Энгельман, Эндрюс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эндрюс Энгельман
Andrews Engelmann
В фильма «Дневник падшей» (1929)В фильма «Дневник падшей» (1929)
Профессия актёр

Эндрюс Энгельман (нем. Andrews Engelmann, 23 марта 1901, Санкт-Петербург — 25 февраля 1992, Базель) — французский и немецкий актёр российского происхождения.

Биография

Андрей Энгельман, прибалтийский немец, родился 23 марта 1901 года в Санкт-Петербурге в семье купца. В 1918 году окончил реальную гимназию в Санкт-Петербурге. С 1919 года изучал медицину в военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. В 1921 году бежал через Финляндию в Берлин. В 1922 году продолжил учёбу в университете Фридриха Вильгельма; признанный беженцем, он получил от Лиги Наций так называемый «паспорт Нансена» (№ 26805; в 30-е годы из-за большого количества виз, вызванных киносъемками, он слыл «самым длинным в мире паспортом»).[1] Во время каникул Энгельман отправился во Францию и работал на стройке; случай привел его на съемочную площадку. В 1923 году благодаря успешному дебюту в роли «русского танцора» в фильме «Пламя мечты» (La flambée des reves) он поступил на работу в парижский Театр варьете, где выступал в роли месье Дуракина.[1]

В 1925 году началось сотрудничество Энгельмана с Рексом Ингремом: в его масштабной постановке «Наше море» (Mare Nostrum) он сыграл беспощадного командира немецкой подводной лодки. В дальнейшем он исполнял у Ингрема роли негодяев и бандитов.

В 1928 году снялся в фильме «Мулен Руж» режиссёра Эвальда Андре Дюпона.

Его амплуа стали темные личности всех национальностей. Будучи полиглотом, Энгельман обладал широкими возможностями в изображении порока. В 1930 году Парамаунт заключила с ним контракт на снимаемые во Франции иностранные версии американских фильмов.

В 1929 году Энгельман впервые работал в немецком кино — в качестве партнера Луизы Брукс в фильме Георга Вильгельма Пабста «Дневник падшей» (Tagebuch einer Verlorenen). В 1933 году в пропагандистском фильме Густава Учицки «Беженцы» (Flüchtlinge) он выступил в роли бесцеремонного и очень опасного советского аппаратчика. Его игра наделила образ врага живыми чертами, которые пропаганда была не в силах укротить. Энгельман обладал способностью точно персонифицировать национальные предрассудки, однако не все персонажи в его исполнени, например, английские офицеры в фильмах «Превыше всего в мире» (Über alles in der Welt, 1941) и «Карл Петерс» (Karl Peters, 1941), были свободны от карикатурности. С большим успехом ему удавались роли двойственных персонажей, например, Николая Бокши, карьериста на службе в советских органах безопасности, в фильме «ГПУ» (GPU, 1942).[1] В 1943 г. сыграл князя Потёмкина в фильме «Мюнхгаузен».

В 1946 году Энгельман, который с 1939 года был женат на актрисе Шарлотте Сузе, вернулся во Францию. До 1953 года он жил в Вирофле под Парижем и продолжал сниматься в кино.

В 1953 году обосновался в Базеле, где он, получив швейцарское гражданство, занимался производством и сбытом кондиционеров воздуха.[1]

Эндрюс Энгельман скончался 25 февраля 1992 года в Базеле.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Hans-Michael Bock (Hrsg.): CINEGRAPH. Lexikon zum deutschsprachigen Film. edition text + kritik, München 1984

Ссылки