Эре, Эммануэль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эммануэль Эре де Корни
Emmanuel Héré de Corny
Основные сведения
Страна  Священная Римская империя
Дата рождения 12 октября 1705(1705-10-12)
Место рождения Нанси, Лотарингия
Дата смерти 2 февраля 1763(1763-02-02) (57 лет)
Место смерти Люневиль, Лотарингия
Работы и достижения
Работа в городах Нанси, Люневиль
Архитектурный стиль Барокко
Важнейшие постройки Площадь Станислава,
Плас-д’Альянс,
Плас-де-ла-Карьер

Эммануэль Эре де Корни (фр. Léopold Emmanuel Héré de Corny) — французский архитектор, работавший в XVIII веке при дворе герцога Лотарингии Станислава Лещинского.

Биография

Родился 12 октября 1705 года в Нанси, в герцогстве Лотарингия (на тот момент в составе Священной Римской империи). Первые шаги в архитектуре сделал благодаря своему отцу, служащему при дворе герцога Леопольда I, который помог сыну попасть в помощники Жермену Бофрану, архитектора герцога Леопольда.

В 1737 году, после того как герцогом Лотарингии стал экс-король Польши Станислав Лещинский, во время строительства шато в Люневиле (фр. Château de Lunéville), Станислав замечает Эре де Корни и в 1738 году (или в 1740-м[1]) назначает его главным архитектором герцогства. Эре де Корни является архитектором часовни кармелитской церкви Сен-Жак (фр.) в ансамбле Люневильского дворца, а также провёл ряд корректировок по требованию Станислава - считается, что в лице Эре Лещинский, покровительствовавший людям науки, литературы и искусства, нашёл прекрасного исполнителя своих архитектурных замыслов.[1]

Самым известным проектом Эре является проектирование и строительство Королевской площади в Нанси, работа над которым проходила с 1751 по 1755 годы. По своим наброскам, планам и чертежам Эммануэль Эре подготовил собрание гравюр, которое было издано в Париже в 1753 году. Альбом «Plans et Elevations de la Place Royale de Nancy et des autres Edifices qui 1’environnent batie par les Ordres du Roy de Pologne» состоит из двух частей с приложением (первая часть полностью посвящена Королевской площади) и в него входят 63 гравюры Эре.[1]

Был награждён Станиславом Лещинским титулом барона де Корни.

Эре де Корни умер 2 февраля 1763 года в Люневиле. Некоторые сооружения, в частности отделочные работы, завершил архитектор Ришар Мик.

Постройки

Нотр-Дам-де-Бон-Секур, 2005 год

К произведениям архитектора Эре де Корни относятся:

Площади Нанси

Плас-Станислас с триумфальной аркой, 2006 год
Плас-де-ла-Карьер и Дворец губернатора со стороны Триумфальной арки и Плас-Станислас

К наиболее известным работам Эммануэля Эре де Корни относится комплекс парадных площадей в Нанси, реализованный в период с 1752 по 1756 годы и состоящий из трёх площадей[3]:

Работу над этим проектом Эре де Корни начал по приказу Станисласа Лещинского, герцога Лотарингии. Первой появилась площадь Станислава, затем, когда в 1756 году французским королём Людовиком XV и императрицей Марией Терезией Австрийской (женой Франца I, императора Священной Римской империей и бывшего герцога Лотарингского) был подписан Договор об альянсе между Францией и Австрией, была спроектирована и построена Плас-д’Альянс. По заказу Станислава скульптором Поль-Луи Сиффле был создал фонтан в честь Альянса, который был установлен на узле между площадями.

Комплекс носит замкнутый характер, все площади имеют разную форму (Плас-Станислас — прямоугольная, Плас-д’Альянс — овальная, Плас-де-ла-Карьер — вытянутая)[4], а стиль самого градостроительного ансамбля переходит от раннего французского классицизма к рококо и является связующим звеном между средневековыми кварталами Нанси с застройкой эпохи Возрождения. Площади соединены полукруглыми колоннадами и триумфальной аркой, воспроизводящей формы древней арки Септимия Севера. От улиц площади отделены золочёнными решётками, которые вместе с фонтанами и фонарями являются выдающимися памятниками художественного литья. Что примечательно, площадь Станислава, окружённая по периметру роскошными особняками, расположена на территории бывшего герцогского огорода.

В 1983 году все три площади, как единый архитектурный комплекс, были включены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.[5][6]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Об одном суперэкслибрисе из Библиотеки Эрмитажа. Геральдика Сегодня. Дата обращения: 20 января 2011. Архивировано 6 сентября 2013 года.
  2.  (фр.) Eglise Notre-Dame de Bonsecours Архивная копия от 26 марта 2016 на Wayback Machine на официальном сайте исторических монументов Франции
  3. Алешина Л. С. Искусство 18 века. Архитектура // Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков / Под общей редакцией Колпинского Ю. Д., Ротенберга Е. И.. — М.: Искусство, 1963. — Т. IV.
  4. Сто М. Франция XVIII века: Архитектура рококо (недоступная ссылка — история ). Искусство стран Европы. Я — Иностранка: История Искусств. Дата обращения: 19 января 2011. (недоступная ссылка)
  5. Place Stanislas, Place de la Carrière and Place d’Alliance in Nancy Архивная копия от 1 января 2006 на Wayback Machine (англ.) на сайте ЮНЕСКО.
  6. Площади Плас-Станислас, Плас-де-ла-Карьер и Плас-д’Альянс в городе Нанси Архивная копия от 16 октября 2009 на Wayback Machine (рус.) на портале ЮНЕСКО — Наследие Архивная копия от 30 мая 2011 на Wayback Machine.