактор и издатель петербургского журнала «Старые годы» П. П. Вейнер так вспоминал о первой встрече с ним в 1913 году:

Впервые в качестве автора появляется С. Р. Эрнст. Краснощёкий юноша, студент из Вологды, горевший любовью к искусству, уже много знавший и чувствовавший… Удивительно, как этот вологодский юноша, переселившийся в Петербург, сумел почувствовать и воспринять всю тонкость XVIII века и европейской изысканности, и легко вращался среди этих явлений, несвойственных его исходным началам, но, очевидно, свойственным его природе.

П. П. Вейнер. Библиографические листки[4]

Н. К. Рерих, с которым С. Р. Эрнст сотрудничал, являясь комиссаром несостоявшейся персональной выставки Н. К. Рериха в конце 1916 — начале 1917 года, впоследствии, находясь в Индии, оставил тревожный отзыв в своём дневнике, недоумевая и беспокоясь о невостребованности русских искусствоведов, находящихся в эмиграции:

Вот Сергей Эрнст — тоже в Париже и сейчас в лучших годах своих. Одарённый и знающий, зорко следивший за искусством. Доброжелательный и умеющий работать. Неужели все эти годы пройдут для него без широких достижений? Он любит искусство, и, казалось, для него оно было потребностью, и языками владеет. Такие деятели так нужны… Но ничего не слышно. Не случилось ли что-нибудь?

Н. К. Рерих. Листки дневника[5]

Целая серия книг С. Р. Эрнста о русском искусстве осталась неопубликованной. В последние годы он много встречался и переписывался с советскими художниками и искусствоведами. В 1990-е — 2000-е годы началось переиздание книг и статей С. Р. Эрнста, его имя по праву включается в круг основных творческих деятелей России первой четверти XX века в области искусствознания и художественной критики[3].

Библиография

  • Эрнст С. Р. А. П. Лосенко. — СПб.: тип. «Сириус», 1914. — 24 с.
  • Эрнст С. Р. Церковная старина в Петрограде. — тип. «Сириус», 1915. — 12 с.
  • Эрнст С. Р. Медальер Павел Уткин (Serge Ernst: Le medailleur Paul Outkine) // Старые годы : ежемесячник. — сентябрь 1915.
  • Картины русских художников в собрании Е. Г. Шварца. — Петроград, 1916. — 43 с.
  • Эрнст С. Р. Н. К. Рерих. — Петроград, 1918.
  • К. А. Сомов. — Петроград: Община Св. Евгении, 1918. — 111 с.
  • Эрнст С. Р. Александр Бенуа. — Петроград, 1921.[6]
  • Эрнст С. Р. В. А. Серов: очерк жизни и деятельности. — Петроград, 1921. — 115 с.
  • Эрнст С. Р. В. Замирайло. — Петроград: Аквилон, 1921. — 44 с.
  • Эрнст С. Р. З. Е. Серебрякова. — Петроград: Аквилон, 1922. — 31 с.
  • Эрнст С. Р., Бенуа А. Н. Остроумова-Лебедева. — М. — Пг.: Гос. изд-во (Гос. тип. им. Ивана Федорова), 1924. — 96 с.
  • Эрнст С. Р. (текст). Юсуповская галерея. Французская школа. — 1924. — 278 с.
  • Кроме этого, С. Р. Эрнст — автор монографии «Илья Ефимович Репин» (Л., 1927)[7].

Примечания

  1. Указывается также — 1895 год.
  2. Елизавета Кузьмина-Караваева и Александр Блок / Составители А. Н. Шустов и А. Н. Бучина. — СПб.: Издательство РНБ, 2000. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 сентября 2010. Архивировано 24 января 2010 года.
  3. 3,0 3,1 Воропанов, 2009.
  4. Вейнер П. П. Библиографические листки. «Старые годы»: их история и критика en connaissance de cause / Вст. ст., коммент., сост. И. А. Золотинкиной. — СПб.: Коло, 2008. — 288 с. — ISBN 978-8-901841-54-9.
  5. Н. К. Рерих. Листки дневника. — 1940-10-23.
  6. Обложка выполнена по рис. С. В. Чехонина; книжные украшения — Александра Бенуа. Переиздана — М.: Терра-Кн. клуб, 2004. — 256 с.
  7. Репин И. Е., Чуковский К. И., Переписка. 1906—1929. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 232.

Литература

Ссылки