Энергия — Буран

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Buran2.jpg

«Энергия» — «Буран» — космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). Одна из двух реализованных в мире систем МТКС, программа была ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс шаттл». Свой первый и единственный космический полёт орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года. Программа была начата в 1974 году[1]:3, а в 1993 году было принято решение о прекращении работ и консервации созданного задела[2][3]. Генеральным конструктором многоразовой транспортной космической системы «Энергия» — «Буран» был Семенов Юрий Павлович, главным конструктором Игорь Николаевич Садовский (с 1977 года) и Губанов Борис Иванович (с 1982 года)[1]:2.

Программа «Энергия» — «Буран» обошлась бюджету в 14 миллиардов рублей (не считая еще 400 миллионов рублей на постройку «Бурана», 210 миллионов рублей на ракету-носитель «Энергия»[4] и сам запуск), что составляет примерно два триллиона по курсу 2016 года[5][6][7]. По другим данным, программа обошлась в 16,5 млрд рублей[8].

В мае 2016 года в Центре имени Хруничева был восстановлен департамент по многоразовым средствам выведения. В штат были приглашены специалисты, которые создавали в свое время «Буран». Департамент возглавил Павел Анатольевич Лехов, один из проектировщиков системы «Энергия» — «Буран»[9].

История проекта

Образец «Бурана» ОК-ГЛИ (БТС 002) для тестирования в атмосфере. Авиа-космический салон МАКС, 1999.
БТС-002

Необходимость создания советской многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведённых Институтом прикладной математики АН СССР и НПО «Энергия» в период 19711975 годов. Было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Спейс шаттл, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара[10][11].

В 1950-х — 1960-х годах в СССР и США разрабатывалось несколько проектов многоразовых космических систем (например, «Спираль»), но они были закрыты на разных этапах[12].

В 1972 году, сразу после принятия решения президента США о начале широкомасштабных работ по программе «Спейс шаттл», в СССР была проведена серия закрытых совещаний по этой проблеме. Многие специалисты указывали, что такая система существенно проигрывает по экономичности выведения полезных грузов на орбиту обычным одноразовым ракетам-носителям и не даёт особых преимуществ в военном отношении; отсутствуют также серьёзные задачи, требующие возврата с орбиты космических аппаратов. Высказывались даже мнения о том, что это масштабная дезинформация или очередной блеф с целью втягивания СССР в новый виток космического противостояния и гонки вооружений. Именно неизвестность будущих задач программы «Спейс шаттл» обусловила в дальнейшем стратегию его копирования для обеспечения аналогичных возможностей для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника[13].

Советское руководство внимательно наблюдало за развитием программы «Спейс шаттл», но, предполагая худшее, искало «скрытую военную угрозу», что сформировало два основных предположения:

  • Возможно использование космических челноков в качестве носителей ядерного оружия.
  • Возможно использование космических челноков для похищения с орбиты Земли советских спутников, а также ДОС (долговременных обитаемых станций) «Салют» и ОПС (орбитальных пилотируемых станций) «Алмаз» ОКБ-52 В. Челомея. Для защиты, на первом этапе, советские ОПС оснащались модифицированной автоматической пушкой НР-23 конструкции Нудельмана — Рихтера (система «Щит-1»), которую позднее должна была сменить система «Щит-2», состоящая из двух ракет класса «космос-космос». Предположение о «похищениях» основывалось исключительно на габаритах грузового отсека и возвращаемой полезной нагрузке, открыто объявленным американскими разработчиками шаттлов, близким к габаритам и массе «Алмазов». О габаритах и весе разрабатывавшегося в то же время американского спутника оптической разведки KH-11 KENNAN советское руководство информировано не было.

В результате, советская космическая отрасль получила задание создать многоразовую космическую систему многоцелевого военно-гражданского назначения с характеристиками, аналогичными системе «Спейс шаттл»[14].

Разработка многоразовой транспортной космической системы «Энергия» — «Буран» началась в 1974 году, её главным конструктором был Борис Иванович Губанов[1]:2,3.

Первая версия советской транспортной космической системы (ОС-120), предложенная в 1975 году, по сути отличалась от системы «Спейс шаттл» только наличием 4 жидкотопливных ускорителей первой ступени вместо 2 твердотопливных у американской системы.

В 1976 году была предложена существенно изменённая версия (ОК-92) — двигатели второй ступени были перемещены с орбитального корабля-космоплана на бывший отделяемый топливный бак второй ступени, что позволило совместить разработку многоразового корабля с созданием универсальной сверхтяжёлой ракеты «Энергия». В 1978 году проект «Бурана» приобрёл свой окончательный вид[12].

В 1976 году была официально утверждена строго засекреченная программа «Энергия»-«Буран». 70 министерств и ведомств и 1286 предприятий СССР (более 1 млн человек) принимали участие в создании системы, общие расходы на программу за 18 лет превысили 16 млрд рублей в ценах 1990 года[15]. Для сравнения, полные расходы на программу «Шаттл» за всё время её существования должны превысить 160 млрд долларов США.

Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния». Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль».

Производство орбитальных кораблей осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года; к 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом (на барже под тентом) в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Жуковский) — воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) — на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур.

Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса (ВПП) на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный (Хороль) в Приморье, а также построены или усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР (на Кубе, в Ливии). К 1988 году специально для транспортировки с запасных аэродромов Киевским авиационным производственным объединением был создан Ан-225 «Мрия».

Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме. Расчёт траектории движения и управление параметрами движения на всех этапах полёта осуществлялся бортовым вычислительным комплексом на основе ЭВМ "Бисер-4" («Шаттл» мог совершать посадку только на ручном управлении[источник не указан 1608 дней]). Программное обеспечение было разработано Институтом прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН.

Данный факт — полёт орбитального самолёта в космос и его посадка в автоматическом режиме, под управлением бортового компьютера — вошёл[источник не указан 1608 дней] в книгу рекордов Гиннеса.

Причины, по которым работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены фактически ещё до распада СССР, остаются до конца неясны[кому?]. Судя по данным, приведённым Федеральным космическим агентством в 2004 году[источник не указан 1831 день], сомнения в целесообразности продолжения работ по «Бурану» и всей программы его создания возникли у самого заказчика — у Министерства обороны СССР. И хотя на Совете обороны СССР уже после успешных испытаний часть руководства этого ведомства решительно подтвердила необходимость «Бурана» для страны в целом и её обороноспособности в частности, само Министерство обороны страны в итоге, а вслед за ним и её политическое руководство не поддержало эту точку зрения. Спустя 15 лет после успешного испытания системы «Энергия-Буран» Роскосмос констатировал[где?], что эта система опередила время, а Министерство обороны СССР и промышленность страны оказались не готовы к её использованию.

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в мае 1993 года программа окончательно закрыта[3]. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Значительная часть технической информации о ходе полёта недоступна сегодняшнему исследователю, так как была записана на магнитных лентах для компьютеров БЭСМ-6, исправных экземпляров которых не сохранилось[источник не указан 1831 день]. Частично воссоздать ход исторического полёта можно по сохранившимся бумажным рулонам распечаток на АЦПУ-128 с выборками из данных бортовой и наземной телеметрии[16].

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия[3] программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Известно[кому?], например, о наличии макетных образцов у Ракетно-космической корпорации «Энергия» и у НПО «Молния»[источник не указан 1831 день].

Полноразмерный аналог «Бурана», имевший обозначение БТС-002, был изготовлен для лётных испытаний в атмосфере Земли. В его хвостовой части стояли четыре турбореактивных двигателя, позволявшие ему взлетать с обычного аэродрома. В 1985—1988 годах его использовали в ЛИИ им. М. М. Громова (город Жуковский, Московская область) для подготовки лётчиков-испытателей перед полётами в космос.

Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используется в ракетно-космической технике России и других стран[17].

Версии возрождения проекта

После катастрофы шаттла «Колумбия» в 2003 году в России высказывались мнения о необходимости возрождения программы «Буран»[18].

До 2006 года велась разработка нового проекта многоразового космического корабля МАКС, космического аппарата «Клипер». В качестве более приоритетной задачи стало рассматриваться создание частично-многоразового корабля с более универсальным назначением, в частности способного осуществить лунную миссию. К 2016 году от данных систем окончательно отказались в пользу ППТС с частично-многоразовым КК ПТКНП («Федерация»).

Сравнение с аналогами

При внешнем сходстве с американским «шаттлом» орбитальный корабль программы «Буран» имеет принципиальное отличие — он способен совершать посадку в полностью автоматическом режиме с использованием бортового компьютера (данная возможность была продемонстрирована в ходе единственного осуществленного запуска).

Второе принципиальное отличие заключается в том, что собственные двигатели «Бурана» не используются на большей части активного участка выведения корабля на орбиту — его выводит ракета-носитель «Энергия», тогда как «Шаттл», начиная с момента старта, выходит на орбиту на своих двигателях (в дополнение к двум твердотопливным ускорителям).

Сам же «Буран» имел существенно большие возможности орбитального маневрирования, в том числе по высоте.

Люди «Бурана»

В 2004 году Федеральным космическим агентством России был подготовлен и опубликован фотоальбом «Многоразовая космическая система „Энергия — Буран“», содержащий более 1000 уникальных фотографий, посвящённых этой программе, включая фотографии многих десятков активных участников этих событий.

В 1976 году для участия в космической программе «Буран» в ходе 6-го набора космонавтов ЦПК ВВС в отряд космонавтов 1-го НИИЦПК имени Ю. А. Гагарина на должность слушателя-космонавта были зачислены девять лётчиков: капитаны Александр Волков, Леонид Иванов, Леонид Каденюк, Николай Москаленко, Сергей Протченко, Евгений Салей и Владимир Титов, старшие лейтенанты Владимир Васютин и Анатолий Соловьёв[19]. В 1977 году в ходе 7-го набора космонавтов ЦПК ВВС дополнительно в эту группу были зачислены лётчики Александр Викторенко и Николай Греков. Все лётчики прошли подготовку в качестве слушателей 267-го Центра испытания авиационной техники и подготовки лётчиков-испытателей в городе Ахтубинске Астраханской области с целью получения квалификации «лётчика-испытателя» для дальнейших работ по программе «Буран»[20].

Первый набор: Волчья стая

Группа лётчиков-испытателей для участия в проекте «Буран» начала формироваться в 1977 году при ЛИИ им. Громова, первоначально в неё планировалось зачислить 8 человек. Ещё до сформирования группы двое кандидатов погибли: Виктор Иванович Букреев умер 22 мая 1977 года от ожогов, полученных 17 мая при аварии МиГ-25ПУ, а Александр Иванович Лысенко погиб 3 июня 1977 года при выполнении испытательного полёта на МиГ-23УБ.

Всего в первую группу 12 июля 1977 года было зачислено 6 человек:

Николай Садовников в конце 1977 года перешёл из ЛИИ на работу в КБ Сухого. В конце 1978 года командиром отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А», готовившегося к полётам на «Буране», был назначен Игорь Волк. Отряд космонавтов-испытателей проекта «Буран» был официально создан 10 августа 1981 года, его командиром был также назначен И. П. Волк. Во многом благодаря незаурядным талантам этого человека, отряд полностью отработал сложнейшие задачи пилотирования уникальной машины.

Состоялось всего 24 испытательных полёта (в режиме самолёта) на макете «Бурана» для отработки его пилотирования. За годы испытаний погибла половина лётчиков из отряда, готовившегося к полётам на «Буране»[21], однако эти трагические события были связаны с другими программами:

  • Олег Григорьевич Кононенко погиб 8 сентября 1980 года при испытаниях палубного штурмовика Як-38.
  • Анатолий Семёнович Левченко умер 6 августа 1988 года от опухоли головного мозга.
  • Римантас Антанас-Антано Станкявичус погиб 9 сентября 1990 года в катастрофе Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареда в Италии.
  • Александр Владимирович Щукин погиб 18 августа 1988 года в испытательном полёте на спортивном самолёте Су-26М.

Набор 1982—1985

В этот период наиболее интенсивной подготовки по проекту «Буран» кандидатами в отряд космонавтов-испытателей ЛИИ им. Громова были зачислены:

25 апреля 1983 года

12 июня 1984 года

2 января 1986 года

5 июня 1987 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) всем им была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

Набор 1988

В 1987 году был отобран в ГКНИИ ВВС для работы по программе «Буран» А. С. Пучков[22].

В 1988 году на медицинское обследование был направлен летчик-испытатель ЛИИ Ю. В. Приходько.

22 марта 1989 года он был назначен кандидатом в отряд космонавтов. В 1989 году он приступил к общекосмической подготовке (ОКП) в ЦПК им. Ю. А. Гагарина, а после её окончания в 1990 году был назначен на должность космонавта-испытателя ЛИИ.

Роспуск отряда космонавтов

Официально Отряд космонавтов ЛИИ прекратил своё существование в 2002 году, надолго пережив официально закрытую в 1993 году[3] программу «Буран». Из всех отобранных и прошедших подготовку космонавтов отряда в космосе были лишь двое — Игорь Волк и Анатолий Левченко.

Перечень изделий

К моменту закрытия программы (в 1993 году[3]) было построено или велось строительство пяти лётных экземпляров корабля «Буран»:

Перечень макетов

  • БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0.01) использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса. В 1993 году полноразмерный макет был передан в лизинг обществу «Космос — Земля» (президент — космонавт Герман Титов). До июня 2014 года был установлен на Пушкинской набережной Москвы-реки в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. По состоянию на декабрь 2008 года в нём был организован научно-познавательный аттракцион. В ночь с 5 по 6 июля 2014 года макет перемещён на территорию ВДНХ[32][33][34].
  • ОК-КС в технопарке Сириус в Сочи
    ОК-КС (изделие 0.03) является полноразмерным комплексным стендом. Использовался для отработки воздушной транспортировки, комплексной отработки ПО, электро-радиотехнические испытания систем и оборудования. До 2012 года находился в корпусе контрольно-испытательной станции РКК «Энергия», город Королёв. Был перемещён на прилегающую к корпусу центра территорию, где сейчас проходит консервацию. После консервации был установлен на специально подготовленной площадке территории РКК «Энергия»[35]. В 2017 году был перевезён в Сочи[36][37] и в настоящее время является частью научно-популярной выставки о космосе Парка науки и искусства центра «Сириус»[38].
  • ОК-МЛ1 (изделие 0.04) применялся для габаритных и весовых примерочных испытаний. В январе 2007 года, после мародёрства, с помощью транспортного агрегата был перевезён на открытую площадку № 2 и размещён на охраняемой стоянке рядом с Музеем космодрома Байконур. Макету был придан вид летавшего в космос «Бурана».
  • ОК-ТВА (изделие 0.05) применялся для тепло-вибро-прочностных испытаний. Находится в ЦАГИ.
  • ОК-ТВИ (изделие 0.06) являлся моделью для тепло-вакуумных испытаний. Располагается в НИИХимМаш, г. Пересвет Московской области.
  • ОК-МТ (изделие 0.15) использовался для отработки предстартовых операций (заправка корабля, примерочно-стыковочных работ и др.). В настоящее время находится на площадке Байконура 112А, (45°56′25″ с. ш. 63°19′08″ в. д.HGЯO) в сооружении 80. Является собственностью Казахстана.
  • (изделие 0.08) — макет представляет собой только модель кабины с аппаратной начинкой. Использовался для отработки надежности катапультируемых кресел. После окончания работ находился на территории 29-й клинической больницы в Москве, затем был перевезён в подмосковный Центр подготовки космонавтов. В настоящее время находится на территории 83-й клинической больницы ФМБА (с 2011 — Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА).

Итоги программы

Программа была закрыта в 1993 году[3]. Технические наработки, созданные в процессе реализации данной программы, в настоящее время используются в российской космической промышленности[источник не указан 2696 дней]. Опыт программы будет использован для создания РКН Союз-5 и сверхтяжелого носителя[39].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Губанов Б. «Энергия» — «Буран» — шаг в будущее // Наука и жизнь. — 1989. — № 4. — С. 2—9.
  2. Ракета-носитель «Энергия» — перспективы. Дата обращения: 17 февраля 2013. Архивировано 18 февраля 2013 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Архивированная копия. Дата обращения: 1 декабря 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  4. Б.И.Губанов. Триумф и трагедия «Энергии» глава 44. www.buran.ru. Дата обращения: 31 января 2021. Архивировано 6 февраля 2021 года.
  5. Третий подход к рекордному весу (19.09.2016). Дата обращения: 22 сентября 2016. Архивировано 21 сентября 2016 года.
  6. Архивированная копия. Дата обращения: 24 декабря 2016. Архивировано 26 мая 2015 года.
  7. Журнал «Юный Техник». Дата обращения: 24 декабря 2016. Архивировано 25 декабря 2016 года.
  8. Опыт проекта "Энергия-Буран" учтут при создании новой ракеты "Союз-5" (20.06.2107). Дата обращения: 25 июля 2017. Архивировано 29 июля 2017 года.
  9. «Роскосмос» готовится к созданию многоразовой ракеты. Известия (29 июня 2016). Дата обращения: 29 июня 2016. Архивировано 29 июня 2016 года.
  10. РКК «Энергия» имени С. П. Королёва (история) (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 апреля 2006. Архивировано 4 апреля 2006 года.
  11. Б. Е. Черток. Ракеты и люди. Лунная гонка / Глава 20. Архивная копия от 15 марта 2008 на Wayback Machine
  12. 12,0 12,1 Краткая история создания многоразового орбитального корабля «Буран». Дата обращения: 17 октября 2009. Архивировано 29 мая 2010 года.
  13. Советская копия шаттла — многоразовая космическая система с орбитальным самолётом ОС-120. Дата обращения: 17 октября 2009. Архивировано 28 мая 2010 года.
  14. Многоразовый орбитальный корабль «Буран». Дата обращения: 5 января 2011. Архивировано 3 января 2011 года.
  15. Многоразовая космическая система «Энергия — Буран». М.: НПП «ОмВ — Луч», 2004. — 356 с.
  16. А. Рудой. Счищая плесень с цифр Архивная копия от 2 ноября 2016 на Wayback Machine // Компьютерра, № 34 от 27 сентября 2007
  17. «„Буран“ — прорыв к сверхтехнологиям» Архивная копия от 4 ноября 2007 на Wayback Machine — выступление Ген. конст. НПО «Молния» Г. Е. Лозино-Лозинского на научно-практической выставке-конференции, 1998
  18. В. Залесский. ВСПОМНИМ О «БУРАНЕ» Архивная копия от 20 октября 2011 на Wayback Machine // «Завтра», № 7 (482) от 11.02.2003
  19. 6-й набор в отряд ЦПК ВВС. Космическая энциклопедия (29 января 2022). Дата обращения: 12 декабря 2023.
  20. 6-й набор в отряд ЦПК ВВС. Космическая энциклопедия (14 июня 2021). Дата обращения: 17 декабря 2023.
  21. Андрей Гаравский. Грядёт новый «Буран» Архивная копия от 3 декабря 2006 на Wayback Machine Красная звезда, 16 февраля 2006
  22. Александр Сергеевич Пучков. www.astronaut.ru. Дата обращения: 9 марта 2021. Архивировано 4 марта 2021 года.
  23. Д. Мельников. «Буран» остался без крыльев и хвоста Архивная копия от 25 января 2011 на Wayback Machine Вести.ру, 2 сентября 82010
  24. Тушинский машиностроительный завод, на котором строился космический челнок «Буран», открестился от своего детища Архивная копия от 29 сентября 2011 на Wayback Machine ТРК Петербург — Пятый канал, 30 сентября 2010
  25. Остатки «Бурана» распродают по кускам Архивная копия от 9 июля 2014 на Wayback Machine РЕН-ТВ, 30 сентября 2010
  26. «Бурану» дадут шанс (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 июня 2011. Архивировано 14 января 2012 года.
  27. Гнивший в Тушино «Буран» приведут в порядок и покажут на авиасалоне. Дата обращения: 24 июня 2011. Архивировано 31 октября 2013 года.
  28. Russian space shuttle in Port of Rotterdam Архивная копия от 18 ноября 2009 на Wayback Machine (англ.)
  29. Конец одиссеи Бурана (14 фотографий) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 октября 2009. Архивировано 16 июня 2008 года.
  30. Д. Мельников. Конец одиссеи «Бурана» Архивная копия от 11 апреля 2008 на Wayback Machine Вести.ру, 5 апреля 2008
  31. Советский шаттл «Буран» приплыл в немецкий музей Архивная копия от 14 апреля 2008 на Wayback Machine Лента.ру, 12 апреля 2008
  32. «Буран» перевозят из московского парка им. Горького (фоторепортаж) Архивная копия от 25 июня 2014 на Wayback Machine, 24 июня 2014
  33. Несколько троллейбусных и трамвайных маршрутов снимут из-за перевозки «Бурана». Дата обращения: 6 июля 2014. Архивировано 7 июля 2014 года.
  34. «Буран» перевезли из Парка Горького на ВДНХ (ВИДЕО). Дата обращения: 6 июля 2014. Архивировано 9 июля 2014 года.
  35. В РКК «Энергия» перемещается на новое место стендовый макет многоразового корабля «Буран» Архивная копия от 2 октября 2013 на Wayback Machine РКК «Энергия», 15 ноября 2012
  36. Макет космического корабля «Буран» отправили из Подмосковья в Сочи — Космос — ТАСС. Дата обращения: 7 апреля 2020. Архивировано 7 апреля 2020 года.
  37. Макет космического корабля «Буран» доставили в «Сириус» // НТВ.Ru. Дата обращения: 7 апреля 2020. Архивировано 7 апреля 2020 года.
  38. Макет космического корабля Буран, жанровая скульптура, Россия, Краснодарский край, Сочи, микрорайон Адлер — Яндекс. Карты. Дата обращения: 7 апреля 2020. Архивировано 15 февраля 2022 года.
  39. Опыт проекта "Энергия-Буран" учтут при создании новой ракеты "Союз-5" (20 июня 2017). Дата обращения: 25 июля 2017. Архивировано 29 июля 2017 года.
  40. Б.И.Губанов. Триумф и трагедия «Энергии» глава 44. www.buran.ru. Дата обращения: 31 января 2021. Архивировано 6 февраля 2021 года.

Литература

Ссылки

Видео
  • Логотип YouTube Фарватер для «Бурана» (транспортировка Бурана из Тушино в Жуковский)
  • Логотип YouTube Последний «полёт» «Бурана» (видео о выгрузке изделия 2.01 в Жуковском)
  • Н. Бурцева, Е. Петров. Жирограф и ДРАКОН Пилюгина (недоступная ссылка). Телерадиостудия Роскосмоса. (17 мая 2008). — Фильм выпущен к 100-летию со дня рождения Главного конструктора систем управления ракет-носителей, академика Н. А. Пилюгина. Дата обращения: 27 декабря 2012 года. Архивировано 14 декабря 2014 года.