Гарин, Эраст Павлович

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Эраст Павлович Гарин»)
Эраст Гарин
Erast Garin.jpg
Имя при рождении Эраст Павлович Герасимов
Дата рождения 10 ноября 1902(1902-11-10)
Место рождения Рязань, Российская империя
Дата смерти 4 сентября 1980(1980-09-04) (77 лет)
Место смерти Москва, РСФСР, СССР
Профессия актёр
театральный режиссёр
кинорежиссёр
сценарист
Годы активности 1919—1978
Театр Театр имени Вс. Мейерхольда
Ленинградский театр комедии
Театр-студия киноактёра
Награды

Эра́ст Па́влович Га́рин (настоящая фамилия — Гера́симов; 28 октября [10 ноября] 1902, Рязань — 4 сентября 1980, Москва) — советский актёр, режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист СССР (1977), лауреат Сталинской премии II степени (1941).

Биография

Родился в Рязани в семье лесничего Павла Эрастовича Герасимова, до восьми лет жил в селе Песочня Сапожковского уезда, где служил его отец. Мать — Мария Михайловна, в девичестве Гарина (её фамилию актёр впоследствии взял в качестве сценического псевдонима)[1], «передала сыну по наследству то, что Гарин называл творческой выходкой». Бабка по отцу — помещица Елизавета Ивановна, владела угодьями в районе села Дмитровский Погост и домами в Рязани, бабка по матери — Екатерина Дмитриевна, заядлая картёжница, к которой съезжался весь рязанский бомонд[2].

Учился в Рязанской гимназии. Окончив её в 1919 году, ушёл добровольцем в Красную армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани (позже — 1-й самодеятельный театр Красной армии) (1919—1921)[3], где участвовал в комедии Я. Княжнина «Сбитеньщик». Там же взял сценический псевдоним «Гарин». С этим театром попал в Москву, где был замечен Вс. Мейерхольдом, давшим ему совет учиться. В 1921 году поступил в руководимые Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские (позже — Государственные экспериментальные театральные мастерские Наркомпроса РСФСР), которые окончил в 1926 году[3], одновременно вёл работу в Красной армии в создаваемой там «живой газете».

Эраст Гарин в 1920-е годы

В 1922—1936 годах — актёр Государственного театра имени Мейерхольда[3]. Вс. Мейерхольд ценил его аналитический, трезвый ум, прислушивался к его мнению. Э. Гарин стал одним из любимых учеников и актёров Вс. Мейерхольда.

Гарин и Мейерхольд на репетиции «Ревизора»

Первую большую работу актёр получил в спектакле «Д. Е.» («Даёшь Европу!») — иронично-политическое обозрение М. Подгаецкого по романам И. Эренбурга «Трест Д. Е.» и Б. Келлермана «Туннель» (1924), где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность. Уже наметились черты будущего «гаринского стиля» — неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика, жесты. Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли, использовал приёмы эксцентрики, буффонады. Э. Гарин сразу выдвинулся в ряд ведущих актёров Вс. Мейерхольда, работа с которым определяющим образом повлияла на всё его творчество.

Славу и признание принесла Э. Гарину роль Гулячкина (пьеса «Мандат» Н. Р. Эрдмана, 1925)[4]. Критики отмечали хамелеонство Гулячкина, при всей его «мелкотравности» образ «приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры». Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина. Хамелеонство отмечалось и в роли ХлестаковаРевизор» Н. В. Гоголя, (1926), «но во всех превращениях гаринского Хлестакова неизменно сохранялась нотка холодноватой, зловещей надменности». Гаринский Хлестаков стал самым молодым в истории российской сцены. Его Чацкий в «Горе уму» (1928) по «Горе от ума» А. Грибоедова был непохож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным. Э. Гарин оказался не просто актёром комедийным, эксцентричным, актёром-простаком, каким его видели до Чацкого: он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Вс. Мейерхольда в спектакле. Первые роли в Театре имени Вс. Мейерхольда оказали большое влияние на всю последующую творческую судьбу актёра и предопределили его склонность к жанру сатиры, близкой к эксцентрике и буффонаде.

На пробах к фильму «Юность Максима» (1934)

Артист обладал ярко выраженной комической внешностью — худощавым телосложением (которое подчёркивалось ношением мешковатых костюмов), выразительным лицом с длинным острым носом, оттопыренными ушами и глубоко посаженными глазами (с особым остекленевшим взглядом), выдающейся вперёд нижней губой, а главное — высоким, старческим и пронзительным голосом, манерой «проглатывать» слова, при помощи которых он делал своих героев, если это требовалось, философскими и невыносимыми. Был неотразим в гротескных комических ролях, в которых воплощал резко отрицательных персонажей.

В 1934 году — актёр Рабочего театра Пролеткульта (художественный руководитель С. Эйзенштейн)[3].

В 1936 году, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, перешёл от Вс. Мейерхольда в Ленинградский Театр комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова), где работал актёром и режиссёром до 1949 года[3], поставив несколько спектаклей. Однако своей дружбы и творческих связей со своим учителем не прерывал. В 1938 году, когда Театр имени Вс. Мейерхольда был закрыт, а сам Мейерхольд подвергся гонениям и нападкам, Гарин оставался преданным учителю до конца. В 1939 году Вс. Мейерхольд был арестован. Свой последний вечер он провёл с Э. Гариным и его женой Х. Локшиной, обсуждая их дебют — киноленту «Женитьба» (1937).

«Женитьба», представляющая собой сочетание фильма и театрального спектакля, была снята Э. Гариным (он же выступил в роли Подколёсина) с Х. Локшиной в «Первой художественной мастерской» С. Юткевича[5] и вызвала самые разные отклики зрителей и критики, от восторженных до разгромных. После краткого, но, в целом, успешного пребывания на экранах летом 1937 года картина была изъята из кинотеатров и подверглась разгрому в ходе развернувшейся в это время кампании борьбой с «мейерхольдовщиной». Негатив был смыт, прокатные копии уничтожались, и в настоящее время не найдена ни одна из них. Поиски в фильмотеках других стран, начатые ещё самим Э. Гариным и продолжавшиеся до последнего времени, пока успеха не принесли[6].

Гарин с Локшиной вернулись в театральную режиссуру. В Ленинградском Театре комедии они поставили пьесу «Сын народа» Ю. Германа, где Э. Гарин исполнил главную роль. Спектакль имел огромный успех у зрителей и получил хорошую критику, что дало возможность режиссёрам экранизировать пьесу и, тем самым, вернуться в кинематограф.

Подобная практика вполне укладывалась в рамки творческой мастерской С. Юткевича, где практически каждый снимаемый фильм вышел из поставленного ранее театрального спектакля. Экранизация получила название «Доктор Калюжный». Художественный совет киностудии «Ленфильм» наотрез отказал Э. Гарину в исполнении главной роли, поскольку его облик, по мнению его членов, не укладывался в рамки советского положительного героя. Роль Калюжного сыграл актёр Московского театра Революции (ныне Московский театр имени В. Маяковского) Б. Толмазов, который в точности повторил весь пластический рисунок роли, сыгранной Э. Гариным в театре. Лишь некоторые актёры перешли в фильм из спектакля, например, травести М. Барабанова.

На гонорар, полученный за фильм «Доктор Калюжный», Э. Гарин и Х. Локшина переехали в столицу. В Москве они поступили на студию «Союздетфильм» (ныне Киностудия имени М. Горького), где уже работал С. Юткевич с остатками своей мастерской, снимался также на «Мосфильме». Осенью 1941 года вместе с коллективом «Союздетфильма» Гарин и Локшина были отправлены в эвакуацию[7][3].

Конверт Почты России, 2009 год.
Э. Гарин в роли короля, «Золушка» (1947)

С 1946 года работал также актёром и режиссёром в актёрской студии при «Мосфильме» (Театр-студия киноактёра)[3]. В последние годы жизни поставил там спектакль «Горе от ума» А. Грибоедова, повторив постановку Вс. Мейерхольда (где он играл Чацкого), роль Чацкого исполнял А. Золотницкий. И хотя постановка всеми признавалась как удачная, в целом у зрителя спектакль успехом не пользовался.

В 1966 году, во время завершения съёмок фильма «Весёлые расплюевские дни», случайно произошло травмирование глаза крепко спрессованным снежком[8]. Гарину удалили один глаз, второй — практически не видел. Его перестали приглашать на съёмки и в спектакли. Много лет актёр был вынужден озвучивать мультфильмы на студии «Союзмультфильм»[9][10].

Много работал на радио[8], осуществил ряд радиопостановок, положив начало жанру монодраматического звукового спектакля. Озвучивал персонажей в мультипликации[11].

Скончался 4 сентября 1980 года[3][12][комм. 1]. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок № 17)[14].

Семья

  • отец — Павел Эрастович Герасимов, лесничий;
  • мать — Мария Михайловна Гарина;
  • бабушка по отцовской линии — Елизавета Ивановна, жила в селе Дмитровский Погост (Дмитрия Солунского), Егорьевского уезда, Рязанской губернии;
  • бабушка по материнской линии — Екатерина Дмитриевна;
  • сестра — Татьяна Павловна Герасимова (1898—1951)[15];
  • жена (1922—1980, с перерывом) — Хеся Александровна Локшина (1902—1982), режиссёр и сценарист;
  • жена (1935—1941) — Любовь Саввишна Фейгельман (1914—2003; позже известна как Руднева), писатель, литературовед и театровед;
    • дочь — Ольга Эрастовна Гарина (род. 1938)[16], искусствовед.

Театральные работы

Актёр

Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (Москва)
Ленинградский театр Комедии
Театр-студия киноактёра (Москва)

Режиссёр

Рабочий театр Пролеткульта (Ленинград)
Ленинградский театр Комедии
Театр-студия киноактёра (Москва)
Московский театр сатиры

Фильмография

Актёр
Режиссёр (совместно с Х. Локшиной)
Сценарист (совместно с Х. Локшиной)

Радиопостановки

Озвучивание мультфильмов

Дублирование

Библиография

  • Воспоминания о Е. Л. Шварце // Мы знали Евгения Шварца. Л.; М.: Искусство, 1966.
  • О Мандате и о другом // Встречи с Мейерхольдом: Сборник воспоминаний. М.: ВТО, 1967.
  • Автокинография // Из истории кино // документы и материалы / Вып. 7 / редкол.: В. П. Михайлов (отв. ред.) и др. — Институт истории искусств. — М.: Искусство, 1968. — 204 с.
  • С Мейерхольдом: Воспоминания / Послесл. М. Блейман. М.: Искусство, 1974. 291 с.

Награды и звания

Память

В книге о Валентине Гафте Я. И. Гройсманом опубликованы воспоминания артиста о встрече с Гариным, произошедшей на съёмочной площадке картины «Русский сувенир», когда режиссёр предложил ему ввод в поставленный им в 1956 году спектакль «Тень» в Театре сатиры, и о последовавшем затем разговоре у него дома о роли, «Тени» и о Мейерхольде[21].

Он мне показывал какие-то скульптурки и спрашивал меня: «Знаете ли вы, кто это?» Я говорил: «Это вы». — «Нет, это Мейерхольд». Так, показав штук шесть слепков, он понял, что я ни черта про Мейерхольда не знаю. Короче говоря, были назначены первые репетиции, и я ушёл.<…> Естественно, Гарин не явился ни на одну репетицию, а репетировала со мной Хеся, которой я очень не понравился.

«Валентин Гафт. …Я постепенно познаю…» 1997[21]
Творчеству артиста посвящены телепередачи
  • 2004 — «Эраст Гарин. Легенды мирового кино», телеканал «Культура»[22]
  • 2005 — «Эраст Гарин» (цикл «Как уходили кумиры», телеканал «ДТВ»)
  • 2015 — «Короли эпизода / Эраст Гарин» («ТВ Центр»)[23]
  • 2020 — «Эраст Гарин» («Звезда»)[24]

Комментарии

  1. По данным портала «СБ. Беларусь сегодня» Э. П. Гарин скончался 26 августа 1980 года[13].
  2. Назначенный на роль Оконного Э. П. Гарин из-за принципиальных разногласий с Вс. Э. Мейерхольдом накануне премьеры «Командарма 2» в мае 1929 года подал заявление об уходе (вернулся в октябре 1930 года), роль исполнил Ф. П. Коршунов[17].

Примечания

  1. Терлеева Наталия. Рязанские корни Короля. ИА «Малая Родина» (14 сентября 2017). Дата обращения: 21 сентября 2021. Архивировано 21 сентября 2021 года.
  2. Хржановский А. Ю. Спектр жизни // Киноведческие записки : журнал. — 2002. — № 60. — С. 155—175. — ISSN 0235-8212. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Режиссёры советского художественного кино, 1982, с. 103.
  4. Искусство кино № 3, 1982, с. 116.
  5. Искусство кино № 3, 1982, с. 117.
  6. Брусянин Вадим. «Женитьба», которую никто не видел // СК-новости : газета. — 2012. — 29 октября (№ 10 (300)). — С. 19. Архивировано 6 декабря 2021 года.
  7. Искусство кино № 3, 1982, с. 121.
  8. 8,0 8,1 Искусство кино № 3, 1982, с. 125.
  9. Шаблинская Ольга. Трагичная любовь и забытье. Печальная история Эраста Гарина // Аргументы и факты : газета. — 2017. — 10 ноября. — ISSN 0204-0476. Архивировано 24 декабря 2017 года.
  10. Капков С. Мастера дураковаляния. Фрагменты ненаписанной книги // Киноведческие записки : журнал. — 2006. — № 80. — С. 237—299. — ISSN 0235-8212. Архивировано 7 марта 2014 года.
  11. 11,0 11,1 Сценаристы советского художественного кино, 1972, с. 91.
  12. 12,0 12,1 Кино. Энциклопедический словарь Юткевича, 1987, с. 90.
  13. Вассанская Жанна. Эраст Гарин. Беларусь сегодня (9 июля 2005). Дата обращения: 1 июля 2016. Архивировано 24 декабря 2017 года.
  14. Двамал. Гарин Эраст Павлович (1902—1980). Могилы Знаменитостей. Виртуальный некрополь. Дата обращения: 10 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.
  15. Примечания / № 38 // Искусство кино : журнал. — 2002. — Декабрь (№ 12). — ISSN 5-85200-415-4. Архивировано 8 декабря 2021 года.
  16. Немировская М. Дмитрий Шостакович и другие // Информпространство : газета. — 2006. — № 9. Архивировано 29 мая 2012 года.
  17. Ученик чародея // Книга об Эрасте Гарине / Биохроника, письма к Х. А. Локшиной, воспоминания об артисте / Сост., подгот. текст., коммент. А. Ю. Хржановского. — М.: Издательский дом «Искусство», 2004. — 383 с. — ISBN 5-85200-415-4. Архивная копия от 19 мая 2022 на Wayback Machine
  18. Указ Президинма Верховного Совета СССР «О награждении особо отличившихся работников кинематографии», 1 февраля 1939 г. // Советское искусство : газета. — 1939. — 2 февраля (№ 16 (596)). — С. 3. Архивировано 4 октября 2021 года.
  19. Режиссёры советского художественного кино, 1982, с. 104.
  20. 20,0 20,1 Гарин Эраст Павлович — Киносозвездие — авторский проект Сергея Николаева. Дата обращения: 15 февраля 2012. Архивировано 21 августа 2011 года.
  21. 21,0 21,1 Гройсман Я. И. Валентин Гафт. …Я постепенно познаю…. — Н. Новгород: ДЕКОМ, 1997. — 288 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-89533-027-4.
  22. Эраст Гарин. Легенды мирового кино. Вокруг ТВ. Дата обращения: 6 декабря 2021. Архивировано 6 декабря 2021 года.
  23. Короли эпизода / Эраст Гарин. ТВ Центр (2015). Дата обращения: 2 декабря 2021. Архивировано 2 декабря 2021 года.
  24. «Эраст Гарин. Звезда (10 июня 2020). Дата обращения: 2 декабря 2021. Архивировано 2 декабря 2021 года.

Литература

Ссылки